Проект "Волшебный мир тряпичной куклы"
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Борисенко Надежда Васильевна

Проект "Волшебный мир тряпичной куклы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnyy_mir_tryapichnoy_kukly.docx470.88 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1 «СИБИРЯЧОК»

Микрорайон Северный, 20/1, г. Бердск, Новосибирская область, 633011

Тел.: (383-41)2-70-34 e-mail: bsk_du01@mail.ru

Q:\Коллаж и эмблема новые\Эмблема новая\эмблема.jpg

Познавательно-творческий проект

«Волшебный мир тряпичной куклы»

Разработали: воспитатели Борисенко Н.В., Валиева Т.А.,

учитель-логопед Куненкова И.И.

D:\!!!User!!!\Desktop\Фото работа\Мастер-класс Кукла\DSC02904.JPG

Бердск 2018

3

Проблема

Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт. Игрушки сегодня радуют, удивляют, изумляют, и дети острее взрослых ощущают их необычность. Куклы, с незапамятных времен, были самой известной и любимой игрушкой русского народа. Они сохранили для нас часть мира наших предков, обряды и предания, которые всегда были важны людям, помогали им выживать и передавать знания о мире из поколения в поколение.

Современный рынок заполнен красивыми, на первый взгляд, куклами. В том числе и куклами Барби с наборами шикарной одежды.

А какими куклами играли наши бабушки, прабабушки? Ведь наверняка во времена их детства были другие куклы, а какие?

Сегодня незаслуженно забыты народные игры, традиционная русская кукла не привлекает внимания детей. В основе сюжетно-ролевых игр лежат боевики и конкурсы красоты.

Анализ анкетирования на тему «Игрушки в жизни малыша» показал, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.

В настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и сохранить искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.

В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребенка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребенок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребенка. Чем раньше ребенок почувствует свои «корни», «корни» памяти, тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далекие времена, научится чтить память своих предков.

Актуальность проекта

Дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в ее возрождении, развиваться, как личность, любящая свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой.

Игровая культура народа формировалась на протяжении многих веков, передавалась из поколения в поколении, отражала различные стороны традиционной культуры, семейного и общественного опыта.

Дети самого разного возраста старались создать своими руками простую и в то же время многофункциональную игрушку. В наши дни народная кукла почти исчезла из быта, информация о ней в значительной степени утрачена.

Кукла известна с глубокой древности. Всюду, где бы ни селился человек, кукла – неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится загадка. Традиционные народные куклы служили оберегами, а другие бережно хранились в сундуках, и передавались из поколения в поколение.

В стародавние времена кукла сопровождала человека на протяжении всей жизни: встречала новорожденного в колыбели, помогала в тяжелые времена, принимала на себя болезни, оберегала, от злых сил. Игры с куклами поощрялись взрослыми, ведь с их помощью ребенок познавал себя и мир, учился вести хозяйство, обретал образ семьи. «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает»,  гласит народная поговорка.

Богатая традиция и разнообразие народной куклы вдохновили меня на создание проекта «куклы наших прабабушек». Ведь кукла рассказывает о традициях нашего народа, воспитывает в человеке доброту, любовь и сострадание, учит понимать чувства другого человека, его внутренний мир. Такую куклу не купить в магазине.

Работу по проекту выстроили по трем направлениям: работа с детьми, взаимодействие с родителями и обмен опытом с коллегами.

Степень разработанности проблемы

При составлении проекта использовали литературу: Елена Берстнева, Наталья Догаева «Кукольный сундучок», издательство «ООО Белый город», Москва; Дайн Г. Д. « Русская народная игрушка» - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.-192с.,; Москитин Дмитрий Николаевич «Загадки народной куклы» /Дмитрий Москитин, Татьяна Яшкова. – Петрозаводск: Периодика, 2010. – 64 с.:ил.; Цыгвинская О.А. Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления. – СП б.: ООО «Издательство « Детство – пресс», 2013.- 80с., цв. ил. ;

Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 176 с., ил.+ цв. вкл.

