Нетрадиционная техника художественного конструирования – квиллинг.
методическая разработка по конструированию, ручному труду на тему

Пухтинова Светлана Владимировна

Квиллинг (англ. quilling — от слова quill «птичье перо»), также известен как бумагокручение — искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционная техника художественного конструирования – квиллинг.

В наши дни существует очень много различных техник художественного конструирования. Для создания рукотворных картин в ход идут практически все виды и разновидности подручных материалов: от бумаги до травинок, мха и песчинок и т.д..

Кроме того, недавние исследования показали, что для детей дошкольного возраста занятия художественным конструированием должно занимать достаточное количество их свободного времени. Это связано с тем, что у современных детей слабо развита мелкая моторика рук. Одним из наиболее популярных в наши дни видом художественного конструирования  является квиллинг. Суть этой техники состоит в составлении узоров из скрученных полосок цветной бумаги. При помощи этой техники можно создавать как незамысловатые узоры, так и сложные многомерные картины. В любом случае, особенность квиллинга в том, что насколько сложной бы ни была картина, выполненная в этой технике, она все равно будет смотреться чрезвычайно красиво.

Техника квиллинга удивительна! С её помощью можно получить разнообразные как плоскостные изображения, так и объёмные. Но особая его прелесть в том, что красивые работы получаются с первого же раза. Работы в данной технике привлекают к себе внимание детей своей необычной красотой, воздушностью, ажурностью. Но как научить детей дошкольного возраста этой технике? И так, прежде чем научить этой технике детей надо научиться самому.

История развития квиллинга и базовые основы по созданию фигур.

Квиллинг является достаточно древним видом искусства. В начале XIX века квиллинг исчез, но сегодня он снова возрождается и становится все более популярным. Квиллинг также известен как бумагокручение, бумажная филигрань,бумажная мозаика. Свое название квиллинг получил от английского слова «quill», что означает «перо», так как изначально бумагу скручивали с помощью крупного птичьего пера.

Этот вид искусства возник в Европе в конце XIV — начале XV века, и занимались им как правило монахи и монахини. Монахи с помощью квиллинга украшали предметы религиозного культа, используя самодельную бумагу и даже обрезанные края книжных страниц. Монахини накручивали бумагу с золочеными краями на кончик птичьего пера, создавая изящные медальоны. Эти миниатюрные шедевры при ближайшем рассмотрении создавали полную иллюзию того, что изготовлены они из тоненьких золотых полосок.

И хотя от средневековых шедевров мало что сохранилось из-за недолговечности бумаги - сама техника сохранилась до наших дней. Бумагокручение как рукоделие очень быстро распространилось по всей Европе, но из-за дороговизны бумаги, особенно высококачественной и цветной, это искусство стало привилегией знатных дам. Различные шаблоны и руководства публиковались в популярных журналах, и аристократки посвящали весь свой досуг новому модному веянию, изготавливая разные поделки из бумаги, подарки, украшения, предметы декора.

Инструменты для квиллинга

Квиллинг был очень популярен вплоть до начала XX века, после чего он исчез по непонятным причинам. Но в середине 1950-х годов началось возрождение квиллинга, и именно в это время основные базовые фигуры, используемые в бумагокручении, получили свои названия. Квиллинг популярен не только в Европе, но и на Востоке. В Южной Корее, например, существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, которая объединила последователей самых разных направлений бумажного искусства.

Следует отметить, что корейская школа квиллинга несколько отличается от европейской. Европейские работы, выполненные в технике бумагокручения, состоят, как правило, из небольшого количества деталей. Они очень лаконичны, имеют сходство с мозаикой и украшают рамочки и открытки. Это связано с темпом и бешеным ритмом европейской жизни. Восточные мастера, напротив, никуда не торопятся, предпочитая создавать поистине ювелирные бумажные шедевры, напоминающие тончайшее кружево, сплетенное из сотен мельчайших деталей

Для того, чтобы создавать такие произведения искусства, особых инструментов не требуется. На начальном этапе будет вполне достаточно ножниц с острыми кончиками, тонкого пинцета и шила, на которое, собственно, и будет накручиваться бумага. Также будет нужен клей. Для наилучшего результата лучше всего подойдет оригинальная корейская бумага для квиллинга, так как, благодаря особым свойствам, создаваемые фигуры приобретают именно ту форму, которая вам нужна. Но, если такой бумаги нет, подойдет и обычная бумага, разрезанная на полоски, но работать с ней будет сложнее из-за ее более высокой плотности.

Цветы в технике квиллинг

Ширина полосок варьируется от 2-х миллиметров до 3-х сантиметров. Каждая полоска скручивается в плотную спираль, которая потом распускается до нужного размера, после чего из нее формируют необходимую фигуру, которую закрепляют каплей клея (ПВА идеально подойдет). Начать накрутку будет удобнее, если накрутить край бумажной полоски на кончик шила. Шило можно заменить тонким стержнем с раздвоенным кончиком для более удобного захвата края полоски. Также можно использовать обычную зубочистку, ножом прорезав в ней расщелину.

Существует огромное множество типовых фигур, но, проявив фантазию, всегда можно придумать что-то новенькое и создавать настоящие филигранные шедевры. К примеру, из бумажных элементов можно сложить не только прекрасное панно на стену, но и собрать вазочку для конфет или оригинальную корзинку для цветов, которые можно потом спокойно использовать по назначению — они не сломаются и не рассыпятся на части. Искусство квиллинга позволит вам увидеть поистине необычные возможности самой обычной бумаги.

Квилинг мастер класс базовые фигуры

Нехитрый набор инструментов и материалов на столе. Нам нужно научиться делать несколько базовых фигур-матриц. Из них, как из модулей, можно будет затем сложить самые замысловатые композиции. Итак. Смотрим на фигуру, формируем похожую с помощью шила и пинцета. Прижимая край полоски пальцем к кончику шила, прокручиваем его, накручивая полоску спиралью. Делаем столько оборотов, сколько нужно по схеме. Чем больше оборотов, тем плотнее фигура. Чем меньше — тем ажурнее. Слегка сжимаем пальцами, чтобы зафиксировать форму, и отпускаем. Спиралька слегка распускается. Край полоски подклеиваем, чтобы деталь не разворачивалась совсем, с помощью капельки клея на кончике зубочистки. Острый край означает, что нужно прижать пальцами детальку в этом месте. Так, накручивая, отпуская и сжимая творим разны детали квиллинга, из которых будет состоять красота. В приведенных ниже схемах хорошо видно разницу между плотными и ажурными деталями.

 Основные детали, из которых собирается квиллингОсновные детали, из которых собирается квиллингБолее простые, воздушные схемыБолее простые,

 воздушные схемы 

Формируем детали с помощьюФормируем детали с помощьюшила, пинцета и пальцевшила, пинцета и пальцевhttp://ibud.ua/uploads/mce/dizain/kviling/18-kvilling-diy.jpg 

Теперь, когда на столе перед нами море заготовок, можно собирать фигуры.

Попробуйте составить несколько цветов по схеме, на рисунке показаны детали, которые необходимы для работы.

Первые заготовкиФото 1. Первое упражнение по квиллингуФото 1. Первое упражнение по квиллингу 

Эти упражнения нужно делать и делать, пока движения рук не станут плавными и точными, а детальки — красивыми и изящными. Потому что первые, как водится, почти наверняка получатся кривобокими. Не пугайтесь, не бросайте. Дайте рукам привыкнуть к движениям, как у нейрохирурга.

Несколько секретов мастерства квиллинг

— для того чтобы край полоски приклеился намного быстрее, не обрезайте ножницами край полоски, а оборвите пальцами. Распушенный край быстрее пустит клей внутрь волокон, и клей схватится в секунды.

— полосочки бумаги храните в коробках, где они могут лежать ровно. Однажды помятая полоска в работу не годится — не создаст она красивой формы фигуру. Выбрасывайте безжалостно. А остальные храните бережно.

— из коробки полоску вытаскиваем, держа ее за оба края. Так точно не деформируется.

— если в будущем будете составлять композиции, где важны будут ряды одноразмерных деталек, приобретите обязательно линейку-шаблон как на фото. С ее помощью вы значительно ускорите процесс заготовки деталей, формируя их сразу в ячейках.

Линейка для квиллингаЛинейка для квиллинга 

Сакура в технике квиллингПанно с сакурой квиллинг 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Экология и нетрадиционная техника художественного творчества".

ГДОУ д/с № 39 общеразвивающего видас приоритетным осуществлением физического развития воспитанниковКрасносельского района Санкт-Петербурга Консультация для родителей.Подготовила и провела:Торовец...

Перспективно-тематический план работы кружка (младшая группа) «Волшебные Краски» (нетрадиционные техники художественного творчества)

Пояснительная записка.Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической ...

Презентация Тема: «Развитие эмоционально-чувственной сферы дошкольников через использование нетрадиционных техник художественного творчества»

Эмоциональная сфера играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших психических функций и поведения в целом. Эмоциональная сфера сама по себе стать совершенной не может...

Нетрадиционная техника по конструированию

Нетрадиционная техника  по конструированию"Пейп-арт"...

Нетрадиционные техники художественно-творческой деятельности в ДОУ. Современные техники рисования.

Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет...