Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности
опыты и эксперименты по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему

Устюгова Любовь Сергеевна

Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности для детей 3-4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_po_opytno.docx35.79 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности

Тема

Цель

Методические приемы

Экскурсия в детскую лабораторию

Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Познакомить с понятиями: «наука» (познание), «гипотеза» (предположение), о способе познания мира – эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории. Дать представления о культуре поведения в детской лаборатории.

1. Беседа «Что такое наука?» 2. «Что такое наблюдение?» 3.Д/и «Слушаем, видим, ощущаем» 4. «Что такое эксперименты?»

«Надувание мыльных пузырей»

Научить пускать мыльные пузыри, познакомить со свойством мыльной воды

  1. Игра «Мыльный пузырь»

«Вода льется из крана»

Познакомить со свойствами воды; воспитывать бережное отношение к воде.

  1. Игра «Помоем кукле Маше руки»
  2. Воспитание КГН

«Насекомые»

Учить узнавать насекомых, изображенных на картинках, развивать наблюдательность, вызывать интерес к живой природе, активизировать словарь, употребляя в речи название насекомых.

  1. Д/и «Кто летает?»
  2. Д/и «Что едят насекомые?»

«Волшебный песок»

Познакомить детей со свойствами песка.

  1. Игра «Изготовление куличиков из песка»
  2. П/и «Песчинки»

«Свойства воды»

Подвести детей к пониманию того, что вода бывает теплая, горячая, холодная.

  1. Игра «Холодный»
  2. Игра «Теплый»
  3. Игра «Горячий»

«Ветер по морю гуляет»

Помочь детям обнаружить вокруг себя воздух

  1. Игра «Лодка в море»
  2. Дыхательная гимнастика

«Наблюдение за природными материалами»

Сравнить свойства сухого и мокрого песка

  1. Игра «Что в мешочках»
  2. Игра «Сравни мешочки»
  3. Рисование на песке

«Печенье для кукол»

Закрепить знания о песке и его свойствах; познакомить с глиной и ее свойствах.

  1. Игра «Куличики для куклы»
  2. П/и «Песчинки»
  3. Игра «Что находиться в тарелке»

Вода бывает холодная и горячая

Учить различать холодную и горячую воду, правильно обозначать словами; воспитывать аккуратность.

  1. Игра «Холодный»
  2. Игра «Горячий»
  3. Отгадывание загадок

«Почему песок хорошо сыплется?»

Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость

  1. Игра «Что сыплется?»
  2. Рассматривание песка «Из чего состоит песок»
  3. Рассматривание глины «Из чего состоит глина»

«Упрямый воздух»

Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места и что сжатый воздух обладает силой – может двигать предметы

  1. Игра «Устройство шприца»
  2. Игра «Пипетка-что ты делаешь»

«Испарение»

Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.

  1. Игра «Превращение воды»

«Тоннель для муравья»

Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.

  1. Игра «Постой тоннель для насекомых»

«Мы – фокусники»

Выявить материалы, взаимодействующие с магнитами.

  1. Игра «Что притягивает магнит?»
  2. Игра «Тонет-не тонет»
  3. Рассматривание картинок с изображением металлических предметов

«Наши – помощники органы чувств»

Познакомить с органами чувств и их назначением, воспитывать потребность в уходе за органами чувств.

  1. Д/и «Что в корзине?»
  2. Игра «Угадай по звуку инструмент»
  3. Игра «Мои органы чувств»

«Реактивный шарик»

Помочь выявить свойство воздуха (упругость), понять, как может использоваться сила воздуха (движение)

  1. Дыхательная гимнастика с помощью надувания шарика
  2. Игра «Какой шарик движется быстрее?»

«Что есть в почве»

Помочь установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений)

  1. Игра «Где какая почва?»
  2. Игра «Придумай символ почвы»
  3. Воспитание КГН

«Уличные тени»

Помочь понять, как образуется тень, показать зависимость тени от источника света и предмета, их взаиморасположение

  1. Загадывание загадок про тень
  2. Игра «Тени на стене»

«Бумага, ее качества и свойства»

Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкая, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

  1. Д/и «Какая бумага на ощупь?»
  2. Демонстрация горении бумаги (выполняется только воспитателем)

«Ветер»

Помочь выявить изменение песка при взаимодействие с ветром и водой.

  1. Дыхательная гимнастика «Ураган»

«Носарий»

Познакомить с функцией носа, его строением

  1. Загадывание загадок про нос
  2. Д/и «Где чей нос?»
  3. Дыхательная гимнастика

«Игрушки из ниток»

Развивать мелкую моторику мышцы рук, учить реализовывать с возможность преобразования предмета и получать результат.

