Художественный труд. Город мастеров. Ст.группа
консультация по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Шейнова Екатерина Алексеевна

Художественный ручной труд есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно - эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности.

В становлении традиционных видов художественного труда дошкольников велика роль декоративно-прикладного искусства.

Декоративно-прикладное искусство имеет в своем развитии прочно сложившиеся традиции. Истинные умельцы, мастера своего дела, на основе традиционных канонов, создают шедевры национальной культуры, которыми гордится не одно поколение людей. Прикладное искусство, сохраняя черты отдаленных веков, вносит в современность своеобразную красоту прошлого. Народная вышивка, ткачество, роспись по дереву, затейливая резьба по бересте, кости, дереву. Керамика и изделия из фарфора содержат изобразительные элементы, которые тщательно отбирались исполнителями и передавались из поколения в поколение, подобно сказкам, былинам, песням, преданиям.

Приобщение ребенка к трудовой деятельности в народной педагогики складывалось веками. Формирование ремесленных навыков всегда было связано с изготовлением необходимых и полезных бытовых вещей. В семье старшие обучали младших разнообразным элементам трудового процесса до тех пор, пока не была «поставлена правильно» рука. Основной предпосылкой такого учения являлись условия окружающего быта.

Декоративно-прикладной труд детей 5-7 лет направлен на создание оригинальных, несложных поделок, различных по качеству, выразительности, фактуре материалов. Чтобы увлечение прикладным искусством носило не эпизодический характер, педагог создает в помещении и на участке детского сада оптимальные условия для творческой деятельности каждого ребенка, желающего испытать свои силы. На атмосферу «интересных дел» влияет организация выставок детских работ с последующим применением их в убранстве интерьера, в кукольном и живых уголках, в сервировке обеденного стола, в оформлении зала и театрализованным представлением и т.д. Для демонстрации наиболее рациональных приемов декора педагог может периодически организовывать выставки предметов искусства (народного и современного).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennyy_trud_gorod_masterov_konsultatsiya.docx30.06 КБ

Предварительный просмотр:

Врата в город мастеров

В искусстве художественных промыслов и ремесел, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа; в творчестве народных мастеров находит проявление соединение труда и красоты.

В прошлые века на Руси не было такой стороны жизни людей, которой не коснулись бы руки мастеров-умельцев. Изготовляя орудия труда, охоты и войны, посуду, одежду и другие необходимые в быту предметы, человек стремился придать им красивую форму, украсить их орнаментом, то есть делал тем самым обычные вещи произведениями искусства.

Издревле народные мастера в своем творчестве использовали то, что давала им сама природа — дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Но, воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Озаренная народной фантазией реальность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми. Нередко форма изделия и его орнамент имели еще и магическое, культовое назначение. Так, один и тот же предмет мог одновременно удовлетворять реальные потребности человека, отвечать его религиозным взглядам и соответствовать его пониманию красоты. Эта синкретичное нерасчлененность, слитность функций древнего искусства была характерной чертой, и искусства древних восточных славян которое было неотделимо от их быта.

Возникли промыслы, которые люди назвали художественными, то есть полезным вещам придали и эстетические качества, привлекавшие потребителей не только функциями, но и красотой. Польза и красота нашли «взаимопонимание», минуя всякие теоретические споры и разногласия, а люди стали использовать утилитарные предметы и вещи для облагораживания, украшения своего быта, в предметах и вещах, составляющих интерьеры не только жилищ, но общественных зданий. Традиционные праздничные, да и повседневные народные костюмы всегда несли на себе печать высокого мастерства, за которым обязательно просматривались представления о совершенстве, гармонии и красоте. Сами исходные материалы для костюмов, платьев, головных уборов, обуви несли на себе печать этих эстетических признаков. Ткани ведь готовились на ручных ткацких станках на которых мастер-ткач мог осуществить любой замысел. А к готовым костюмам и платьям, кокошникам и поясам, галстукам и платкам прилагали свои чуткие художественные руки вышивальщицы и вязальщицы, золотошвейки и ювелиры. И кулинарное дело не было обойдено вниманием ремесленников и художников сладкого и вкусного дела. Если собрать все формы пряничных досок по всем городам и весям, вполне можно было бы организовать интереснейшую выставку по истории эстетического развития народов России. И не только для сладкого дела работали мастера народных промыслов. Они создавали утварь и всякого рода посуду для всякого рода кулинарных дел и для праздничного оформления стола на любой вкус и на любые представления о красоте жизни.

К моменту создания восточнославянского государства — Киевской Руси — ремесла в нем достигли высокого уровня развития. Самым первым производством, выделившимся в самостоятельное ремесло в городе и деревне, была обработка металла. Древняя Русь знала почти все виды современной художественной металлообработки, но главными были ковка, литье, чеканка, филигрань и зернь. Наиболее высокого уровня развития в это время достигло ювелирное искусство.

