Дополнительная общеразвивающая программа «Бумажная сказка» по бумажному конструированию с детьми 3-4 лет.
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему

Танцай Елена Мухаметдиновна

Программа направлена на художественное и нравственно-эстетическое воспитание детей 3-4 лет при обучении основам бумажного конструирования.

Бумажное конструирование является составной частью художественно-эстетического направления в развитии художественного вкуса, творческих способностей  ребенка. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовиться стать созидателем доброго мира.

Обучение в  данной программе  создает благоприятные условия для динамики творческого роста, поддерживается пытливое стремление ребенка, узнать мир во всех его красках. Расширяется кругозор ребенка, так как в процессе изготовления поделок дети знакомятся с животными, растениями, которые их окружают. Преемственность геометрических и арифметических представлений способствует более легкому усвоению материала в школе, формированию уверенности в  своих силах и успешности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_bumazhnaya_skazka_tantsay_e._m.docx60.15 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

        Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Росинка»

                                                                                                                                     Утверждаю:

                                                                                                                                       Заведующий

_________________(Морозова Л.В.)

        «_____ » _______________ 20__  г.        

Дополнительная общеразвивающая  программа

 «Бумажная сказка» по бумажному конструированию с детьми 3-4 лет.

- Направленность (художественно - эстетическая)

-студия

- Для детей  3-4лет.

- Рассчитана на 1 год обучения

Автор программы:

Танцай Елена Мухаметдиновна,

Воспитатель  по изо.  

   

                                                                                      Содержание

I. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………...2

1.1. Направленность……………………………………………………………………………………………………………….2

1.2 Педагогическая целесообразность…

1.3 Актуальность……………………………………………………………………………………………................................2.                        

1.4 Практическая значимость……………………………………………………………………………………………............3

1.5 Новизна……………………………………………………………………………………………………………………….4

 1.6Цель и задачи программы…………………………………………………………………………………………………….4.

1.7 Отличительные особенности……………………………………………………………………………………………….5

1.8 Основные формы работы……………………………………………………………………………………………………6

II. Содержание программы……………………………………………………………………………………………………..6

2.1 Принцип построения……………………………………………………………………………………………………..7

2.2 Этапы работы……………………………………………………………………………………………………………..7

2.3 Методы и приемы……………………………………………………………………………………………………………8

2.4Структура занятий…………………………………………………………………………………………………………….8

2.5 Ожидаемые результаты………………………………………………………………………………………………………8

…III.Работа с педагогами и родителями…………………………………………………………………………………………9

IV. Учебно-методический план…………………………………………………………………………………….....................9

V. Реализация программы…………………………………………………………………………………………………………9

VI. Стандарт качества услуг по предоставлению платного дополнительного образования по художественно эстетическому направлению………………………………………………………………………………………………………………………...

VII. Материально- техническое обеспечение……………………………………………………………………………………10

VIII. Список литературы………………………………………………………………………………………………………….11

Приложение№1

Приложение №2

                                                                     I.Пояснительная записка

Как говорил В.А. Сухомлинский «Исток способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике.

1.1Направленность программы

 Программа направлена на художественное и нравственно-эстетическое воспитание детей 3-4 лет при обучении основам бумажного конструирования.

Бумажное конструирование является составной частью художественно-эстетического направления в развитии художественного вкуса, творческих способностей  ребенка. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовиться стать созидателем доброго мира.

Обучение в  данной программе  создает благоприятные условия для динамики творческого роста, поддерживается пытливое стремление ребенка, узнать мир во всех его красках. Расширяется кругозор ребенка, так как в процессе изготовления поделок дети знакомятся с животными, растениями, которые их окружают. Преемственность геометрических и арифметических представлений способствует более легкому усвоению материала в школе, формированию уверенности в  своих силах и успешности ребенка.

1.2Новизна

В настоящее время имеется множество литературы по данному направлению.  В основном вся литература и методические пособия созданы для развития художественно- эстетического вкуса.  Программам по развитию мелкой моторики с младшими дошкольниками уделяется гораздо меньше внимания, так как вся методика этих программ рассчитана для детей старшего возраста.

Поэтому при составлении программы по бумажному конструированию, пришлось вычленять легкие  базовые основы бумажного конструирования, из разных источников литературы, и плавно «от простого к сложному» соотносить весь  материал с  возрастными особенностями детей.

 В отсутствии имеющихся технологий по бумажному конструированию для детей 3-4 лет и заключается новизна данной программы.

                                              1.3Актуальность  и педагогическая целесообразность

В современный «век высоких технологий», очень много детей дошкольного возраста страдают общим недоразвитием речи.

Занятия в студии «Бумажная сказка» направлены на развитие мелкой моторики рук, что положительно влияет на речевое развитие детей.