  1. Изготовление кукол из ниток
  2. Организация выставки «Умелые ручки»

«На свету и в темноте»

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений

  1. Игра «Посади лук»

«Твердые, жидкие»

Помочь понять изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла

  1. Игра «Пластилин-он такой…»
  2. Игра «Превращение пластилина»

«Свойства и признаки воды»

Познакомить со свойствами воды; помочь понять особенности организмов, обитающих в воде, их приспособленность к водной среде обитания.

  1. Игра «Вода-волшебница»
  2. Игра «Сравнение воды и молока»

Ткань, ее качества и свойства»

Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит)

  1. Игра «Одень куклу Катю»
  2. Игра «Свойства материала»

«Дышат ли рыбы»

Помочь установить возможность дыхания рыб в воде, подтвердить знания о том, что воздух есть везде

  1. Наблюдение за рыбками

«Ветер в комнате»

Выявить, как образуется ветер

  1. Игра «Змейка»
  2. Наблюдение за ветром

«Замерзание жидкостей»

Познакомить с различными жидкостями, помочь выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей

  1. Игра «Что эта за жидкость?»

«Язычок – наш помощник»

Познакомить со строением и значением языка, выполнить упражнение в определении вкуса продуктов.

  1. Загадывание загадок про язык
  2. Артикуляционная гимнастика
  3. Игра «Угадай по вкусу»

«Песок и глина. Свойства песка и глины»

Познакомить со свойствами песка и глины.

  1. Игра «Что можно испечь из песка и глины?»
  2. Игра «Что прочнее?»
  3. Игра «Сделай замок»

«В погоне за светом»

Помочь установить, как растение ищет свет

  1. Игра-эксперимент «Листья тянутся к свету»

«Кораблик»

Учить видеть возможность преобразования предметов, реализовывать их и получать результат.

  1. Игра «Сделай сам»

«Разноцветные сосульки»

Помочь детям реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре)

  1. Игра «Изготовление ледяных игрушек»
  2. Игра «Разноцветные сосульки»

«В тепле и в холоде»

Выделить благоприятные условия для роста и развития растений

  1. Наблюдение за растениями в комнате

«Солнечные зайчики»

Помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете, научить пускать солнечных «зайчиков» (отражать свет зеркалом).

  1. Загадывание загадок про солнце
  2. Чтение стихотворений
  3. Игра «Солнечные зайчики»

«Вертушка»

Учить отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности, работать с бумагой и ножницами.

  1. Игра «Изготовление вертушки»
  2. Наблюдение за вертушкой на улице

«Камни»

Познакомить с камнями, различными по форме и текстуре

  1. Игра «Угадай что в коробке?»
  2. Развивающая игра «Камешки»

«Глаза – орган зрения»

Познакомить с органом чувства- глазами, их назначением, правилами ухода и охраной глаз.

  1. Изучение плаката с изображением глаз
  2. Игра «Что ты видишь?»

«Почему все падает на землю»

Помочь понять, что Земля обладает силой притяжения.

  1. Игра «Земное притяжение»
  2. Игра «Опиши предмет»

«Сравнение глины и камня»

Закрепить знания о свойствах глины; познакомить с камнем, со свойствами камня

  1. Игра «Угадай, что это?»
  2. Развивающая игра «Камешки»
  3. Лепка из глины

«Пластмасса, ее качества и свойства»

Научить узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структуру поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).

  1. Игра «Привет, я пластмасса»
  2. Игра «Пощупай»

«Пар-это тоже вода»

Познакомить детей с одним из состояния воды - паром

  1. Рассматривание плаката с различными состояниями воды
  2. Игра «Превращение»

«Фабрика питания»

Показать, что растение может само себя обеспечить питанием

  1. Игра «Покорми цветочек»

«Глиняные игрушки»

Развивать изобразительные умения, стремление к преобразованию предмета; учиться преобразовывать предметы, используя новые детали, изменять цвет, величину.

  1. Изготовление игрушки
  2. Игра «Расскажи о глине»

«Где теплее?»

Помочь выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх

  1. Наблюдение за термометрами
  2. Игра «Тепло-холодно»

«Что внутри?»

Помочь установить, почему стебель может проводить воду к листьям; подтвердить, что строение стебля обусловлено его функциями

  1. Рассматривание растения
  2. Игра «Что под лупой»

«Проверка зрения»

Выявить зависимость поведения объекта от расстояния до него.

  1. Игра «Что ты видишь»
  2. Игра «Проверка зрения»
  3. Игра «Нарисуй что увидел»

«Наблюдение за состоянием погоды»

Показать разнообразие погодных условий

  1. Игра-наблюдение

«Откуда берется вода?»

