Программа дополнительного образования "Основы творческого моделирования"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему

Кашкарова Майя Витальевна

Программа дополнительного образования технической направленности "Основы творческого моделирования" для старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Истоки способностей и дарований

детей на кончиках их пальцев…

Другими словами: чем больше мастерства

в детской руке, тем умнее ребенок»

В.А. Сухомлинский.

Пояснительная записка

     Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности и развивающего обучения, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является моделирование.

     В дошкольном возрасте применяется начальное творческое  моделирование, т. е. такой вид моделирования, который доступен для понимания детей, восприятия ими элементарных технических схем, образцов, пространственных характеристик. В моделировании используется простой материал, абсолютно безопасный для детей и доступный для работы.

     Рабочая  программа  «Основы творческого моделирования» направлена на развитие интереса к моделированию из разных материалов, на развитие образного и логического мышления, на освоение детьми навыков работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями ручного труда. Моделирование является наиболее доступным и интересным для детей, обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.  Занятия моделированием являются отличной школой развития у детей творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков, способностей к техническому творчеству.

     Работа в технике моделирования целенаправленна: дети видят конечный результат деятельности и стремятся решить поставленную задачу. Работа в этой технике благоприятствует развитию важнейшей социальной функции личности дошкольников – формированию навыков общения в коллективе в процессе совместной  деятельности. Ведущими мотивами этого вида деятельности для дошкольников является стремление к творческой самореализации, желание создавать новое, оригинальное.

Цель: формировать навыки и умения начального  моделирования детей старшего дошкольного возраста с помощью различных материалов.

Задачи:

  • Формировать представления об объектах  и различных материалах окружающего мира и их свойствах;
  • Учить детей искусству моделирования, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, глазомер, художественный вкус и творческие способности.
  • Учить детей работать со схемами и образцами, придумывать самостоятельно поделки.
  • Обучать детей  приёмам работы с различными  материалами; умению следовать устным инструкциям. Оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики.
  • Развивать память, внимание, познавательный интерес, любознательность, мыслительную деятельность, творческие способности и исследовательские навыки.
  • Формировать самостоятельность, уверенность в себе, самооценку.
  • Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей, соблюдение правилам техники безопасности, ответственность при выполнении работ.
  • Воспитывать бережное, эмоционально - доброжелательное отношение к объектам окружающего мира.

Занятия с детьми проводятся по следующей схеме:

1. Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.

2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру.

3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.

4. Объяснение приёмов создания, Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.

5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.

6. Самостоятельное изготовление поделки.

7. Анализ готовых поделок своих и товарищей.

8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

Планируемый результат.

• Овладеют различными приемами преобразования материалов.

• Освоят обобщенные способы работы.

• Разовьют познавательные, конструктивные способности.

• Разовьют интерес к результату и качеству поделки.

• Разовьется поисковая-исследовательская деятельность.

• Освоят умение анализировать поделку.

• Сформируется положительное отношение к труду(как своему, так и других).

• Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.

• Подготовится рука к письму.

Формы подведения итогов реализации данной программы являются: выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада, города.  При проведении анализа работы используются различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства своих работ и поделок.

Содержание программы разделено по видам художественной обработки материалов и построено в определенной последовательности с нарастанием сложности выполнения технологического процесса по мере развития моторных способностей и сложности обработки материала. У детей дошкольного возраста формируется обобщенные способы конструирования. Они повышают и совершенствуют свое мастерство в знакомых и новых для них техниках, усложняют композицию, увеличивают объем работы и экспериментируют с новыми материалами и их свойствами.

     Занятия проводятся 2 раза в неделю, в период  с октября по май, 64  занятия в год, с группой детей, состоящей из 10 человек.

Продолжительность занятий составляет – 25-30 минут.

Работа проводится во второй половине дня.

Содержание разделов программы

Месяц

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Октябрь

 Экопластика.

8

2

Ноябрь

Тестопластика.

8

3

Декабрь

Бумагопластика.

8

4

Январь, февраль

Конструирование LEGO.

16

5

Апрель

Конструирование из нетрадиционных материалов

8

6

Март, май

Смешанные техники

16

Количество часов по программе

64

Учебно-тематический план

п/п

Тема занятия

Материалы

Программное содержание

Октябрь. Экопластика.

1

«Подсолнухи»

Засушенные листья березы, вяза, осины, готовые шаблоны, клей

Учить детей создавать несложную композицию, отрабатывать приёмы наклеивания. Вызывать интерес к самостоятельному поиску и выбору изобразительно-выразительных средств.

2

«Семейство ежей»

Шишки, пластилин

Развивать мышление, фантазию, мелкую моторику рук, развивать эстетическое восприятие.  Скатывание пластилина  «колбаской», шариком. Использование приема примазывания, вытягивания.

3

«Цветочная полянка»

Каштаны, желуди, семена клена, пробка.

Закрепление приемов работы с пластилином,  Совершенствовать технику лепки: знакомство с новым способом скрепления частей с помощью пластилина.

4

«Старичок-Лесовичок»

Каштаны, палочки,  шишки, пластилин.

Ознакомление с  новыми приемами работы с природным материалом, соединение частей с помощью деревянных палочек. Развивать способности к формообразованию и сюжетосложению.

5

«Осенняя открытка»

Засушенные листья березы, вяза, осины, готовые шаблоны, клей

Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче, воспитывать художественный вкус.

6

«Гусеница»

Свежие листья, проволока, шаблоны, палочки, клей, пластилин

Знакомство с новым изобразительным приемом нанизывание на палочку свежих листьев. Развивать ручную умелость.

7

«Осенняя фантазия»

Листья клена, дуба, краски, кисти тонкие

Создание ритмичного рисунка. Формировать точные графические умения, показать зависимость декора от формы листа. Познакомить с необычным использованием знакомых материалов.

8

«Насекомые»

Палочки, семена клена, сушеные листья, желуди, пластилин.

Продолжать знакомство с разнообразными способами присоединения деталей с помощью пластилина. Развивать чувство цвета и композиции  

Ноябрь. Тестопластика.

9

«Дерево жизни»

Соленое тесто, шаблоны листьев,  фруктов,  шляпки от желудей

Знакомство с новым материалом, его свойствами, способом приготовления, правилами безопасности при работе. Учить детей создавать в лепке модели деревьев, передавая пластическими средствами свои представления об их  внешнем виде. Украшать композицию используя разнообразный природный материал.

10

«Розочки»

Соленое тесто, цветной картон

Закреплять приемы работы с соленым тестом: скатывание, расплющивание. Познакомить с новым способом лепки –  методом скручивания. Показать возможность моделирования формы изделия. Развитие фантазии, эстетического вкуса.

11

«Крендельки»

Соленое тесто, стека

Учить детей использовать разнообразные приемы лепки: скатывание, скручивание, прищипывание, примазывание. Учить декорировать изделие, создавая единую композицию.

12

«Черепашка»

Соленое тесто, вода

Учить детей лепить черепаху, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами для изображения панциря черепахи. Знакомство с видом изобразительного искусства контррельефом.

13

«Мышка-норушка»

Соленое тесто, стека, бусинки.

Закреплять умение лепить предметы круглой формы различной величины.  Учить передавать в работе впечатления от сказки.

14

«Пингвин»

Соленое тесто (цветное), схема-инструкция.

Учить определять последовательность лепки по схеме, передавать задуманную идею при изготовлении изделия. Формировать навыки аккуратности при работе с цветным материалом.

15

«Котята»

Соленое тесто, стека

Продолжать учить детей создавать и трансформировать выразительные лепные образы скульптурным способом. Пояснить связь между пластической формой и способом лепки. Развивать чувство формы и пропорций.

16

«Веселые зверята»

Соленое тесто, пуговицы, бусинки, цветной картон

Создание образов животных, учитывая их характерные особенности.  Закрепление навыков работы с пластичным материалом. Комбинирование техник лепки.

Декабрь. Бумагопластика.

17

«Снежинки»

Полоски из белой бумаги, клей

Обучать  приемам моделирования из полосок бумаги в технике бумагопластики. Развивать воображение, чувство формы и пропорций. Координировать движение глаз и рук.

