Школа оригами
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа) на тему

Серовец Марина Анатольевна

Вариативная программа по оригами для детей старшей, подготовительной групп. Реализуется в форме кружковой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска  «Детский сад № 2 комбинированного вида»

                                                                                       Согласовано:

                                                                                       _____________________

                                                                                       _____________________

                                                                                      «___»___________20__г.

     

                                     Вариативная  программа

                                                   по оригами

                     для детей старшего дошкольного возраста

                   

                                                             Составила: воспитатель МКДОУ д.с.№ 2

                                                                                 Серовец Марина Анатольевна

                                                 

                                                         2016г.

Оглавление:

Пояснительная записка…………………………………………………………...3

Тематическое планирование 1 год обучения (старшая группа)………………..6

Содержание программы 1 год обучения………………………..……………...10

Тематическое планирование 2 год обучения (подготовительная группа)…...22

Содержание программы 2 год обучения……………………………………….25

Литература……………………………………………………………………….38

«Школа оригами»

Вариативная программа по оригами

(для детей 5-7 лет)

Пояснительная записка

Сведения о ДОУ

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 2 комбинированного вида»

Сокращенно МКДОУ д/сад№2

Место нахождения: город Новосибирск, ул. Танковая, 31/1

Особенности осуществления образовательного процесса

Учреждение работает 5 дней в неделю. Длительность пребывания детей в ДОУ – 12 часов (с 7.00 до 19.00). Выходные дни – суббота, воскресенье и праздничные дни.

В МКДОУ д/сад № 2 функционирует 12 групп, для детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет.

Длительность организационной деятельности:

- для детей 2-3 лет – до 10 минут;

- для детей 3-4 лет – до 15 минут;

- для детей 4-5 лет – до 20 минут;

- для детей 5-6 лет – до 25 минут;

- для детей 6-7 лет – до 30 минут (СанПиН 2.4.1.3049-13 утв. 15.052013г.)

    Оригами – искусство складывания из бумаги фигурок – родилось в Японии около пятнадцати веков назад. Сейчас им увлекаются во всём мире и взрослые, и дети.

     Секрет огромной популярности оригами очень прост – несложные приёмы работы с бумагой и фантазия позволяют создать увлекательный, ни на что не похожий мир, в котором дружно сосуществуют волки и зайцы, коты и мыши… На изготовление поделки, как правило, достаточно 5 - 15 минут.

     Несмотря на то, что складывание фигурок из бумаги совсем недавно вошло в практику детского сада, этот вид изобразительной деятельности стал популярным и любимым педагогами и старшими дошкольниками.

     Исходя из специфики учебно-воспитательного процесса в детском саду и склонности  самих воспитателей, занятия по оригами можно организовать как самостоятельные, входящие в основную сетку, как форму кружковой работы или как вид занятий дополнительного образования.

     Данная программа разработана на основе ООП  МКДОУ д/сада №2.

Основные задачи занятий:

1.Воспитывать у детей старшего дошколного возраста трудолюбие, вызывать желание доводить начатое дело до конца, развивать произвольную регуляцию деятельности.

2.Развивать конструктивные и творческие способности с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

3.Развивать умение анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданными условиями, пооперацмонными картами, схемами, формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога.

4.Познакомить детей со способами преобразования геометрических фигур, развивать пространственную ориентировку, мелкую моторику рук.

Организация занятий:

   Занятия по изготовлению поделок в стиле оригами проводятся один раз в неделю. Их длительность не должна привышать 30 минут.

   В зависимости от орагизации занятия воспитателю следует заранее запланировать проводение музыкальных, физкультурных или игровых пауз.

   Для каждого ребёнка необходимо подготовить:

   - цветную бумагу;

   - ножницы с тупыми концами;

   - клеящий карандаш;

   - салфетку;

   - фломастеры.

    Традиционно при изготовлении поделок в стиле оригами не используется клей, но для того, чтобы фигурки имели большее сходство с реальными предметами, можно оформлять их в виде аппликаций (приклеить лягушке глаз, бабочке – усики и т.п.), а также раскрасить фломастерами.

   Несколько первых занятий являются своего рода диагностическими. Их цель не только привлечь детей к новому виду деятельности, но и выявить умение распознавать геометрические фигуры.

   Изготовление сложных композиций целесообразно осуществлять в процессе коллективной деятельности. Это позволяет не только быстро увидеть результат своего труда, но и учит взаимодействовать друг с другом: совместно ставить цель, добивать её достижения, согласовывая свои действия с действиями товарищей.

   На одном из первых занятий можно познакомить детей с пооперационной картой (работать с ней проще и интереснее, чем со схемой по изготовлению поделок в стиле оригами). Пооперационная карта показывает последовательность создания бумажной фигурки: какую геометрическую форму надо взять, с чего начать работать, что сделать потом и т.д. Испытывая трудности на каком то определённом этапе, ребёнок может развернуть заготовку на пооперационной карте и по сгибам сложить её вновь.

   После того как дети освоят технику выполнения поделок на основе пооперационной карты, можно вводить схемы. В дальнейшем на занятиях педагог использует и карты, и схемы – на своё усмотрение.

              Тематическое планирование занятий по оригами

                                         1 год обучения

Месяц,

неделя

   Тема недели

    Тема занятия, автор, стр.

Кол-во часов

Сентябрь 1 неделя

Диагностическая.

Путешествие в бумажную страну оригами. С.В.Кирсанова, стр.34

     

        1

Сентябрь

2 неделя

Диагностическая.

Давайте поиграем. Ребёнок в детском саду 6.2003. С.И.Мусиенко, стр.15

       1

Сентябрь

3 неделя

Огород. Овощи.

Знакомство со свойствами бумаги. Ребёнок в детском саду 1.2004. С.И.Мусиенко, стр.12

       1

Сентябрь

4 неделя

Сад. Фрукты.

Знакомство с базовыми формами. С.В.Кирсанова,стр.44

       1

Октябрь

1 неделя

Грибы. Ягоды

Лягушка и бабочка.  Ребёнок в детском саду 6.2003. С.И.Мусиенко, стр.17

       1

Октябрь

2 неделя

Осень. Признаки осени. Деревья.

Воздушный змей. Ребёнок в детском саду 1.2004. С.И.Мусиенко, стр.13

       1

Октябрь

3 неделя

Перелётные птицы.

Отгадай загадку. Птица. Ребёнок в детском саду 6.2003. С.И.Мусиенко, стр.18

       1

Октябрь

4 неделя

Одежда. Обувь. Головные уборы.

Шляпка. И.В.Журавлёва, 42

       1

Октябрь

5 неделя

Русская народная игрушка.

Петушок. С.Соколова, стр. 23

      1

Ноябрь  1 неделя

Детский сад. Наш город.

Превращение стрелы. Ребёнок в детском саду 1.2004. С.И.Мусиенко, стр.16

      1

Ноябрь

2 неделя

Посуда.

Стаканчик. Оригами. Лучшие модели. О.Г.Смородкина, 44

      1

Ноябрь

3 неделя

Продукты питания.

Морковка. С.Соколова, стр. 61

      1

Ноябрь

4 неделя

Мебель.

Тюльпан простой. (Ко дню матери)

      1

Декабрь

1 неделя

Зима. Зимующие птицы.

Ёлочка. Ребёнок  в детском саду.2.2004. С.И.Мусиенко, стр. 10

      1

Декабрь

2 неделя

Домашние животные и их детёныши.

Щенок, котёнок. С.Соколова, стр. 29, 31

      1

Декабрь

3 неделя

Домашние птицы.

Уточка. И.В.Журавлёва, стр.83

       1

Декабрь

4 неделя

Дикие животные и их детёныши.

Лисичка. Ребёнок  в детском саду.1.2004. С.И.Мусиенко, стр. 15

       1

Декабрь

5 неделя

Зимние забавы. Новый год.

Снежинка. С.В.Кирсанова, стр.99

       1

Январь

2 неделя

Человек. Части тела.

Гном. Ребёнок в детском саду 1.2004. С.И.Мусиенко, стр.17

       1

Январь

3 неделя

Профессии.

Кошелёк. Оригами. Лучшие модели. О.Г.Смородкина, стр.74

       1

Январь 4 неделя

Транспорт.

Самолёт. И.В.Журавлёва, стр.150

       1

Февраль 1 неделя

Правила дорожного движения.

Машина. И.В.Журавлёва, стр.51

       1

Февраль

2 неделя

Дом и его части.

Дом. С.Соколова, стр. 21

       1

Февраль

3 неделя

Бытовая техника. Безопасность.

Фотоаппарат. Ребёнок в детском саду 3.2004. С.И.Мусиенко

       1

Февраль

4 неделя

Наша Армия

Подарок папе. Самолётик.   И.В.Журавлёва, стр.151

      1

Март

1 неделя

Семья. Мамин праздник.

Тюльпан объемный. Оригами. Лучшие модели. О.Г.Смородкина, стр.92

      1

Март

2 неделя

Животные жарких стран.

Лев.

      1

Март

3 неделя

Животные севера

Белый медведь. С. и Е.Афонькины, стр.51

      1

Март

4 неделя

Виды спорта

Кораблик. Оригами. Лучшие модели. О.Г.Смородкина, 47

      1

Март

5 неделя

Весна. Приметы весны.

Стриж. Оригами. И.В.Журавлёва, стр.97

      1

Апрель

1 неделя

Аквариум.

Рыбка. Ребёнок в детском саду 2.2004. С.И.Мусиенко, стр.18

      1

Апрель

2 неделя

Космос.

Ракета.

      1

Апрель

3 неделя

Перелётные птицы.

Грач. Ребёнок в детском саду 3.2004. С.И.Мусиенко, стр.13

      1

Апрель

4 неделя

Труд людей весной.

Пасхальный зайчик.

      1

Май

1 неделя

День Победы.

Голубь мира. С. и Е.Афонькины, стр.36

      1

Май

2 неделя

Насекомые.

Бабочка. Оригами. Лучшие модели. О.Г.Смородкина, стр.111

      1

Май

3 неделя

Цветы.

Хризантема.  Ребёнок в детском саду 3.2004. С.И.Мусиенко, стр.12

      1

Май

4 неделя

Здравствуй, лето!

Коллективное панно «Лето»

      1

                                           

                                         Содержание программы

                                                   1 год обучения

Месяц

Тема

Задачи занятия

Материал

      Сентябрь                                                                        

Путешествие в бумажную страну оригами.

Познакомить детей с новым свойством бумаги – сминаемостью. Развивать конструктивное мышление и сообразительность. Расширять личный и игровой опыт детей. Обогащать словарь детей. Познакомить детей с использованием бумаги в жизни человека. Заинтересовать детей работой с бумагой. Развивать мелкую моторику кистей рук.

Письмо от Дракончика, поделки из бумаги в стиле оригами, квадратные листы бумаги белого цвета, таз с водой, полотенце, альбомы для рисования (10 шт.), заготовка – головка змеи.