Вторым по времени зарождения ремеслом, после обработки металла, явилось гончарство. В IX-X веках Киевская Русь знает гончарный круг, появление которого означало переход керамического производства из рук женщин, занятых домашним трудом, в руки мужчины-ремесленника. Гончарные мастерские изготавливали посуду, домашнюю утварь, игрушки, предметы церковного обихода, которые использовались в архитектуре как отделочный материал. В Древней Руси было развито также и искусство ремесленников-камнерезов: резчиков икон и литейных форм, гранильщиков бус. Работало множество косторезных мастерских, массовой продукцией которых были гребни самых разнообразных форм, а также предметы культового назначения: кресты, иконы и т.д.

Ремесленники Древней Руси в основном выполняли изделия на заказ. По своему социальному положению они входили в различные группы населения. В городах уже работали свободные мастера: иконописцы, златокузнецы, чеканщики, кузнецы, игрушечники и другие. Вместе с тем на боярских и княжеских дворах, в поместьях и вотчинах трудились закрепощенные мастера-холопы. В монастырях также работали ремесленники. Основными видами женского художественного творчества в Древней Руси были узорное ткачество (в частности, «браное», вышивка по холсту, золотое шитье, «шелковое пялочное дело»). Основным видом искусства являлось древнерусское шитье — вышитая церковная утварь: пелены, плащаницы, покровы, вызывавшие всеобщее восхищение и вывозившиеся из Руси в другие страны. Крупными центрами художественного женского рукоделия были монастыри. Значительного развития художественная обработка дерева достигла в великом Новгороде, жителей которого даже называли плотниками.

В XV-XVII века выросло и окрепло Русское централизованное государство.

Его столица Москва становится не только политическим, но и культурным центром. Самодержавная власть видела в роскоши и богатстве средство укрепления своего могущества, средство воздействия на умы и души своих подданных. К великокняжескому, а потом и к царскому дворцу съезжаются многочисленные мастера золотых и серебряных дел, иконописцы, костерезы и камнерезы, специалисты обработки дерева, мастерицы шитья. В изделиях царских мастеров художественная сторона предмета начинает оттеснять на второй план его утилитарное назначение. Развитие товарного обмена приводит к тому, что во многих городах и селах изготовление на продажу бытовых предметов превращается в основное занятие населения. В различных уголках России на основе народных ремесел возникают кустарные художественные промыслы. Создавая изделия на продажу, кустари художественных промыслов были тесно связаны с древними традициями народного искусства, продолжали и развивали эти традиции. Среди древнейших русских художественных промыслов следует назвать промысел художественной резьбы по кости и дереву, возникший в Троице-Сергиевом монастыре в XVI-XVII веках. Здесь же стал развиваться и игрушечный промысел. В XVI-XVII веках славились своим мастерством новгородские, псковские и вологодские «златокузнецы», псковские литейщики колоколов. В XVII веке в Сольвычегодском развивается промысел «усольской эмали». Искусство эмали получило развитие и в Великом Устюге. Кроме того, в этом городе жили мастера просечного железа, которые изготавливали узорчатые железные полосы и украшали ими деревянные ларцы и подголовники. На севере, в городе Холмогоры, расцветает косторезное искусство.

XVII век — начало всемирно известного хохломского промысла. Во многих русских городах, в первую очередь городах Поволжья, развиваются прялочные промыслы, гончарное и изразцовое производство, промыслы резьбы пряничных досок. В это же время получает развитие набойка. Набойкой украшали одежду, занавесы, полавочники, знамена и т.д. Некоторые набивные узоры были созданы знаменщиками Оружейной палаты.

В XVIII веке начинают развиваться русские промыслы нитяного кружевоплетения и безворсового ковроделия.

К началу XIX века и в его первой половине в деревнях и маленьких провинциальных городах продолжало существовать и развиваться домашнее производство. Наряду с ним продолжают развиваться художественные промыслы, которые по своей социально-экономической структуре значительно отличались друг от друга. Некоторые из них были надомными, производили товар «на скупщика». В других случаях промысел составлял крупное производство фабричного типа – мануфактура (керамическое производство Гжели). Многие помещики в своих имениях стали создавать художественные мастерские, в которых работали их крепостные, изготовляя на продажу ковры, кружево, узорные ткани.

Во второй половине 19 – начале 20 века появляется много новых

художественных промыслов. Таковы, например, крестецкий и заонежский вышивальные промыслы, вятский кружевной промысел и другие. Многие из них стали обслуживать город, испытывая при этом сильное влияние «ученого» искусства того времени. В других промыслах, бытовавших вдали от промышленных центров и вырабатывавших изделия для села, еще сохранились местные традиционные особенности, отражавшие старые народные вкусы. Но при всех обстоятельствах в основе художественного кустарного производства оставались творческий ручной труд и виртуозное исполнительское мастерство.

Судьбы народных мастеров были неразрывно связаны с судьбой всего народа России. Передовая русская мысль на протяжении всего XIX века искала пути к улучшению народной жизни. Прогрессивные люди России, чтобы приблизиться к народу, пытались понять его стремления и интересы. Мамонтовым в Абрамцеве была открыта столярная мастерская с целью внедрить в старинное крестьянское искусство резьбы по дереву в быт городской интеллигенции. Аналогичные попытки оказать помощь народным художественным промыслам предпринимались и другими благотворителями и меценатами. Мастерские, подобные абрамцевской, появились в Талашкине, Соломинках и других местах. Но в изделиях этих мастерских эклектизм и влияние модернизма были выражены еще сильнее.

Поддержать художественные промыслы, оградить кустаря от эксплуатации скупщика неоднократно пытались губернские земства. С этой целью Московским губернским земством в 1885 году был открыт Кустарный музей, который должен был знакомить публику с кустарными изделиями, содействовать их сбыту, пропагандировать прогрессивные методы труда, усовершенствование технологии, новые орудия производства.

Все эстетическое многообразие мира, созданное народными умельцами, говорит и о бесконечности Вселенной, и о целостности человека и мира, и о неразделенности в этом мире телесного и духовного, природного и социального, физического и психического, нравственного и эстетического начал в мире — тех же истины, добра и красоты, поиск слиянности и гармонии которых наполняет всю культуру человечества. Появляются новые производства, но народные художественные промыслы и ремесла никогда не исчезнут, потому что творческий художественно-эстетический дух народа ничем заменить нельзя. Да, мир предметов может измениться, но духовнообразные начала, как показывает история человечества, исчезнуть не могут.

Игрушки изначальные

Раньше дети так же как и нынешние, играли мячиками, куклами, лошадками, солдатиками, пускали по воде кораблики, строили пирамиды из песка и кубиков. Древние игрушки были не только простыми «потешками», но и первыми учителями и врачами детей. С их помощью дети постигали все премудрости и умения, без которых невозможен был переход во взрослую жизнь.

Игрушка – ее роль, возможности – все определяется личностью отца, матери и тех, кто ее сделал. Она становится содержанием личности ребенка, нитью, связывающей его с историей народа, его культурой, традициями: ванька-встанька, матрешка с дюжиной сестриц, балалайки и тд. От игрушки-забавы к игре дети идут со взрослыми, с родителями, старшими братьями и сестрами.

Погремушки – первые возрастные игрушки, приобщающие малыша к миру звуков и форм. Делали из глины, дерева, бересты, лозы и они были различной формы. Слушая погремушку, ребенок производит одно движение и много интенсивных шумов. Они вводят малыша в мир ряда звуков и геометрических пространственных форм.

Куклы – самая распространенная в мире игрушка. Материал для ее изготовления был самым разнообразным. Куклы выполняли медицинскую функцию. Куклу делали из лечебных трав  и давали поиграть больному ребенку. Во время игры ребенок вдыхал запах трав и это давало положительный эффект.

Волчок – предок современной юлы. Форма цилиндра или куба со стесанным, зауженным концом. Наблюдая вращение волчка малыш покачивается в созвучии с ее движением. Став постарше, ребенок своим телом играет в юлу – раскручивается вокруг себя и замедляясь падает на бок.

Свистулька – фактически первый в мире музыкальный инструмент. Самые простые делали из камышовых стеблей. С помощью свистульки раньше призывали весну, отгоняли злых духов от людей и домашнего скота, просили благословения у богов перед началом сельскохозяйственных работ. Традиционный размер – в ладонь. Раскрашивались масляной краской. Основные мотивы изделий – домашние животные, офицеры, барыни.

Мячи – одна из самых древних и любимых игрушек всех стран и народов. Считался самым совершенным предметом, так как имел форму солнца, а значит обладал волшебной силой. Мячиком ребенок воздействует на окружающую среду и учится постигать ее границы и свойства. Развивает ловкость, быстроту реакции, умение вложить силу в один толчок, т.е учит психофизической собранности.

Кубики. «Строительство» в игр больше, чем какие-либо другие игры, сходно с трудовой деятельностью человека. Любая простейшая постройка требует от ребенка работы мысли, фантазии, умения сосредоточится, терпеливо преодолевать трудности.

Неваляшка. Прообраз игрушки ваньки-встаньки. Дает детям одно из первых представлений об устойчивости, как и волчок.

Матрешка. Прославилась по всему свету, олицетворяя Россию, являясь ее символом и главным сувениром. Эта игрушка, как и пирамидка со множеством колец, помогает различать элементы множеств по размеру и выстраивать сериационные ряды.

Дымковские игрушки. Промысел развивался от простых игрушек и свистулек к декоративной скульптуре. Облик создается росписью по меловому фону (основа росписи – геометрический орнамент и яркая гамма, добавляемая кусочками золотистой фольги).

Богородские игрушки. Интересны не только резьбой, но и своей оригинальной конструкцией. Это игрушки с движением. Пример – богородский мишка. Бьющие молотком по наковальне кузнецы, клюющие курочки. Игрушка позволяет сформировать понятие множества. Потихоньку, изо дня в день ребенок учится считать глиняные и деревянные фигурки уточек, коньков, барышень и тд.

Что же касается системы воздействия традиционной игрушки на создание ребенка, то она была столь же продуманной и многоплановой, воздействуя на все уровни ощущений – тактильный, визуальный, звуковой.

  1. Художественная керамика. Включает все разновидности изделий, выполняемых из глины.
  2. Изразцы. Подлинно народный вид искусства, прекрасный, жизнерадостный. Производя облицовку стен или печей, мастера составляли из изразцов фризы – декоративные горизонтальные полосы и панно, наличники, вставки.
  3. Художественная роспись. Хохлома – старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную черным и красным (изредка зеленым) цветом по золотистому фону.  Элементы хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери. Гжель является основным центром отечественной высокохудожественной керамики. Используя в творчестве один и тот же набор живописных элементов, каждый художник создает свой индивидуальный, узнаваемый сюжет росписи: букет или отдельный цветок, архитектурные пейзажи, животный и растительный мир, изображения людей. В росписи применяется широкий кистевой мазок с его переходами от звучного, насыщенного синего цвета до размытого голубого. В сочетании с белым фоном рисунок создает ажурный узор на поверхности изделия. Жостовские подносы. Городецкая роспись по дереву.
  4. Художественная обработка дерева. Один из древнейших и наиболее распространенных видов художественной обработки дерева, при котором узор наносится на изделие при помощи топора, ножа, резцов, долот, стамесок и других подобных инструментов.
  5. Художественные изделия из бересты. Начиная с игрушек и заканчивая строительством дома, везде использовали бересту. У каждого младенца были берестяные погремушки-шаркунки. Они служили шумящим оберегом и развивали мышление.
  6. Художественное ткачество. Узоры орнамента создавались благодаря использованию различных приемов переплетения нитей в самой ткани.
  7. Русское кружевоплетение. Ажурный узор образуется путем различных способов переплетения нитей с помощью небольших деревянных палочек – коклюшек, подвешенных на плотную подушку – валик. Для образования узора пары коклюшек перекладываются в определенном порядке, обвивая булавки в соответствии с задуманным рисунком. Кружево не имеет тканной основы.
  8. Вышивальное рукоделие – живопись иглой. Вышивка – один из традиционных видов женского рукоделия, украшений изделий из ткани узорами.  Материал – ткань, чаще всего льняная. Основной инструмент – игла (должна быть достаточно длинной, чтоб не задерживать движений вышивальщицы). Для удобства иногда ткань натягивали на пяльцы. Способы вышивания: счетная техника (шов накладывают, считая нити ткани, по которой вышивают, длинна шва определяется количеством нитей, чередуя швы разной длинны, выводят узор); техника вышивки по свободному контуру (счет нитям не ведут, а швы накладывают, следуя линиям заранее намеченного рисунка).
  9. Художественная обработка металла (златокузнецы).
  10. Русское ковроделие.
  11. Художественная набойка (узорная ткань).
  12. Бисероплетение.
  13. Лозоплетение (обжиг глиняных изделий).
  14. Посудная лавка. Посуда из бересты, деревянная, гончарная, фаянс (керамика тонкая) и фарфор, стеклянная, маталлическая.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НООД Образовательная область- художественно -эстетическое развитие. Тема:"Город Мастеров" (Старшая группа)

Тема:"Город мастеров"Программное содержание:Цель: На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине ,и традициям русского народа....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Город мастеров».

Организация занятий по изобразительной деятельности, а так же кружковой работы, с использованием нетрадиционных методов. Расчитана на детей 5-6 лет....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Город мастеров».

Организация занятий по изобразительной деятельности, а так же кружковой работы, с использованием нетрадиционных методов. Расчитана на детей 5-6 лет....

Дополнительная программа по ручному труду "Город мастеров" для детей 5-6 лет

Дополнительная программа по ручному труду для детей старшей группы...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ПО РУЧНОМУ ТРУДУ» "ГОРОД МАСТЕРОВ"

Написана для детей с интеллектуальной недостаточностью  в возрасте от 8 до 14 лет....