ФОРМЫ И ТЕХНИКИ ОРИГАМИ
консультация по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Иващенко Анжела Валерьевна

ФОРМЫ И ТЕХНИКИ ОРИГАМИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc500.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и техники оригами.

В Японии известно несколько форм оригами. Возникли они в разные времена, что обусловливалось не только разными технологиями изготовления похожих изделий, но и появлением цветной бумаги, а также целями выполнения того или иного предмета.

Ашие-иоригами представляет собой бумажную куклу, сделанную при помощи специальных разрезов и сгибов. Лицо куклы рисуется прямо на бумаге, а костюм может быть нарисован или приклеен.

Нишики-иоригами – в этом типе используют разноцветную бумагу, рисунок на которую наносят при помощи деревянных колодок. Он был популярен с позднего периода Тайщё до начала периода Шёва (1926г.). На куклах, выполненных в этом стиле, делали аккуратные разрезы и кисточкой разрисовывали черты лица и предметы одежды.

Касанеориоригами представляет собой специальный сгиб, полученный при сгибании нескольких разноцветных листов бумаги, смешанных относительно друг друга. Последний лист бумаги кладется только определенного цвета. Это определяется церемонией и ли событием, в которых используется данный тип оригами.

Кавари-иоригами – это тип оригами, для которого используется бумага , отпечатанная с раздельными рисунками на каждом кусочке бумаги. Сгибание отдельных элементов изделия то открывает, то прячет различные фигуры, изображенные на отдельных частях, создавая причудливые картинки. Этот тип оригами используется в различных детских соревнованиях и конкурсах.

Киритсунагиоригами предполагает изготовление нескольких соединенных Фигур. Лучшим примером является “цурифуне” – стая журавликов. Она делается из квадратного листа бумаги, который надрезан на маленькие квадратики, соединенные с центральным большим квадратом. Существует 49 различных способов разрезания бумаги, и заготовка бывает достаточно сложной. “Сембазуру” подразумевает складывание и украшение дома журавликами как талисман, как желание сбыться мечте. Обычно для этого типа оригами используется японская бумага “ваши”, которая может сгибаться до 30 слоев.

Эти типы оригами не нашли широко использования в других странахмира, так как они тесно связаны с различными церемониями, ритуалами и праздниками, присущими только Японии. Однако складывание, основанное на использовании квадратного листа бумаги и традиционных форм оригами, нашло применение в образовании и искусстве множества стран.

Как говорилось ранее, искусство складывания идет из далеких веков, из того времени, когда в сознании людей не было различия между живой и неживой природой. Видимо, тогда, наряду с гохэй, тате, ноши, каташиро появились и коробочки самбо, в которые клали небольшие кусочки овощей и рыбы, поднося их в качестве жертвоприношения. Самбо в Японии было очень тесно связанно с религией, в самом начале (приблизительно несколько столетий назад) искусство оригами существовало как храмовое, чрезвычайно регламентированное по технике выполнения. Количество изделий было невелико. На них отрабатывались приемы работы с бумагой как с материалом, на котором можно не только писать и рисовать, но из которого можно выполнять разные бумажные фигурки. Именно в это время люди стали понимать, что для оригами нужны определенные сорта бумаги. Она должна быть эластичной, хорошо сохранять линии перегибов, не быть ломкой и ворсистой. В то время искусство оригами знали немногие, бумага была очень дорогой и не было разработано схем выполнения того или иного изделия. Техника и приемы работы с бумагой передавались непосредственно от человека к человеку. Накапливались и традиционные изделия для того или иного ритуала или церемонии. Постепенно сложиласьтрадиционная формаоригами, в основе которой лежали базовые формы «Журавлик», «Лягушка», «Бабочка» и т.п.

http://www.bestreferat.ru/images/paper/17/63/8546317.jpeg

Со временем стали появляться мастера, которых не устраивали рамки традиционной формы оригами. Они искали новые базовые формы для выполнения своих изделий. Использовали не только лист квадратной формы, но и прямоугольник, ромб, пятиугольники и шестиугольники, круг, треугольник. Это расширило возможности оригами и позволило создавать изделия, которые из квадратного листа сделать не возможно. Кошо Ушияво говорил: “Оригами – это мир, в котором каждый, кто может изобразить вещи из единственного листа бумаги, испытывает радость создателя “. Изделия стали более личностными, более творческими и разнообразными.

Творческая формаоригами стала активно развиваться, когда мастера принципиально отказались от использования ножниц. В этой форме оригами вместо надрезов стали использовать несколько листов бумаги для изготовления отдельных частей фигурки и последующего их соединения. Верблюд, свободно стоящий на ногах, у которого возможно изменение наклона головы, - один из примеров такой формы. Некоторые фигурки, например, черепаху, выполняют, деля лист пополам и затем складывая переднюю и заднюю части отдельно. Для того чтобы сделать на основе маски фигурку человека или божества, потребуется дополнительно один-два листа бумаги. Из них складывают верхнюю и нижнюю части туловища

http://www.bestreferat.ru/images/paper/21/63/8546321.jpeg

Часто при изготовлении сложных изделий в творческой форме оригами используют базы и элементы традиционной формы. Такие изделия относятся ккомбинированной форме.

http://www.bestreferat.ru/images/paper/27/63/8546327.jpeg

Со второй половины XXвека складываться новый тип оригами – модульный. Многих ведущих мастеров оригами в Японии, Европе и США не устраивали изделия, в основе которых использовались базовые формы, имеющие в основе определенное количество остроконечных сегментов. Постепенно, по мере увеличения количества фигур, полученных из этих баз, складывание становится стереотипным. Этот факт и побудил оригамистов создавать совершенно новые базовые формы, не похожие на все, что было создано до сих пор. В основном эти базовые формы создавались и создаются на математических, архитектурных, художественно-графических факультетах ведущих институтов и университетов мира. Для создания новых форм изделий понадобились знания высшей математики, начертательной геометрии, компьютерной графики.

Модульное оригами.

Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Одним из наиболее часто встречающихся объектов модульного оригами является кусудама, объёмное тело шарообразной формы.

http://www.bestreferat.ru/images/paper/32/63/8546332.jpeg

Простое оригами

Простое оригами (англ.purelandorigami) — стиль оригами, придуманный британским оригамистом Джоном Смитом, и который ограничен использованием только складок горой и долиной. Целью оригами является облегчение занятий неопытным оригамистам, а также людям с ограниченными двигательными навыками. Данное выше ограничение означает невозможность многих (но не всех) сложных приёмов, привычных для обычного оригами, что вынуждает к разработке новых методов, дающих сходные эффекты.

При создании моделей в данной технике ищется минимальный набор складок, который бы отражал основные черты складываемой фигурки. Также одним из отступлений относительно традиционного оригами является необязательность однозначного задания новых складок уже существующими элементами — многие складки проводятся на глаз. Однако это не есть недостаток, так как в силу принципа минимального складывания, где каждая складка обладает максимальной выразительностью, невозможность сложить две одинаковые модели выливается в огромные возможности для детского творчества (особенно касается выражений лиц и фигурок животных).

http://www.bestreferat.ru/images/paper/38/63/8546338.jpeg

Развёртка (Оригами)

Развёртка (англ.creasepattern;паттерн складок) — один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели. Развертка бывает удобна для описания сложной модели, когда обычная запись бывает слишком громоздкой. Более существенно, однако, то, что развёртки стали использоваться при проектировании современных сверхсложных моделей, подняв искусство оригами до небывалых высот реализма.

http://www.bestreferat.ru/images/paper/44/63/8546344.jpeg

Мокрое складывание

Мокрое складывание — техника складывания оригами, разработанная Акирой Ёсидзавай и использующая смоченную водой бумагу для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жесткости. До этого идеалом оригами было проведение точно определенных плоских складок. Лучшая иллюстрация подобной тенденции — математика оригами. Однако для таких негеометричных объектов, как животные и цветы прямые линии скорее исключение. Мокрое складывание, возникнув более двадцати лет назад, остаётся практически единственным способом создать красивые трёхмерные фигурки, столь похожие на оригинал.

http://www.bestreferat.ru/images/paper/46/63/8546346.jpeg

Прежде, чем приступить к занятиям оригами с детьми, взрослый сам должен освоить основы техники складывания: термины, знаки, линии, принятые в оригами приемы работы с бумагой, способы получения базовых фигур.

Условные знаки и обозначения оригами

1. Линии и стрелки

Изображение

Обозначение

Пример

http://www.bestreferat.ru/images/paper/47/63/8546347.gif

Линия складки “долиной”, “на себя”

http://www.bestreferat.ru/images/paper/48/63/8546348.gif

http://www.bestreferat.ru/images/paper/49/63/8546349.gif

Стрелка складки “долиной”, “на себя”

http://www.bestreferat.ru/images/paper/50/63/8546350.gif

Линия складки “горой”, “от себя”

http://www.bestreferat.ru/images/paper/51/63/8546351.gif

http://www.bestreferat.ru/images/paper/52/63/8546352.gif

Стрелка складки “горой”, “от себя”

http://www.bestreferat.ru/images/paper/53/63/8546353.gif

Перегнуть на себя – согнуть и разогнуть, сделав складку “долиной”

http://www.bestreferat.ru/images/paper/54/63/8546354.gif

http://www.bestreferat.ru/images/paper/55/63/8546355.gif

Получившаяся в результате перегиба линия

http://www.bestreferat.ru/images/paper/56/63/8546356.gif

Невидимая или воображаемая линия

http://www.bestreferat.ru/images/paper/57/63/8546357.gif

2. Уточняющие знаки

Изображение

Обозначение

Пример

http://www.bestreferat.ru/images/paper/58/63/8546358.gif

Совместить указанные точки

http://www.bestreferat.ru/images/paper/59/63/8546359.gif

http://www.bestreferat.ru/images/paper/60/63/8546360.gif

Раздвинуть бумажные слои

Равнозначные углы; равнозначные отрезки, прямой угол (90 гр.)

http://www.bestreferat.ru/images/paper/61/63/8546361.gif

3. Операции с фигурой

Изображение

Обозначение

Пример

http://www.bestreferat.ru/images/paper/62/63/8546362.gif

Повернуть фигуру на 180 гр.

http://www.bestreferat.ru/images/paper/63/63/8546363.gif

http://www.bestreferat.ru/images/paper/64/63/8546364.gif

Перевернуть фигуру другой стороной

4. Комбинированные операции

Изображение

Обозначение

Пример

http://www.bestreferat.ru/images/paper/65/63/8546365.gif

Складка “гармошкой”

http://www.bestreferat.ru/images/paper/66/63/8546366.gif

http://www.bestreferat.ru/images/paper/67/63/8546367.gif

Проделать указанную операцию несколько раз

http://www.bestreferat.ru/images/paper/68/63/8546368.gif

Свернуть

http://www.bestreferat.ru/images/paper/69/63/8546369.gif

http://www.bestreferat.ru/images/paper/70/63/8546370.gif

Сложить несколько раз

http://www.bestreferat.ru/images/paper/71/63/8546371.gif

Достать, открыть, вывернуть, развернуть

http://www.bestreferat.ru/images/paper/72/63/8546372.gif

Нажать, затолкнуть

5. Знаки оформления

Изображение

Обозначение

http://www.bestreferat.ru/images/paper/73/63/8546373.gif

Номер операции

Стороны бумаги: цветная и нет

http://www.bestreferat.ru/images/paper/74/63/8546374.gif

Увеличение масштабирования

http://www.bestreferat.ru/images/paper/75/63/8546375.gif

Смотрите продолжение схемы на др. странице

6. Другие знаки

Изображение

Обозначение

http://www.bestreferat.ru/images/paper/76/63/8546376.gif

Линия для разреза

http://www.bestreferat.ru/images/paper/77/63/8546377.gif

Дунуть, надуть

Приложение №9

Базовые складки и формы оригами.

1. Совсем простые треугольник и прямоугольник:http://www.bestreferat.ru/images/paper/78/63/8546378.jpeg

2. Блин или блинчик:
http://www.bestreferat.ru/images/paper/79/63/8546379.gif

Схема:
http://www.bestreferat.ru/images/paper/80/63/8546380.gif

3. Водяная бомбочка
http://www.bestreferat.ru/images/paper/81/63/8546381.gif

Схема:
http://www.bestreferat.ru/images/paper/82/63/8546382.gif

4, 5. Бумажный змей (воздушный змей), плавно переходящий в ромб
Змей:
http://www.bestreferat.ru/images/paper/83/63/8546383.gif

Ромб:
http://www.bestreferat.ru/images/paper/84/63/8546384.gif

А вот схема для них. На четвёртом этапе получаем змея, на пятом змей трансформируется в ромб:
http://www.bestreferat.ru/images/paper/85/63/8546385.gif

6,7. Рыбное ассорти: рыба-1 и рыба-2:
Рыба-1:
http://www.bestreferat.ru/images/paper/86/63/8546386.gif

Рыба-2:
http://www.bestreferat.ru/images/paper/87/63/8546387.gif

И рыбная схема. На четвёртом этапе рыба в первой инкарнации, на пятом – во второй:
http://www.bestreferat.ru/images/paper/88/63/8546388.gif

8. Квадрат, он же двойной квадрат:


http://www.bestreferat.ru/images/paper/89/63/8546389.gifhttp://www.bestreferat.ru/images/paper/90/63/8546390.gif

Схема:

9, 10. Птица-1 и птица-2:
Птица-1:
http://www.bestreferat.ru/images/paper/91/63/8546391.gif

Птица-2:
http://www.bestreferat.ru/images/paper/92/63/8546392.gif

Обе птицы берут начало из базовой формы квадрат (двойной квадрат). Такая вот рекурсия получается, базовая форма, базирующаяся на более базовой форме. На третьем этапе схемы получается первая птица, на четвертом – вторая.

Схема:
http://www.bestreferat.ru/images/paper/93/63/8546393.gif

11, 12. Лягушка-1 и лягушка-2:
Лягушка-1:
http://www.bestreferat.ru/images/paper/94/63/8546394.gif

Лягушка-2:
http://www.bestreferat.ru/images/paper/95/63/8546395.gif

Отцом обеих лягушек снова-таки служит базовая форма “квадрат”. Такая вот популярная фигура: хочешь – лягушки, хочешь – птицы. То ли еще будет! На пятом этапе схемы первый вариант лягушки, на шестом – второй:
http://www.bestreferat.ru/images/paper/96/63/8546396.gif

13. Дверь:
http://www.bestreferat.ru/images/paper/97/63/8546397.gif

Схема:
http://www.bestreferat.ru/images/paper/98/63/8546398.gif

14, 15. Катамаран, вертушка:
Катамаран:
http://www.bestreferat.ru/images/paper/99/63/8546399.gif

Вертушка:
http://www.bestreferat.ru/images/paper/00/64/8546400.gif

В основе обеих фигур лежит базовая складка “дверь”. Схема начинается именно с неё. На четвёртой итерации получается катамаран, на шестой же он превращается в вертушку:
http://www.bestreferat.ru/images/paper/01/64/8546401.gif

16, 17. Узор и стол:
Узор:
http://www.bestreferat.ru/images/paper/02/64/8546402.gif

Стол:
http://www.bestreferat.ru/images/paper/03/64/8546403.gif

И узор, и стол мы получаем из катамарана, такое вот это универсальное средство. Схема начинается именно с этой базовой схемы, на втором этапе катамаран чудесным образомстановится узором, а на последнем трансформируется в стол:
http://www.bestreferat.ru/images/paper/04/64/8546404.gif

ПОДГОТОВЛЕНО ПО МАТЕРИАЛАМ:

1. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. – М.:Изд. Дом «Карапуз», 1999. – 240 с.

2.Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников. СПб.:»Детство-Пресс», 2004. – 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами"

Тема Мастер-класса  «Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами». Актуальность  использования  оригами  в образовательном процессе в первую очередь конечно-же связа...

Мастер-класс для педагогов ДОУ по обучению конструированию из бумаги в технике оригами "Путешествие в страну Оригами"

В игровой форме участники познакомятся с азами сложения из бумаги в технике оригами и узнают об особенностях обучения этому детей дошкольного возраста. Познакомятся с правилами оригамистов. Узнают о р...

Тема: "Искусство оригами и особенности использования техники оригами в развитии детей дошкольного возраста".

Курс: Формирование способностей дошкольников в работес разными материалами....

Рабочая программа. Кружок «Умейка». Направление работы: техника аппликация, техника оригами. Возраст обучающихся: младшая группа - 5- 7 лет. Срок реализации - 1 год.

Рабочая программа "Умейка"целью которой является развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики и оригами; формирование художественно-творческих способностей чере...