Объект проектной деятельности

Формирование интереса к истории и культуре русского народа.

Предмет проектной деятельности

Процесс ознакомления с тряпичными куклами.

Цель проекта

Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной русской куклы.

Задачи проекта

Образовательные:

Познакомить детей с историей возникновения тряпичной куклы.

Обучить технологии изготовления тряпичных кукол.

Научить самостоятельно изготавливать некоторые виды тряпичных кукол.

Повысить педагогическую компетентность родителей по развитию у детей интереса к истории и культуре русского народа через активные формы работы.

Развивающие:

Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей, опираясь на богатые традиции русского народа.

Развивать фантазию и творчество, воображение, художественный вкус, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

Воспитывать у детей интерес к народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.

Описание проекта

Формирование у дошкольников интереса к истории и культуре русского народа с применением традиционной русской куклы – работа не только актуальная, но и очень интересная. В ней важно все – форма проведения совместной деятельности, содержания, обстановка, общение детей и педагога. Рукотворная народная тряпичная кукла выполняет новую коммуникативную функцию, став живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. В процессе ознакомления детей с историей традиционной русской куклы учитываются следующие принципы:

принцип доступности изучаемого материала;

принцип историзма, который реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания;

принцип «единства эмоций, действия, интеллекта» - предполагает, что все знания, которые ребенок получает, должны быть пропущены им через сердце, руки и голову. В этой триаде эмоции стоят на первом месте, так как все, что пропущено человеком через душу, в ней и остается. Порой что-то забывается, стираются из памяти какие-то факты, события, а вот чувства, испытанные в детстве, остаются с человеком надолго, порой на всю жизнь;

принцип интегративности – подразумевает, что ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа может быть стержнем, вокруг которого интегрируются различные виды детской деятельности, различные отрасли знаний.

Проект не является компонентом базовой части основной образовательной программы ОО, а является вариативным звеном учебного плана, обеспечивающим индивидуальный характер развития воспитанников.

Реализация проекта «Волшебный мир тряпичной куклы» расширяет систему по патриотическому и по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников, делает акцент на формирование интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной русской куклы.

Реализация проекта осуществляется в соответствии с перспективно-тематическим планированием и непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности по образовательным областям: «Социально-личностное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Игровая деятельность».

Обучение детей изготовлению кукол происходит от простого к сложному, по «восходящей спирали». В течение проекта воспитанники знакомятся с народными тряпичными куклами; учатся различать Игровые, Обрядовые, Обережные куклы; учатся работать с тканью и изготавливать несложные тряпичные куклы. У детей развивается эстетический вкус  в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством.

Гипотеза

Знакомство с традиционной русской куклой сформирует у детей старшего дошкольного возраста интерес к истории и культуре русского народа.

Ресурсы:

материально-технические: проектор, ноутбук, презентации; материалы для продуктивной деятельности (ткань, вата, синтепон, нитки, тесьма, ножницы); бумага, картон, цветная бумага, краски, кисти, ножницы, клей.

кадровые: воспитатель, дети, родители;

информационные: художественная и специальная (по теме проекта) литература.

Поэтапный план реализации проекта:

Первый этап (сентябрь 2017-декабрь 2017 учебный год) – поисковый

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Сформулировать проблему, определить цель. Выработать план деятельности по достижению цели. Проанализировать знания детей. Создать мотивацию деятельности детей. Создать условия для реализации проекта.

Родительское собрание

Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы «Тряпичная кукла своими руками»

сентябрь 2017-декабрь 2017

январь 2018

Изучение метод литературы

Заинтересованность детей, родителей, педагогов темой проекта.

Второй этап (Январь-май 2018 учебный год) – реализация проекта

Систематизировать информацию, планировать совместную деятельность. Поддерживать стремление всех участников активно вступать в работу по реализации проекта. Развивать творческие способности детей, умение строить художественный замысел, мелкую моторику рук, фантазию. Познакомить детей с историей возникновения тряпичной куклы. Научить изготавливать некоторые виды тряпичных кукол. Развивать интерес к истории и культуре русского народа через активные формы работы.

