Главные вкладки

    План-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему:
    Конспект организованной образовательной деятельности по конструированию в подготовительной группе (6-7)лет. Тема" Куколка КУВАДКА"

    Игнатова Светлана Валериановна

    Хочу поделиться конспектом из мини-проекта "Защитники земли Русской" по конструированию. 

    Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

    Подготовительная группа (6-7 лет)

    Тема: « Куколка Кувадка ».

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект  организованной  образовательной

    деятельности по КОНСТРУИРОВАНИЮ

    Образовательная область:

     «Художественно-эстетическое развитие»

    Подготовительная группа (6-7 лет)

    Тема: « Куколка Кувадка ».

    ЦЕЛЬ: Научить мастерить традиционную тряпичную куклу Кувадку.

    Программное содержание:

    ЗАДАЧИ:

    Образовательные задачи:

    • Продолжать знакомить детей с культурой русского народа;
    • познакомить с историей и традициями народного мастерства;
    • научить мастерить традиционную тряпичную куклу бесшовным способом;
    • продолжать учить завязывать узелки;
    • продолжать учить детей работать в паре.

    Развивающие задачи:  

    • Развивать интерес к истории игрушечного мастерства;
    • развивать у детей умение работать по технологической карте;
    • развивать мелкую моторику пальцев рук;
    • развивать словарный запас детей.
    • Научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации, соответствующие традиционным обрядам.

    Воспитательные задачи:

    • Воспитывать любовь к труду и уважение к старшим;
    • воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность;
    • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

    Предварительная работа:

     Презентация о жизни древних славян на Руси, рассматривание иллюстраций в книгах с изображением русской природы, русских изб и славянских поселений, жизни и быта, совместная работа с родителями по изготовлению предметов быта русских людей: тарелочки и щита  в технике папье-маше для росписи, меча и кокошника как основу под аппликацию, чтение былин про богатырей, дидактические, настольно-печатные и подвижные игры.

    Словарная работа: сундук, издревле,  безликие, поверье, обережные куклы, могущество, худого.

    Наглядный материал: иллюстрации из книги И.А.Лыковой «Куколки из сундучка рукотворные игрушки», образцы куколок, сундучок.

    Материалы, инструменты, оборудование: лоскутки разного цвета и разного размера (15х20, 30х30 см.), нитки, ножницы.

    Методические приёмы:

    1. Беседа.
    2. Рассматривание куколок, иллюстраций.
    3. Разбор порядка работы – технологической карты.

    Ход занятия:

    1. «О чем рассказал сундучок».

    - Ребята, как вы думаете, во что играли дети раньше? Были ли у них игрушки, из чего были сделаны?

    - Да, игрушек как у нас у них не было. А играли они… (выносится сундучок).

     Это - бабушкин сундук. Он может быть ларчиком, шкатулкой, шкафом, чемоданом... В любом своем виде сундук - это хранилище семейной памяти, народных традиций. Издревле (давным- давно)  в сундуках берегли все самое ценное: наряды, военные доспехи, документы, письма, семейные реликвии... А что там лежит на самом дне? (Воспитатель достает из сундучка вещи).  

     Ах, осторожно! Это же куколки! Да как их много! Из лоскутиков, ниток, льна. И все такие разные. В такие игрушки играли раньше все детишки. А мастерили их мамы с сестренками и братишками.

    Рукотворные куколки помогали на каждом шагу. Наши пра-пра-пра- бабушки и пра-пра-прадедушки верили в могущество куклы и в каждую модель вкладывали свой особый смысл. (Показ кукол и объяснение).

    Куклу Льнянушку делали для того, чтобы она помогала рукодельницам осваивать секреты ремесел, защищала от худого (плохого), наставляла на ум.

     Купавка и Травница отгонят болезни и укрепят здоровье.

    Десятиручка поможет справиться с самыми разными делами.

     Берегиня защитит от бед и напастей, принесет в дом мир и лад.

     Мартенички (нитяные куклы). Весну на Руси встречали славянским обрядом «закликания весны» вместе с традиционными нитяными куколками Мартиничками. Праздник приходился на начало марта, отсюда и название кукол – Мартинички. Это композиция из пары куколок разного цвета: белого – символа уходящей зимы и красного – символа весны и жаркого солнца. 

    - Ребята, обратите внимание – есть ли у них лицо?

    - Да, в  большинстве случаев кукол оставляли безликими (или безлицевыми) - даже приблизительно не намечали черты лица. Согласно старинному поверью, безликая кукла не сможет стать чьим-либо двойником и поэтому никогда не причинит вред человеку.

    Сегодня мы сами смастерим себе куколку  Кувадку.

    2. История и портрет куклы Кувадка.

    Кувадка (или Куватка) - одна из самых простых обережных куколок. (Это значит куколок, которые оберегают от чего-то, или от кого-то). Ее делали накануне рождения ребенка (за две недели максимум) и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца. Позже кукол стали укладывать в колыбельки. Кувадки защищали новорожденных и служили им первыми игрушками.

    3.Физминутка.

    Перед тем, как начнем мастерить своих куколок, мы выйдем во двор, и  превратимся в гусей. Помните песенку «Жили у бабуси два веселых гуся»? Давайте споем ее и разомнемся.

    Музыкальная физкультминутка)
    (Дети поют и выполняют разные движения за педагогом.)

    Жили у бабуси
    Два весёлых гуся:
    Один серый,
    Другой белый,
    Два весёлых гуся.
    Вытянули шеи —
    У кого длиннее!
    Один серый, другой белый,
    У кого длиннее!
    Мыли гуси лапки
    В луже у канавки.
    Один серый, другой белый,
    Спрятались в канавке.

    Вот кричит бабуся:
    Ой, пропали гуси!
    Один серый,
    Другой белый —
    Гуси мои, гуси!
    Выходили гуси,
    Кланялись бабусе —
    Один серый, другой белый,
    Кланялись бабусе.

    1. Технология изготовления куклы.

    Во время работы дети могут помогать  друг другу в завязывании узелков, поддерживая ткань.

    1. Лоскут яркой одноцветной ткани скручиваем к середине по длинным сторонам.
    2.Скрученный валик перегибаем пополам, отступаем от сгиба 2 см и обматываем ниткой другого цвета несколько тугих витков, концы связываем двойным узлом. Это голова и туловище куклы.
    3.Из лоскута другого цвета размером 10х10 см делаем еще одну скрутку, на концах отступаем по 1 см и делаем обмотку яркой ниткой - это руки.
    4.Вторую скрутку укладываем в первую скрутку (под головой) и фиксируем несколькими витками яркой ниткой: сначала по линии талии, а потом крест-накрест на груди.
    - Такая модель позволяет сделать и куклу-девочку и  куклу-мальчика.

    5. Рассматривание своих игрушек. Подведение итога.

    - Что нового вы узнали сегодня, чему научились. Посмотрите, какие замечательные куколки у вас получились.

    - Пригодится ли вам сегодняшний опыт в жизни?

    - А сейчас уберите свое рабочее место, и можете поиграть со своими куколками.

    ОБРАЗЦЫ ТРЯПИЧНЫХ КУКОЛ.

    D:\Детский сад\2 выпуск\Подготовительная группа 2015-2016\ФОТО ПРОЕКТ БОГАТЫРИ\DSC09787.JPG

    D:\Детский сад\2 выпуск\Подготовительная группа 2015-2016\ФОТО ПРОЕКТ БОГАТЫРИ\DSC09792.JPG

    D:\Детский сад\2 выпуск\Подготовительная группа 2015-2016\ФОТО ПРОЕКТ БОГАТЫРИ\DSC09794.JPG

    D:\Детский сад\2 выпуск\Подготовительная группа 2015-2016\ФОТО ПРОЕКТ БОГАТЫРИ\DSC09804.JPG

    D:\Детский сад\2 выпуск\Подготовительная группа 2015-2016\ФОТО ПРОЕКТ БОГАТЫРИ\DSC09813.JPG

    D:\Детский сад\2 выпуск\Подготовительная группа 2015-2016\ФОТО ПРОЕКТ БОГАТЫРИ\DSC09814.JPG


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект организованной образовательной деятельности по конструированию в младшей группе. «Дорожки»

    Помочь детям овладевать простыми конструктивными приемами (плотно прикладывать кирпичики друг к другу узкими коротким гранями)....

    Конспект организованной образовательной деятельности по физическому развитию для детей 6-7 лет

    Составила: инструктор по ФК Зарьянова Марина Кирилловна.Месяц: ноябрь.Интеграция с другими образовательными областями: социально-коммуникативное развитие.Тема занятия: «В Долине смешариков»...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе (6-7 лет) "Путешествие в страну Математики"

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе (6-7 лет) "Путешествие в страну Математики"...