Оригами как средство развития мелкой моторики и речи детей старшего дошкольного возраста
статья по конструированию, ручному труду на тему

Панасинко Марина Евгеньевна
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3
1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МОДЕЛИРОВАНИЮ ПОДЕЛОК СПОСОБОМ ОРИГАМИ ……………………………………………………... 6
1.1 Понятие о способе оригами и история возникновения техники …….…. 6
1.2 Роль оригами в совершенствовании мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с точки зрения ведущих педагогов и психологов ......................................................................................................... 8
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ОРИНАМИ ……………………………………………….……… 13
2.1 Формы, методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста в технике оригами …………………………………………………. 13
2.2 Взаимосвязь мелкой моторики и речи детей…………………………… 18
3. ПРИМЕНЕНИЕ ОРИГАМИ В СОБСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ ………………………………………………….……………………. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….… 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………… 25
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………... 27
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл panasinko_m_e-5-1.docx502.66 КБ

Предварительный просмотр:

Оригами как средство развития мелкой моторики и речи детей старшего дошкольного возраста

Работу выполнила:

Панасинко Марина Евгеньевна

Работа выполнена по образовательной программе:

Психолого-педагогические аспекты

дошкольного образования

г. Санкт-Петербург

2017

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3

1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МОДЕЛИРОВАНИЮ ПОДЕЛОК СПОСОБОМ ОРИГАМИ ……………………………………………………... 6

1.1 Понятие о способе оригами и история возникновения техники …….…. 6

1.2 Роль оригами в совершенствовании мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с точки зрения ведущих педагогов и психологов ......................................................................................................... 8

2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ОРИНАМИ ……………………………………………….……… 13

2.1 Формы, методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста в технике оригами …………………………………………………. 13

2.2 Взаимосвязь мелкой моторики и речи детей…………………………… 18

3. ПРИМЕНЕНИЕ ОРИГАМИ В СОБСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ ………………………………………………….……………………. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….… 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………… 25

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………... 27

ВВЕДЕНИЕ

Рука - это инструмент всех инструментов.

Аристотель

Дошкольный возраст наиболее благоприятный период в развитии ребенка. Одним из основных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Изучение проблемы развития мелкой моторики проходит в разных аспектах: психологическом, физиологическом, педагогическом. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей и их речевого развития отмечают большое стимулирующее значение функции руки.

В.А. Сухомлинский говорил, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…» [15]. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов и речи.

Способов, позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев очень много. Это и пальчиковые игры, и специальные игрушки, и занятие различными видами рукоделия. Одним из наиболее эффективных средств развития ручной умелости можно назвать оригами – японское искусство складывания бумаги. Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.

Проблема развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством  создания поделок в технике оригами  определяется интересом к изучению особенностей детского конструктивного  творчества как одного из путей подготовки дошкольников к обучению в школе. В исследованиях многих выдающихся отечественных педагогов (Д.В.Куцакова, 3.В.Лиштван, Л.В.Пантелеева), посвященных детскому конструктивному творчеству, складыванию из бумаги отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а так же совершенствованию глазомера и сенсорики в целом, активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность. Развитие данных психических процессов является одним из главных критериев готовности дошкольника к обучению в школе.

Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу; позволяют детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные и творческие способности.

Таким образом, обучение детей технике оригами является актуальным, так как оказывает большую роль на развитие мелкой моторики дошкольников, что является показателем школьной готовности ребенка.

Цель работы: изучение особенностей развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с техникой работы оригами.

Задачи:

1.        Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2.        Охарактеризовать основные формы, методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста в технике оригами.

3.        Изучить влияние мелкой моторики на развитие речи детей.

Гипотеза исследования: развитие умений детей работать в технике оригами будет способствовать развитию мелкой моторики руки и речи у детей старшего дошкольного возраста.

1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МОДЕЛИРОВАНИЮ ПОДЕЛОК СПОСОБОМ ОРИГАМИ

1.1 Понятие о способе оригами и история возникновения техники

Оригами – это искусство складывания бумаги в различные формы и фигуры. Название этого вида творчества происходит от японского «ori» — складывать и «kami» — бумага. В Японии оригами называют «искусством целого листа», но началось все вовсе не в Японии, а в Китае. Считается, что бумага была впервые изобретена в Китае в 105 год нашей эры, когда чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о существовании такой технологии. Китайцы ревностно хранили секрет изготовления бумаги: технологию ее производства было запрещено вывозить за границу [2,с.81]. Но японцы с их страстью к письменности решили не отставать от соседей в столь полезном изобретении, но примерно через сотню лет в Японии изобрели бумагу, которая превзошла по качеству китайскую. Нужно отдать должное фантазии японцев, сразу смекнувших, что новый материал может быть использован не только в сугубо практических целях - для записи священных текстов и другой информации, - но и для создания нового искусства.

А так как слова «бумага» и «Бог» на японском языке созвучны, всем бумажным изделиям стал придаваться религиозный смысл. В храмах стены были украшены бумагой с изображением богов и записанными их заповедями. С помощью листов разжигались жертвенные костры. В особых бумажных коробочках было принято приносить дары в храмы.

В монастырях из бумаги впервые начали складывать необычные фигурки. Они символизировали различных богов, животных, людей, даже времена года и природные явления. Порвать лист бумаги считалось страшным грехом. Именно поэтому для изготовления фигурок лист всегда использовался целиком. Постепенно строго регламентированное число церковных фигурок начало возрастать, техника отшлифовывалась и становилась настоящим искусством.

Массовость искусство оригами приобрело лишь в XII-XIII веках, когда бумага распространилась по всему миру и  цены на нее значительно упали,  сделав этот материал доступными. Понемногу фигурки из бумаги покинули пределы храмов и монастырские стены и стали играть значительную роль в быту мирских людей. В период Адзути - Мамояма (1573-1603) и Эдо (1603-1867) оригами из церемониального искусства превратилось в популярный способ времяпрепровождения. Появилось много авторских моделей.

Во второй половине XX в. появляются система записи процесса складывания, а также базовые формы, являющиеся основой множества новых моделей. В 1978 г. Акира Йошизава - один из наиболее известных мастеров – посещает СССР и демонстрирует свое искусство в Москве, Ленинграде и Находке. Мощный толчок развитию отечественного искусства оригами дали две общественные организации - Московский (1989) и Петербургский (1991) центры оригами.

А вот сам термин «оригами» возник и закрепился значительно позже, сравнительно с самим искусством. Складывание из бумаги - это не просто забава: чтобы сложить фигурку (даже по готовому чертежу), требуются определенные навыки работы с бумагой. А применение получившихся оригами может быть самым неожиданным и удивительным. Секреты складывания различных фигурок из бумаги передавались из поколения в поколение, и такое наследие веков постепенно стало не дешевле золота или фамильных драгоценностей.

Япония по праву заслужила звание страны — прародительницы оригами. Именно здесь была создана оригамная «азбука». Япония является законодательницей всех классических принципов оригами, именно здесь находится классическая школа этого искусства. Именно японские фундаментальные фигурки используются до сих пор. Впоследствии появились самые разнообразные школы и направления оригами, но все они берут свои истоки именно в Японии.

1.2 Роль оригами в совершенствовании мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с точки зрения ведущих педагогов и психологов

Необходимость использования оригами в обучении детей дошкольного возраста неоспорима и имеет множество достоинств в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота её обработки, привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

То что дети обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги такие как В.Б.Косминская, Е.И. Васильченко, А.С. Макаренко, Т.С.Комарова и другие, но большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Фридриху Фребелю, известному немецкому педагогу. Фребель считал, что жизнь, движение и знание - есть три части одного гармонического аккорда. Его философия воспитания и образования включала четыре важных компонента:

  • Свободная активность
  • Творчество
  • Участие в жизни социума
  • Мышечная активность.

Основываясь на этих идеях, он предлагал своим ученикам развивающие игры, манипулирование с предметами. Основы геометрии он предлагал изучать не с помощью линейки и циркуля, а через буквально осязаемые предметы, складывающейся бумаги [1]. Пытаясь воплотить эту идею в жизнь, Фребель вместе со своими учениками складывал незатейливые фигурки из бумаги, по сути, делая первый шаг к внедрению оригами в педагогический процесс. К сожалению, в начале XIX века Фребель не мог быть знаком со способами оригами в полном объеме, но вместе с тем, его можно смело назвать первым практическим европейским педагогом - оригамистом.

Проблема совершенствования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством создания поделок в технике оригами определяется интересом к изучению особенностей детского конструктивного творчества как одного из путей подготовки дошкольников к обучению в школе. Многие отечественные педагоги (Л.В.Куцакова, С.Афонькин, Т.И.Тарабарина, Ю.В.Шумаков, Е.Р.Шумакова и другие) и зарубежные педагоги (М. Кемпбел, Р.Харбин, Э. Кеннвей, А. Иошидзаве, Д. Листар и другие) в своих работах отмечают, что оригами имеет множество достоинств для развития определенных навыков и качеств у детей.

В исследованиях Д.В.Куцакова, 3.В.Лиштван, Л.В.Пантелеевой и многих других, посвященных детскому конструктивному творчеству, складыванию из бумаги отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а так же совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом.

В настоящее время доказано (Ю.В.Шумаков, Е.Р.Шумакова), что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, а это способствует повышению уровня интеллекта, развитию основных психических процессов (внимание, восприятие, воображение, логика), активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.

Но можно ли использовать оригами в обучении в детском саду? Этой проблемой занимались Т.С.Комарова, Г.Г.Григорьева и другие педагоги-психологи. В своих исследованиях они доказали, что развитие именно этих психических процессов является основой готовности ребенка-дошкольника к обучению в школе.

По определению Т.С. Комаровой под детским конструированием принято понимать «создание разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок из бумаги, дерева и других материалов». В конструировании из бумаги по типу оригами Т.С.Комаровой выделяет следующие задачи:

- совершенствовать умение детей сгибать лист бумаги пополам, вчетверо, в разных направлениях, сглаживая сгибы;

- учить работать по несложному чертежу, использовать ножницы для надрезов и вырезывания по контуру ;

- совершенствовать умение детей планировать свою деятельность, работать целенаправленно, проявляя самостоятельность, инициативу, выдумку.

По своему характеру детское конструирование более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой. А.С.Макаренко подчеркивал, что мир ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру». Если ребенок не использует поделку в своей практике, то, создавая ее в следующий раз, он старается отобразить в ней по возможности все, что необходимо для действия [5].

Конструирование из бумаги и других материалов является сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических фигурах, понятие об их сторонах, углах, центре. Дети знакомятся с разными приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. Эта работа позволяет детям приобрести не только новые изобретательные навыки, но и проявить свои творческие способности. Для конструктивных работ, как правило, используются готовые формы, соединяя которые дети получают нужное изображение.

Работа с бумагой способствует дифференцированному восприятию простейших трудовых процессов по созданию и преобразованию предметов, развитию логического мышления, эмоциональной отзывчивости, мелкой моторики, связной речи.

Систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев, по мнению М.М.Кольцовой, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Тренировка пальцев рук у детей, стимулирует умственное развитие, способствует выработке основных элементарных умений (одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование столовыми приборами, ножницами). Тренировка пальцев подготавливает руку к письму. Движение кисти, пальцев становятся точными и координированными. [15]

Работая с бумагой, дети упражняются в складывании, проглаживании сгибов пальчиками, точности и четкости движений, раскрашивании в различных направлениях. В процессе таких упражнений дети учатся аккуратности, четкости движений, соблюдаются пределы раскрашивания.

Оригами имеет одну важную, отличающуюся от других методов развития мелкой моторики, особенность - это тренинг, оставляющий в результате готовый продукт в виде сложенной поделки, которая является доказательством стараний и достижений ребенка, источником его гордости и радости, представляет для него ценность. 

Занятия оригами не только интересны, но и максимально полезны для детей. В непринужденной дружеской обстановке небольшими группами, в приятном общении на этих занятиях дети постигают азы древнего искусства. Учатся различным приемам работы с бумагой, следуя принципу - «от простого к сложному».

Настойчиво добиваясь соблюдения главного правила оригами -точности в совпадении углов, сторон, тщательного проглаживания складок, мы улучшаем не только качество поделки, но и силу мышц пальчиков, тренируем глазомер и зрительно-моторную координацию, развиваем концентрацию внимания, уточняем пространственные представления. Выполнение разнообразных действий с бумагой по показу педагога, а потом по устной инструкции, способствует развитию конструктивного мышления. Дети практически усваивают пространственные понятия - спереди, сзади, вверху, внизу, левый верхний угол, правый нижний угол. Словарь детей обогащается наречиями и предлогами, отражающими пространственные отношения, а так же глаголами, обозначающими действия, производимые с бумагой в процессе работы. Освоив какую–либо модель, у детей появляется желание поделиться своими знаниями, научить других. Повторяя выполнение определенных действий, тренируются память, планирование и контроль над своей деятельностью (упреждающий, текущий), а так же распределение внимания между речью и практическим действием. Делясь своим опытом, сопровождая показ изготовления фигурки пояснениями, дети преодолевают застенчивость и нерешительность.

Таким образом, ведущими педагогами и психологами доказано, что оригами – не только интересное занятие, но и имеет большое значение в совершенствовании мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, благоприятно влияет на их речь и подготовку к обучению в школе.

2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ОРИНАМИ

2.1 Формы, методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста в технике оригами

   Цель современного дошкольного образования - формирование личности через собственную деятельность, развитие универсальных учебных действий, познавательной активности, творчества детей и их личности через различные виды деятельности. Новая образовательная ситуация требует использования методов, обеспечивающих в образовательной деятельности постепенное нарастание активности, самостоятельности и творчества детей. Отвечающие новым подходам организации обучения выступают активные методы обучения, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности воспитанников в процессе освоения нового материала.

Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию подразумевается система действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, направленную на усвоение содержания программы. Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей. В ДОУ наряду с традиционными методами обучения (наглядный, словесный и практический) всё чаще используются и другие различных классификаций методов обучения.

В последнее время разработана новая классификация методов, авторами которой являются И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин. Она включает следующие методы обучения:

  • Информативно - рецептивный метод, включающий следующие такие приемы как рассматривание, наблюдение, экскурсия, образец воспитателя, показ воспитателя.
  • Репродуктивный метод, который направлен на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма, который включает в себя прием повтора, работу на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой.
  • Исследовательский метод, направленный на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества, когда педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.
  • Эвристический метод, направленный на проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
  • Метод проблемного изложения материала, который может использоваться при совместной работе педагога с детьми и родителями.

В настоящее время педагоги и исследователи используют также и новые технологии  и методы обучения, среди которых разрабатываются и применяются такие методы, как:

  • Ситуационный метод
  • Метод мозговой атаки
  • Метод проектов
  • Метод инсценизации
  • Метод программированного и компьютерного обучения
  • Метод генерации идей
  • Метод моделирования
  • Метод экспериментирования                

Таким образом в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.

Как какие же методы и приемы наиболее приемлимы при конструировании из бумаги, где деятельность направленна на достижение реального результата, совершенствующего зрительное восприятие ребенка?

Для начала рассмотрим основные задачи конструирования, как вида изобразительной деятельности.

1. Научить детей самостоятельности в организации процесса конструирования, а именно:

а)  сформировать представление детей о структуре конструирования как деятельности (цель, предмет, материал, средства, операция,результат);

б) учить самостоятельно, организовывать собственную деятельность (постепенное увеличение степени самостоятельности при изготовлении поделки).

Если на первых порах при обучения детей конструировании используется полный показ, позднее частичный, а через некоторое время ребенок работает полностью самостоятельно по собственному замыслу.

2.   Учить создавать образ предмета.

3. Познакомить с возможностями бросового материала, бумаги и природного материала.

4. Познакомить со способами изготовления моделей игрушек из бросового, природного материала и бумаги.

5. Познакомить с техническими приемами конструирования.

Задачи обучения конструированию из бумаги (с усложнением)

  • средняя группа

- Учить сгибать лист бумаги четырехугольной формы пополам, совмещая углы и приклеивать детали к основной форме.

  • старшая группа

- Учить сгибать лист бумаги вчетверо, в разных направлениях.

- Учить детей работать по готовой выкройке.

- Учить создавать объемные фигуры, сглаживая сгибы и надрезая бумагу по сгибам.

  • подготовительная группа

- Учить детей понимать выразительные возможности бумаги разной по фактуре.

- Учить детей работать по чертежу или по разметке.

- Создавать игрушки – забавы.

- Учить переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги.

В практике работы по конструированию выделяют следующие типы занятий:                      

1. по образцу и показу;

2. по образцу;

3. по чертежу или по схеме;

4. по условиям;

5. занятия по замыслу.

Начинать обучать детей искусству оригами необходимо с простейших поделок, используется метод словесного объяснения. Детям необходимо объяснить последовательность складывания и показать несколько раз. Затем предлагается детям сделать это самим, педагогом оказывается индивидуальная помощь.

Постепенно происходит переход от простого к сложному. Усложняются виды сгибания:

- складывание заготовки пополам по диагонали;

- сгибание по диагонали дважды;

- складывание вдоль и поперек, вкладывание боков;

- сгибание углов и сторон к середине;

- отгибание от нижнего сгиба верхнего угла вперед.

Все изготовляемые поделки можно поделить на следующие группы:

- разнообразие животного мира;

- конструирование цветов растительного мира;

- конструирование домов и транспорта;

- тематические композиции.

Таким образом, выбор методов и их применение в различных сочетаниях на занятии зависят от задач обучения и опыта, которыми владели дети. Чтобы привлечь внимание детей к новым видам поделок, воспитатель за несколько дней до занятия может организовать небольшую выставку образцов предстоящей работы. Показывая эти игрушки, воспитатель обращает внимание детей на то, из каких частей они сделаны и как эти части скреплены между собой. Иногда воспитатель использует индивидуальный показ нового приема, способа действия, но в начале изготовления поделки  воспитатель прежде всего говорит детям, с какой целью и для чего они будут делать ту или иную поделку, игрушку и обязательно использует поделку по назначению (в игре, как подарок малышам, близким и так далее).

2.2 Взаимосвязь мелкой моторики и речи детей

Казалось бы, какая может быть связь между мелкими движениями рук и развитием речи у детей? На самом деле мелкая моторика и речь тесно связаны между собой исторически и физиологически.

В первобытные люди постоянно использовали жесты при общении, которые часто сопровождались эмоциональными возгласами и другими голосовыми реакциями. Появившаяся в скором времени речь была долгое время  в постоянной связке с активной жестикуляцией. Именно поэтому в коре головного мозга области, отвечающие за речь и действия руки, находятся по соседству. Когда в деятельности человека задействованы тонкие движения кисти и пальцев, активизируется не только зона мелкой моторики, но еще и речи. И наоборот.

Люди давно догадались о взаимосвязи мелкой моторики и речи. Уже во II веке до нашей эры в некоторых цивилизациях были широко распространены методы «пробуждения» речи через развитие ладошек и пальчиков у детей с помощью подручных средств (грецких орехов, металлических шариков и так далее).

Научные доказательства взаимосвязи были представлены общественности в конце XIX века и неоднократно подтверждены в последующем. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики.

Сегодня ученые и педагоги единодушно утверждают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве, существует прямая связь. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук в своих наблюдениях установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, а деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.[12]

Следовательно, уровень развития речи ребёнка всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. В раннем возрасте именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок.

3. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИКИ ОРИГАМИ В СОБСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ

В детском саду я работаю достаточно долго. За всё это время был опыт работы с детьми, как младшей, так и подготовительной группы.

Темой конструирования из бумаги разными способами я заинтересовалась недавно. Изучив литературу по данной теме, просмотрев интересные статьи и снимки в интернет-ресурсах, я решила попробовать разные способы конструирования из бумаги, освоила основы техники складирования бумаги, термины и знаки, принятые в оригами, приемы работы с бумагой, способы получения базовых форм, научилась складывать классические модели. Это занятие очень затянуло меня, и постепенно из обычного времяпровождения переросло в увлекательное хобби, которым мне захотелось поделиться. Свои первые работы я, конечно, принесла в детский сад.

Это были простые игрушки из бумаги, которые стали неотъемлемой частью развивающей среды в группе. Поделки я использовала и в соответствии с запланированными темами занятий по развитию речи и познавательному развитию, а сложенные детали игрушек применять как материал для занятий по формированию у детей количественных представлений и овладения счетом. Поделки из бумаги были и способом поощрения, наградой за аккуратно сложенные вещи в шкафчике или помощь воспитателю.

Дети младшей группы с удовольствием играли в бумажные сумочки и фотоаппараты, танки и кораблики (приложение А, рис.1). Интерес к игрушкам из бумаги у детей был ярко выражен. В средней группе я активно начала привлекать к изготовлению фигурок в технике оригами и детей. Перед каждым очередным занятием я изготавливала образцы фигурок в двух экземплярах: один - в собранном виде, с осуществленной дорисовкой или аппликацией, другой - в развернутом), материал для складирования, необходимый ребенку (бумага определенного цвета, формы, размера, клей, цветные карандаши).

Просто выполнять упражнения ребенку скучно, поэтому из надо превратить в интересные и полезные игры (приложение А, рис.2). Для этого необходимо сочетать поделки с подходящим стихотворным текстом, потешкой, сказкой или фразой, а заключительная часть состояла из обыгрывания, применения для оформления помещений группы или игры в кукольном театре.

Складывая бумагу, я проговаривала каждое действие, а дети повторяли все сказанные мною слова, выполняя те же действия, которые с каждой поделкой становились всё точнее и увереннее. Сделав поделку, они оформляли её по своему вкусу, а потом с удовольствием играли с готовой игрушкой (приложение А, рис.3).

Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста, пришла к выводу, что дети любят играть с игрушками, сделанными своими руками простыми, быстрыми и доступными способами. За всё время работы ребята выучили много стишков и потешек, и их речь стала более внятной и выразительной, а движения пальцев более уверенные.

В летний период вместе с детьми мастерили бумажные кораблики и пускали их на воду. С девочками складывали бумажные сумочки и корзиночки (приложение А, рис.4)

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность детей воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Именно поэтому, мы проводили мастер-классы по оригами для детей и родителей. Подобное времяпровождения очень сблизило членов семьи и раскрыло способности не только детей, но и их родителей.

Из собственных наблюдений, хотелось бы отметить, что занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить и обогатить словарный запас, совершенствовать навыки движений пальцев рук, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе изготовления поделки и во время игры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольный возраст – это яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Ещё Лев Николаевич Толстой в трактате «Что такое искусство» предсказал великое будущее оригами в духовном и физическом развитии и воспитании детей, ведь оно развивает способность работать руками, приучает пальцы к точным движениям, что особенно важно для детей, у которых имеются проблемы с мелкой моторикой и координацией рук.

Занятие оригами имеет большое значение для гармоничного развития детей. Они способствую развитию творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание, воображение, воспитывают волю, развивают умение, чувство формы, глазомер и цветоощущения. Дети, увлекающиеся оригами, обладают прекрасным пространственным воображением. Они без труда разбираются в чертежах, легко представляют будущее бумажное изделие в объёме. Педагоги по оригами считают, что занятия им развивают память, активизируют мозг, способствуют развитию умения концентрировать внимание. Дети ведут настоящий творческий поиск, сами изобретают новые фигуры, создают весёлые игровые ситуации. Это своего рода игровая терапия.

Работая в технике оригами, у детей развивается мелкая моторика, которая находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать. У него достаточно развиты память и внимание, связная речь, что поможет ребенку в дальнейшем обучении в школе. Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления в школу. Она должна проводиться регулярно, ведь только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений, а сами задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления. Использование оригами в образовательном процессе в детском саду в первую очередь связано с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук.  Оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев.

На основе изучения психологами, педагогами, была обоснована, теоретическая необходимость и эффективность использования техники оригами, в процессе развития сенсомоторных движений рук детей старшего дошкольного возраста. Подтверждением данного положения являются научные труды следующих отечественных ученых: Куцакова Л.В., Афонькина С, Тарабарина Т.И., Шумаков Ю.В., Шумакова Е.Р., Косминская В.Б., Васильченко Е.И., Макаренко А.С, Комарова Т.С. и другие.

В ходе теоретического и практического исследования была выявлена взаимосвязь между уровнем развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и уровнем развития связной речи. Данный вид деятельности не только доступен и интересен детям старшего дошкольного возраста, но и способствует развитию общих способностей детей, которые пригодятся им в жизни и в процессе обучения другим предметам, а это позволяет рассматривать конструирование (оригами), как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе.

Проведенные исследования подтвердили актуальность выбранной темы, а полученные результаты побудили к составлению собственной программы по конструированию в технике оригами для дальнейшей педагогической работы с детьми и применение её на практике.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. - Дошкольное воспитание № 8, 2009

2. Выгорнов В.В. Изделия из бумаги. - М., 2009

3. Гончар В.В.: Модульное оригами. - М.: Айрис-пресс, 2009

4. Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. - М., 2009

5. Дегтевой В. Н. Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. - М.:  Мозаика-Синтез, 2012

5. Долженко Г.И. 100 оригами. – Ярославль, Академия К0, 2009

7. Дорогов Ю.И., Дорогова Е.Ю. Оригами. -  М.: Академия развития, 2011

8. Згурская М.С. Оригами. - Издательство Фолио, Харьков, 2011

9. Игрушки из бумаги. - СПБ ООО Издательство "Кристал", 2009

10. Кириченко Г.В. Оригами. Чудеса из бумаги. -АСТ, 2012

11. Коротеев И.А. Оригами. Полная иллюстрированная энциклопедия. - Эксмо, М., 2011

12. Лобанова Н. Н. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. - Молодой ученый, 2014

13. Лубновская К. Сделай это сам - М., 2008

14. Мищенко И. В., Орлова Т. А. «Игрушки из бумаги» (оригами), книга  2, г. Санкт -Петербург, 2013

15. Мусиенко С. Оригами в детском саду. Пособие для воспитателей, М.: Школьная Пресса, 2011

16. Сержантова Т.Б. «366 моделей оригами», Айрис-пресс, М., 2016

17. Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009

18. Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду; Книга для воспитателей детского сада и родителей. - М., 2009

19. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ  под ред. Соколовой С.В. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014

Приложение А

Рис.1                                                  Рис.2

                                                              Рис.3                                                      Рис.4                            https://pp.userapi.com/c638024/v638024945/29e81/2B5zeNDZYhM.jpghttps://pp.userapi.com/c836224/v836224945/4ad6f/W6MvaEZV_wo.jpg

https://pp.userapi.com/c638723/v638723945/3810c/Rv65quhrO9E.jpghttps://pp.userapi.com/c836224/v836224945/4ad5b/0tkkY7YJ_GM.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

  Развитие мелкой моторики имеет большое значение для общего развития каждого ребёнка. В целом под «моторикой» понимается вся сфера двигательных функций организма человека. Раз...

Оригами как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье раскрыто понятие "оригами", описаны функции оригами, а также его роль в совершенствовании мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста....

План по самообразованию «Использование техники оригами для развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Использование техники оригами для развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста»...

Авторская педагогическая технология Н.Ю.Шуваевой «Рисование – линейная графика» как средство развитие мелкой моторики кисти руки детей старшего дошкольного возраста

Авторская педагогическая технология Н.Ю.Шуваевой «Рисование – линейная графика» как  средство  развитие мелкой моторики кисти руки детей старшего дошкольного возраста...