Оригами как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа)

Черных Елена Васильевна

В данной статье раскрыто понятие "оригами", описаны функции оригами, а также его роль в совершенствовании мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оригами как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста

    Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Особого внимания в данном случае заслуживают дети, имеющие отклонения в речевом развитии. Обследование детей с нарушениями речи показывает, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике у большинства из них отмечается нарушение пальцевой моторики. Учеными доказано, что мелкая моторика очень важна, потому что через нее развиваются внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

    Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Исследования ведущих педагогов и психологов говорят о снижении показателей уровня развития ручной умелости у детей, находящихся на пороге школьного обучения. Если младший школьник чувствует себя несостоятельным в элементарных действиях, доступных его сверстникам, то это плохо влияет на эмоциональное благополучие ребенка и его самооценку. В дальнейшем уровень развития руки может оказаться недостаточным для освоения письма.

    На основе изучения проблемы педагогами и психологами была обоснована теоретическая необходимость и эффективность использования техники оригами (искусство складывания фигурок из бумаги) в процессе развития сенсомоторных движений рук детей. Подтверждением этого являются научные труды следующих отечественных и зарубежных педагогов: Афонькина С.Ю., Куцаковой Л.В., Комаровой Т.С., Шумакова Ю.В., Шумаковой Е.Р., Тарабариной Т.И., Макаренко А.С., Косминской В.Б. ; А. Иошидзаве, М. Кемпбел, Э. Кеннвей, Р. Харбин и других.

    Оригами – изготовление поделок из бумаги – своими корнями уходит в глубокую старину. Это национальное японское искусство существует уже около полутора тысяч лет.
   Трудно одним словом определить, что это – математика (оригамометрия), изобразительная деятельность, конструирование или художественный труд. Может, это просто игра-головоломка? В оригами все эти ценнейшие для всестороннего развития ребенка виды деятельности слиты воедино. Изготовление игрушек по принципу оригами нравится детям: оно носит характер игры и дает возможность получить быстрый результат. Эти игрушки своеобразны и просты. Они чуть угловатые, символичные – именно в этом состоит их оригинальность, необычность и созвучие миру ребенка. Ведь дети, благодаря своей непосредственности и фантазии, умеют мысленно «дополнять» простые поделки из бумаги до сложных образов.
     Бумажный квадрат – это своего рода конструктор, который можно трансформировать бесконечно. Не случайно японцы так любят повторять: «Великий квадрат не имеет предела».

    Доступность бумаги как материала, простота ее обработки, привлекают детей во время освоения техники оригами. Дети овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостях фигурок, понятие о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм, в результате чего появляется новая объемная форма. Эта работа позволяет детям проявлять свои творческие способности, приобрести новые изобретательные навыки.

    С помощью оригами дети учатся работать руками под контролем сознания, идет развитие пространственной ориентировки, в первую очередь на листе бумаги, а также относительно себя. Постепенно формируется чувство ритма, а далее развитие графических умений детей в процессе изодеятельности и специальных упражнений. Осязательное восприятие связано с движением рук. Обследование любого предмета проводится двумя руками. При этом в одних случаях их функции разделяются, а в других они действуют синхронно.

     Ю.В.Шумаков, Е.Р. Шумакова доказывают, что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.

     Бумажное моделирование является эффективным средством не только обучения и развития, но и воспитания дошкольников. Занятия оригами формируют такие нравственные качества детей, как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь товарищу, умение видеть результат труда.

    Крайне важно учитывать благотворное влияние движений пальцев на развитие речи и других психических процессов в воспитательной практике. В системе воспитательной работы в дошкольных учреждениях необходимо уделять больше внимания формированию тонких движений пальцев рук. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев, как известно, полезна и для подготовки руки к письму. Особенно большая ее роль в группах для дошкольников, где у многих детей наблюдаются выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук, движения некоординированные, затруднены, изолированы движения пальцами.

    Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений, развивает точность движений пальцев. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Поэтому работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления в школу.

                             Список использованной литературы:

  1. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М., 2014
  2. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка / Т. И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 2015. – 22
  3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома, М.: Аким, 2007, 206 с. (рек. Мин.образования РФ)
  4. Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников : методическое пособие для воспитателей ДОУ  Изд: Детство Пресс, 2014, 48 с.
  5. Шумаков Ю.В., Шумакова Е.Р. Оригами : Чудеса из бумаги : Учеб. пособие / Ростов н/Д : Б. и., 1997. - 103,[1] с. : ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

  Развитие мелкой моторики имеет большое значение для общего развития каждого ребёнка. В целом под «моторикой» понимается вся сфера двигательных функций организма человека. Раз...

План по самообразованию «Использование техники оригами для развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Использование техники оригами для развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста»...

Авторская педагогическая технология Н.Ю.Шуваевой «Рисование – линейная графика» как средство развитие мелкой моторики кисти руки детей старшего дошкольного возраста

Авторская педагогическая технология Н.Ю.Шуваевой «Рисование – линейная графика» как  средство  развитие мелкой моторики кисти руки детей старшего дошкольного возраста...