18

«Волшебные

узоры»

Декоративная салфетка, бумага креповая разноцветная, клей

Знакомство с приемом скручивания в жгутик креповой бумаги, расположение на салфетке спиралью. Учить, пользуясь клеем, правильно закреплять элементы композиции.

19

«Новогодний декупаж»

1 часть

Основа пластиковая, губки паралоновые, краски акриловые.

Знакомство с новой изобразительной техникой «декупаж». Обучение нанесению акрилового слоя на пластиковую основу, используя губку примакивающими движениями, равномерному нанесению белого акрилового слоя на всю форму.

20

«Новогодний декупаж»

2 часть

Фрагменты салфеток с новогодними сюжетами, клей ПВА, кисточки

Нанесение фрагментов салфеток на основу. Развивать композиционные умения, декорировать блестками форму частично перекрывая изображение.

21

«Кошечки и котики»

Бумага офисная цветная, (или бумага для оригами)

Закрепление приемов складывания бумаги способом оригами, развитие пространственного мышления. Координация работы обеих рук. Инициировать декоративное оформление готовой работы.

22

«Снежные вершины»

Бумага белая, картон цветной, клей

Формировать навыки создания объемной композиции из мятой, жатой бумаги. Воспитывать интерес к природе. Расширить спектр технических приемов работы с бумагой.

23

«Собака – символ года»

Бумага цветная, клей, ножницы, цветной картон, глазки

Учить склеивать прямоугольник в цилиндр, учить преобразовывать и дополнять цилиндрическую форму для получения образа собаки, используя полоски и разнообразные материалы.

24

«Волшебные цветы»

Салфетки бумажные, карандаши

Знакомство с нетрадиционной техникой бумагопластики: накручивание салфетки на карандаш, сжимание, формирование из получившихся частей целостного образа. Создание фантазийного образа.

Январь. Конструирование LEGO.

25

Ознакомительное занятие «LEGO-конструктор»

Конструктор LEGO, схемы.

Знакомство с деталями, способом крепления, схемами, порядком работы, правилами безопасности при работе. Конструирование по замыслу.

26

«Подбери деталь»

Конструктор LEGO, схемы.

Учить читать схемы, подбирать нужную деталь.

27

«Ограда»

Конструктор LEGO.

Закреплять навыки, полученные в игровой форме, и приемы построек снизу вверх. Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору.

28

«Строим зоопарк»

Конструктор LEGO, фигурки животных.

Учить выполнять постройку  по условиям.

Развивать глазомер, навыки конструирования, мелкую моторику рук.

29

«Жираф и слон»»

Конструктор LEGO, фигурки животных, схемы.

Уточнять и расширять представления о животных. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Учить строить животных, подбирать детали для постройки.

30

«Заюшкина избушка»

Конструктор LEGO, фигурки животных.

Учить строить дом.

Распределять детали конструктора правильно. Развивать творческое воображение, навыки конструирования.

31

«Беседка»

Конструктор LEGO.

Учить выполнять постройку  по условиям. Развивать глазомер, навыки конструирования, мелкую моторику рук.

32

«Веселые ребята»

Конструктор LEGO.

Учить детей создавать постройку по условиям

Февраль. Конструирование LEGO.

33

«Птицы»

Конструктор LEGO, карточки-картинки.

Уточнять и расширять представления о птицах. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Учить строить птиц, подбирать детали для постройки.

34

«Домашние животные»

Конструктор LEGO.

Уточнять и расширять представления о животных. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Учить строить животных, подбирать детали для постройки.

35

«Автомобиль»

Конструктор LEGO, схема.

Учить сооружать знакомую конструкцию по графической модели, соотносить ее элементы с частями предмета.

36

«Самолет»

Конструктор LEGO.

Развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части. Учить анализировать образец.

37

«Плывут корабли»

Конструктор LEGO, схемы.

Дать обобщенное представление о кораблях. Учить способам конструирования. Закреплять имеющиеся навыки конструирования. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету,

устанавливать пространственное расположение построек.

38

«Робот»

Конструктор LEGO, схема.

Познакомить с игрушкой робот. Учить строить из конструктора. Развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части. Учить анализировать образец.

39

«Лабиринт»

Конструктор LEGO.

Учить делать постройку по условиям, закреплять навыки конструктивной деятельности. Развивать глазомер, образное мышление.

40

Конструирование по замыслу

Конструктор LEGO.

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

Март. Смешанные техники.

41

«Пушистики»

Нитки для вязания, картонная основа для создания помпонов, ножницы

Учить детей передавать форму и придавать ей дополнительные черты выразительности, в соответствии с творческой задачей (знакомство с приемом формирования помпонов, накручивание на картонную основу разноцветных нитей).

42

«Сердечко для любимой мамочки»

бумага цветная, картонная основа, шаблон, клей, ножницы

Познакомить детей с элементами техники квиллинг. Учить детей скатывать полоски бумаги. Ритмично располагать заготовки на шаблоне. Развивать восприятие объемных форм в трехмерном пространстве.

43

«Кукла»

Разноцветные отрезы тканей, нитки, деревянные палочки

Знакомство с приемами изготовления тряпичной куклы,

складывание ткани, обучение навыкам закрепления нитками с помощью узелков.

44

«Закладка»

Картон с контуром, разноцветные полоски ткани

Знакомство детей с новой техникой – плетение. Развитие мелкой моторики руки.  Синхронизировать работу обеих рук.

45

«Рисование на фольге»

1 часть

Картон цветной для основы, шаблоны с готовыми рисунками, ручки шариковые

Знакомство с новой нетрадиционной техникой рисования на фольге – чеканка, метод продавливания. Укрепление связи глаз-рука. Развитие внимания, мелкой моторики.

46

«Рисование на фольге»

2 часть

Картон цветной для основы, шаблоны с готовыми рисунками, ручки шариковые

Знакомство с новой нетрадиционной техникой рисования на фольге – чеканка, метод продавливания. Укрепление связи глаз-рука. Развитие внимания, мелкой моторики.

47

«Мороженое рожок»

Разноцветные отрезы ткани, синтепон, нитки, клей, цветные конусы из картона

Продолжать формировать умение детей работать с тканью ножницами. Обучать умению плести косички и закреплять их с помощью узелков. Обогащать опыт сотрудничества и сотворчества при создании композиции.

48

«Ромашки»

Ватные диски, клей, ножницы, цветной картон

Учить использовать новый материал, работать с ним разными инструментами (складывать и наклеивать). Создавать композицию используя одинаковые части, развивать чувство ритма, эстетический вкус.

Апрель. Конструирование из нетрадиционных материалов.

49

«Леопард»

Распечатанный  рисунок леопарда на плотной бумаге, клей ПВА, пшено, гречка.

Знакомство с  новой техникой аппликации с использованием нестандартных материалов. Развитие глазомера, мелкой моторики рук. Воспитывать интерес к живой природе, прилежность, аккуратность.

50

«НЛО»

Плотный картон, пластилин холодных оттенков, упаковки от йогуртов, деревянные палочки и др.

Учить детей создавать различные летательные (космические) аппараты конструктивным и комбинированными способами используя разнообразные материалы и знакомые способы соединения деталей. Развитие фантазии и пространственного мышления.

51

«Птичка в гнездышке»

Бумажная тарелка, цветная бумага, ножницы, клей, пластиковые ложки.

Продолжать знакомить с приемами использования бросового материала. Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о создаваемом образе разными изобразительно-выразительными средствами.

52

«Макарония»

Макароны разных видов. картонная основа, гуашь, клей.

Развивать комбинаторные и композиционные умения детей: составлять изображение из нескольких частей, красиво размещать на основе. Воспитывать самостоятельность инициативность.

53

«Кит»

Бумага цветная, клей, ножницы, цветной картон, глазки

Учить работать детей с шаблоном, придавать бумаге объемную форму путем складывания и склеивания в определенных местах. Дополнять форму деталями. Развивать воображение пространственное, мышление.

54

«Бабочка»

Картонные шаблоны, цветная бумага

Закрепление приема складывания бумаги «гармошкой», закрепление приемов вырезания по контуру. Знакомство с рациональным способом вырезывания из бумаги силуэта.

55

«Стрекозы»

Ложки деревянные бумага с контуром крыльев, ножницы, клей, гуашь

Продолжать знакомить с приемами использования бросового материала. Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о создаваемом образе разными изобразительно-выразительными средствами.

56

«Мальвина и Буратино»

Ложки пластиковые, конус из картона, гуашь, пластилин

Учить создавать образ, используя пластилин и ложки как основу.  Закреплять умения детей применять разнообразные способы лепки для получения художественного образа. Дополнять работу деталями.

Май. Смешанные техники.

57

«Гусеница»

Основа из полоски цветного картона,

цветные салфетки, клей ПВА

Закрепление приема складывания «гармошкой», скручивание шариков из кусочков салфеток. Знакомство с новым материалом (вата) и способами работы с ним. Побуждать к декоративному оформлению созданного образа с добавлением элементов аппликации.

58

«Рыбки»

Картон цветной с разметкой, ножницы, глазки

Закрепление приемов работы с ножницами, вырезывание по разметке, создание образа рыбки путем использование приемов бумагопластики. Развивать воображение пространственное, мышление.

59

«Домашние любимцы»

Бумага цветная, клей, ножницы, цветной картон, глазки

Учить склеивать прямоугольник в цилиндр, учить преобразовывать и дополнять цилиндрическую форму для получения образа задуманного животного, используя полоски и разнообразные материалы.

60

«Пионы»

Шаблоны разных размеров из цветной оф. бумаги, голубая бумага для фона

Освоение способа объемной аппликации. Закрепление приемов симметричного вырезывания. Развитие мелкой моторики рук, координация работы рук и глаз.  

61

«Астры»

Журнальные страницы, ножницы, деревянные шпажки

Моделирование образа цветка из журнальной страницы, используя приемы скручивания. Закрепление приемов работы с ножницами: резание до отметки на тонкие полоски. Развитие глазомера, воспитание аккуратности.

62

«Летний домик»

Цветная бумага, фломастеры

Закрепление приемов складывания бумаги способом оригами, развитие пространственного мышления.  Развитие мелкой моторики рук, координация работы рук и глаз. Декорирование готовой работы.

63

«Весёлая овечка»

1 часть

Салфетки бумажные, крупа, клей.

Закрепить умение детей скатывать шарики из салфеток; развивать мелкую моторику рук; развивать аккуратность в работе с крупой и клеем; воспитывать интерес к животным.

64

«Весёлая овечка»

2  часть

Оформление итоговой выставки.

Салфетки бумажные, крупа, клей.

Закрепить умение детей скатывать шарики из салфеток; развивать мелкую моторику рук; развивать аккуратность в работе с крупой и клеем; воспитывать интерес к животным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Творческая мастерская"

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительной речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она –...

Программа дополнительного образования "Творческая мастерская""

Программа «Творческая мастерская» предназначена для работы с детьми от 2 до 6 лет. Она способствует развитию познавательных процессов детей, в особенности  творческого мышления и воображени...

Программа дополнительного образования творческого развития дошкольников "Сказка"

Пояснительная записка          Основные направления программы «Сказка»:Культура;Нравственность;Творчество;Эмоционально-волевая сфера;Двигательная акт...

Программа дополнительного образования «Творческая мастерская».

Нетрадиционные приемы рисования и изготовление поделок из самых разнообразных материалов....

Программа дополнительного образования творческого развития дошкольников «Сказка»

Цель – развитие творческих и музыкальных способностей дошкольников.Основные задачи:            - познакомить с разными видами театрализован...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Безопасная дорога»

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ  Название программыДополнительная образовательная –дополнительная общеразвивающая программа«Безопасная дорога»Направленность программыПознавательная и соц...

Программа дополнительного образования по развитию познавательной активности, техническому мышлению и моделированию «Моделируем из счётных палочек" срок реализации программы 3 года

Программа дополнительного образования по развитию познавательной активности, техническому мышлению и моделированию«Моделируем из счётных палочек"срок реализации программы 3 года...