Анализируя полученные навыки детей, посещающих студию «Бумажная сказка» и наблюдая за ними в дальнейшем, воспитатели и родители отмечают у них достаточно хорошие навыки пользования ножницами, умение видеть конструктивные части целого предмета, знание геометрических форм, умение доводить начатое дело до конца.

Художественно-творческая деятельность детей с бумагой выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, нервного напряжения и обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка.  Улучшается речь ребенка, так как в процессе выполнения поделки, они делятся своими замыслом, появляется мотивация в общении  друг с другом, поделкой.

В этом актуальность данной программы

                                                                       1.4 Цель изадачи программы

Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей детей, через занятия по бумажному  конструированию.

Задачи:

Обучающие задачи:

  • Развитие познавательного интереса к миру предметов и вещей, созданных людьми.
  • Обучение различным приемам работы с бумагой.
  • Включение в познавательную деятельность  занятий, связанных с жизнью ребенка ( его социум).
  • Приобретение сенсорных навыков в работе с бумагой.

Воспитательные задачи:

  • Формирование общественной актуальности личности, культуры общения и поведения в социуме
  • Формирование навыков дисциплинированности, активности, умения договориться.
  • Развитие художественного вкуса, творческой фантазии, усидчивости, трудолюбия.

Развивающие задачи:

  • Развитие личностных свойств ребенка, таких как аккуратность, любознательность, заботливое отношение ко всему живому.
  • Формирование в ребенке потребности к познанию окружающего мира,  к самостоятельной тяге к саморазвитию.

1.5 Отличительные особенности программы

При составлении программы использовались следующие технологии:     Н. Г. Соловьева «Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром с помощью техники оригами»; Г. Корнеева  «Бумага»; А.В. Козлина «Уроки ручного труда»; Черенкова Е. «Оригами для малышей»; Е.Г Лебедева «Простые поделки из пластилина и бумаги».

Из этих работ взяты те теоретические идеи и ключевые понятия, которые перерабатывались соответственно возрасту детей, с учетом их возрастных особенностей.

  • Создание стойкой мотивации в усвоении программы, за счет чередования разных техник, методов, приемов работы на занятии в студии;
  • Пошаговые усложнения в освоении программы детьми;
  • Доступность в работе с материалом;
  • Раннее овладение навыками вырезания, складывания. Эти навыки преподносятся необычайно увлекательно и воспринимаются ребенком в виде игры;
  • Все выполненные поделки детей используются для показа спектакля или сказки.

1.6 Психологические особенности программы

  • Наглядно-образное мышление;
  • Формирование навыка движений и  улучшение  координации;
  • Проявление упорства в осуществлении своих поставленных целей;
  • Восприятие до пяти и более форм предметов, а также до семи и более цветов.
  • Проявление воображения в играх и процессе деятельности ребенка;
  • Свободный выбор по желанию. Дети с родителями  решают посещать или не посещать студию.  

Психологические особенности детей второй младшей группы

  • проявляют упорство в осуществлении своих целей
  • воспринимают до пяти и более форм предметов до семи и более цветов
  • мышление наглядно-образное        
  • проявляется воображение в играх и в процессе деятельности
  • формируется навык движений и улучшается координация

Количество часов и занятий в неделю:

  • Занятия  проводятся один раз в неделю, продолжительностью10-15минут(практика 36 часов, теория 5 часов).

Основные формы проведения занятий:

  • дидактическая игра
  • игра - инсценировка
  • игра - драматизация
  • проблемные ситуации
  • беседа
  • рассказ
  • элементы опытно - экспериментальной работы

                                                                     II. Содержание программы
                                             (теория и практика) перспективное планирование.

Раздел 1. Знакомство с бумагой.

В первом разделе программы педагог дополнительного образования знакомит детей с бумагой, её многообразием, значением жизни человека, неисчерпаемыми возможностями и различными свойствами.

В данном разделе        два занятия, одно теоретическое, второе
практическое. На теоретических занятиях рассматриваются вопросы:

- как появилась бумага?

- чем отличается бумага от других материалов?

- Нужна ли бумага человеку и что будет, если бумага исчезнет на планете?

 - Какими свойствами обладает, по сравнению с картоном? и. т.п.

 Раздел II. Бумага и её форма.

Во втором разделе программы дети узнают о том, что бумага - это хороший пластичный материал. С помощью сгибания листа бумаги ей можно придать форму прямоугольника, квадрата, треугольника.

При ознакомлении с различными способами складывания бумаги, наиболее значимым в этом разделе является проведение занятия с использованием квадрата Воскобовича.

 Квадрат легко трансформируется и привлекает детей, знакомит с приемами сложения в технике « оригами» и по схемам, предложенным автором Воскобовичем.

Раздел III. Экперименты с бумагой.

В предложенном разделе предлагаются различные эксперименты с бумагой (сминание, разрезание, разрывание, склеивание, скручивание, накручивание). В результате экспериментов с бумагой дети выявляют свойства бумаги ее отличие от других материалов и одновременно экспериментируя, выполняют поделку.

Раздел IV. Организация работы (как работать с клеем, бумагой, ножницами).

В данном разделе педагог рассказывает полезные практические советы, которые помогут избежать неопрятных работ, многих ошибок при выполнении поделки. Педагог знакомит детей с ножницами (как держать ножницы, как передавать ножницы, как разрезать бумагу).

Беседуют о том, что клей и ножницы нельзя брать в рот, размазывать по столу и одежде. Знания о технике безопасности обыгрываются и закрепляются в виде игры.

Раздел V. Игрушки из бумаги (сгибание)

Уже усвоенные знания сгибания бумаги дети в этом разделе применяют на практике и не просто тренируют пальчики в сгибании бумаги, а уже выполняют поделку по заданной теме. С помощью трех-четырех занятий сформируется устойчивый интерес и умение ребенка сгибать квадрат пополам.

Раздел VI. Игрушки из бумаги (сминание).

В этом разделе используются приемы сминания. Педагог объясняет, что смятая бумага - это прекрасный материал для необычных поделок.

 Благодаря разному оформлению, этот комочек мятой бумаги может стать мышкой, цыпленком, а если соединить комочки ниткой и украсить блесками, можно сделать забавную коллективную гусеничку, змейку.

Раздел VII. Игрушки из бумаги (обрывание).

Рваная бумага - замечательный материал для творчества.

На всех занятиях этого раздела детям не понадобятся ножницы. Они будут учиться рвать бумагу, отщипывать маленькие и большие кусочки.  Из всего этого рванного материала придумывать и склеивать коврики, строить домики. При изготовлении осеннего дерева, познакомятся с техникой обрывания в технике «мозаика».

Раздел VIII. Игрушки из бумаги (склеивание и скручивание)

В этот раздел входят занятия, где показываются приемы скручивания листа, либо полоски бумаги и склеивание к другой поверхности. Создание игровой ситуации для привлечения внимания детей и развития эмоциональной отзывчивости(сказочный персонаж, нуждающийся в помощи)

Раздел IХ. Игрушки из бумаги (вырезание)

Занимаясь свободным вырезанием, можно разделить занятия на
несколько тем. «Травка для ковров», «Цветы для снегурочки».

Раздел Х Фантазии из конуса и цилиндра.

В этом разделе для изготовления различных поделок, используются готовые формы цилиндр, конус. Ребенок дополняет цилиндрическую бумажную основу деталями и элементами из бумажных полосок. Так возникают различные решения.

Раздел ХI. Комбинирование техник и приемов в поделке.

В этом разделе при изготовлении поделок-игрушек используются все те приемы, методы, техника работы, которые использовались ранее. Например, при изготовлении черепахи за основу берется конус и украшается полосками рваной бумаги (панцирь), вырезаются полоски из бумаги (лапки) и прочее.

Раздел ХII. Аппликация.

В разделе  дети учатся располагать детали на картинке, аккуратно наносить клей, прикладывать и разглаживать с помощью салфетки разные детали для аппликаций. Дети выполняют это самостоятельно (это могут быть кнопки для телефона, ягодки, домик с окошком и т.д.) задание выполняется с учетом возрастных особенностей малышей.

Темы в разделе позволяют дать представление о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, а также знания о природе и человеке.

Раздел ХIII. Выполнение декораций к сказке «Бумажные чудеса в стране бумажных жителей» (настольный).

Перед тем как приступить к выполнению декораций, дети должны

составить сказку вместе с педагогом с использованием выполненных за весь период времени поделок (животные).

Когда сценарий сказки будет готов и роли распределены между детьми, воспитатель предлагает детям сделать декорации: леса, домов, травы или

цветов и т.п.

Раздел ХIV. Репетиция сказки «Бумажные чудеса»

Спектакль может быть настольным, но за каждым ребенком закрепляется действие и слова из сценария персонажа, которые он должен знать и обыгрывать.   Дети должны быть раскованными, раскрепощенными, эмоциональными в проигрывании сказки.

Педагог так же, берет на себя ведущую роль, так как дети второй младшей группы нуждаются в контроле. Данный раздел завершает работу с детьми по изготовлении поделок. При подготовке и показе сказки можно увидеть, прежде всего  художественно-эстетический рост ребенка, его речевые умения, моторные навыки.

                                                      III. Методическое обеспечение программы.

При обучении различным способам складывания, сминания, разрывания, разрезания бумаги наиболее значимое место среди методов и приемов будет занимать показ этих способов.

 Использование пооперационных карт, ковролинографа с образцами, различные макеты разных форм (квадрата, круга, треугольника, конуса, цилиндра) оживленного в виде человечков, которые участвуют в ходе обучения. Преобразование бумаги в различные поделки вызывает у детей большой интерес, чтобы сделать занятие увлекательным, можно использовать на занятиях музыкальный фон, отрывки из художественных произведений, сюрпризные моменты.

 

Создание игровой ситуации (загадки, потешки, песни). У педагога

большая картотека пальчиковых игр, которые можно использовать на занятиях во время динамических пауз.

Собирается большая коллекция материалов, которые способствуют развитию мелкой моторики: шишки, камушки , трупа, пробки от бутылок, шнурки, пластилин) с ними ребенок массажирует пальцы рук.

 Для познавательного развития педагог использует альбом с различными видами бумаги и  дети рассматривают его, могут сами дополнять новыми видами бумаги, трогать, сравнивать и т.д.

Незаменимое методическое пособие при знакомстве с квадратом «Квадрат Воскобовича». Так как этот квадрат трансформируется и принимает любую форму.

3.1 Форма занятий.

Используются разные формы работы с детьми, что зависит от поставленных перед педагогом задач.

Коллективная. форма. При такой форме занятия, дети усваивают навыки совместной деятельности, что позволяет намного быстрее увидеть результат своего труда.

Беседа - самая удобная форма проведения занятий при знакомстве с

новым материалом. После беседы можно использовать закрепление нового материала в виде игры или практических заданий, экспериментов.

Экскурсия - такая форма занятия позволяет всесторонне изучить объект своего труда. После экскурсии в парк, сад, зоопарк, живой уголок

природы ребенок еще ярче выразит свое впечатление в поделке из бумаги.

Занятия с применением опытно-экспериментальной работы. Проведение занятия в такой форме даст наиболее полное представление о свойстве предметов, материалов, их особенностях, качестве, отличиях, и сходстве с другими.

Использование театрализованных форм - это развивает воображение,

фантазию ребенка и словесную речь.

  • Демонстрация искренней заинтересованности к труду ребенка,

независимо от результата, уважение к творениям ребенка;

  • Возможность самостоятельного поиска, предоставление права

выбора материалов, его разнообразие;

  • Изготовление поделок, которые близки и знакомы ребенку в

жизни;

  • Использование динамических пауз, способствующих снятию

стрессов, усталости;

  • Свободный доступ к изделиям своего труда;
  • Тесная взаимосвязь в работе с другими специалистами,

воспитателями, родителями;

  • Познавательный характер занятия, расширение

кругозора ребенка.

От создания данных условий, будет зависеть форма работы с детьми и

реализация задач, поставленных педагогом на занятии.

Коллективная форма работы.

Дети при такой форме работы проявляются как активные, самостоятельные, самоуверенные личности. Осознают себя равноправными участниками и получают от своей деятельности удовольствие. На занятиях по бумажному конструированию дети усваивают навыки совместной деятельности, это позволяет быстро увидеть результат своего труда. Педагог обязан отметить, что никто из них в отдельности не смог бы сделать такую интересную композицию. Это настраивает на положительный эмоциональный настрой для выполнения коллективных  работ в дальнейшем.

Беседа - самая удобная форма проведения занятия при знакомстве с

новым материалом. К примеру: «Как пользоваться ножницами; «Как появилась бумага?».

 После беседы, можно провести закрепление этого материала с помощью игры или практических навыков, экспериментов и т.д.

Экскурсия. Такая форма работы позволяет хорошо изучить объект своего труда. Если тематика занятий имеет экологическое направление, то следует посетить ближайший парк, сад, приусадебный участок, зоопарк, живой уголок природы, для того чтобы лучше познакомиться в естественной среде с тем, что в данный момент интересует (виды деревьев, цветы, повадки животных, характерные особенности, цвет, форма и т.д.). После экскурсии останется яркое впечатление от увиденного, которое будет  выражено при выполнении поделок из бумаги.

Опытно-исследовательская форма занятия.

Проведение занятия в такой форме, дает ребенку наиболее полное представление о свойствах предметов, материалов,   их особенностях, качестве, отличии и сходстве и т.д.

Особенно подходит такая форма, при первом знакомстве и видами бумаги. При эксперименте с бумагой (сминание, разрывание, разрезание) ребенок учится находить сходства и различия, учится анализировать и обобщать.

Педагогическая драматургия.

На этом занятии дети путешествуют в страну царя Картона или Королевы бумаги. Занимательный сюжет сказки помогает составить  полное представление об окружающем мире и значимости этого материала в жизни человека. Также способствует развитию воображения, фантазии, настраивает на эмоциональный положительный лад.

Театральная форма

Проведение такой формы занятия позволяет наиболее шире развивать воображение ребенка, его познавательные интересы в окружающей действительности. \Поделки из бумаги оживают и становятся главными героями сказок, которые показывают дети под руководством педагога. Дети получают нравственные и эстетические ориентиры, развиваются творческие задатки в театральной деятельности,

 Дети осознают значимость своих бумажных поделок, понимают, что их труд был не напрасен.

Интегрированная форма

Дети под руководством педагога придумывают различные сказки и

инсценируют их с поделками, которые выполнили своими руками. Дети

осознают значимость своей работы. Открываются творческие задатки в

театрализованной деятельности.

Интегрированная форма занятия включает в себя сочетание таких

видов искусства как изобразительная деятельность, литература, музыка, математика, театральная деятельность. Для проведения занятий привлекается музыкальный руководитель, хореограф. В перспективном плане планируются целые спектакли-сказки с использованием поделок.

Индивидуальная форма работы с детьми нужна ребенку, который

чувствует некоторую трудность в работе, неуверенному в своих силах, знаниях.

 Для этого у педагога ведется постоянный контроль над практическим ростом ребенка, его успехе в определенном виде деятельности и фиксируется в таблице по диагностике (если ребенок не научился в течении нескольких занятий навыкам сгибания бумаги, педагог дает специальные задания дополнительно).

Также педагогом даются домашние задания, которые дети выполняют дома с родителями.

Комбинированная форма занятия - это знакомство с новым приемом

работы с бумагой через интеграцию с другими видами деятельности: изодеятельность, музыкальное воспитание, элементы физкультурной деятельности.

Занятия включают в себя несколько видов искусства: изобразительная деятельность, литература, музыка, математика, театральная деятельность.

Сочетание бумажного конструирования с математикой позволяет закрепить навыки счета в игровой форме при выполнении поделки.

Сочетание бумажного конструирования с рисованием прекрасно дает ребенку проявить свою индивидуальность, фантазию. Происходит «опредмечивание» поделки, когда ребенок нарисует глазки, носик, рот, либо украсит причудливым узором.

Интегрированая форма  наиболее оптимально действует для развития художественной творческой деятельности, раскрепощает ребенка, позволяет найти в искусстве то, что ему не хватает.

Индивидуальная форма  занятия используется для детей имеющих некоторые трудности в процессе работы, не чувствующих радость творчества, в приобретении трудовых навыков. Поэтому требуется индивидуальный подход.

Конструированию из бумаги дошкольников обучают на специальных

занятиях, которые предусматривают сочетание различных приемов. Основным приемом обучения является использование образца и подробное описание способов его изготовления.

Занятия строятся в такой последовательности, где они плавно переходят от простой технике к сложной, при этом закрепляются полученные навыки и умения полученные в такой системности.

Занятия по бумажному конструированию проводятся 2 раза в неделю, продолжительность одного занятия составляет 20 минут.

Тематика занятий изложена, начиная со знакомства со свойствами

бумаги и работой с ножницами, затем переходя на простейшие приемы складывания бумаги, простые приемы вырезания.      

                                                             3.2 Принципы построения программы

Все занятия в основном строятся по принципу:

  • организационный момент (сюрпризный момент)
  • занятие рассказ-показ
  • выполнение работы
  • анализ работ, ощущение
  • игра, итог.

Эмоциональный настрой. Чтобы сделать занятие более увлекательным, дать четкую установку на выполнение задачи, можно использовать музыкальный фон, художественное слово, сюрпризный момент.

Обыгрывая ситуацию, с появлением главного героя педагогом комментируется конкретная задача, которая ставится на занятии перед детьми. Это детей заинтересует, чем-то удивит, организует и направит в нужное поле деятельности. Поэтому сюрпризный момент, это неотъемлемая часть занятия. Главный герой сюрпризного момента сохраняет свою роль в течении всего занятия. Он может либо вступлением является беседовать с детьми, подсказывать, либо оценивать результат, хвалить и т.д., тем самым дети будут чувствовать значимость полезность своей работы. Обязательным сопровождением либо вступлением является художественное слово.  Оно должно быть взаимосвязано с темой занятия (загадка, пословица, стихотворение).

Музыкальное сопровождение  можно включить при появлении героя занятия, либо в процессе выполнения задания детьми для того, чтобы настроить на доброжелательную, спокойную атмосферу.

. Во время занятия нужно использовать разнообразные динамические паузы - это физкультминутки, пальчиковые гимнастики, тренинги, дыхательные психогимнастики.        

Включать динамическую паузу перед тем, как приступить к работе,

чтобы подготовить, «разогреть». Либо после выполнения работы, когда поделка готова, чтобы снять мышечную нагрузку и общую утомляемость.

При обучении различным способам складывания, вырезания бумаги наиболее значимое место среди методов и приемов занимает показ  этих способов. Показ должен быть подробным с объяснением своих действий.

Затем воспитатель показывает образец и подробно рассказывает

процесс изготовления этой поделки. Для закрепления навыков складывания, ребенок может повторить последовательность выполнения словесно.

По мере приобретения детьми необходимого опыта, следует

привлекать к показу последовательности выполнения детей, а также к

самостоятельной работе по карточкам со схемами.

При ознакомлении с различными техниками, такими как, сминание,

разрезание, разрывание, можно использовать поэтапный показ.

К примеру, бумажная мозаика из бумажных лоскутков или сминание – (показ одного комочка смятого воспитателем), а дети делают остальные.

Выполнение работы - практическая часть занятия. Дети, конечно,

могут затрудняться в выполнении. Воспитатель подсказывает, помогает на своей поделке, не вмешиваясь в работу ребенка.

В середину практической части или конце занятия можно включить

комплекс расслабляющей физкульминутки или пальчиковой гимнастики. Затем, после выполнения всеми детьми задания, воспитатель

объединяет все работы общей идеей, превращал в игру, в которую могут

поиграть все дети.

Когда дети поиграли, воспитатель должен привлечь детей к анализу

выполнения работы.

В каждой выполненной поделке нужно найти что-то хорошее, интересное, отличающее от всех других и обратить на это внимание детей.

К примеру: «Как вы думаете, кто из этих слонов самый задумчивый, веселый, самый молодой».

Так как игра, самый важный метод развития воображения и

познавательных способностей, то в игре легко направить внимание ребенка на самые важные ориентиры на занятии и открыть возможность поиграть с продуктом своего труда.

IV. Реализация программы.

Объект управления - целостный процесс развития мелкой моторики,

ориентированный на развитие художественно-эстетического вкуса и в целом на развитие речи детей.

Цель обучения - развитие мелкой моторики пальцев кисти рук,

Повышение интеллектуального уровня и познавательного развития младших  дошкольников

Стиль руководства - личностно-ориентированный с доминированием  организационной и стимулирующей  функции.

           

Мотивационно-смысловые позиции педагога

  • развить мелкую моторику пальцев и кистей рук.
  • расширить кругозор детей
  • развивать эстетический вкус

Мотивационно-смысловые позиции обучаемых:

  • заинтересованность изготовления подделок
  • желание видеть результат
  • желание заниматься в студии

Характер организации образовательной деятельности:

  • превалирование продуктивных, творческих, исследовательских заданий
  • заинтересованность ребенка в результатах своего труда

Характер и формы педагогического взаимодействия и отношения:

  • отношения взаимодействия, взаимосотрудничества с родителями, воспитателями, специалистами детского сада.

                                                                   Контроль и оценка:

  • Сравнение успехов ребёнка с предыдущим уровнем его знаний и умений.
  • Организация выставок поделок к родительским собраниям, встречам и т.д.

                                 Прогнозируемые результаты и способы их проверки

  • Обычно с трёх лет у ребёнка совершенствуется навыки движений и
  • параллельно улучшается их координация тонкая и грубая моторика. Поэтому
  • ребёнок 3-4 лет готов к успешной заинтересованности деятельности.
  • Ребёнок должен легко действовать с предметным материалом,
  • перевоплощая их, например, в крышу (квадрат сложенный пополам), бумага
  • нарезанная полосками - травка и. т. п).
  • Критериями конструктивных умений у детей является:
  • - умение пользоваться консультациями - ориентироваться на листе бумаги
  • - складывать бумагу пополам
  • - аккуратность, точность выполнения заданий
  • Занятия по бумажному конструированию, прежде всего, влияет на
  • формирование личностных качеств ребёнка:
  • - дисциплинированности (мешая другим, мешаешь себе)
  • - активности (каждый старается сделать свою поделку сам)
  • - любознательности нужно спрашивать о том, что интересует, предлагать
  • свои идеи, проявить знания, умения).
  • - Коммуникативность умения договориться, заботливости,
  • доброжелательности, чувства причастности к общему делу).
  • Результативность занятий по бумажному конструированию.
  • Чтобы проверить у детей II младшей группы умения и навыки работы
  • с бумагой, ножницами проводится обследование детей посещающих
  • дополнительную студию.
  • Критериями конструктивных умений у детей являются:
  • - умение пользоваться ножницами - ориентироваться на листе бумаги
  • - складывать бумагу
  • - аккуратность, точность выполнения заданий
  • Уровень развития умений и навыков:
  • Высокий
  • - ребёнок уверенно владеет навыком вырезания, сминания,        отрывания
  • бумаги
  • - умеет самостоятельно достигать цель
  • - проявляет начало творческих способностей
  • Средний
  • - ребёнок не уверенно действует в работе с ножницами, бумагой
  • - недостаточная самостоятельность
  • - замысел реализуется частично
  • Низкий
  • - ребёнок не владеет навыками вырезания, сложения, сминания бумаги
  • - отсутствует самостоятельность, интерес
  • - может действовать только с помощью взрослого.

За основу диагностики, взяты диагностические упражнения - обрывание листа, вырезание ножницами по прямой линии (Н. Озерецкого).        

