ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ПО РУЧНОМУ ТРУДУ» "ГОРОД МАСТЕРОВ"
рабочая программа по конструированию, ручному труду

Киселева Наталия Николаевна

Написана для детей с интеллектуальной недостаточностью  в возрасте от 8 до 14 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Город Мастеров"272 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение города Москвы Центр содействия семейному воспитанию «СЕМЬ-Я» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

ПРИНЯТО решением

Педагогического совета

Протокол №__________

«_____»__________2021 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБУ ЦСПР

«СЕМЬ-Я»

________        /Шпитальская И.Ю./

Приказ №______

«___» _________        2021_г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА                                                  «ПО РУЧНОМУ ТРУДУ»

социально-педагогическая

направленность программы

«Город Мастеров»

название программы

9-14 лет

возраст детей, на которых рассчитана дополнительная программа

2 года

срок реализации дополнительной программы

Киселева Наталия Николаевна

автор, составитель

Москва

2021-2023 учебный год

 

                                                 Содержание

1.Пояснительная записка……………………………………………………

3-5

2. Содержание программы (1год обучения)………………………………..

5-6

3.Календарно-тематическое планирование (1 год обучения)……………..

7-11

4. Содержание программы (2 год обучения)……………………………….

11-12

5. Календарно-тематическое планирование (2 год обучения) ……………

13-17

6. Система оценки…………………………………………………………….

18-20

7. Материально-техническое обеспечение…………………………………

21


1.Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа по ручному труду «Город Мастеров» для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталостью составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.

 Федеральный Государственный Образовательный Стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) Приказ Минобнауки России №1599 от 19.12.2014 г.

Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»

Федеральный закон №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 04.05.2012 г.

 Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2000 № 06-1844.

СанПин 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ от 09.02.2015 № 8)

Содержание программы направлено на освоение воспитанниками знаний, умений и навыков на базовом уровне.

Актуальностью программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок сам создает эстетически значимые предметы, вещи, поделки. Он видит, что его изделия украшают интерьер группы, их можно использовать в играх. Работа построена на желании детей научиться делать что- то новое, необычное, своими руками, а точнее быть мастерами. 

Новизна программы состоит в том, что она имеет модульную структуру и построена по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности воспитанников. Особенностью программы по ручному труду является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она направлена на формирование практических умений и навыков обучающихся, организованной на основе изготовления ими изделий доступной сложности и понятного назначения.

Особенностью обучения практической работе является первоначальное использование безорудийного ручного труда (разрывание, обрывание, сминание, сгибание, скатывание, наматывание и т.д.) затем выполнение работы (вырезание, шитьё и т.д.) с применением инструментов (ножницы, стеки, иголка, клеевой пистолет и т.д.)

Цель программы: обучить простейшим трудовым умениям, развивать максимально возможную самостоятельность у детей.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с различными приемами преобразования бумаги, ткани, ваты, природного и бросового материалов;

Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы;

Обучить детей владению инструментами;

Познакомить с правилами техники безопасности при работе с материалами;

Формировать интерес к творческой деятельности.

Коррекционно-развивающие:

Развивать внимание, память, воображение, усидчивость и чувства цвета;

Расширять художественный кругозор, обогащать личный жизненно – практический опыт учащихся;

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

Воспитывать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность;

Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного;

Воспитать усидчивость, терпение, культуру общения.

Принципы построения педагогического процесса:

1. От простого к сложному.

2. Системность работ.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуального подхода.

Программой предусмотрены следующие виды труда:

- работа с пластилином;

- работа с бросовым и природными материалами;

- работа с бумагой и картоном;

- работа с нитками и тканью;

- пришивание пуговиц;

- плетение из резинок на двухконечной рогатке, станке

Особое внимание уделяется соблюдению правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ

Сроки реализации дополнительной программы 2 года из расчета: 1 раза в неделю. Продолжительность занятия 40 минут.

Форма организация занятия – индивидуальная, минигрупповая.

                           Содержание программы (1 год обучения)

Работа с пластилином

Элементарные знания о пластилине (свойства материала, цвет, форма). Пластилин ― материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из пластилина. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар).

Работа с природными материалами

Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками

Работа с бумагой.

Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:

1.Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Разметка с помощью шаблона. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации;

2.Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила работы ножницами. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей».

3.Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).

4.Складывание фигурок из бумаги(оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».

Работа с нитками.

Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток: толстые, тонкие, связываются, скручиваются, могут окрашиваться в разные цвета. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками: (упражнения в разрезании ниток разной длины; связывание цветных ниток, наматывание в клубок, на картонку). Инструменты для швейных работ: игла, наперсток, ножницы. Завязывание узелка на конце нити. Вдевание нитки в иголку, закрепление в начале и конце строчки. Шитьё по проколам способом «игла вверх – вниз» на полоске картона. Изготовление помпонов.

Плетение браслета из резинок.

Приёмы работы: надеть резиновое колечко на двуконечную рогатку или станок перекрутив восьмёркой, надеть резиновое колечко, не перекручивая, скинуть нижнюю резинку в центр, снять резинку с правого столбика и переместить её на левый столбик, продеть клипсу сквозь все резинки.

Цвет резинок (основные цвета, оттенки цветов).

Календарно-тематическое планирование (1 год обучения)

Сентябрь

Занятие

Цель

1

«Гусеница»

Аппликация. Цель: учить вырезать из двусторонней бумаги прямоугольники. Совершенствовать навыки работы с ножницами и клеем. Развивать фантазию у

детей.

2

«Сказочные

герои»

Поделка из природного материала. Цель: учить составлять зверей: туловище – шишка, голова – каштан и подобное. Показ образца. Использовать для соединения деталей пластилин.

3

«Осенний листочек»

Пластилинография. Цель: создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Учить разглаживать пластилин на готовой поверхности.

4

«Яблонька»

Пришивание пуговиц. Цель: учить пришивать пуговицы. Совершенствовать навыки работы с иголкой. Учить доводить начатое дело до конца.

Октябрь

Занятие

Цель

1

«Золотая осень»

Аппликация. Цель: учить вырезать детали деревьев по линии, нарисованной педагогом. Совершенствовать

навыки работы с ножницами и клеем, аккуратность. Развивать фантазию у детей.

2

«Тыква»

Поделка в технике папье-маше.  Цель: учить работать в технике папье-маше, используя подручные материалы: бумагу, воду и клей ПВА. Раскрашивать готовую форму гуашью.

3

«Заготовка природных материалов»

Экскурсия в природу для сбора природного материала.

Цель: учить собирать природный материал: листья разных деревьев, отличающихся по форме, размеру, окрасу. Каштаны, жёлуди, шишки, семена деревьев. Учить

засушивать листья между страниц газеты или журнала.

4

«Ёжик из

 ниток»

Работа с нитками. Цель: учить наматывать нитки на готовый шаблон из картона. Закреплять конец нитки на изделии. Не перетягивать нить очень сильно.

Ноябрь

Занятие

Цель

1

«Львёнок»

Поделка из природного материала. Цель: научить составлять композицию из засушенных листьев. Закрепить навыки подбора и наклеивания сухих листьев в определённом порядке «грива». Развивать воображение, чувство формы, восприятие цвета.

2

«Домино из кусочков  

ткани»

Работа с тканью. Цель: научить вырезать прямоугольники из хлопчатобумажной ткани и картона. Учить пользоваться

клеевым пистолетом, соблюдая правила техники безопасности при работе с ним. Играть в домино, сделанное своими руками.

3

«Ветка

калины»

Аппликация. Цель: Рассмотреть живую ветку калины.

Развивать умения скатывать из кусочков бумаги круглые

комочки и приклеивать их плотно друг к другу. Повторить названия деревьев и кустарников.

