Конспект "Куклы из бабушкиного сундучка"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Баянова Наталья Витальевна

НОД для детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_integrirovannoe_zanyatie_s_detmi_6-7_let.docx40.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Новолялинского городского округа «Детский сад №15 «Берёзка»

Конспект непрерывной образовательной деятельности

для детей 6-7 лет

«Куклы из бабушкина сундучка»

Изготовление куклы «Кувадки»

         Составитель: воспитатель

Баянова Наталья Витальевна

Лобва

2016

Тема: «Куклы из бабушкиного сундучка»

Цель: Знакомство с историей народной куклы, через интеграцию предметов: художественного труда, чтение художественной литературы,  и познания. Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Задачи:

Образовательные:

-Познакомить с историей и видами народных кукол.

-Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.

-Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной,  продуктивной.

-Закрепить умение выделять некоторые знакомые детям детали их костюма (сарафан, кофта, платок, лента, видеть их красоту.

-Закрепить знания детей о куклах-оберегах.

-Привлекать внимание детей к народной игрушке - кукле.

-Изготовить традиционную народную куклу-оберег.

-Совершенствовать мелкую моторику (скручивание, заматывание, завязывание узлов).

Развивающие:

 -Развивать творческие способности через приобщение к народным традициям и прикладному искусству.

-Развивать фантазию, мышление, внимание. Приобщать к истокам устного народного творчества через познавательно-речевую, продуктивную деятельность.

Воспитательные:

-Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.

-Привить бережное отношение к культурным традициям своего народа.

-Воспитывать ценностное отношение к истории своего народа.        

Методы и приёмы:
- практические:  изготовление куклы,  подвижная игра «Идем по кругу, по кругу...»;
- наглядные: просмотр презентации «Народные тряпичные куклы»; рассматривание кукол, материала для изготовления кукол.
- словесные: народные пословицы и поговорки, загадки, вопросы, ответы,  игра - песня.
Предварительная работа:

Беседа «История возникновения народных кукол»

Чтение сказки  «Василиса Премудрая», «Крупеничка», «Десятиручка».

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло.

Давайте, с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю.

Дети: Здравствуйте, гости дорогие! (отдают низкий поклон).

Воспитатель: Ребята, я хочу пригласить вас в мои мастерские. Проходите, присаживайтесь.

воспитатель: Посидим рядком поговорим ладком.

Воспитатель: Дорогие ребята! Мы с вами живем в огромной и красивой стране. Скажите, как она называется?

Дети: 1 слайд: Россия.

Воспитатель:  «А вы знаете, как с любовью называли нашу Родину в старину.

 Дети: матушка Россия, родная сторонушка, родина мать Русь великая, земля кормилица, гордая Россия.

Воспитатель: «Наша Родина – матушка Россия» так с любовью называли её наши предки.

Воспитатель: - Ребята, вы хотите увидеть, как жили в старину на Руси? Наши предки»

 Дети: (Да, хотим).

Воспитатель: 2 слайд. Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим.

Катись, катись яблочко по блюдечку, Покажи нам Русь-матушку».

3 слайд Воспитатель обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта. Дети сидят на стульях вокруг экрана. По каждому слайду ведётся небольшой рассказ:

4 слайд «Столетиями стояли на Руси бесчисленные деревушки с маленькими избами, колодцами».

Слайды: Столетиями жители этих деревушек работали в поле, пахали, сеяли, собирали урожай.

- Ловили рыбу, пасли домашний скот, собирали в лесу грибы и ягоды.

- Пекли пироги в жарких русских печах. Нелёгкой была эта жизнь, не так уж много было в ней красоты и радости.

- И люди создавали красоту и радость своими руками!

- Серые фасады домов расписывали узором, украшали избу деревянной резьбой.

- Вытачивали из дерева посуду.

- Девицы пряли пряжу.

- Вышивали на полотенцах и, конечно же.

 - Мастерили своими руками кукол, издавна на Руси в избах собирались семьями, и старшие учили младших делать тряпичную куклу. Вкладывая в них частичку своего тепла, души. Кукол любили, берегли, хранили, передавая из поколения в поколение». 

Воспитатель: Сегодня мы с вами на одно мгновение вернёмся в тот мир и познакомимся с куклами из бабушкиного сундука.

Звучит русская народная музыка, воспитатель идёт и берёт сундучок со словами:

Посмотрите, у нас в мастерской сундук стоит

Я уверена, много тайн он хранит

К сундуку я сейчас пойду

Может, что-нибудь в нём найду.

Воспитатель: посмотрите, сколько кукол хранит сундучок (открываю, показываю).

Слайд

Воспитатель: В этом сундучке живут необычные куклы. В старину на Руси кукол делали для разных случаев, таких кукол не купишь в магазине, они сделаны своими руками, а главное с большой любовью. 

Воспитатель:  А вы знаете, какие бывают по виду  куклы: ИГРОВЫЕ, ОБРЯДОВЫЕ, ОБЕРЕГОВЫЕ. Вот эта куколка, какая?

Воспитатель достаёт из сундучка  игровую куклу – «Зайчик на пальчик».

Дети: Это  игровая кукла-«Зайчик на пальчик» с такими куклами играли дети. Эту игрушку в старину родители давали трёхлетним детям, когда уходили из дома, чтобы, оставаясь один, ребёнок не скучал, и ему не было страшно.

Кукла «Сорока» - тоже игровая кукла.

Воспитатель достаёт из сундучка вторую игровую куклу – ПОЛЕШКО.

Дети: Это обыкновенная игровая кукла-«ПОЛЕШКО», с такими куклами играли дети. Она делалась из обыкновенного полена, на котором завязывались платок и тряпица вместо платья – игрушка готова.

Воспитатель:

Засиделись наши ножки,

Надо их размять немножко.

В круг скорее вы вставайте,

С куклой «ПОЛЕШКО» поиграйте.

Все дети встают в круг, в центре водящий-воспитатель с куклой в руках. Все двигаются по кругу и поют.

Идём мы все по кругу по кругу, по кругу,

Приветствуя, друг друга друг, друга, друг друга

- С куклой ты попрыгаешь?

- Попрыгаю, попрыгаю!

- А ты ножками подрыгаешь?

- Подрыгаю, подрыгаю!

-А ты ручками похлопаешь?

- Похлопаю, похлопаю!

- А ты ножками потопаешь?

- Потопаю, потопаю!

-Ручками помашем?

-Помашем, помашем!

-А потом попляшем?

- Попляшем, попляшем!

Игра проводится 1 раза. После игры дети рассаживаются на свои места.

Воспитатель: А ещё в бабушкином сундуке есть куклы обереговые. А кто знает, ребята, что такое оберег?

Дети: Это предмет, который защищал людей от разных бед.

Воспитатель: Правильно, оберег оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом.

Воспитатель подходит к сундуку и достаёт куклу – обереговую.

Воспитатель:  Ребята, как называется эта куколка?

Эта кукла называется – «Пеленашка». Мы ее сами смастерили.

Кукла Пеленашка – младенчик в платочке, запеленутый в пеленку.

Пеленашку делали для маленьких детей, клали их в колыбельку. Пеленашка – достаточно простой способ защитить ребенка от злых духов и сглаза. Люди верили, что в доме, где есть, дети обязательно должна быть кукла Пеленашка.

Кубышка-травница  наполнена душистой лекарственной травой. Куклу надо помять в руках и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезниКукла следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Такую куклу можно подвесить над кроватью ребенка, дать ему поиграть.

Кукла «Колокольчик» Куколка - добрых вестей. Весёлая задорная, приносит в дом радость и веселье. Считается оберегом хорошего настроения.

Кукла «Покосница» Назначение куклы Покосницы – защищать людей от травм во время сенокоса и уборки урожая.  После начала работы куклу прятали в первый стог сена. Считалось, что тому, кто потом найдет ее, будет способствовать удача и успех.

Кукла «Десятиручка» куклу дарили на свадьбу, чтобы женщина успевала сделать все домашние дела.

Воспитатель: Ребята, как называется эта куколка?

Дети: Кукла «Крупеничка»

- Ребята, как вы думаете, почему её так назвали?

Дети: Потому, в ней крупа.

Воспитатель: Правильно. Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы – мешочек, наполненный зерном. Зерно в ней символизировало обережные силы Земли. Крупеничка  была оберегом семьи, оберегом на сытость и достаток в семье. Ребята, Крупеничка, хочет с вами поиграть в игру «Добавь недостающее слово и заверши пословицу».

Игра «Добавь недостающее слово и заверши пословицу».

1. Не красна изба углами, а красна … пирогами.

2. Вся семья вместе, так и душа … на месте.

3. Готовь сани летом, а телегу …. зимой.

4. Хочешь есть калачи – не сиди на … печи.

5. Что в поле родится, все в доме … пригодится

Воспитатель: Молодцы! А ещё в бабушкином сундуке есть куклы обрядовые.

Кто мне расскажет, для чего делали обрядовые куклы?

Дети: Обрядовые куклы считаются символом праздника. Их наряжали, водили хороводы, затевали игры, пели песни.

Воспитатель: Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Воспитатель подходит к сундуку и достаёт из него куклы – обрядовые.

Кукла «Спиридон Солнцеворот»  Эта обрядовая кукла изготавливается, чтобы вызвать в жизни желаемые перемены. Считается, что Спиридон-Солнцеворот поворотом колеса может изменить жизнь в нужную сторону. 

Кукла «Коза»  символизирует богатство, обильный урожай, здоровье. Куклу «Козу делали на святки, когда празднуют переход к новому году.

Кукла «Мартинички»   Весну на Руси встречали с куклами мартинчиками. Белый цвет символ уходящей зимы, а красный символ весны и жаркого солнца.

Воспитатель: Ребята, а почему у этих кукол нет лица?

Дети: Лицо не рисовали, чтобы в кукол не вселялась нечистая сила.

Воспитатель: А как тогда называли на Руси куклу без лица?

Дети: Безликая. Дети могли сами выдумать настроение куклы и её характер.

Воспитатель: Давайте с вами поиграем в русскую народную игру «У Маланьи у старушки».

Воспитатель: Делу – время, а потехе час, не зря так говорят у нас. Хватит дети, забавляться, пора делом заниматься! Ребята, а вы хотите сделать куклу своими руками.

Дети: да

- Тогда я вам   предлагаю вам сделать куклу «Кувадка».

- Кувадка одна из самых простых обережных кукол её делали на кануне рождения ребёнка и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов.

- Объясняю этап изготовления куклы:

- Для изготовления куклы нам нужно два прямоугольных лоскутка ткани и нитки.

Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем. И все у тогда нас получится. Самую первую обереговую куклу, сделанную своими руками, дарить или отдавать не принято – плохая примета.

- После как куклы сделаны дети встают в хоровод:

Воспитатель: 

Люди добрые! Наш русский народ

Веки вечные водил хоровод!

И чтоб было нам веселей,

Не забудем таких мы корней!

Заведём хоровод, как в старину,

Куклу новую покажем свою!

Исполняется хоровод с куклой под русскую народную песню «Хоровод – оберег».

Рефлексия:

Воспитатель: Уважаемые рукодельницы и мастера, чем мы сегодня занимались? (Мы говорили о куклах, мастерили их и играли с ними).

Воспитатель: Нужно ли это нам в жизни? Зачем? (Мы должны знать историю своего народа, чтобы передать её своим детям и внукам, так как без прошлого не бывает будущего).

Воспитатель: О каких куклах вы сегодня узнали?

Дети: Об игровых, обрядовых, и оберегах.

Воспитатель: Какую куклу мы делали? (Ответы детей)

Воспитатель: Что вы чувствовали, о чем думали во время создания своих кукол?

Дети: Я испытывала чувство радости и т.д.

«Когда делаешь кукол, — рассказывают мастера, — откликается душа. Ведь в каждой кукле есть своя суть. Сумеешь понять ее – и болезни уходят, и жизнь налаживается, и в доме воцаряется мир. Именно ради этого и делали кукол наши предки…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД область познание «Бабушкин сундучок».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по приобщению детей к русской народной культуре....

Проект "Бабушкин сундучок"

Тема: Работа с дошкольниками в системе проектной деятельности.  Художественно - эстетическое развитие в детском саду. Декоративно – прикладное искусство Кубани....

Занятие в подготовительной к школе группе по теме «Откроем бабушкин сундучок»

Занятие проводилось в подготовительной группе по плану, представленному в технологии «Музейная педагогика», в 2012-2013 учебном году....

Презентация "Куклы из бабушкиного сундучка"

Изготовление тряпичных кукол...

Мини-музей русской старины "Из бабушкиного сундучка"

В наше время редко в каких домах увидишь предметы быта наших прабабушек и прадедушек. Мне кажется, убирая эти предметы из окружения, мы постепенно забываем наши традиции и обычаи. Поэтому мы решили в ...

Презентация "Куколки из бабушкиного сундучка"

Матераил предназаначен для педагогов по ознакомлению с обрядовыми куколками. Поэтапная инструкция по изготовлению куколки Масленицы....

Куклы из бабушкиного сундучка

Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В наши дни художественная роль народной игрушки выступает еще значительней, интерес к ней ста...