Давайте поиграем

Выявить умение детей распознавать и называть геометрические фигуры. Заинтересовать работой с бумагой. Научить делить квадрат путём складывания на разное количество равных частей: два прямоугольника, четыре треугольника или четыре квадрата. Укреплять мелкие мышцы рук. Воспитывать аккуратность.

Наборы геометрических фигур, по два квадрата для воспитателя 20Х20 см, на каждого ребёнка – 10х10 см.

Знакомство со свойствами бумаги

Познакомить детей со свойствами бумаги, разнообразием её видов. Научить правильно, отбирать бумагу для изготовления фигурок в стиле оригами.

Конверт с набором бумаги разных видов – на каждого ребёнка, небольшой лист картона, таз с водой.

Знакомство с базовыми формами

Познакомить с базовыми формами, которые лежат в основе любой поделки («треугольник», «книжка», «дверь», «блинчик»). Учить складывать базовые формы. Упражнять в точном соединении углов и сторон квадрата. Воспитывать интерес детей к искусству оригами.

Базовые формы «Треугольник», «Книжка», «Дверь», «Блинчик», образцы изделий, по 6 белых квадратов на каждого ребёнка.

Лягушка и бабочка

Упражнять в умении узнавать геометрические фигуры. Закрепить умение получать из квадрата прямоугольники, треугольники и квадраты. Познакомить с изготовлением простейших поделок в стиле оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «треугольник»). Упражнять в свободном выборе цвета бумаги для изготовления бабочки. Обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией. Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Пооперационные карты «Лягушка», «Бабочка», на каждого ребёнка по два квадрата белого цвета 8х8 см, по два  квадрата 10х10 см зелёного и любого другого  цвета, для воспитателя зелёный и красный квадраты 20х20 см.  

Октябрь

Воздушный змей

Повышать интерес детей к изготовлению поделок в стиле оригами. Познакомить с пооперационной картой на основе новой базовой формы «воздушный змей». Закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки. Упражнять в свободном выборе цвета. Развивать объяснительную речь.

Пооперационная карта «Воздушный змей», на каждого ребёнка – квадраты из цветной бумаги 10х10, полоски бумаги, клеящий карандаш.

Отгадай загадку. Птица

Учить изготавливать новые поделки в стиле оригами, используя знакомый приём складывания бумажных квадратов по диагонали (базовая форма - «треугольник»). Поощрять творческую инициативу детей. Развивать глазомер.

Пооперационная карта «Птица», на каждого ребёнка – квадраты размером 10х10 разного цвета, готовые детали для оформления птиц, ножницы, клеящий карандаш.

Шляпка

Продолжать знакомить детей с искусством оригами. Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник» и на ее основе делать поделки. Развивать навыки точных, аккуратных сгибов. Воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, взаимовыручку.

Пооперационная карта «Шляпка», на каждого ребенка – квадраты размером 15х15 см разного цвета.

Петушок

Учить изготавливать новые поделки в стиле оригами, состоящие из нескольких частей,  используя знакомые приёмы складывания бумажных квадратов по диагонали – базовая форма «треугольник» и базовая форма «воздушный змей».

На каждого ребёнка – 1 квадрат 10х10 см, 4-5 квадратов 7,5х 7,5 см, 1 квадрат 6х6 см, 2 квадрата 4х4 см.

Ноябрь

Превраще

ние стрелы

Продолжать учить, мастерить поделки, используя пооперационную карту. Познакомить с изготовлением поделки «стрела», научить трансформировать её в другие поделки. Помочь каждому ребёнку добиться желаемого результата

Пооперационные карты «Стрела», «Лебедь», квадраты из белой бумаги 15х15 см – на каждого ребёнка. Две заготовки «стрелы» - для воспитателя.

Стаканчик

Продолжать учить изготавливать новые поделки в стиле оригами, используя знакомый приём складывания бумажных квадратов по диагонали (базовая форма - «треугольник»), используя пооперационную карту. Поощрять творчество и самостоятельность детей.

Пооперационная карта «Стаканчик», на каждого ребёнка  разноцветные квадраты 15х15 см.

Морковка

Продолжать учить мастерить поделки в стиле оригами на основе базовой формы «Воздушный змей». Совершенствовать навыки работы с бумагой. Развивать глазомер, мелкую моторику.

Пооперационная карта «Воздушный змей», на каждого ребёнка оранжевый квадрат 10х10 см, по 3 зелёных квадрата 10х10 см.

Тюльпан простой

Научить складывать из бумаги цветок тюльпана на основе базовой формы «треугольник». Продолжать учить детей работать по операционным картам. Закреплять умение детей работать сосредоточенно, тщательно выравнивая углы. Развивать речь, моторику рук и пальцев, коммуникативные способности детей. Воспитывать эстетический вкус.

Пооперационная карта «Тюльпан простой», на каждого ребёнка: прямоугольники разных пастельных цветов для фона, ½ альбомного листа, квадраты разных цветов для цветка, и по зеленому квадрату для стебелька, клей.

Декабрь

Ёлочка

Продолжать учить детей делать фигурки в стиле оригами, используя пооперационную карту и схему. Познакомить с новой базовой формой «Двойной треугольник». Продолжать знакомить с историей искусства оригами.

 Пооперационные карты «Двойной треугольник», «Ёлочка»,  готовая поделка «Ёлочка», на каждого ребёнка – три квадрата зелёного цвета 15х15, 12х12, 9х9 см, клеящий карандаш.

Щенок, котёнок

Продолжать учить детей мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные им приёмы складывания бумаги. Развивать конструктивное мышление. Воспитывать аккуратность.

Пооперационные карты «Щенок», «Котёнок», на каждого ребёнка – по пять одинаковых квадратов из цветной бумаги, клеящий карандаш, фломастеры.

Уточка

Повышать интерес детей к занятиям по оригами, используя игровые приёмы. Закрепить умение мастерить поделки в стиле оригами, используя пооперационные карты. Учить использовать готовые фигурки в театрализованной деятельности.

Пооперационные карты  «Уточка 1», на каждого ребёнка – квадраты 15х15 см, фломастеры.

Лисичка

Повышать интерес к занятиям оригами через игру. Учить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях. Закрепить навыки декоративного оформления готовой фигурки. Воспитывать аккуратность, развивать глазомер.

Пооперационная карта «Лисичка», готовые поделки: несколько ёлочек, заяц, лиса, птица, на каждого ребёнка – квадраты оранжевого цвета 10х10, готовые детали для оформления мордочки лисички, клеящий карандаш.

Снежинка на елку

Учить детей складывать снежинку из бумаги. Закреплять умение детей сгибать бумагу в разных направлениях. Закреплять навыки конструирования из бумаги базовой форм «Воздушный змей». Развивать навыки точных, аккуратных сгибов. Развивать речь детей, мелкую моторику. Воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность.

Пооперационная карта «Снежинка», на каждого ребёнка – по 12 квадратов синего, голубого или белого  цвета 7,5х7,5 см, 2 кружка диаметром 3 см,  2см, клей.

Январь

Гном

Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей. Познакомить с последовательностью изготовления поделок в стиле оригами, используя схему. Учить четко, выполнять инструкции педагога.

Пооперационные карты «Гном», «Стрела», книга со схемами по изготовлению поделок в стиле оригами, на каждого ребёнка - квадраты 8х8, 6х6 см, клей, фломастеры.

Кошелёк

Познакомить детей с новым способом складывания бумаги из прямоугольного листа. Закрепить умение следовать инструкции педагога. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность.

Пооперационная карта «Кошелёк»,  поделка «Кошелёк», на каждого ребёнка – прямоугольные листы разных цветов.

Самолет (планер)

Продолжать развивать интерес детей к изготовлению фигурок в стиле оригами. Учить детей складывать из бумаги самолет. Развивать конструктивное мышление, пространственное воображение, точную моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Пооперационная карта «Самолет», листы бумаги прямоугольной формы (на каждого ребенка), поделка самолет, фломастеры.

Февраль

Машина

Учить детей складывать поделки с помощью новой базовой формы «Дверь». Закрепить умение детей следовать инструкциям педагога. Развивать фантазию и конструктивное воображение.

Пооперационные карты «Базовая форма «Дверь»,  «Машина», на каждого ребёнка квадраты разных цветов, фломастеры.

Дом

Закрепить умение детей мастерить поделки, используя пооперационные карты. Развивать творчество, фантазию. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Пооперационная карта «Дом», на каждого ребёнка – квадрат светлого тона 20х20 см.

Фотоаппарат

Продолжать учить детей мастерить поделки из прямоугольных листов бумаги; соединять четыре готовые детали. Закреплять умение работать по схеме. Развивать воображение, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность.

Пооперационная карта и схема «Фотоаппарат», на каждого ребёнка – четыре листа бумаги 10,5х14,8 см, листы бумаги 3х6 см (для фотографий).

Подарок папе (самолетик)

Воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей Родины – к дедам, отцам, братьям. Закреплять умение мастерить поделки в стиле оригами из прямоугольных листов бумаги,  с использованием пооперационных карт и схем. Развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук.

Пооперационная карта «Самолетик», на каждого ребёнка – прямоугольный лист А4, фломастеры.

Март

Тюльпан объемный

Учить детей изготовлению цветка «Тюльпана» в стиле оригами. Помочь каждому ребёнку добиться желаемого результата. Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Пооперационные карты «Тюльпан», «Стебелёк», поделка «Тюльпан», на каждого ребёнка – по одному квадрату разных цветов 15х15 см, зелёные квадраты 15х15 см.

Лев

Повышать интерес к работе с бумагой через игру. Продолжать учить мастерить игрушки в стиле оригами, используя пооперационную карту или схему. Развивать воображение, воспитывать аккуратность, усидчивость.

Пооперационная карта или схема «Лев», на каждого ребёнка – по два квадрата 15х15 см, фломастеры.

Белый медведь

Закрепить умение детей делать поделки в стиле оригами, используя пооперационную карту и схему. Воспитывать самостоятельность, усидчивость.

Пооперационная карта и схема «Белый медведь», на каждого ребёнка – белые квадраты 20х20 см, чёрные фломастеры.

Кораб

лик

Продолжать развивать интерес детей к изготовлению фигурок в стиле оригами. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Пооперационная карта и схема «Кораблик», на каждого ребёнка - прямоугольный лист бумаги.

Стриж

Продолжать учить детей мастерить поделки в стиле оригами. Развивать творческие способности детей, воображение.

«Пооперационная карта «Стриж», на каждого ребёнка - квадрат 14,8х14,8 см, ножницы, фломастеры.

Апрель

Рыбки в аквариуме

Продолжать учить детей мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные им приёмы складывания бумаги. Развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение; воспитывать аккуратность. Показать преимущество коллективной работы.

Пооперационная карта «Рыбка», на каждого ребёнка – по одному квадрату разных цветов 10х10 см, бумажная обрезь, клей, большой лист бумаги, тонированный в голубой цвет, фломастеры.

Ракета

Продолжать учить детей делать фигурки в стиле оригами, используя пооперационную карту и схему. Развивать глазомер, мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Пооперационная карта «Ракета», на каждого ребёнка – по одному квадрату разных цветов, по два кружка разных цветов, клей.

Грач

Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги, используя пооперационную карту на основе новой базовой формы «Рыба». Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами. Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Пооперационная карта «Грач», на каждого ребёнка – квадрат чёрного цвета 15х15 см. бумажная обрезь жёлтого, белого, чёрного цвета, ножницы, клей

Пасхальный зайчик

Познакомить детей с новым способом складывания бумаги. Закрепить умение следовать инструкции педагога. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность.

Пооперационная карта «Пасхальный зайчик», на каждого ребёнка –  по два квадрата 14,8х14,8 см, фломастеры, клей.

Май

Голубь мира

Закреплять умение детей мастерить поделки в стиле оригами. Вызвать желание дарить людям радость. Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Пооперационная карта «Голубь мира», на каждого ребёнка по 3 квадрата разных цветов 15х15 см, фломастеры.

Бабочка

Закрепить умение детей следовать инструкциям педагога. Познакомить с новой базовой формой «Катамаран». Развивать фантазию и конструктивное воображение.

Пооперационная карта «Бабочка 2», на каждого ребёнка – по одному квадрату разных цветов, бумажная обрезь, клей, фломастеры.

Хризантема

Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в стиле оригами. Продолжать работать в коллективе. Закрепить умение пользоваться ножницами.

Пооперационная карта «Хризантема», на каждого ребенка – по шестнадцать квадратов белого, сиреневого или голубого цвета 4х4 см, по два квадрата желтого цвета 2х2 см, ножницы, клей.

Коллектив

ное панно «Лето»

Закрепить умение детей изготавливать из бумаги различные поделки и оформлять ими общее панно. Развивать творческие способности детей, воображение. Закрепить умение детей работать в коллективе.

Квадраты и прямоугольники разных цветов, бумажная обрезь, фломастеры, клей, большой лист бумаги.

                                   

                               2 год обучения (подготовительная группа)

Месяц,

неделя

   Тема недели

    Тема занятия, автор, стр.

Кол-во часов

Сентябрь 1неделя

Диагностическая

Давайте поиграем. Ребёнок в детском саду 6.2003. С.И.Мусиенко, стр.15

       1

       

Сентябрь 2 неделя

Диагностическая

Вспоминаем базовые формы. С.В.Кирсанова, стр. 44

       1

Сентябрь

3 неделя

Огород. Овощи.

Морковка. С.Ю.Афонькин, стр.9

       1

Сентябрь

4 неделя

Сад. Фрукты.

Коробочка санбо. И.В.Журавлева, стр.87

       1

Октябрь

1 неделя

Грибы. Ягоды

Ветка рябины. Ребёнок в детском саду 1.2004. С.И.Мусиенко, стр.17

       1

Октябрь

2 неделя

Осень. Признаки осени. Деревья.

Панно с осенними листьями. С.Соколова, стр.115

       1

Октябрь

3 неделя

Перелётные птицы.

Сидящая птица. С.Ю.Афонькин, стр.36

       1

Октябрь

4 неделя

Одежда. Обувь. Головные уборы.

Шлем самурая.  С.Ю.Афонькин, стр.11

       1

Октябрь

5 неделя

Русская народная игрушка.

Лошадка. И.В.Журавлева, стр.96

      1

Ноябрь  1 неделя

Детский сад. Наш город.

Вертушка. Оригами. Лучшие модели. О.Г.Смородкина, 50

      1

Ноябрь

2 неделя

Посуда.

Вазочка для цветов. С.В.Кирсанова, стр.110

   

      1

Ноябрь

3 неделя

Продукты питания.

Орхидея. (Ко дню матери) И.В.Журавлева, стр.66

      1

Ноябрь

4 неделя

Мебель.

Стул. И.В.Журавлева, стр.89

      1

Декабрь

1 неделя

Зима. Зимующие птицы.

Воробей. И.В.Журавлева, стр.68

      1

Декабрь

2 неделя

Домашние животные и их детёныши.

Поросёнок. И.В.Журавлева, стр.49

      1

Декабрь

3 неделя

Домашние птицы.

Уточка. С.Ю.Афонькин, стр.39

       1

Декабрь

4 неделя

Дикие животные и их детёныши.

Летучая мышь. И.В.Журавлева, стр.18

       1

Декабрь

5 неделя

Зимние забавы. Новый год.

Фонарик-кусудама. И.В.Журавлева, стр.138

       1

Январь

2 неделя

Человек. Части тела.

Самурай. И.В.Журавлева, стр.98

       1

Январь

3 неделя

Профессии.

Докторский колпак. С.Ю.Афонькин, стр.13

       1

Январь 4 неделя

Транспорт.

Двухтрубный корабль. Ребёнок в детском саду 3.2004. С.И.Мусиенко, стр.10

       1

Февраль 1 неделя

Правила дорожного движения.

Гоночная машина

       1

Февраль

2 неделя

Дом и его части.

Валентинка. И.В.Журавлева, стр.166

       1

Февраль

3 неделя

Бытовая техника. Безопасность.

Квадратная коробочка. И.В.Журавлева, стр.95

       1

Февраль

4 неделя

Наша Армия

Танк.

      1

Март

1 неделя

Семья. Мамин праздник.

Лилия. И.В.Журавлева, стр.160

      1

Март

2 неделя

Животные жарких стран

Крокодил.

      1

Март

3 неделя

Животные севера

Морской котик. И.В.Журавлева, 105

      1

Март

4 неделя

Виды спорта

Катамаран. С.Ю.Афонькин, стр.23

      1

Март

5 неделя

Весна. Приметы весны.

Журавлик. И.В.Журавлёва, стр.129

      1

Апрель

1 неделя

Аквариум.

Карп. И.В.Журавлёва, стр.106

      1

Апрель

2 неделя

Космос.

Космическая ракета. И.В.Журавлёва, стр.144

      1

Апрель

3 неделя

Перелётные птицы.

Журавлик счастья. И.В.Журавлёва, стр.131

      1

Апрель

4 неделя

Труд людей весной.

Коробочка звезда. И.В.Журавлёва, стр.121

      1

Май

1 неделя

День Победы.

Голубь мира. И.В.Журавлёва, стр.25

      1

Май

2 неделя

Насекомые.

Кузнечик, муха. С.В.Кирсанова, стр.92, И.В.Журавлёва, 42

      1

Май

3 неделя

Цветы.

Крокус. С.Ю.Афонькин, 62

      1

Май

4 неделя

До свидания детский сад. Школа. Школьные принадлеж-

ности

Этот летающий, плавающий и прекрасный мир. С.В.Кирсанова, стр.126

      1

                                         

                                        Содержание программы

Месяц

Тема

Задачи занятия

Материалы

      Сентябрь                                                                        

Давайте поиграем

Выявить умение детей распознавать и называть геометрические фигуры. Заинтересовать работой с бумагой. Напомнить, как делить квадрат путём складывания на разное количество равных частей: два прямоугольника, четыре треугольника или четыре квадрата. Укреплять мелкие мышцы рук. Воспитывать аккуратность.

Наборы геометрических фигур, по два квадрата для воспитателя 20Х20 см, на каждого ребёнка – по три квадрата 10х10 см.

Вспоминаем базовые формы

Вспомнить с детьми базовые формы, которые лежат в основе любой поделки. Упражнять в складывании основных форм. Воспитывать интерес детей к искусству оригами.

Пооперационные карты основных базовых форм, поделки в стиле оригами, на каждого ребенка по четыре квадрата 9х9 см

Морковка

Продолжать знакомить детей с искусством оригами. На основе базовых форм «Треугольник», «Воздушный змей» научить делать поделку «Морковка». Развивать у детей творческие способности. Воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие.

Пооперационная карта «Морковка», на каждого ребенка – 1 оранжевый и 1 зеленый квадрат 9х9 см.

Коробочка - санбо

Закрепить знания детей о технике оригами, пооперационных картах. Учить делать коробочку на основе базовой формы «Блинчик». Развивать мелкую моторику, пространственное воображение, конструктивное мышление. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Пооперационные карты «Базовая форма «Блинчик», «Коробочка – санбо», на каждого ребенка по 1 квадрату 15х15 см.

Октябрь

Ветка рябины

Продолжать учить детей самостоятельно читать пооперационную карту. Закрепить умение изготавливать поделки из базовой формы «Стрела». Воспитывать умение работать в коллективе. Расширять словарный запас детей.

Пооперационные карты «Стрела», «Ветка рябины», на каждого ребенка – цветной прямоугольный лист для фона, по 8 красных квадратов 1,5х1,5 см, по 10 квадратов зеленого цвета 3х3 см, полосочка коричневого цвета для веточки, клей.

Панно с осени

ми листья

ми клёна

Продолжать повышать интерес к изготовлению поделок в стиле оригами. Закрепить умение складывать из квадрата базовую форму «воздушный змей», на базе его делать поделки. Учить работать в коллективе.

Пооперационная карта «Лист клёна»,  на каждого ребёнка – 2 квадрата размером 4х4 см, 2 квадрата размером 4,5х 4, 5, квадрат размером 5х5 оранжевого, красного, жёлтого цветов, клеящий карандаш, большой лист бумаги голубого или зелёного цвета.

Сидящая птица

Учить детей складывать птичку на основе базовой формы «Воздушный змей». Закреплять умение следовать инструкции педагога. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность.

Пооперационная карта «Сидящая птица», на каждого ребенка по одному квадрату 15х15 см, фломастеры.

Шлем самурая

Учить детей делать головные уборы из бумаги на основе базовой формы «Треугольник». Упражнять детей в сгибании бумаги в разных направлениях, приглаживании линии сгибов. Воспитывать аккуратность, желание сделать поделку качественно. Развивать мелкую моторику, конструктивное мышление, память.

Пооперационная карта «Шлем самурая», на каждого ребенка по одному квадрату 20х20 см.

Октябрь

Дымковская лошадка

Учить детей делать лошадку на основе базовой формы «Блинчик».  Развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию. Развивать пространственное воображение, творческие способности, художественный вкус, уверенность в своих силах, конструктивное мышление. Воспитывать любовь к животным.

Поделка «Дымковская лошадка»,  на каждого ребёнка – по одному белому квадрату 15х15, ножницы, фломастеры.

Ноябрь

Вертушка

Повышать интерес детей к занятиям по оригами, используя игровые приёмы. Закрепить умение мастерить поделки в стиле оригами, используя пооперационные карты. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Пооперационная карта «Вертушка», на каждого ребенка один квадрат 15х15 см, палочка.

Вазочка для цветов

Учить детей изготавливать объемную поделку – вазу.  Познакомить детей с новой базовой формой «Двойной квадрат». Закрепить умение следовать инструкции педагога. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность.

Поделка «Вазочка», на каждого ребенка один квадрат 20х20 см.

Орхидеи маме в подарок

Учить детей делать цветы, используя базовую форму «Книжка». Упражнять в умении хорошо проглаживать линии сгиба. Развивать умение следовать устным инструкциям. Воспитывать конструктивные способности. Воспитывать любовь и заботливое отношение к маме.

Пооперационная карта «Орхидея», на каждого ребенка по три квадрата разных цветов 15х15 см, по три зелёных квадрата 15х15 см, клей.

Стул

Учить детей делать стул, используя базовую форму «Блинчик». Продолжать закреплять умения детей следовать устным инструкциям. Развивать умение делать точные аккуратные сгибы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность.

Пооперационная карта «Стул», на каждого ребенка – квадрат 15х15 см.

Декабрь

Воробей

Закреплять умения детей делать поделки, используя базовую форму «Воздушный змей». Развивать глазомер, мелкую моторику рук. Продолжать знакомить детей с японской культурой.

Пооперационные карты «Воздушный змей», «Воробей», на каждого ребенка – квадрат 15х15 см, фломастеры.

Поросенок

Учить детей делать фигурки животных, с помощью базовой формы «Дверь». Развивать интерес к искусству оригами. Поощрят в детях инициативность, независимость, уверенность в своих силах и способностях.

Пооперационные карты «Дверь», «Поросенок», на каждого ребенка – квадрат 15х15 см, фломастеры.

Уточка

Повышать интерес детей к занятиям по оригами, используя игровые приёмы. Закрепить умение мастерить поделки в стиле оригами, используя пооперационные карты. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, аккуратность

Пооперационные карты  «Уточка 2», на каждого ребёнка – квадрат 15х15 см, фломастеры.

Летучая мышь

Закреплять умения детей делать поделки, используя базовую форму «Треугольник». Развивать воображение детей, мышление, мелкую моторику. Развивать интерес к окружающему миру и искусству оригами.

Пооперационная карта «Летучая мышь», на каждого ребенка – квадрат 15х15 см, фломастеры.

Фонарик - кусудама

Продолжать учить детей делать поделки, используя базовую форму «Катамаран», состоящие из нескольких деталей. Закреплять умение детей сгибать бумагу в разных направлениях. Развивать навыки точных, аккуратных сгибов. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность.

Пооперационные карты «Базовая форма «Катамаран», «Фонарик – кусудама», на каждого ребенка – по 6 квадратов разных цветов, размером 15х15 см, клей.

Январь

Самурай

Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей. Познакомить с последовательностью изготовления поделок в стиле оригами, используя схему. Учить четко, выполнять инструкции педагога.

Пооперационная карта «Самурай», книга со схемами по изготовлению поделок в стиле оригами, на каждого ребёнка - квадраты 8х8, 6х6 см, клей, фломастеры.

Докторский колпак

Учить детей делать головной убор доктора из прямоугольного листа бумаги. Развивать у детей творческое воображение, мышление, внимание. Развивать интерес к искусству оригами. Учить использовать готовые поделки в игре.

Пооперационная карта «Докторский колпак», на каждого ребенка – прямоугольник А4.

Двухт

рубный кораблик

Продолжать развивать интерес детей к изготовлению фигурок в стиле оригами. Продолжать учить использовать готовые поделки в игре.

Пооперационная карта «Двухтрубный кораблик», на каждого ребёнка – квадрат из цветной бумаги 15х15 см.

Февраль

Гоночная машина

Продолжать учить детей мастерить поделки из прямоугольных листов бумаги. Закрепить умение детей следовать инструкциям педагога. Развивать фантазию и конструктивное воображение.

Пооперационные карты «Заготовка для гоночной машины и танка», «Гоночная машина», на каждого ребёнка белый лист А4, фломастеры.

Валентинка

Продолжать учить детей складывать поделки из прямоугольного листа бумаги. Упражнять детей в умении складывать поделки, следя за показом воспитателя и слушая устные пояснения. Развивать мелкую моторику рук, пространственное воображение, творческие способности, уверенность в своих силах.

Поделка «Валентинка», на каждого ребенка – прямоугольный лист А4 красного или розового цвета.

Квадратная коробочка

Продолжать учить детей мастерить поделки, используя базовую форму «Блинчик». Закреплять умения детей следовать устным инструкциям. Развивать пространственное воображение, мелкую моторику. Воспитывать интерес к искусству оригами.  

Пооперационная карта «Базовая форма «Блинчик», на каждого ребенка – по одному квадрату 20х20 см.

Танк

Воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей Родины – к дедам, отцам, братьям. Закреплять умение мастерить поделки в стиле оригами из прямоугольных листов бумаги,  с использованием пооперационных карт и схем. Развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук.

Пооперационные карты «Заготовка для гоночной машины и танка», «Танк», на каждого ребёнка – прямоугольный лист А4, квадрат 8х8 см, фломастеры.

Март

Лилия

Учить детей изготовлению цветка «Лилии» в стиле оригами. Помочь каждому ребёнку добиться желаемого результата. Развивать глазомер, мелкую моторику рук. Воспитывать любовь и заботливое отношение к маме.

Пооперационные карты «Лилия», «Стебелёк», поделка «Лилия», на каждого ребёнка – по одному квадрату разных цветов 15х15 см, зелёные квадраты 15х15 см.

Крокодил

Продолжать учить детей изготавливать животных в стиле оригами, используя базовую форму «Дверь» и схему последовательности выполнения поделки. Развивать мелкую моторику рук, конструктивное мышление, уверенность в своих силах. Воспитывать любовь к животным.

Схема последовательности выполнения поделки «Крокодил», на каждого ребенка – по одному зеленому квадрату размером 15х15 см, фломастеры.

Морской котик

Продолжать учить детей делать поделки в стиле оригами, используя пооперационную карту и схему. Вспомнить с детьми базовую форму «Рыба» и на ее основе изготовить поделку. Развивать внимательность, мелкую моторику рук, конструктивное мышление. Воспитывать интерес к искусству оригами.

Пооперационные карты  и схемы «Базовая форма «Рыба», «Морской котик», на каждого ребенка – один квадрат 15х15 см, фломастеры.

Катамаран

Продолжать развивать интерес детей к изготовлению фигурок в стиле оригами. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. Развивать глазомер, мелкую моторику кистей рук.

Пооперационная карта и схема «Катамаран», на каждого ребёнка – квадрат 15х15 см.

Журавлик

Продолжать учить детей мастерить поделки, в стиле оригами используя пооперационную карту на основе новой базовой формы «Птица». Развивать творческие способности детей, воображение.

«Пооперационные карты «Базовая форма «Птица», «Журавлик», на каждого ребёнка - квадрат 14,8х14,8 см, ножницы, фломастеры.

Апрель

Карп

Продолжать учить детей мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные им приёмы складывания бумаги. Развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение; воспитывать аккуратность.

Пооперационные карты «Базовая форма «Рыба», «Карп», на каждого ребёнка – по одному квадрату разных цветов 10х10 см, фломастеры.

Космическая ракета

Продолжать учить детей делать фигурки в стиле оригами, используя пооперационную карту и схему. Развивать глазомер, мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Пооперационная карта «Космическая ракета», на каждого ребёнка – по одному квадрату разных цветов.

Журавлик счастья

Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги, используя пооперационную карту на основе новой базовой формы «Птица». Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами. Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Пооперационные карты «Базовая форма «Птица», «Журавлик счастья», на каждого ребёнка – квадраты разных  цветов 15х15 см, фломастеры.

Коробочка-звезда

Познакомить детей с новым способом складывания бумаги, на основе базовой формы «Квадрат». Закрепить умение следовать инструкции педагога. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность.

Пооперационные карты «Базовая форма «Квадрат», «Коробочка – звезда», квадраты разных цветов по количеству детей.

Май

Голубь мира

Закреплять умение детей мастерить поделки в стиле оригами. Вызвать желание дарить людям радость. Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Пооперационная карта «Голубь мира», на каждого ребёнка по 3 квадрата разных цветов 15х15 см, фломастеры.

Кузнечик, муха

Закрепить умение детей следовать инструкциям педагога. Развивать фантазию и конструктивное воображение.

Пооперационные карты «Кузнечик», «Муха», на каждого ребёнка – по два квадрата разных цветов, фломастеры.

Георгин

Продолжать учить детей цветы в стиле оригами, используя базовую форму «Катамаран». Закреплять умения детей складывать квадрат в разных направлениях. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности, конструктивное мышление.

Пооперационная карта «Базовая форма «Катамаран», поделка «Георгин», на каждого ребенка – по два квадрата разных цветов, по одному квадрату зеленого цвета, клей.

Этот летающий, плавающий и прекрасный мир

Обобщить и систематизировать знания детей о технике оригами. Закреплять умения и навыки создавать поделки в стиле оригами по пооперационным картам и схемам. Закреплять умение работать коллективно, распределять между собой работу. Развивать интерес к искусству оригами.

Пооперационные карты, картина с изображением лета, квадраты разных цветов, клей.

Литература:

  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Все об оригами. От простых фигурок до сложных моделей. – Санкт-Петербург: ООО «СЗКЭО», 2015 – 120с., ил.
  2. Кирсанова С.В. Обучение технике оригами детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией. СПб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013. -144с.
  3. Оригами. Иллюстрированная энциклопедия для всей семьи. Лучшие модели/ авт. – 0-63 Сост. И.В.Журавлева. – М.: АСТ, 2011. – 191, [1] с: ил.
  4. Ребёнок в детском саду. – ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника, 6.2003.
  5. Ребёнок в детском саду. – ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника, 1.2004.
  6. Ребёнок в детском саду. – ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника, 2.2004.
  7. Ребёнок в детском саду. – ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника, 3.2004.
  8. Смородкина, О.Г. Оригами. Лучшие модели/О.Г.Смородкина. – М.: Астрель; СПб.: Сова, 2011. – 128 с.: ил. – (Первые уроки для любознательных малышей).
  9. Соколова С. Школа оригами: Аппликации и мазаика. – М.: Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2008. – 176 с.: ил. – (Академия «Умелые руки»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ручному труду (оригами) подготовительный к школе возраст "Путешествие в бумажный лес"

Учить детей мастерить поделки, в стиле оригами используя пооперационные карты; знакомить с новым условным знаком, принятым в оригами.  Закрепить знания детей о разных видах, св...

Конспект непосредственно образовательной деятельности ОО «Познание» Тема : «Лягушиное болотце» (оригами) в подготовительной к школе группе.

Задачи:1)Обеспечить развитие умения складывать квадратный лист бумаги в разных направлени   ях ,фиксировать точно линии сгиба ,соединяя угол с углом,сторону со стороной.2) Формировать развит...

Оригами как один из методов подготовки детей к школе

Статья "Оригами как один из методов подготовки детей к школе"...

ЗНАЧЕНИЕ ОРИГАМИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ И В ПОДГОТОВКЕ ИХ К ШКОЛЕ.

Каждый человек наверняка хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из листа бумаги - кораблик или самолетик. А в те времена, когда в магазинах не было такого выбора соломенных шляп и панам, ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию с детьми подготовительной к школе группы «Снежное царство» (оригами).

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо конструированию с детьми подготовительной к школе группы «Снежное царство» (оригами)....

Конспект открытого занятия по оригами в группах подготовки к школе (подготовительная группа) «Оригами кораблик»

Конспект открытого занятия по оригамив группах подготовки к школе (подготовительная группа)«Оригами  кораблик»...