4

«Браслет из

мелких

резинок»

Плетение браслета на двуконечной рогатке. Цель: познакомить с техникой работы с крючком и мелкими

резинками, сформировать трудовые навыки: плетение, вытягивание, скрепление с помощью миниатюрного замка.

Декабрь

Занятие

Цель

1

«Снеговик»

Поделка в технике папье-маше.  Цель: учить работать в

технике папье-маше, используя подручные материалы: бумагу, воду и клей ПВА. Раскрашивать готовую форму гуашью.

2

«Новогодний шар»

Пластилинография. Цель: создать лепную картину с выпуклым изображением. Украшать пайетками, бисером, бусами, блестками. Учить приклеивать с помощью клеевого пистолета.

3

«Новогодняя

Ёлочка»

Пришивание пуговиц. Цель: учить пришивать пуговицы. Совершенствовать навыки работы с иголкой. Учить

доводить начатое дело до конца

4

«Новогодняя

открытка»

Аппликация. Цель: учить вырезать елку из бумаги, сложенной пополам. Продолжать учить украшать

пайетками, бисером, бусинами, блёстками, используя клеевой пистолет.

Январь

Занятие

Цель

1

«Зимний пейзаж»

Аппликация. Цель: учить вырезать детали деревьев по

линии, нарисованной педагогом. Совершенствовать навыки работы ножницами и клеем. Учить работать аккуратно. Развивать фантазию у детей.

2

«Гусеница из каштанов»

Поделка из природного материала. Цель: учить составлять туловище поделки из каштанов, подбирая одинаковые по размеру каштаны. Показ образца. Использовать для соединения деталей пластилин.

3

«Зимнее утро»

Монотипия. Рисование пеной для бритья. Цель: 

познакомить с нетрадиционной техникой рисования-монотипия, её возможностями и

выразительными средствами.

4

«Фоторамка из пазл»

Работа с бросовым материалом. Цель: учить делать поделку из бросового материала. Развивать чувства цвета, формы, композиции. Развивать воображение. Продолжать учить пользоваться клеевым пистолетом.

                    Февраль      

Занятие

Цель

1

«Поздравляем папу с праздником 23 февраля»

Аппликация. Цель: учить работать с картоном, трафаретами, пуговицами разного размера и цвета. Воспитывать самостоятельность и художественный вкус.

2

«Флаг России»

Аппликация. Цель: Закрепить цвета флага России. Учить располагать изображение на всем листе. Формировать умение работать с салфетками и клеем ПВА.

3

«Валентинка в подарок»

Работа с нитками. Цель: учить вырезать открытку в

форме «сердечко» по контуру, нарезать короткие нитки разного цвета. Учить аккуратно намазывать открытку

клеем и засыпать цветными нитками.

4

«Самолёт»

Объёмная аппликация. Цель: учить делать объёмную

поделку. Обобщить знания детей об Армии. Закрепить

умения пользоваться ножницами и клеевым пистолетом.

Март

Занятие

Цель

1

«Открытка для

мамы к празднику 8 Марта»

Работа с нитками. Цель: научить детей практическому трудовому навыку - изготовлению помпона из

шерстяных ниток. Использовать его как сувенир,

наклеив на открытку с помощью клеевого пистолета. Воспитывать аккуратность.

2

«Веточка мимозы»

Аппликация. Цель: Рассмотреть живую ветку мимозы.

Развивать умения скатывать из кусочков бумаги круглые

комочки и приклеивать их плотно друг к другу.

Повторить названия цветов.

3

«Закладка для

книги»

Шитьё по проколам«Ангелочек»

4

«Золотая

рыбка»

Пришивание пуговиц. Цель: учить пришивать

Пуговицы на ножке. Совершенствовать навыки работы с иголкой. Учить доводить начатое дело до конца.

Апрель

Занятие

Цель

1

«Весна

 пришла»

Аппликация. Цель: учить вырезать детали деревьев по

линии, нарисованной педагогом.

Совершенствовать навыки работы ножницами и

клеем. Учить работать аккуратно. Развивать фантазию у детей.

2

«Пасхальный

Кролик»

Оригами. Цель: учить конструированию из бумаги.

Знакомить детей с различными приёмами работы с бумагой. Воспитывать интерес к культуре и пасхальным традициям.

3

«Росписываем яйца к празднику Святой пасхи»

Роспись. Цель: развивать художественные способности            (чувство цвета, формы, композиции), воспитывать уважение

  к русским традициям.

4

«Плетём

браслет из

мелких

резинок»

Плетение браслета на двуконечной рогатке.

Цель: научить технике плетения браслета «Рыбий хвост»,

познакомить с техникой работы с крючком и мелкими

резинками, сформировать трудовые навыки: плетение, вытягивание, скрепление с помощью миниатюрного

замка.

Май

Занятие

Цель

1

«Бинокль из втулок»

 к празднику Победы.

Конструирование из бросового материала. Цель: развивать конструктивные умения и навыки, тренировать навык вырезания ножницами, работы с клеевым пистолетом. Воспитывать усидчивость, аккуратность. Учить убирать рабочее место.

2

«Лесовичок»

Работа с природным материалом. Цель: учить конструктивным навыкам и умениям. Составлять фигуру сказочного героя: туловище – шишка, голова – каштан,

 руки - желудь. Показ образца. Использовать пластилин для соединения деталей. Дополнять фигурку мелкими деталями.

3

«Букет цветов»

Работа с нитками. Цель: научить пошагово приемам

намотки ниток на картонную заготовку «помпон».

Тренировать умение разрезать нитки ножницами.

Пользоваться клеевым пистолетом. Убирать рабочее

место после занятия.

4

«Домик»

Шитьё по проколам. Цель: продолжать учить вдевать нитку     в иголку, делать узелок на конце нити. Учить шить по отверстиям, сделанным заранее по краям формы.

Приклеивать дополнительные детали (окна, дверь).

Воспитывать усидчивость, аккуратность. Учить

соблюдать правила техники безопасности при работе с иголкой.

Содержание программы (2 год обучения)

                                             

Работа пластилином

Лепка на плоскости форм прямоугольных геометрических тел (куб, параллелепипед). Лепка с применением стеки: кубик большой, кубик маленький, брусок высокий, брусок низкий. Складывание из вылепленных деталей башни, дома.

Лепка с натуры и по представлению чайной посуды в форме шара, цилиндра, конуса и круга (чайника для заварки, чашки с блюдцем, десертной тарелки). Нанесение узора с помощью стеки по выбору учащихся. Проведение игры «Накрой на стол».

Лепка посуды способом вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами. Обработка изделия стекой. Нанесение рисунка с помощью стеки. Отделка изделия цветным пластилином. Соединение вылепленных деталей в одно целое способом примазывания.

Работа с природными материалами

Работа с природными материалами (аппликационные работы и панно)

 Экскурсии на природу с целью сбора природного материала. Изготовление по образцу поделок из желудей, перьев и палочек, шишек, каштанов, крылаток ясеня.

Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, твердость, особенности поверхности. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы. Материалы, используемые для скрепления деталей: клеевой пистолет, пластилин.

Составление композиции по образцу и представлению из засушенных листьев, цветов, трав, меха, ракушек, зерен, опилок на плотной подложке.

Работа с бумагой и картоном

 Изготовление счетного материала в форме полосок, квадратов, треугольников, кругов. Разметка бумаги и тонкого картона по шаблонам. Резание ножницами по прямым и кривым линиям. Оклеивание картона цветной бумагой с одной стороны. Применение и назначение картона.

Свойства и особенности картона: сгибается, ломается по сгибу, режется; впитывает влагу, более прочный, чем бумага; толщина картона; цвет. Элементарные сведения о короблении картона. Правила оклеивания. Клеящие составы для работы с картоном и бумагой (клейстер, клей ПВА).

Изготовление из бумаги и картона с использованием бросового материала поздравительных открыток, сувениров.

Работа с нитками. 

Применение и назначение ниток, тесьмы, шпагата, тонкой веревки, сутажа. Свойства ниток: цвет, толщина, разрезаются, разрываются, скручиваются, сплетаются (повторение). Изготовление помпона. Намотка ниток на картон, связывание, перевязывание, разрезание, скручивание, плетение, витье шнурка, плетение косички Пришивание пуговиц с отверстиями — повторение приемов шитья (игла вверх-вниз). Завязывание узелка на конце нити. Виды пуговиц.

Работа с тканью. Вырезаем кусочки ткани в форме квадрата или прямоугольника. Составление коллекции тканей с четко выраженной лицевой и изнаночной стороной. Ознакомление с ручными стежками (сметочный стежок).

Изготовление игольницы по самостоятельно вычерченной выкройке в форме квадрата из двух сложенных вместе кусочков ткани.

Применение и назначение тканей в жизни людей. Элементарные понятия о сортах тканей и их назначении: ткани для верхней одежды, для белья, шерсть, мех и др. Свойства и особенности тканей как материала: мнутся, разрываются; толстые, тонкие, гладкие и шероховатые, имеют различную окраску. Лицевые и изнаночные стороны тканей. Назначение ручных стежков, их виды. Инструменты, применяемые при работе с тканями, и их назначение: ножницы, иглы, наперсток, булавки.

Плетение браслета из резинок.

Приёмы работы: надеть резиновое колечко на двуконечную рогатку или станок перекрутив восьмёркой, надеть резиновое колечко, не перекручивая, скинуть нижнюю резинку в центр, снять резинку с правого столбика и переместить её на левый столбик, продеть клипсу сквозь все резинки.

Браслет двухцветный (попеременно надевать резинку сначала одного затеем другого цвета). Скидывать петли с помощью крючка. Изготовление браслетов «Щучий хвост» и «Круговые узелки»

Календарно-тематическое планирование (2 год обучения)

Сентябрь

Занятие

Цель

1

«Транспорт»

Лепка из пластилина.

Цель: учить лепить по образцу или с натуры: автобус, грузовой и легковой автомобиль. В конце занятия проведение игры «Правила уличного движения», используя изделий детей.

2

«Коллекция тканей»

Работа с тканью.

Цель: вырезать кусочки ткани в форме квадрата или прямоугольника. Составить коллекцию тканей с четко выраженной лицевой и изнаночной стороной. Дать понятия о сортах тканей и их назначении: ткани для верхней одежды, для белья, шерсть, мех и др.

3

«Плетём

двуцветный

браслет из мелких

резинок»

Плетение браслета на двуконечной рогатке или станке.

Цель: продолжать учить технике плетения браслета «Рыбий хвост», попеременно надевать резинку сначала одного, затем другого цвета.

Скидывать петли с помощью крючка. Продеть клипсу сквозь все резинки на готовом изделии.

4

«Ослик»

Поделка из природного материала.

Цель: учить составлять фигурку животного : туловище – шишка, голова – жёлудь. Показ образца. Использовать для соединения деталей клеевой пистолет.

                                                             Октябрь

Занятие

Цель

1

«Мелкий ремонт одежды»

Пришивание пуговиц.

Цель: продолжать учить пришивать пуговицы на

ножке. Совершенствовать навыки работы с иголкой (вверх, вниз). Учить завязывать узелок на конце нити.

2

«Сбор природного материала»

Экскурсия в природу для сбора природного материала.

Цель: собрать природный материал: каштаны, шишки, жёлуди, листья разного размера и цвета, палочки, семена, травы, цветы, крылатки ясеня, камешки.

3

«Осеннее дерево»

Аппликация.

Цель: продолжать учить выполнять дерево, землю, листву приёмом обрывания. Закрепить навык работы с клеем ПВА.

4

«Кактус в горшке»

Работа с пластилином. Использование бросового материала.

Цель: учить лепить способом вдавливания и расплющивания. Использовать возможности бросового материала (зубочисток) для придания поделке завершённости и выразительности.

Ноябрь

Занятие

Цель

1

   «Петух»

Аппликация из природного материала.

Цель: учить составлять композицию по образцу из крылаток ясеня. Продолжать учить пользоваться клеевым пистолетом.

2

  «Башня»

Работа с пластилином.

Цель: Учить лепить куб, параллелепипед с применением стеки: кубик большой, кубик маленький, брусок высокий, брусок низкий. Учить складывать из вылепленных деталей башни, дома.

3

«Украсим декоративную

 подушку»

Пришиваем пуговицы. 

Цель: продолжать учить пришивать пуговицы на

ножке. Совершенствовать навыки работы с иголкой (вверх, вниз). Учить завязывать узелок на конце нити.

4

«Портрет

Красавицы Осени»

Аппликация с использованием природного материала.

Цель: учить создавать портретный образ красавицы осени. Учить видеть образ. Дополнять высушенными осенними листьями, бусинками, пайетками.

Декабрь

Занятие

Цель

1

«Новогодняя

Ёлочка»

Пришивание пуговиц.

Цель: учить пришивать пуговицы с двумя отверстиями. Совершенствовать навыки работы с иголкой (вверх, вниз). Учить завязывать узелок на конце нити.

2

«Плетём

разноцветные

браслет из мелких

резинок»

Плетение браслета на двуконечной рогатке или станке.

Цель: продолжать учить технике плетения браслета «Рыбий хвост», надевать резинки разного цвета.

Скидывать петли с помощью крючка. Продеть клипсу сквозь все резинки на готовом изделии.

3

«Украшение на

ёлку»

Шитьё по проколам. 

Цель: продолжать учить вдевать нитку в иголку,

делать узелок на конце нити. Учить шить по

отверстиям, сделанным заранее по краям формы.

Приклеивать дополнительные детали (блёстки).

Воспитывать усидчивость, аккуратность. Учить

соблюдать правила техники безопасности при работе

с иголкой и клеевым пистолетом.

4

«Открытка с

 Новым годом»

Аппликация из ниток.

Цель: продолжать учить приклеивать шерстяные

 нитки с помощью клеевого пистолета на картонную основу. Украшать изделие блестками, пайетками.

Январь

Занятие

Цель

1

«Математически

й материал»

Работа с картоном.

Цель: продолжать учить вырезать геометрические фигуры для занятий (круг, квадрат, треугольник,

овал, прямоугольник, ромб).

2

«Ангелочек»

Работа с тканью.

Цель: учить делать объёмную игрушку из ткани.

Учить вырезать неполный круг. Закрепить умение работать по шаблону. Украшать фигурку блёстками. Работать клеевым пистолетом.

3

«Украсим салфетку»

Пришиваем пуговицы.

Цель: продолжать учить пришивать пуговицы на

ножке. Совершенствовать навыки работы с иголкой (вверх, вниз). Учить завязывать узелок на конце нити.

4

«Собачка»

Работа с нитками и бросовым материалом.

Цель: продолжать учить делать поделку из ниток в основе, которой-изготовление помпона. Продолжать учить наматывать толстую шерстяную нитку на банку, предварительно смазав её клеем. Пользоваться клеевым пистолетом.

Февраль

Занятие

Цель

1

«Портрет

Красавицы

Зимы»

Аппликация.

Цель: учить создавать портретный образ красавицы осени. Учить видеть образ. Дополнять ватой,

бусинками, пайетками.

2

«Светофор»

Работа с пластилином.

Цель: Учить лепить параллелепипед с применением стеки: высокий брусок, складывать из вылепленных деталей светофор.В конце занятия проведение игры «Правила уличного движения», используя изделий детей.

3

«Подарок для

папы. Ракета»

Работа с бумагой.

Цель: продолжать учить складывать из бумаги ракету по образцу. Наклеивать свою фотографию с помощью клеевого пистолета.

4

«Плетём

радужный

браслет

из резинок»

Плетение браслета на двуконечной рогатке или станке.

