Конспект образовательной деятельности в старшей группе "День птиц"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Савина Татьяна Владимировна

Данное занятие знакомит детей с традициями , обычаями и праздниками русского народа, приобщает к культуре родной страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_ptits.docx634.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Мценска

«Детский сад №4»

Конспект образовательной деятельности

в старшей  группе

 Тема: «День птиц. Сороки»

                                                           

                                                             Составила:

                                                             Савина Т.В., воспитатель

 

Цель

Познакомить детей с традициями , обычаями и праздниками русского народа.

Программные задачи

Обучающие: сформировать представление о празднике «Сороки»; учить выразительно читать стихотворения; изготавливать птицу конструктивным способом.

Развивающие: развивать интерес к культурному наследию страны, окружающей природе, коммуникативные способности, конструктивные навыки.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, отзывчивость, любознательность.

Коррекционные: способствовать развитию  зрительного восприятия, ориентирования в окружающем пространстве.

Оборудование

Иллюстрации перелётных и зимующих птиц, мольберт, магниты, шапочка «Синичка», магнитофон, аудиозаписи музыки И.Крутого. Нарисованные силуэты птиц, ножницы, «гармошки» - по количеству детей.

Предварительная работа

Заучивание стихов о птицах, изготовление «гармошки», чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций перелётных и зимующих птиц.

Интеграция ОО

РР, ПР, ХЭР, СКР, ФР

Ход занятия

Используемые методы

Этапы занятия

Словесные (художественное слово)

Ориентировочный

Дети берутся за руки, делают круг и произносят вместе с воспитателем приветствие:

Собрались мы вместе в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Словесный (беседа, рассказ педагога)

 

Мотивационный

В. Ребята, мы подарили друг другу улыбку и хорошее настроение. Посмотрите, за окном по весеннему ярко светит солнце.  После суровой зимы  оно хочет согреть всех  людей своим теплом. Как вы думаете: какие ещё признаки указывают на то, что  наступила весна и природа пробуждается после зимнего сна? Ответы детей.

Русский народ всегда с нетерпением ждал наступления весны. Одним из главных признаков прихода этого времени года является возвращение перелётных птиц. С древних времён люди заметили, что в середине марта  домой возвращаются первые перелетные птицы – жаворонки и кулики. Они приносят с собой весну и открывают путь всем остальным птицам, возвращающимся с зимовки. И поэтому люди решили, в связи с этим событием, 22 марта, т.е. сегодня, отмечать День птиц (Сороки). В старину говорили: в этот день зима и весна меняются местами, а с юга прилетает сорок разных птиц.

Словесный (беседа, рассказ педагога)

Словесный (художественное слово, исполнение песни)

Наглядно – образный (показ иллюстраций)

Словесный (рассказ педагога, исполнение заклички)

Продуктивная деятельность

Наглядный (показ последовательности выполнения работы)

Использование ТСО

Словесный (беседа)

Практический

В. Ребята, а вы хотели бы зазвать весну? Как вы думаете, как это можно сделать? Ответы детей.

Раньше праздник "Сороки" считался детским. Дети и молодёжь принимали активное участие в исполнении праздничных обрядов. Они должны были призывать весну, закликать ее. С выпеченными птичками в руках дети бежали в поле и начинали зазывать жаворонков и весну. Для этого существовали специальные стишки и песенки-веснянки. Дети, девушки и юноши водили хороводы, пели, играли в народные игры. 

А вы знаете стихи и песни о птицах и весне?

 Дети читают стихи (см. Приложение 1) и выставляют соответствующие иллюстрации на мольберте;  исполняют песню «Синичка» (см. Приложение 2).

 В. Ребята, в Древней Руси люди придумывали специальные песни – заклички, зазывалки. Послушайте одну из них и скажите, о какой птице идёт речь:

Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Тёплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!

Ответы детей.

Все люди от мала до велика в этот день мечтали о тёплой и солнечной погоде.

Лучик солнца (гимнастика для глаз)
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
(Моргают глазками.)
Ну-ка лучик, повернись,
На глаза мне покажись.
(Делают круговые движения глазами.)
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.
(Отводят взгляд влево.)
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду.
(Отводят взгляд вправо.)

В. Существовала традиция печь на праздник "Сороки" изделия из теста в виде солнца или птичек. Называли их «жаворонками», «сороками», «куликами». Я предлагаю вам  принять активное участие в подготовке и проведении праздника и сделать птичек из бумаги и поселить их у нас в группе.

В. Работать мы будем в несколько этапов:

1) вырезание силуэта; 2) сборка птицы.

Вчера мы с вами делали «гармошки» из бумаги. Предлагаю превратить их в крылья наших жаворонков. Для этого необходимо вставить их в прорезь на силуэте. 

Дети выполняют работу под музыку.