VI.Стандарт качества услуг по предоставлению платного дополнительного образования по художественно- эстетическому направлению «Бумажная сказка».

1.1 Требования к организации:

-№ лицензии серия 75 Л02 №0000157 от 28.10.2015г

-заключение о соблюдении на объектах соискателя лицензии требований пожарной безопасности №168 29.12.04

1.2 Требование к регламентации собственной деятельности организации:

 Перечень требований

        Сроки

1 Разработка образовательной дополнительной программы.

 Дополнения вносятся по мере необходимости

2 Ознакомление родителей с программой; графиком; сеткой занятий ежегодно

 до 01 октября

3 Совместные формы участия детей и их родителей.

по плану ДОУ и специалистов

4 Положение о кружке, студии.

утверждено

5 Должностная инструкция руководителя услуги.

утверждено

6 Поощрения детей, участвующих в дополнительном образовании (сертификаты, грамоты, сладкие поощрения)

по плану мероприятий

1.2 Требование к регламентации собственной деятельности организации:

Разработка   дополнительной общеразвивающей программы «Бумажная сказка» по дополнительному 

 образованию

  • Ознакомить родителей с дополнительной общеразвивающей программой «Бумажная сказка», с годовым учебным планом ,графиком расписания занятий по дополнительному образованию.
  • Совместные формы работы детей и родителей по плану воспитателя( развлечения, концерты)
  • Положение о студии «Бумажная сказка»
  • Должностная инструкция руководителя студии Танцай Е.М.
  • Поощрение детей , посещающих студию , участвующих в мероприятиях: дипломы, сладкие призы.

1.3 Требование к помещению, в котором оказывается услуга:

  • Освещенность должна составлять при использовании ламп накаливания 100 ЛК.
  • Температура воздуха в помещении не должна превышать 22 С.
  • Допустимая влажность воздуха 40-50 %
  • Помещение, где проходят занятия, должно быть обеспечено чистым, свежим воздухом при крайности воздухообмена 1,5

1.4 Требование к режиму работы:

  • Количество детей, посещающих студию не более 15 человек.
  • Продолжительность занятий: подготовительная группа (25-30 мин)- два раза в неделю
  • старшая группа(20-25 мин)- два раза в неделю  
  • Занятия не проводятся в каникулярное время, во время прогулки и сна.

Пропущенные дни по причине болезни, санаторно-курортного лечения, отпуска не оплачиваются (производится перерасчет оплаты или восполнение занятий в индивидуальном порядке).

 1.5 Требования к  предоставлению информации:

-правила поведения и обучение детей - в течение года;

- защита прав ребенка в течение года.

-информация студии размещена:

  • Общий стенд ДОУ;
  • Сайт ДОУ wwwdou9.caduk.ru
  • Сайт maam.ru
  • Портал госуслуги: qosusluqi.ru

1.5 Требование к качеству предоставляемых услуг:

  • Занятия в студии проводит квалифицированный педагог.
  • Занятия в студии носят игровой характер.
  • При регуляции нагрузки на ребенка, учитываются его индивидуальные способности, осуществляется индивидуальный подход.
  • Результаты работы отражаются в проведении развлечений, открытых занятий, в участии в конкурсах рисунков и детского творчества, тематических выставок в МАДОУ. Участие в городских, муниципальных и международных конкурсах .

Результативность  работы студии определяется при помощи диагностики, по результатам которой делаются корректировки перспективного планирования и даются рекомендации родителям.

V.Материально – техническое обеспечение:

№ п\п

Наименование областей входящих в заявленную программу

Кол-во изучающих данную область

Материально – техническое обеспечение

Кол-во

1

Ручной художественный труд

15

  • Ножницы
  • Бумага цветная
  • Бумага копировальная
  • Бумага салфеточная
  • Салфетки х/б
  • Подставки для кисточек
  • Кисточки для клея
  • Тарелки для бумаги
  • Емкость для клея

15

2 уп

2 уп

5 уп

15

15

15

15

15

2

Развитие моторики

15

  • Игры – шнуровки
  • Разрезные картинки
  • Счёты различные
  • Счётные палочки
  • Пазлы
  • Смесь круп (горох, фасоль)
  • Пуговицы (нанизование)
  • Квадраты Воскобовича
  • Ленточки на палочке
  • Бусины

VI. Учебно – математический план:

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

В том числе

Практические

Теоретические

1. Знакомство с бумагой

1.1 Виды бумаги и ее значение

1.2 Свойство бумаги

2

1

1

2. Бумага и ее форма

2.1 Квадрат – прямоугольник (сгибание)

2.2 Квадрат-треугольник

2.3Волшебный квадрат Воскобовича

2.4 Превращение большого квадрата

4

4

-

3. Эксперименты с бумагой

3.1 Сгибание, склеивание и скручивание

3.2Обрывание, сминание бумаги

3.3 Резание бумаги

3

3

-

4.Организация работы с материалом.

1

-

1

5. Игрушки из бумаги (сгибание)

5.1 Зайчик

5.2 Медвежонок

5.3 Лягушка

3

3

-

6.Игрушки из бумаги (обрывание)

6.1Цыпленок

6.2Мышарик

6.3Гусеница

3

3

-

7.Игрушки из бумаги (обрывание)

7.1Осеннее дерево

7.2Постройка домика

7.3 Барашек

3

3

-

8.Игрушки из бумаги (склеивание и скручивание)

8.1Хвост для обезьянки

8.2Пчелка

8.3Елочка

8.4 Львенок

4

4

-

9.Игрушки из бумаги (вырезание)

9.1 Знакомство с ножницами

9.2Травка для коров

9.3 Снежинки

9.4Бабочки

4

3

1

10. Фантазии из конуса, цилиндра

10.1 Ракета

10.2 Петушок

10.3 Павлин

10.4 Стрекоза

4

4

-

11. Комбинирование техник и приемов в поделке

11.1 Черепаха

11.2 Рыбки в аквариуме

11.3 Божья коровка

11.4 Подснежник

4

4

-

12. Аппликация

12.1 Сотовый телефон

12.2 Лошадка

-

2

-

13. Выполнение декораций сказки «Бумажные чудеса бумажных жителей».

1

-

1

14. Показ сказки

1

-

1

Итого:

36 часов

36

часов

5 часов

VI.Список используемой литературы:

 Для педагогов:

Афонькин С. Игрушки из бумаги. Издательство «Литера», С.-П, 2003.

Гаврина С.Е. Развиваем руки- чтоб учиться писать и красиво рисовать.

Издательство «Академия развития», Ярославль, 2002.

Дорожкин Ю. Секреты бумажного листа. Издательство «Мозаика-Синтез», М.,

2006.

Козлина А.В. Уроки ручного труда, Изд. Мозаика-Синтез

 Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 3-4 лет. Издательство «Мозаика-Синтезх,,

М., 2007.

Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование, изд. Карапуз, М., 1999.

Пищикова I-I.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике.

Соловьева Н.Г. Знакомство детей дошкольното возраста с окружающим миром

с помощью техники оригами. Изд. Айрис-Пресс, М., 2004.

Янушко Е.Л. Аппликация, изд. Мозаика-Синтез, М., 2006.

Для детей:

Салагаева Л.Г. Объемные картинки, изд. Детство-Пресс, М., 2004.

 

Мусиенко С.И. Мастерим из бумаги, изд. Просвещение, М., 2007

Для родителей:

Корнеева Г. «Бумага», Изд. «Кристалл», 2001.

Черенкова Е. Оригами для малышей, изд. Рипол-Классик, М;, 2007.

Янушко Е.А. Это может ваш малыш, изд. Мозаика-Синтез, М., 2006.

                                                                          VII. Интернет-ресурсы:

 Информация расположена на сайте  доу9.mail.ru или на сайте МАДОУ №9 «Росинка»  http://dou9.caduk.ru/

Дополнительные источники :

http://www.razumniki.ru/uroki_risovaniya.html

http://www.livemaster.ru/masterclasses/tvorim-s-detmi

http://matreshkino.ru/

http://www.babylessons.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Бумажная симфония»

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне, соответствует возрастным...

«УМ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ» (значение бумажного конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста).

Изучив ряд методических пособий и литературы по обучению детей дошкольного возраста бумажному конструированию, опыт работы детских садов города, выявлено, что бумажное конструирование не включено в за...

Учебно-тематическое планирование по ЛЕГО – конструированию с детьми подготовительной группы. Кружок дополнительного образования «ЛЕГО-мастер»

Учебно-тематическое планирование  по ЛЕГО – конструированию с детьми подготовительной группы. Кружок дополнительного образования «ЛЕГО-мастер»Робототехника - универсальный ...

Рабочая программа дополнительного образования по конструированию с детьми 5 - 6 лет на 2016-2017 учебный год «Конструкторское бюро»

Цель программы: приобщение детей к техническому творчеству посредством формирования умений конструирования. В программу включена работа по знакомству детей старшего возраста с конструктором...

Рабочая программа дополнительного образования по конструированию с детьми 6 - 7 лет на 2017-2018 учебный год «Конструкторское бюро»

Цель программы: приобщение детей к техническому творчеству посредством формирования умений конструирования. В программу включена работа по знакомству детей седьмого года жизни с конструктор...

Конспект занятия по программе дополнительного образования «Бумажные фантазии» с детьми старшей группы.

Программа «Бумажные фантазии» имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает  развития у дошкольников художественно-творческих способностей в процессе ознакомления ...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Бумажная сказка"

Новизна данной программы заключается в том, что она позволяет максимально интегрировать самые разные виды и техники изобразительного и декоративно-прикладного творчества. ...