Цель: продолжать учить технике плетения браслета «Рыбий хвост», отсчитывать по семь резинок разных цветов (красные, оранжевые, желтые, зелёные, голубые, синие, фиолетовые). Скидывать петли с помощью крючка. Продеть клипсу сквозь все резинки на готовом изделии.

Март

Занятие

Цель

1

«Открытка маме к 8 Марта»

Аппликация.

Цель: продолжать учить складывать по образцу из бумаги тюльпан. Вырезать листья из бумаги,

 сложенной пополам. Пользоваться клеевым пистолетом.

2

«Пришьём рыбке чешуйки»

Цель: продолжать учить пришивать пуговицы с двумя отверстиями. Совершенствовать навыки работы с иголкой (вверх, вниз). Учить завязывать узелок на

 конце нити.

3

«Ветка мимозы»

Пластилинография. Цель: создавать выразительный образ посредством передачи объема. Учить разглаживать пластилин на готовой поверхности, сочетать цвета.

4

«Кораблики» (коллективная работа)

Работа с бумагой.

Цель: продолжать учить складывать из бумаги

 кораблик по образцу. Наклеивать свою фотографию с помощью клеевого пистолета.

Апрель

Занятие

Цель

1

«Портрет

Красавицы

Весны»

Аппликация.

Цель: учить создавать портретный образ красавицы осени. Учить видеть образ. Дополнять бусинками, пайетками.

2

«Росписываем яйца к празднику Святой пасхи»

Роспись.

Цель: развивать художественные способности            (чувство цвета, формы, композиции), воспитывать уважение

  к русским традициям.

3

«Яблонька в цвету»

Цель: продолжать учить пришивать пуговицы с двумя отверстиями. Совершенствовать навыки работы с иголкой (вверх, вниз). Учить завязывать узелок на

 конце нити.

4

«Плетём

однотонный

браслет

из резинок»

Плетение браслета на двуконечной рогатке или станке.

Цель: учить технике плетения браслета «Круговые узелки», надевать резинки разного цвета.

Скидывать петли с помощью крючка. Продеть клипсу сквозь все резинки на готовом изделии.

                                                           Май

          Занятие

Цель

1

«Российский

флаг»

Аппликация.

Цель: Вспомнить цвета Российского флага.

Развивать умения скатывать из кусочков бумаги круглые комочки и приклеивать их плотно друг к

другу. Продолжать учить работать клеевым

пистолетом.

2

«Одуванчики на

поле»

Работа с нитками.

Цель: продолжать учить приемам намотки ниток на картонную заготовку «помпон». Тренировать умение разрезать нитки ножницами. Пользоваться клеевым пистолетом. Убирать рабочее место после занятия.

3

«Мелкий ремонт одежды»

Пришивание пуговиц.

Цель: продолжать учить пришивать пуговицы с двумя отверстиями. Совершенствовать навыки работы с иголкой (вверх, вниз). Учить завязывать узелок на

конце нити.

4

«Портрет

Красавицы

Лето»

Аппликация.

с использованием природного материала

Цель: учить создавать портретный образ красавицы осени. Учить видеть образ. Дополнять засушенными цветами, бусинками, пайетками.

Система оценки.

Педагог должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:

  • Качество выполненной воспитанником работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).
  • Прилежание воспитанника во время работы.
  • Степень умственной отсталости.
  • Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.
  • Уровень физического развития ученика.

        Порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся по программе «Город Мастеров» (формы проведения промежуточной аттестации)

Текущий контроль проводится в течение учебного года в различных формах: наблюдения, беседы в рамках совместной деятельности с педагогом.

Промежуточная аттестация проводится в сентябре и декабре. Результаты проведения промежуточной аттестации отражаются в диагностических таблицах.

Итоговая аттестация проводится в конце обучения по программе. Мониторинг проведения промежуточной аттестации отражается в диагностических таблицах.

Оценочные материалы

Карта диагностики трудовых навыков по программе «Город Мастеров», для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.

ФИО

Период освоения

2021-2022 г.

2022-2023 г.

Личностные универсальные

учебные действия

сентябрь

декабрь

май

сентябрь

декабрь

май

1

Умеет выслушать задание

2

Умеет запомнить задание

3

Умеет помочь другому

4

 Оценивает качество своей работы (красиво, некрасиво, похоже на образец)

Овладение практическими навыками

1.

Использует алгоритм действий

2.

 Использует визуальные помощники

3.

Подбирает материал для занятия

4.

 Правильно держит ножницы

5.

Разрезает узкую полоску бумаги по прямой линии

6.

Разрезает длинную полоску бумаги по прямой

7.

Разрезает по незначительно изогнутой линии

8.

Вырезает округлые предметы

9.

Вырезает совершенно кривые линии

10.

Вырезает симметричные фигуры из бумаги, сложенной пополам

11.

Умение складывать бумагу

12.

Умение обвести шаблон

13.

Разрывает бумагу по линии сгиба.

14

Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика)

15.

Обрывает аппликацию по контуру  

16.

Наклеивает аппликацию

17

Отщипывает кусочки пластилина

18

Раскатывает столбик из пластилина

19

Раскатывает шар из пластилина

20

Размазывает пластилин по картону

21

Наматывает нитки на картон

22

Разрезает нитки

23

Изготавливает помпон

24

Вдевает нитку в иголку

25

Завязывает узелок на конце нити

26

Пришивает пуговицу на ножке

27

Пришивает пуговицу с двумя отверстиями

28

Шьёт по проколам

29

Надевает резинки на станок, рогатку

30

Скидывает петли пальцами

31

Скидывает петли с помощью крючка

32

Плетёт браслет из резинок «Щучий хвост»

33

Плетёт браслет из резинок «Круговые узелки»

34

Создаёт композицию

35

Использует в работе клеевой пистолет

Критерии оценки

0 – навыком не обладает

1 – выполняет только сопряженным способом

2 – выполняет по образцу, обращается за помощью к воспитателю

3 – обладает стойким навыком, самостоятельно использует его в процессе изготовления изделия

 Материально- техническое обеспечение:

Ножницы

Клей ПВА

Клеевой пистолет

Клей для клеевого пистолета

Кисточки клеевые

Подставки под кисточки

Ватные палочки

Салфетки тканевые

Пластилин

Гуашь

Цветная и белая бумага

Цветной и белый картон

Гофрированная бумага

Бумага для квиллинга

Природный материал (листья, семена, жёлуди, каштаны, шишки, камешки)

Искусственные ракушки

Пуговицы на ножке

Пуговицы с двумя отверстиями

Кусочки пластика

Зубочистки

Бисер

Бусины

Пайетки

Лоскуты ткани

Салфетки бумажные

Наборы для плетения браслетов из резинок

          Пряжа шерстяная основных цветов

          Ватман

          Бросовый материал: пазлы, втулки, баночки пластиковые


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мастерская Гнома» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО РУЧНОМУ ТРУДУ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ОДИН ГОД ОБУЧЕНИЯ, В ВОЗРАСТЕ от 4 до 5лет)

Творчество ребёнка – важный элемент становления его собственного самосознания и самопонимания. Без преувеличения – наш священный долг помогать ребёнку нащупать тонкие нити прекрасного развитие творчес...

«ПЧЕЛКА» Дополнительная образовательная программа по ручному труду для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка         Формирование творческой, целостной личности – одна из важнейших  задач педагогической теории и практики на современном этапе....

Дополнительная программа по ручному труду "Город мастеров" для детей 5-6 лет

Дополнительная программа по ручному труду для детей старшей группы...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ПО РУЧНОМУ ТРУДУ «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАРТИНКИ» (для детей 3 - 4 лет, срок реализации – 1 год)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕобразовательная программа  (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ программа) ПО РУЧНОМУ ТРУДУ  «Разноцветные картинки»  (для детей 3 - 4 лет,...