В. А теперь поселите своих птиц в любое место в нашей группе и обозначьте его словами, используя предлоги на, под, справа, слева и др.

Дети «расселяют» птиц и словесно обозначают их местоположение.

Словесный (беседа)

Рефлексивно – оценочный

С каким весенним праздником вы сегодня познакомились? Что вы можете о нём рассказать?

Какие признаки и явления природы свидетельствуют о приходе весны?

Что вам особенно понравилось?

Что вызвало у вас затруднения?

Приложение 1

Скворец

Скворец за морем жил зимой,

Теперь вернулся он домой.

И рано утром в тишине

Запел о солнце и весне.

Воробушки

О чём поют воробушки

В последний день зимы?

— Мы выжили!

— Мы дожили!

— Мы живы! Живы мы!

Грач

Черный грач – чернее ночи,

Утомился, как рабочий:

Он за плугом днем ходил,

Клювом червяков ловил.

Жаворонок

Жаворонок полевой!

Нет певца чудесней!

В чистом поле - домик твой,

В ясном небе - песня!

Перелетные  скворцы

Мы построили скворечню

Для веселого скворца,

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.

Два дрозда

Видишь, смотрят из гнезда

Два молоденьких дрозда.

Клюв покажет первый дрозд,

А второй покажет хвост.

Воробей

Скачет бойкий воробей.

Возле маленьких детей:
— Эй, ребятки, просьба есть,
Бросьте крошечек поесть.
Помогите воробью,

Я вам песенку спою!

Скворцы прилетели

Ждет гостей высокий клен —

Дом на ветке укреплен.

Краской выкрашена крыша,

Есть крылечко для певцов...

В синем небе щебет слышен —

К нам летит семья скворцов.

Пестрый дятел

А с вершины — тук-тук-тук,

Раздается дятла стук.

Долбит клювом он кору,

Пищу ищет в ней к столу.

Крепкий клюв имеет птица,

Им работать — мастерица.

Только слышим ее стук —

Тук-тук-тук да тук-тук-тук.

Аист

Аист свил гнездо на крыше,

И отныне всей семьёй

Клёкот аиста мы слышим

У себя над головой.

По секрету вам признаюсь,

Что увидел я во сне,

Как летит по небу аист

И несёт сестренку мне.

Приложение 2

«Синичка»

Считалкой выбирается птичка – синичка (надевается шапочка), остальные дети берутся за руки, идут по кругу и поют песню:

Один, два, три, четыре – станьте в круг пошире

Будем звать мы птичку, синюю синичку.

Пять, шесть, семь и восемь – в гости птичку просим.

Прилетай к нам птичка, синяя синичка.

Птичка – синичка залетает в круг и поёт песню:

Хоть и маленькая птичка, я синичка, я синичка.

Ярки пёрышки на мне, на головке, на спине.

Синь – синь – синь, синь – синь – синь, синь – синь – синь.

Затем птичка «летит» по кругу, клюёт с рук детей корм, а каждый ребёнок рассказывает: чем он угостил синичку.

Фотоотчёт

C:\Users\PC\Desktop\Новая папка (8)\20170322_092352.jpgC:\Users\PC\Desktop\Новая папка (8)\20170322_092755.jpgC:\Users\PC\Desktop\Новая папка (8)\20170322_092700.jpg

C:\Users\PC\Desktop\Новая папка (8)\20170322_095812.jpgC:\Users\PC\Desktop\Новая папка (8)\20170322_095738.jpgC:\Users\PC\Desktop\Новая папка (8)\20170322_100629.jpg

C:\Users\PC\Desktop\Новая папка (8)\20170322_095024.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по аппликации на тему: "Жар-птица ".

Оно  способствует расширению кругозора детей и развитию творческого воображения....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Птицы - наши друзья, зимой их забывать нельзя!»

Конспект организованной образовательной деятельности  в старшей группе «Птицы - наши друзья, зимой их забывать нельзя!»...

Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе Тема: «Будем друзьями птиц»

Предлагаю вашему вниманию конспект образовательной деятельности .Область: художественно-эстетическое развитие Деятельность: конструирование из разного материала   Вид: конструирование. Это м...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по теме: "Покормите птиц зимой".

образовательная деятельность почему нужны кормушки зимой...

Конспект образовательной деятельности на тему: «Зимующие птицы» ( для детей старшего дошкольного возраста)

Тема: «Зимующие птицы»Цели: формирование экологической культуры у детей.Задачи:образовательные:- способствовать формированию представлений детей о зимующих птицах;-  формиро...

Конспект образовательной деятельности по теме "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ" для детей старшего дошкольного возраста

Формировать экологическую культуру у детей; Прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним....

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию «Зимующие птицы»

Данный конспект занятия «Зимующие птицы» разработан для расширения представлений детей о зимующих птицах: их внешнем виде, особенностях поведения и питания. Дети совершают путешествие по с...