Формирование инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста
презентация к уроку по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Дикова Алла Андреевна

Проект "Формирование инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста", в проекте консультации для родителей, анкеты, перспективный план работы с детьми и родителями.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Значение конструирования в развитии ребёнка»

1. Как Вы считаете, для чего нужно конструирование?

а) чтобы научить детей играть с разнообразными конструкторами;

б) чтобы развивать у детей навыки ориентирования в пространстве;

в) чтобы развивать способности к изменению заданной формы объекта согласно заданным условиям;

г) чтобы развивать универсальные психические функции мышления, памяти, внимания, воображения?

 2. Насколько важны, по-Вашему, занятия конструированием в дошкольном возрасте? В чѐм заключается их важность? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

3. Часто ли Ваш ребѐнок в домашней обстановке проявляет интерес к конструированию? Что вы делаете для того, чтобы поддержать этот интерес? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

 4. Какие конструкторы имеются у Вас дома? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

5. В какие виды конструкторов чаще всего играет Ваш ребѐнок? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

 6. Как часто Вы уделяете внимание и время совместному конструированию вместе с ребѐнком? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

7. Какая помощь от воспитателей детского сада Вам требуется по проблеме развития конструктивных навыков Вашего ребѐнка? __________________________________________________________________

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Значение конструирования в развитии ребёнка»

1. Как Вы считаете, для чего нужно конструирование?

а) чтобы научить детей играть с разнообразными конструкторами;

б) чтобы развивать у детей навыки ориентирования в пространстве;

в) чтобы развивать способности к изменению заданной формы объекта согласно заданным условиям;

г) чтобы развивать универсальные психические функции мышления, памяти, внимания, воображения?

 2. Насколько важны, по-Вашему, занятия конструированием в дошкольном возрасте? В чѐм заключается их важность? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

3. Часто ли Ваш ребѐнок в домашней обстановке проявляет интерес к конструированию? Что вы делаете для того, чтобы поддержать этот интерес? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

 4. Какие конструкторы имеются у Вас дома? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

5. В какие виды конструкторов чаще всего играет Ваш ребѐнок? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

 6. Как часто Вы уделяете внимание и время совместному конструированию вместе с ребѐнком? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

7. Какая помощь от воспитателей детского сада Вам требуется по проблеме развития конструктивных навыков Вашего ребѐнка? __________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по формированию инженерного мышления в старшей группе.

сентябрь

октябрь

ноябрь

1 неделя

Конструирование «Дома» (различный строительный материал).

Цель: уточнять представления детей о строительных деталях, деталях конструкторов; о способах соединения, свойствах конструкции, развивать творчество, самостоятельность, инициативу, формировать навыки пространственной ориентации.  Стр. 13.[1]

Игра «Из волшебных полосок».

Цель: учить работать по контурным схемам, формировать умение придумывать свои модели.                            

                                                           

                                                                 

                                                                  Стр. 21. [1]

Конструирование «Самолеты, вертолеты»

Цель: развивать конструктивные навыки, упражнять в создании схем будущих построек, развивать пространственное мышление, умение делать умозаключения, формировать стремление исправлять свои ошибки.

                                                               

                                                               Стр. 25.[1]

2 неделя

Игра «Составь фигуру» (геометрические фигуры).

Цель. Развивать умение сравнивать и обобщать по одному существенному признаку.                                                   [2].

Конструирование «Машины» (строительный материал).

Цель: упражнять в плоскостном моделировании, формировать представления о колесах и осях, о способах их крепления.                          Стр. 19 [1]

Дидактическая игра  «Что неправильно нарисовал художник?»

Цель. Развивать умение устанавливать последовательность событий, развивать внимательность.                                               [2].

3 неделя

Игра  «Отбери детали» (строительный материал).

Цель: учить детей работать со схемами, отбирать необходимые детали и моделировать.                              

                                                       Стр. 19.[1]

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (геометрические фигуры).

Цель: развивать аналитические способности, умение обобщать, выделяя существенные признаки.

Конструирование «Ракеты, космические станции» (лего-дупло).

Цель: формировать обобщенные представления о видах техники, развивать конструктивные навыки, упражнять в создании схем будущих построек, развивать пространственное мышление, умение делать умозаключения, формировать стремление исправлять свои ошибки.                   Стр. 25.[1]

4 неделя

Игра «Башни» (лего-дакта).

Цель: развивать творчество, самостоятельность, инициативу, формировать навыки пространственной ориентации.                                 Стр. 19.[1]

Игра «Что получилось?» (лего-дупло)

Цель: развивать конструктивные навыки, развивать пространственное мышление, воображение, фантазию. 

                                                                                Стр. 25.[1]

Игра «Построй такую же» (разный конструктор).

Цель: развивать конструктивные навыки, внимательность.

                                                               Стр.29 .[1]

декабрь

январь

февраль

1 неделя

Конструирование «Роботы» (строительный материал).

Цель: упражнять детей в создании схем и чертежей (в трех проекциях); в моделировании и конструировании из строительного материала и деталей конструкторов; развивать воображение, внимание, сообразительность; формировать представления об объемных телах, их форме, размере, количестве.                                                                                                      Стр. 29 [1]

Игра «Что можно построить?» (строительный материал).

Цель: Развивать сообразительность, смекалку, находчивость, активность.

                                                                Стр. 37[1]

Конструирование «Мосты» (строительный материал).

Цель: упражнять в конструировании мостов. Совершенствовать конструкторские навыки, умение понимать, расчленять, конкретизировать, строить схемы. Развивать внимание, сообразительность. Упражнять в выделении несоответствий, сравнении, обобщении.  

                                                                Стр.37 [1]

2 неделя

Игра «Придумай робота».

Цель: развитие конструкторских навыков, воображения, фантазии.              

                                                       Стр. 33 [1]

Дидактическая игра «Найди 10 отличий».

Цель: Учить детей находить отличия, упражнять в последовательном анализе, выделении и обобщении признаков. Воспитывать интерес к решению задач.

Игра «Волшебные спички».

Цель: развитие мелкой моторики, внимания, расширение представлений о геометрических фигурах.      

                                                            Стр. 407. [3]

3 неделя

Головоломки с палочками.

Цель: учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом перестроения  к одной фигуре, взятой за основу, другой. Развивать умение обдумывать практические действия. Воспитывать самостоятельность, быстроту реакции.                                    [2]

Конструирование «Микрорайон города».

Цель: упражнять детей в рисовании планов, учить воплощать задуманное в строительстве; совершенствовать конструкторский опыт, развивать творческие способности, восприятие формы, глазомер.

                                                                Стр. 34 [1]

Дидактическая игра «Зачеркни лишнюю деталь».

Цель: развивать внимание, сообразительность. Упражнять в выделении несоответствий, сравнении, обобщении.  

                                                               Стр.38 [1]

4 неделя

Логические задачи «Вычеркни лишнюю фигуру», «Дорисуй!», «Продолжи ряд».

Цель: Развивать логическое мышление, сообразительность, смекалку, находчивость, активность.                      [2].

Игра «Установи детали внутри контура».

Цель: Развивать сообразительность, смекалку, находчивость, активность.

                                                                 Стр. 37[1]

Игра «Орнаменты» (логическая цепочка).

Цель: развивать умение делать логические выводы.

                                                                            [2]

март

апрель

май

1 неделя

Конструирование «Метро» (лего-дупло).

Цель: упражнять детей в построении схем, развивать пространственное мышление, фантазию, воображение, формировать конструкторские навыки, элементарную учебную деятельность.

                                                        Стр. 43 [1]

Конструирование «Суда».

Цель: упражнять в построении схематических изображений судов и конструировании по ним, в построении элементарных чертежей судов в трех проекциях, в умении рассуждать и устанавливать причинно-следственные связи и логические отношения, развивать внимание и память.                                                   Стр. 46. [1]

Конструирование «Архитектура и дизайн»

Цель: развивать творческие и конструкторские способности детей, фантазию, изобретательность; упражнять в моделировании и конструировании, в построении схем, развивать образное пространственное мышление.

                                                            Стр. 50. [1]

2 неделя

Игра «Найди несоответствие». 

Цель: развивать умение рассуждать, развивать внимание и память.

                                                       Стр. 45. [1]

Игра «Найди ошибку в чертеже».

Цель: развивать умение логически рассуждать, развивать внимание и память.

                                                                Стр. 49. [1]

Игра «Нарисуй план».

Цель: формирование совместной конструкторско – игровой деятельности детей, упражнение детей в рисование схем, развитие творческой деятельности.

                                                            Стр. 53. [1]

3 неделя

Упражнение «Обведи по контуру».

Цель: развитие мелкой моторики, аккуратности, воображения.     Стр. 412 [3]

Сюжетно – ролевая игра «Мы мореходы».

Цель: развивать умение договариваться между собой, строить сообща, обыгрывать постройку.

Игра «Где вторая половинка?».

Цель: развитие усидчивости, аккуратности, внимания.                                         Стр. 417 [3]

4 неделя

Игра «Лабиринт».

Цель: развивать умение воспринимать познавательные задачи, находить для них способы решения.

                                                      Стр. 46. [1]

Логические задачи и упражнения.

«Какая из фигур лишняя и почему?», «Найди два одинаковых», «Что поставить в пустую клетку?»

Цель: развивать логическое мышление, сообразительность.                                             [2].

Игра «Заполни квадрат»

Цель: развивать умение сравнивать, анализировать, делать логические выводы.

                                                                          [2].

Используемая литература:

  1. Куцакова Л.В. «Конструирование из строительного материала. Старшая группа».  Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», Москва , 2015
  2.  Гурьянова Ю.Ю. «Лучшие математические головоломки для маленьких вундеркиндов». Издательство «ДОМ. ХХ век», « ИД РИПОЛ классик», Москва 2007
  3. Дмитриева В. «Настольная энциклопедия развивающих игр для детей от рождения до семи лет». Издательство «СОВА», «ВКТ», 2008

План работы с родителями по формированию инженерного мышления у детей в старшей группе.

Проведение

Содержание работы

Ответственный

Сентябрь

Анкетирование родителей воспитанников.

Воспитатели группы.

Октябрь

Выставка популярных книг и пособий для родителей  «Учимся, играя».

Воспитатели группы.

Ноябрь

Консультация для родителей: «Формирование инженерного мышления».

Воспитатели группы.

Декабрь

Создание буклетов «Развиваем логическое мышление».

Привлечение родителей к изготовлению материала для дидактических игр.

Воспитатели группы.

Январь

Консультация для родителей: «Разнообразие видов конструкторов».

Воспитатели группы.

Февраль

Фотовыставка детских работ «Мы-конструкторы».

Воспитатели группы.

Март

Консультация для родителей: «Робототехника. Что это такое?».

Воспитатели группы.

Апрель

Проведение мастер-класса для родителей «Робототехника».

Воспитатели группы.

Май

Развлечение для детей с родителями: «Проверь себя» (соревнование команд).

Воспитатели группы.



Предварительный просмотр:

«Формирование у детей инженерного мышления».

      Дети учатся c момента рождения. Именно в детском возрасте,  у ребёнка формируется самосознание, и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы. Для детей основой обучения должна быть игра - в ее процессе дети начинают подражать взрослым, пробовать свои cилы, фантазировать, экспериментировать. Именно в игре ребенок учится взаимодействовать cо сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности.

     Особое место в формировании инженерного мышления занимает конструктивная деятельность детей. Ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. В процеccе конструирования идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развивается  логическое и пространственное мышление. Обучающиеся учатся работать c предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе, развиваются творческие способности и коммуникативные навыки - так как предполагается  не только обсуждение и сравнение индивидуально созданных моделей, но и совместное их усовершенствование, и преобразование для последующей игры. Ко всему прочему, игры c конструктором – это лучшая возможность научить ребенка выдержке, внимательности и усидчивости. Конструктор замечательно подходит и для cюжетно-ролевых игр, где ребенок может легко взаимодействовать cо сверстниками и воспитателем.  А что может быть лучше, чем самостоятельно проиграть игру c результатом своей деятельности.

     Большое значение в формировании инженерного мышления отводится формированию элементарных математических представлений. Дети овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. («Найди недостающую фигуру», «Башенки», «Разноцветные дорожки», «Продолжи числовой ряд», «Где больше?» и т.д.).

    Дидактические игры развивают  пространственное, логическое, математическое, аccоциативное мышление, память. А именно это является основой интеллектуального развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Формирование логического мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр»

Представлен опыт работы учителя -дефектолога группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста по формированию логического мышления посредством дидавтических игр....

Конспект математического досуга с использованием задач, способствующих формированию логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Упражнять детей в составлении геометрических фигур из счётных палочек, учить с помощью условной мерки измерять длину полоски, закреплять счёт в пределах 10, развивать логическое мышление, смекалку....

ПРОЕКТ по развитию конструктивно-технических навыков и формированию предпосылок инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста «Знатоки электроники»

Данный проект способствует развитию конструктивно-технических навыков и формированию инженерного мышления и творчества детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с электронным констр...

Развитие инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством конструктивной деятельности

Материал содержит план работы и теоретическое обоснование темы по самообразованию "Развитие инженерного мышления  детей старшего дошкольного возраста посредством конструктивной деятельности...

Конструирование как вид деятельности по развитию инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста

Жизнь наших детей протекает в быстро меняющемся мире, постоянно возрастает техническая сложность средств производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам специа...

Развитие элементов инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста через конструктивно-модельную деятельность

laquo;Развитие элементов инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста через конструктивно-модельную деятельность».Актуальность:Жизнь наших детей протекает в быстро меняющемся мире, ...

РАЗВИТИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДОУ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОЛИГОНАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Дошкольное образовательное учреждение работает по направлению ранней профориентации и инженерного образования  детей дошкольного возраста с применением инновационных технологий (технологии CUBORO...