Познакомить детей с процессом конденсации

  1. Игра «Где вода?»
  2. Игра «Что получилось?»

«У кого какие клювы?»

Помочь установить зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида животных.

  1. Игра «Птички»
  2. Игра «Чей клюв?»

«Резина, ее качества и свойства»

Учить узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).

  1. Игра «Из чего сделана игрушка?»
  2. Знакомство с материалом резина

«Родственники стекла»

Развивать умение узнавать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора, сравнивать их качественные характеристики и свойства.

  1. Игра «близкие родственники»
  2. Игра «Угадай, что это?»

«Ухо – орган слуха»

Познакомить с органом чувства (ухом), его назначением, с охраной органов чувств.

  1. Игра «Что за инструмент?»
  2. Рассматривание опасных ситуаций

«Знакомимся с одуванчиком»

Закрепить характерные особенности строения одуванчика (желтый пушистый цветок, стебель длинный, гладкий); вызывать эмоциональный отклик на красоту растения

  1. Игра «Угадай цветок»
  2. Подвижная игра «Солнышко и одуванчики»
  3. Подвижная игра «Одуванчики»

«Где лучше расти?»

Установить необходимость почвы для жизни растения, влияние качества почвы на рост и развитие растений; выделить почвы, разные по составу

  1. Игра «Выбери почву»

«Маленький цветочек»

Познакомить с растениями и с тем, как они растут

  1. Игра «Что в горшочке?»

«Сокровища природы»

Развивать мелкую моторику

  1. Развитие мелкой моторики
  2. Игра «Что в моей картинке?»
  3. Создание коллективной работы

«Играем на бобах»

Развивать умение оценивать предметы и события

  1. Игра «что в мешочке?»
  2. Игра «Тяжело-легко»

«Как распространяется звук?»

Помочь понять, как распространяются звуковые волны

  1. Игра «Брось камень»

«Одуванчиков много – они разные и красивые»

Организовать наблюдение за стадией развития одуванчиков; вызывать эмоциональный отклик на красоту поляны.

  1. Чтение стихотворений
  2. Подвижная игра «Догонялки»
  3. Рассматривание картинок с изображением одуванчика

«Растворимость веществ в воде»

Раскрыть понятие о том, что одни вещества растворяются в воде, а другие нет

  1. Игра «Песок и сахар»
  2. Игра «Что растворилось?»

«Разноцветная вода»

Уточнить знания о свойствах воды; показать, как можно сделать воду цветной; воспитывать бережное отношение к воде.

  1. Игра «Какая вода?»
  2. Игра «Разноцветная вода»

«Где живет эхо?»

Помочь понять, как возникает эхо

  1. Игра «Эхо»
  2. Подвижная игра

«Искусство дождя»

Развивать в детях воображение

  1. Рисование
  2. Игра «вода и краска»

«Почему не слышно?»

Помочь выявить причины ослабления звука

  1. Игра «Кораблик»
  2. Игра «Волнорез»

«Наблюдение за солнцем»

Учить замечать изменения, происходящие с солнцем

  1. Игра-наблюдение

«Посадка лука»

Познакомить со свойствами лука; научить сажать луковицы в землю и воду.

  1. Игра «Лук»
  2. Игра «Посади лук»
  3. Подвижно-развивающая игра «Расти, расти, лучок»

«Защитим себя от солнца»

Научить делать шапочку из бумаги по типу оригами, реализует представление о солнце, полученный в ходе поисковой деятельности.

  1. Игра «Как защитить себя от солнца?»
  2. Аппликация «Шапочка»

«Как пчелки переносят пыльцу?»

Помочь выявит, как происходит процесс опыления у растений

  1. Игра «Насекомые»
  2. Игра «Опыли растение»

«Может ли растение дышать?»

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании; помочь понять, как происходит процесс дыхания у растений

  1. Игра «Трубочка и дыхание»

«Забавы жарким летом»

Повысить эмоциональное состояние детей

  1. Подвижная игра с разбрызгиванием воды

«Лето»

Формировать представление о временах года (о лете); учить правильно стоить фразы, выражать свои впечатления 2-3 предложениями.

  1. Рассматривание картинок с изображением лета
  2. Игра «Живая и неживая природа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности с неживой природой в подготовительной к школе группе

Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности с неживой природой в подготовительной к школе группе...

Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 28 «Туяна»   ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫПООПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)...

Методическая разработка " Перспективный план по опытно- экспериментальной деятельности"

Перспективный план расчитан на учебный год в младшей группе...

Перспективный план по опытно- экспериментальной деятельности

учить детей познавательным интересам в процессе экспериментирования...

Перспективный план работы: «Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» Картотека опытов и экспериментов

     Проведение опытов и экспериментов – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес ...