НОД «Кладовая Земли» с использованием инновационных технологий.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Мутина Елена Владимировна

Конспект проведения НОД  с детьми старшего дошкольного возраста «Кладовая Земли» с использованием инновационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kladovaya_zemli.docx31.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проведения непрерывной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Кладовая Земли» с использованием инновационных технологий.

Воспитатель 1кв. категории Мутина Елена Владимировна

МБДОУ « Детский сад № 54»

Томская область, г. Северск

Приоритетная образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».

В интеграции: познавательное развитие; речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Цель: способствовать становлению у детей первоначального представления о внутреннем содержании Земли – полезных ископаемых, расширять представления детей о природных богатствах родного края. Совершенствовать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, формировать  навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности.

Задачи: 

-закрепить знания детей о том, что Земля имеет три основных значения: Земля – это планета; Земля – это суша; Земля – это почва; дать знания детей о том, какие полезные ископаемые добывают в нашем регионе;

-развивать устную речь, мышление и чтение при составлении слов и загадок;

-продолжать развивать навыки вычислительной деятельности, развивать логическое мышление, внимание;  

-развивать способность  детей к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности;

-совершенствовать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, формировать  навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности.

Интеграция образовательных областей.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

совершенствование умения детей объединяться в минигруппы, включаться в коллективную работу, самостоятельно оценивать ответы и высказывания других детей, задавать вопросы, придерживаться правила очередности высказывания своего мнения; формирование навыков сотрудничества и исследовательских навыков.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

обогащение представлений о полезных ископаемых, расширение представлений детей о природных богатствах родного края, отражение полученных знаний  в разных продуктах детской деятельности.

Образовательная область «Речевое развитие»: развитие связной речи детей через практическую деятельность; создание условий, способствующих выявлению и поддержанию интересов у детей, проявлению самостоятельности в их познавательно-речевом развитии.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»: создание условий для освоения детьми свойств и возможностей изобразительных материалов и инструментов,  развитие мелкой моторики, создание общего макета пещеры со сталактитами из объемных изображений разной формы из фольги,  знакомство с возможностями использования изобразительных материалов; воспитание у детей слуховой сосредоточенности и эмоциональной отзывчивости на музыку.

Воспитательные задачи: формирование  навыков сотрудничества, интереса к поисковой деятельности, способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

Планируемые результаты: дети достаточно хорошо владеют устной речью, могут свободно производить арифметические действия в пределах 10, способны действовать по словесной инструкции педагога. Дети обладают устойчивыми навыками работы с ИКТ - электронными репетиторами   «Символ-Тест» и с доской Elite Panaboard . У детей сформирован интерес к поисковой деятельности, дети способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения. Дети могут следовать социальным нормам поведения во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.

Оборудование:  доска Elite Panaboard , презентация « Кладовая Земли», электронные репетиторы   «Символ-Тест»  и к ним специально разработанные тетради с  заданиями,   карта Томской области, символические изображения полезных ископаемых и их образцы, лупы, макет пещеры со сталактитами и сталагмитами, фольга, фонограмма со сказочной музыкой.

Ход.

1.- Ребята, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, надо из букв составить слово.

Предлагаю детям буквы для выкладывания слова “Земля”. Дети выполняют задание самостоятельно. - Земля. Что это?

2.Просмотр презентации «Кладовая Земли» (см. файл презентация «Кладовая Земли»): показываю слайд презентации: планета, суша почва.

- У Земли есть три основных значения: планета, суша, земля. Планета – это когда мы говорим о космосе, почва говорим, когда сажаем растения, суша – когда выплываем или выходим из воды.

- А сейчас давайте поговорим о богатствах, которые находятся глубоко под землей. Как они называются? (полезные ископаемые). А как их можно назвать по-другому? (сокровища Земли, недра Земли, кладовая Земли, хранилище Земли и др.)

Слайд. Эта коллекция  полезных ископаемых, которые человек использует в хозяйстве. Полезные ископаемые бывают твердые, газообразные и жидкие. Большинство полезные  ископаемые твердые. Места, где в глубинах залегают полезные  ископаемые, называют месторождениями.

Слайд.

Он и жёлтый, и сыпучий, во дворе насыпан кучей, если хочешь, можешь брать и играть.

Это песок. Его используют в строительстве, для изготовления стекла  и зеркал.

Слайд.

Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги. Чтоб сделать миску или вазу, она понадобится сразу.

Эта глина. Из глины изготавливают: кирпичи, черепицу для крыш, посуду, цветочные горшки, вазы, делают игрушки. Наша Россия очень богата песком и глиной.

Слайд

Железная руда. Добывают железную руду в шахтах и карьерах. На заводе  в больших печах по переработке руда плавится. А из руды выплавляют - чугун, сталь. А одним словом - металл. Из металла делают очень многое от обыкновенных кухонных ножей до космических кораблей.

Предлагаю детям самим придумать загадку о железной руде.

Слайд.

Росли на болоте растения, а теперь это удобрения.

Это торф, образуется торф на болотах. Торф хорошо горит и он используется как топливо в жилых домах. На фермах торф служит подстилкой для животных. Торф - хорошее удобрение. А на промышленных предприятиях из него получают некоторые лекарства и другие нужные вещества.

Слайд.

Он чёрный, блестящий, людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло, от него в домах светло,
Помогает плавить стали, делать краски и эмали.

Каменный уголь в народном хозяйстве используют  как топливо. При горении он дает много тепла. Кроме того, из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы. Добыча угля - нелёгкий труд.  Уголь  залегает и глубоко под землёй, и на её поверхности. Уголь добывают в шахтах. Профессия человека, который трудится в шахте, называется шахтер.

Слайд.

 Без неё не побежит ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это?

Нефть в народном хозяйстве используют  как топливо. При горении он дает много тепла. нефти получают: керосин, бензин, ракетное, моторное топливо. Ни автомобиль, ни космический корабль, ни поезд не смогли бы отправиться в путь, если бы не было нефти. Нефть добывают на суше и в воде.

Слайд.  

Этот мастер белый-белый в школе не лежит без дела.
Пробегает по доске — оставляет белый след.
Потолок наш тоже белый, ведь и он побелен ...

Земные богатства даже помогают делать замечательные рисунки. Разноцветные мелки для рисования на асфальте — это мел. Из него еще изготавливаются таблетки, витамины, зубные пасты, используют для изготовления косметики.

 

Слайд

 Одну её не едят, а без неё мало что едят.

Готовить еду нам помогает  одно ценное "ископаемое" — соль.

 Слайд

Во мне есть вода, но не мокрая, огонь, но не жгучий;
Моё твердое тело бесцветное и в то же время разноцветное.

Это драгоценные камни, которые добывают в горах, в воде. Из них делают украшения: браслеты, колечки и многое другое. Это только часть полезных ископаемых, в природе их гораздо больше.

3. Коллекция с полезными ископаемыми. Вношу коллекцию с полезными ископаемыми. Даю время рассмотреть их.

 - Давайте рассмотрим, какие полезные ископаемые есть в нашей коллекции.

Наша коллекция, к каким полезным ископаемым относится? (к твердым).

- Какими бывают полезные ископаемые? (твердые, жидкие, газообразные). А какие вы знаете жидкие полезные ископаемые? (нефть, минеральная вода)

- А газообразные? (природный газ)

4.Физминутка. Поиграем в игру «Твердое, жидкое, газообразное». Называется «твердое» - дети становятся в круг, взявшись за руки. «Жидкое» - двигаются друг за другом – ручейки. «Газообразное» – разбегаются.

5.Дидактическая игра « Из чего сделано?» (интерактивная доска Elite Panaboard)

Детям показывается слайд, где изображены предметы из разных материалов, и воспитатель спрашивает: «Из чего сделана эта игрушка? Если эта игрушка сделана из глины, то какая она?» Дети соединяют ручкой-маркером предмет и соответствующее полезной ископаемое на интерактивной доске Elite Panaboard.

  • глиняная игрушка;
  • песчаный замок;
  • хрустальный шар;
  • каменный мост;
  • деревянный забор;
  • угольный карандаш;
  • нефтяное пятно.

6. Совершим маленькое путешествие в наш родной край.

Вношу карту Томской области.

- По какой области будем путешествовать? (По Томской области.)

- В недрах нашего края есть полезные ископаемые. Какие? 

Томская область богата природными ресурсами, такими как нефть, природный газ, бурый уголь (первое место по запасам в России), торф (второе место по запасам в России) и подземные воды. Вам наверняка известно село Чажемто.  В селе расположен санаторий «Чажемто», известный термальной минеральной водой. Ведётся разлив и продажа минеральной воды «Чажемто», вы можете попробовать ее на вкус. В области находится Бакчарское железорудное месторождение, являющееся одним из крупнейших в мире. На территории Томской области расположено множество месторождений сырья для строительных материалов: глиныпескаизвестняков, глинистых сланцевгравия. 

- Я предлагаю вам  выкладывать карточки – символы на карту и называть их по очереди. Так мы и узнаем, что добывают из недр Земли нашего края.

Выкладывают символические изображения  (нефть, газ,  уголь, минеральную воду, артезианскую воду, торф,  золото, железную руду).

 Предлагаю детям немного отойти от карты и полюбоваться богатствами нашего края.

- Вот какой богатый наш край! Земля нас кормит, одевает, греет, дает нам самое необходимое для жизни. Ребята, запомните, что земля без нас будет жить, а вот мы без Земли жить не сможем. Это было, это есть и это будет всегда. Земля щедро наградила человека всеми несметными богатствами, и мы должны научиться благодарить ее, беречь ее и разумно пользоваться кладовой Земли.

А чтобы правильно пользоваться богатствами нашей Земли, нужно их не только изучать, но и исследовать, учитывать, рассчитывать, чтоб разумно расходовать.

- Кто изучает полезные ископаемые? ( Ученые, исследователи)

7. Символ Тест. Давайте представим, что мы с вами исследователи. Предлагаю вам пройти в нашу научную лабораторию и провести расчеты с помощью знакомых вам устройств.  

Вы уже заметили, что на столах находятся знакомые устройства Символ- тест. Сегодня устройства Символ - тест у нас будут в роли ноутбуков. Вспомним, для чего  нам нужны эти приборы? Правильно, с их помощью мы можем сами проверить свои знания. Включаем приборы, нажав кнопку «вкл.», затем  нажимаем кнопку «F 2». Устройства готовы к работе. Вам предлагаются задания. Для их решения нужно ввести буквенный код и цифру, являющуюся решением примера. Если задание выполнено верно, то зажигается зеленый огонек, если допущена ошибка-красный:

                                                          1.(ИС) 1+4 =   ИС  5

                                                          2.(ВВ)  3-2  =   ВВ   1

                                                         3.(ОМ) 3+7 =   ОМ  10

Зрительная гимнастика

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса (закрываем оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют (продолжают стоять с закрытыми глазами).

А теперь мы их откроем, через речку мост построим (открываем глаза, взглядом рисуем мост).

Нарисуем букву «О», получается легко. (глазами рисуем букву «О»)

8. Изготовление сталактитов. Посмотрите, какие чудесные пещеры. По пещерам можно попасть очень глубоко под землю. Эти пещеры сделала вода. Вода может вымывать и промывать среди скал в горах целые залы пещер. (Показ макета пещеры сталактитов и сталагмитов)

Детям предлагается скрутить из фольги сталактиты, передавая характерные особенности формы. ( Звучит фонограмма сказочной музыки.)

9.Итог. Как много мы узнали о полезных ископаемых. Давайте вспомним, какие события вам больше всего понравились и почему? Мне  очень поразвилось, как сегодня работали в парах Диана и Аня, они дружно и уверенно раскладывали на карте символы природных богатств нашего края,  Рома и Ярослав предложили свои принципы в решении задания для интерактивной доски. А Тася и Маша  помогли нам в решении примеров. Чему мы сегодня с вами новому научились? Мы узнали о Кладовой Земли и богатствах нашего края, научились создавать из фольги сталактиты. А еще мы с вами поняли, что нужно бережно относиться ко всему, что нам дарит природа. Я очень довольна нашим общением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные инновационные технологии в дошкольном учреждении» Использование инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ.

Цель: создание условий для инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.Задачи: внедрение инновационных технологий для по...

ООД в старшей группе с использованием инновационных технологий, методик (блоки Дьенеша; информационно-коммуникативная технология, ТРИЗ; цветотерапия; опытно-исследовательская деятельность; методика Зайцева; занятие – игра; песочный тренажер) «Сказы

ООД в старшей группе   с использованием  инновационных технологий, методик(блоки Дьенеша; информационно-коммуникативная технология, ТРИЗ; цветотерапия; опытно-исследовательская деятельн...

Конспект НОД "Уроки здоровья"(с использованием инновационных технологий- кейс технология)

Моделирование игровой  ситуации через инновоционную технологию - кейс-фото....

Конспект НОД "Уроки здоровья"(с использованием инновационных технологий- кейс технология)

Моделирование игровой  ситуации через инновоционную технологию - кейс-фото....

Межрайонный семинар"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, как условие повышения качества образования" от 22.09.2017г. Тема выступления: "Использование инновационных технологий в дошкольных образовательных организациях района"

Применение педагогических технологий в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен не на обучение детей дошкольного возраста, а на развитие и ...