Проведение НОД: бесед, занятий  по художественно-эстетическому развитию (рисованию, аппликации)

январь- апрель 2018

Повышение интереса детей к тряпичным куклам. Появление желания родителей принять участие в организации совместной деятельности.

Третий этап (2014 – 2015 учебный год) – проведение экскурсии в мини-музее

Совершенствовать уровень накопленных знаний.

Проведение детьми экскурсии для воспитанников старшей группы в мини-музее «Волшебный мир тряпичной куклы».

Май 2018г.

Применение полученных знаний на практике.

Развитие музейной культуры.

Конечный продукт проекта

Дошкольники:

проявляют интерес к народной культуре;

сформированы первичные первоначальные представления о истории происхождения народной (тряпичной) куклы;

формируется умение самостоятельно изготавливать простейшие народные куклы;

знают названия тряпичных кукол, их назначение.

Родители:

систематизированы знания по развитию у детей интереса к истории и культуре русского народа через изучение и изготовление народной куклы;

активное участие в совместных мероприятиях в ДОУ:

наполнены и систематизированы материалы по народной (тряпичной) кукле, ее роли в культуре и традициях русского народа:

  • Мини-музей «Волшебный мир тряпичной куклы»
  • Разработаны конспекты образовательной деятельности;
  • Разработаны технологические карты по изготовлению тряпичных кукол.

Критерии оценки эффективности реализации проекта

- овладение педагогом инновационными технологиями;

- анкетирование родителей

Диагностический инструментарий

Контрольно – измерительные материалы

 Интегративное качество:  «Любознательный, активный»

 - интересуется новым, неизвестным в окружающем мире;

 - задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;

 - способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах деятельности);

 - в случаях затруднения обращается за помощью к взрослому;

 - принимает живое заинтересованное участие в образовательном процессе;

 Интегрированное качество « Эмоционально отзывчивый».

 - откликается на эмоции близких людей и друзей;

 - сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов;

 Интегрированное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками».

 - активно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;

 - способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником в зависимости от ситуации;

 Интегрированное качество  «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила».

 - способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;

 Интегрированное качество  «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту».

 - может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач;

 - способен предложить собственный замысел и воплотить его;

 Интегрированное качество  «Имеющий первичные представления о себе, семье,  обществе, государстве, мире и природе».

 - имеет представления об обществе, его культурных ценностях;

 Интегрированное качество  «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности».

 - умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

 Интегрированное качество  «Овладевший необходимыми умениями и навыками».

 - у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов деятельности.

Прогноз возможных негативных последствий

- потеря интереса и желания детей;

- отсутствие интереса и желания родителей участвовать в совместной деятельности;

- снижение общего уровня восприятия учебного материала за счет углубления и расширения содержания образовательного процесса;

Способы коррекции, компенсации негативных последствий

- создание предметно-игровой среды, ориентированной на формирование мотивации детей;

- поддержка детей, родителей, педагогов (проведение консультаций, мастер-классов) с целью разрешения возникающих вопросов в процессе работы над проектом.

Примечание: 

Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями. Трудно сказать точно, но кукла как детская игрушка появилась у славян около 1000 лет назад - это подтверждают раскопки под Новгородом. В Британском музее хранится тряпичная кукла, которая принадлежала маленькому римлянину, жившему за 3000 лет до нашей эры.

Кукла - знак человека, его игровой образ, символ, который фокусирует время, историю культуры, страны и народа, отражая их движение и развитие. В словаре русского языка С. И. Ожегова объясняется, что кукла - это детская игрушка в виде фигурки человека. Тряпичные куклы, выполненные в народных традициях, это куклы, которых делали с использованием старинных техник и технологий.

С давних времен кукол делали из травы, веточек и лоскутков, и они символизировали то тайное, волшебное, что есть в человеческой душе.

Сегодня рукотворная тряпичная кукла выполняет новую коммуникативную функцию: она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту, в котором нам многое созвучно.

Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях круга жизни, сопровождая рождение, свадьбу, уход к предкам.

Традиционная матерчатая кукла - это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Кусок ткани, свернутый «в скалку», лицо из льняного лоскутка, грудь из туго набитых шариков, коса - волосяная либо кудельная (то есть сделанная из льна или пеньки), наряд из пестрых лоскутков - вот такая была кукла. И не случайно. В тряпичной куколке причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. Для тяжелой крестьянской жизни здоровье и красота - почти одно и то же. Недаром кукла такая устойчивая, что подчеркнуто широким подолом: сразу видно, как прочно она стоит на земле.

Народная кукла была многофункциональной: в одном и том же обличье она могла выполнять разные роли. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение - все эти ее значения сплетались воедино, в одну самую главную функцию - духовную функцию общения. Кукла рождалась в деревенской семье, в живом разговоре матери с дочкой, бабушки с внучкой, на глазах братьев, сестер, сверстников. Все отношения в деревне, в том числе и семейные, носили публичный характер: свадьба, похороны, праздники и другие обряды. Коллективным было и искусство. Деревенские люди всегда стремились к общению, потребность в котором была жизненно необходима и выражалась буквально во всем: в поступках, в поведении, в вещах, в труде, в творчестве. Потребность эта четко выражалась и в кукле. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которых старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта. Насквозь пропитанная житейским духом, кукла тянула живую ниточку связи с народным культурным наследием, с прошлым - далеким и все равно близким. Потешная копилка народной памяти - в этом заключена основная духовная ценность народной тряпичной куклы.

Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются народные представления о жизни, труде, красоте. Рукотворные изделия, и в их числе куклы, всегда были нужны людям не только для практических целей: они связывают людей с опытом прошлого, с местной традицией, национальной культурой.

В традиционных текстильных куклах концентрируется весь предыдущий практический художественный и философский опыт народа. По законам народной жизни отслужившая пещь вновь включалась в круговорот жизни. Так, считалось, что ношеная ткань содержит в себе частичку жизненной силы человека. Помимо прочего, здесь ярко прослеживается и роль женщины - мастерицы, творца, хранительницы традиций, подчеркивается ее изначальная бережливость.

В русских семьях к куклам относились бережно, передавали их по наследству. Известно, что девочки, не игравшие в куклы, впоследствии менее женственны. Между тем строгое разграничение по полу, когда мальчикам дарят только машинки, а девочкам только кукол - тоже заблуждение. Замечено, что если мальчики играют в куклы, то это расширяет их кругозор и развивает эмпатию - способность легко воспринимать точку зрения другого человека. Поэтому поиграть в куклы полезно и современным мальчикам, тем более что воспитательный момент, содержащийся в этих играх, напрямую касается и мальчиков.

Главной ценностью в русской семье были дети: чем больше четей, тем богаче этот род, все остальное определялось словом «достаток». Растить от трех до пяти детей было нормой, отсутствие же детей было большим горем: только бездетная семья могла распасться без осуждения окружающих. Поэтому магические и практические действия, направленные на будущее «чадородие», начинались еще с детства. Чем больше девочка играла с куклами и чем больше было у нее кукол, тем богаче на детей» она была в замужестве. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое невесте, ведь девочек выдавали замуж с 12 лет: «молодуха» тайком играла с куклами, а потом они переходили к детям.

Внешний вид кукол и их внутренняя информативность всегда были отражением той картины мира, внутри которой жили люди.

В конструкциях русских тряпичных кукол чаще всего используется скрутка или обмотка куском (лентой) ткани. Символика процессов наматывания, накручивания в традиционной культуре изначально основывалась на той роли, которую они сыграли в мифологические времена - времена творения мира, «когда закрутилась и выкрутилась земля». Из скруток создается образ человека или мифологического существа.

Согласно этимологическим изысканиям, слово «кукла» родственно древнегреческому слову «kiklos», которое означает «нечто свернутое». Технология скручивания в рулончик полосок ткани выбрана не случайно: скручивание передает образ слоистого устройства так называемых тонких тел человека, образ постепенного воплощения в Срединном мире. В этом находят свое отражение представления о множественных слоях личности, подчеркивается повторяемость многих явлений окружающего мира.

Намотанная на веретено, спряденная нить устойчиво связывалась с темой времени, его протяженностью: «нить жизни», доля каждого человека медленно наматывалась на веретено его судьбы. Вера славян основана на том, что человек мог всего добиться сам и за свою долю сам несет ответственность. Направлению наматывания придавалось особое значение: наматывание «по солнцу» связывали с жизнью, наматывание «против солнца» использовали в гаданиях и магии, чтобы попасть в сферы «не жизни».

Традиционно считалось, что чем древнее способ изготовления вещи, тем значимее может быть ее роль в культуре. Нововведения с трудом усваивались тем обществом, где строго следовали «заветам предков». Поэтому несшитые куклы - куклы, которых не касалась игла, - могли использоваться в магических целях, например «охраняли» колыбель младенца.

 Важна и роль материала, из которого создавалась каждая из таких кукол. Материал должен был быть «своим» - из своего дома и уже бывший в употреблении, старый. Использование поношенных тканей, остатков ниток было связано с экономией, так как их делали вручную, а это трудно и долго. Верили, что сделанный своими руками материал, «проживший» в доме, в семье, защитит, закроет ребенка от опасности. Роль куклы определялась использованной старой вещью: скатерть, праздничное полотенце, ткани от одежды отца, матери или других членов семьи. Например, кукла, сделанная из одежды отца, «охраняла» колыбель мальчика, а кукла, сделанная из праздничного полотенца, могла исполнять ту же роль по праздникам или в другое особо «опасное время».

Народная игровая кукла, как и игрушка вообще, является необходимым традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Игрушка служила и служит своеобразным наглядным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире.

Кукла рассматривалась как эталон рукоделия - часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами, по ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Куклы были не только девичьей забавой: до 7-8 лет в них играли все дети - пока они ходили в рубахах. Но лишь только мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры быстро разделялись.

Народная кукла способствует передаче ребенку космогонических, нравственных, символических и мифологических знаний. Эта категория игрушек, по-своему уникальная, содержит символические знания предыдущих поколений.

В русской традиционной игрушке не встречается изображений отрицательных персонажей, так как считалось, что такие изображения могут принести ребенку зло, иными словами - связать ребенка с оригиналами изображений.

Пока дети были маленькими, кукол шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку могла делать любая девочка. Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры: кусок тканины, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались очень хороши, и она делала их на заказ.

На Руси игрушки никогда не оставляли в избе где попало - их берегли в корзине или в ларчиках, в лубяных коробах.

В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры и имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка - заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков.

Среди известных методов предупреждения и преодоления страхов в последние годы достаточное место занимает метод куклотерапии. Четкого определения куклотерапии пока нет: разные авторы относят куклотерапию либо к арт-терапии, либо к игротерапии, либо выделяют отдельно. Особенно полезна куклотерапия для пациентов, страдающих заболеваниями сердца.

Кукла для человека в детстве не обязательно «дочка» или «сынок», она - партнер в общении во всех его проявлениях.

Роль куклы в диалоге – «замена» реального контакта с человеком. А иногда сама кукла выступает в роли персонифицированного персонажа или субъекта. Многие отмечают, что изготовление кукол снимает стресс, усталость, поднимает настроение. Такой подход раскрывает значимость эмоциональных контактов для детей и показывает огромную роль кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребенка.

Традиционная кукла выполняет и общую эстетическую функцию. Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору. «Белолика, грудаста, и коса есть непременно, и уряжена хоть куда» - образный перепев, «потешный» эталон «бабьей красы», близкий по сути своей фольклорному образу «девицы-красавицы». В нем эстетизируются те же традиционные черты женской народной красоты: «белое и круглое лицо», «коса русая с лентой алою», «грудь высокая», и аналогично подробно обрисовывается костюм. Так что литературный образ становится почти видовым, иллюстративным: «Красна девица идет, словно павушка плывет. На ней платье голубое, лента алая в косе, на головушке перо».

Крестьянская тряпичная кукла - тоже поэтический, идеализированный образ, только наглядный, ощутимый, потому особенно яркий и впечатляющий. Не случайно в деревнях до сих пор помнят, как ладно сшитые лоскутные куклы ценились в крестьянском быту, казались красивыми - и неудивительно, ведь фабричные городские ткани оставались для деревни дорогими и праздничными вплоть до начала XX века, о чем напоминает народная песня: «Случай будет в Москву ехать - куплю два подарка: дорогие два подарка - кумач да китайку...» Становится понятным, почему тряпичная кукла в простом, казалось бы, наряде, в белой коленкоровой рубахе, синем ситцевом сарафане, завешенном передником из коричневого коленкора, с алой лентой в кудельной косе приобретала в крестьянском быту эстетическую ценность.

Не зря «хорошо слаженную» лоскутную самоделку дарили по праздникам и на именины детям, а на русской северной свадьбе такая кукла была сама «девья красота». «Уряженная» бусами, лентами, серебряными цепочками, она двигалась на подносе по свадебному столу под приговор: «Раздайкося, народ, девья красота идет ко столу дубовому, ко естьвам сахарным».

 Здесь, в обряде, поэтический песенный облик «девьей красоты» как бы материализован в кукле, которая символизирует прекрасный образ девичества.

В другой свадебной величальной песне прославляется дом, где «хозяюшка веселая, будто куколка увитая», и здесь тоже кукла выступает как мерило женской красоты. Оказывается, не напрасно до сих пор живет в народе приговорка «как куколка» или «ты моя куколка досужая» - ее и сейчас употребляют в прежнем значении.

Для каждого ребенка кукла является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей. При этом происходят одновременно два взаимонаправленных процесса: с одной стороны, ребенок выражает себя (свой опыт, свои знания и переживания, создает воображаемые им образы), а с другой - строит самого себя, осваивая раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений.

В центре этих двух важнейших процессов находится кукла. С одной стороны, ребенок вкладывает в уста куклы, в ее кукольную сущность свои слова, мысли, переживания, то есть она является как бы внешним выражением внутреннего мира ребенка, его своеобразным «рупором». С другой стороны, та же кукла задает образ человека, который становится для малыша образцом для подражания, и именно через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке и вязанных с ним категориях - красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом.

Как любой вид творчества, искусство традиционной тряпичной куклы нуждается в бережном отношении, сохранении и дальнейшем развитии. Одна из задач современного этнохудожественного образования - создание условий, способствующих развитию творческой личности и сохранению национального богатства русского народа.

Тряпичная кукла - игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному и текстильному дизайну.

Возрождение рукотворной тряпичной куклы следует оценить как вклад в сохранение и развитие отечественной культуры.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ  ПО ПРОЕКТУ

Тема цикла занятий

Образовательная область

Цель занятия

месяц

 1.

Беседы с детьми на темы:

 «Русская тряпичная кукла в народной культуре»

 «Виды тряпичной куклы».

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художествено-эстетическое развитие»

Формировать интерес детей к народным традициям, к духовным ценностям народа нашей страны.

Развивать кругозор детей через знакомство с куклами наших прабабушек.

Показать красоту и самобытность тряпичных кукол.

Воспитывать любовь и уважение к культуре  русского народа.

Ноябрь, 2017г.

 2.

«Обрядовые куклы»

(Неразлучники,  Куватка, Отдарок-на-подарок, Пеленашка, Пасхальная голубка, Столбушка)

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Художествено-эстетическое развитие»

Познакомить детей с разновидностью тряпичных кукол – обрядовые.

Способствовать:

расширению знаний о видах декоративно-прикладного творчества, по истории народной художественной культуры;

развитию эстетического и художественного вкуса;

развитию индивидуальных задатков и творческих способностей.

воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, сохранение, возрождение и развитие национальных традиций;бережному отношению к творчеству народных мастеров и духовной культуры русского народа.

Декабрь, 2017г.

  3.

Изготовление куклы

«Пеленашка»

«Художественно-эстетическое развитие»

Познакомить детей с народной рукотворной игрушкой, куклой Пеленашкой.

Развивать у детей интерес к народной игрушке в процессе ее изготовления и обыгрывания.

Прививать трудолюбие через изготовление куклы своими руками.

Воспитывать аккуратность,  эстетический вкус, бережное отношение к кукле.

Декабрь, 2017г.

4.

Изготовление куклы

«Отдарок-на-подарок»

«Художественно-эстетическое развитие»

Познакомить детей с народной рукотворной игрушкой, куклой «Отдарок-на-подарок».

Развивать у детей интерес к народной игрушке в процессе ее изготовления и обыгрывания.

Прививать трудолюбие через изготовление куклы своими руками.

Воспитывать аккуратность,  эстетический вкус, бережное отношение к кукле.

Январь, 2018г.

 5.

«Обереговые куклы»

( Берегиня, Лихоманки, День и ночь, Вепсская кукла (Кормилка), Бессонница, Колокольчик, Десятиручка, Веснянка, Кубышка-Травница, Зерновушка, Желанница, Первоцвет)

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Познакомить детей с разновидностью тряпичных кукол – обереговых.

Способствовать:

расширению знаний о видах декоративно-прикладного творчества, по истории народной художественной культуры;

развитию эстетического и художественного вкуса;

развитию индивидуальных задатков и творческих способностей.

воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, сохранение, возрождение и развитие национальных традиций;

бережному отношению к творчеству народных мастеров и духовной культуры русского народа;

Январь, 2018г.

 6.

Изготовление куклы

«Колокольчик»

«Художественно-эстетическое развитие»

Познакомить детей с народной рукотворной игрушкой, куклой «Колокольчик».

Развивать у детей интерес к народной игрушке в процессе ее изготовления и обыгрывания.

Прививать трудолюбие через изготовление куклы своими руками.

Воспитывать аккуратность,  эстетический вкус, бережное отношение к кукле.

Февраль, 2018г.

  7.

Изготовление куклы

«Закрутка»

«Художественно-эстетическое развитие»

Познакомить детей с народной рукотворной игрушкой, куклой «Закрутка».

Развивать у детей интерес к народной игрушке в процессе ее изготовления и обыгрывания.

Прививать трудолюбие через изготовление куклы своими руками.

Воспитывать аккуратность,  эстетический вкус, бережное отношение к кукле.

Февраль, 2018г.

8.

«Игровые куклы»

(Покосница игровая, Зайчик-на-пальчик, Бабочка, Девка-Баба)

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Познакомить детей с разновидностью тряпичных кукол – игровых.

Способствовать:

расширению знаний о видах декоративно-прикладного творчества, по истории народной художественной культуры;

развитию эстетического и художественного вкуса;

развитию индивидуальных задатков и творческих способностей.

воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, сохранение, возрождение и развитие национальных традиций;

бережному отношению к творчеству народных мастеров и духовной культуры русского народа;

Март, 2018г.

 9.

Изготовление куклы

«Зайчик-на-пальчик»

«Художественно-эстетическое развитие»

Познакомить детей с народной рукотворной игрушкой, куклой «Зайчик-на-пальчик».

Развивать у детей интерес к народной игрушке в процессе ее изготовления и обыгрывания.

Прививать трудолюбие через изготовление куклы своими руками.

Воспитывать аккуратность,  эстетический вкус, бережное отношение к кукле.

Март, 2018г.

10.

Изготовление куклы

«Бабочка»

«Художественно-эстетическое развитие»

Познакомить детей с народной рукотворной игрушкой, куклой «Бабочка».

Развивать у детей интерес к народной игрушке в процессе ее изготовления и обыгрывания.

Прививать трудолюбие через изготовление куклы своими руками.

Воспитывать аккуратность,  эстетический вкус, бережное отношение к кукле.

Апрель, 2018г.

 11.

Создание музея «Волшебный мир тряпичной куклы»

НОД «Волшебный мир тряпичной куклы на Руси» (по музейному экспонату).

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Продолжить знакомить детей с различными куклами, с их историей и с процессом изготовления куклы собственными руками. Учить отвечать на вопросы связно и последовательно. Развивать у детей устойчивый и углубленный интерес к обычаям и быту русского народа. Развивать у детей такие познавательные процессы, как воображение, восприятие, память. Воспитывать у детей любовь, эстетический вкус, бережное отношение к кукле.

Апрель, 2018г.

Список литературы:

1. Елена Берстнева, Наталья Догаева « Кукольный сундучок», издательство «ООО Белый город», Москва.

2. Дайн Г. Д. « Русская народная игрушка» - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.-192с.,

3. Москитин Дмитрий Николаевич «Загадки народной куклы» /Дмитрий Москитин, Татьяна Яшкова. – Петрозаводск: Периодика, 2010. – 64 с.:ил.

4.Цыгвинская О.А. Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления. – СП б.: ООО «Издательство « Детство – пресс», 2013.- 80с., цв. Ил.

5. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 176 с., ил.+ цв. вкл.

6. Скоролупова О.А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством»  М. «Скрипторий 2000» 2003г.

7.АрсеньеваЕ. В. СтаринныеузорныетканиРоссии XVI-XX в. Из фондов Государственного Исторического музея. - М., 1999.

8.Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации, Конспекты занятий. – М.: “Издательство Скрипторий 2003”, 2008.

9.Сурганова Г.А. “Русские шали и платки в городском женском костюме ХIХв.” М.1972г.

10.Толстухина Н.В., Полосина Т.А. “Павловопосадские шали” Москва, "Интербук-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы-оберега «Мамина кукла»

         От того, что окружает ребенка в детстве, зависит то, каким взрослым он станет. Игрушки, в которые играет ребенок - не исключение.Каждый из нас помнит свою люби...

Консультации "История возникновения русской тряпичной куклы" и «Роль куклы в воспитании дошкольников»

Кукла известна с глубокой древности, остается вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь час...

Консультация и мастер-класс для родителей «Народные тряпичные куклы. Кукла Столбушка.»

Познакомить родителей с историей русской тряпичной куклы, её многофункциональностью. Объяснить, в чём ценность народной куклы в настоящее время. Научить делать куклу Столбушку....

"Сказки тряпичной куклы". Изготовление куклы "Куватка"

Мастер класс Уржунцевой Светланы Владимировны преподавателя художественного отделения МБУ ДОД "ДШИ 13" по изготовлению куклы "Куватки". Рассказы о традиционной тряпичной кукле. Выставка самодельн...

Стендовый доклад Тема: «Развитие коммуникативно-речевых навыков дошкольников с нарушениями речи средствами народных тряпичных кукол» Проект «Волшебный мир тряпичной куклы»

Проект направлен на реализацию цели основной образовательной программы дошкольного образования, в части, формируемой участниками образовательных отношений: объединение обучения и воспитания детей в це...

Конспект Мастер-класса Изготовление тряпичной народной куклы-оберега «На счастье» Тема: «Изготовление тряпичной куклы-оберега Ангела».

НАЗНАЧЕНИЕ: Кукла АНГЕЛ предназначена для украшения новогодней ёлки,а также в качестве подарка на РОЖДЕСТВО....