Главные вкладки

    Паспорт мини-музея " Народная игрушка"
    проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

    Горкина Светлана Сергеевна

    Целью  музея  является приобщение дошкольников к народной культуре, через ознакомлениес народной игрушкой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл muzey_narodnaya_igrushka.docx38.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пышминского городского округа

    «Пышминский детский сад №7»

     623550 Свердловская область, пгт. Пышма,  ул.  переулок Кировский, д. 3 «А»

     ПАСПОРТ

    МИНИ - МУЗЕЯ

    «Народная игрушка»

    (подготовительная к школе группа)

    Воспитатель: Горкина С.С.,

    первая категория.

    2018 г.

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Паспортные данные мини-музея

    2. Аспекты музейной деятельности

    3. Характеристика мини-музея

    4. План работы по созданию музея

    5. Тематический план проведения занятий в мини-музее

    6. Перспектива развития мини-музея

    7. Литература

    8. Приложение

    ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

    Наименование мини-музея:  «Народная игрушка»

    Профиль мини-музея: познавательно – творческий.

    Цель: Приобщение детей к народной культуре, через  ознакомление  с народной   игрушкой.

    Задачи для детей:

    • Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)
    • Обеспечить запоминание  игр с народными игрушками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки)
    • Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
    • Формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

    Задачи для родителей:

    создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка, приобщение детей к русской народной культуре, ее  традициям.

    Задачи для воспитателя:

    развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.

    В основу решения этих задач положены следующие принципы:

    • принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
    • принцип опоры на интересы ребенка;
    • принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при  руководящей  роли взрослого;
    • принцип наглядности;
    • принцип последовательности;
    • принцип сотрудничества и взаимоуважения.

    Формы деятельности:

    •фондовая;

    •поисковая;

    •научная;

    •экспозиционная;

    •познавательная.

    Площадь, занятая под экспозицию: мини-музей организован  в сентябре  2018 г. Под экспозицию выделен отдельный уголок  в  групповой комнате.  

    Обеспечение мини-музея:

    1. Материально-техническое:  фотоальбом, иллюстрации, игрушки,  дидактические игры, канцелярские принадлежности и т.д.

    2. Учебно-методическое:

    1. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А.  Мини-музей в детском саду.

    2. Рыжова Н.А. Методическое издание «Коллекция увлечений».

    Руководитель мини-музея: Горкина С.С.,  воспитатель подготовительной   к школе группы.

    Участники  мини-музея: дети подготовительной  группы, воспитатели, родители.

    Структура управления мини-музеем: Руководитель мини-музея планирует, координирует, контролирует работу в мини-музее.

    АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами задачи в поиске новых и интересных решений. Создать условия, в которых ребенок смог бы максимально реализоваться, установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества - является одной из основных задач воспитательно-образовательного процесса.

    Организовать познавательно-исследовательскую деятельность средствами совместных проектов с воспитанниками возможно с помощью музейной педагогики.

    Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. – Я поведу тебя в музей,- сказала мне сестра» А что делать, если количество музеев в городе ограничено? Именно поэтому в дошкольных учреждениях решили создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Мини- музеи очень удобны, так как:

    Во-первых,  музей занимает очень маленькое пространство.

    Во- вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.

    В-третьих, в их создании участвуют и сами ребята, и их родители, братья и сестры.

    В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

    •Музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;

    •является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;

    •способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

    •помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада

    Содержание, оформление и назначение мини-музея отражает специфику возраста детей данной группы. Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.

    Актуальность   мини-музея « Народная игрушка »:

    В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки.  Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков . Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.

    Оформление мини-музея:  музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекция  мини-музея  располагается в специально отведенном месте, в групповой комнате, где на полках располагаются доступные для детей экспонаты, которые  имеют свой номер, дату поступления, материал изготовления, фамилию и имя владельца. Коллекция игрушек из различных  хрупких материалов (глина, фарфор, бумага) стоят на верхней полке в целях безопасности и используются при работе с детьми только совместно с воспитателем.

    В музеи размещены экспонаты, которые  условно разделены по разделам.

    Разделы  мини-музея, особенности использования:

    Тряпичные и вязаные куклы

    Экспонаты данной  коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Игрушки могут быть использованы в процессе образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

    Глиняные игрушки 

     Экспонаты данной коллекции выполнены профессиональными мастерами, воспитателями,родителями и детьми. Экспонаты могут быть применены в процессе организованной образовательной  деятельности. «Социально-

    коммуникативное развитие», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

    Фарфоровые игрушки

    Экспонаты данной коллекции выполнены профессиональными мастерами. Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

    Игрушки из бумаги

    Экспонаты данной коллекции выполнены детьми и их родителями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации  образовательной деятельности в образовательных областях «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

    «Галерея творчества»

    Оформлена в виде стенда, где расположены детские рисунки, аппликации. Фотографии после некоторого времени переносятся с полотна в фотоальбом. Эти композиции постоянно  меняются в   соответствии с  изменениями тематики по  ознакомлению с народными игрушками: Гжель, Дымка, Хохлома, Городец и др.

    Экспонаты галереи могут быть использованы в процессе организованной познавательной, образовательной деятельности в образовательных областях «Художественное творчество», «Познавательно-речевое развитие».

    «Библиотека»

    Здесь собран материал о видах народной игрушки, (альбом, книга) загадки, стихи и авторские произведения о народных игрушках, которые могут быть использованы в образовательной деятельности и  в свободной деятельности, при работе с родителями.

    «Мастерская»

    Материалы для рисования, лепке, аппликации  расположены на низкой полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной художественной деятельности или вместе с педагогом в процессе образовательной деятельности.

    Ожидаемый результат: 

    Создание в группе мини-музея  « Музей народной игрушки».

    В процессе взаимодействия воспитатель – дети - родители в реализации проекта:

    дети: 

    • проявляют интерес к экспериментированию с различными игрушками;
    • овладевают знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;
    • проявляют доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;
    • возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности;
    • у детей сформированы знания о русском народно прикладном творчестве, народной игрушке;

    родители: 

    • родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность; укреплены семейные связи;
    • обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
    • повышение компетентности родителей при выборе игрушки.

    ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

    Этапы реализации

    Основные направления реализации

    1.

    Подготовительный этап

    Оформить в групповой комнате мини-музей

    « Народной игрушки».

    Консультация  для родителей «Мини – музей в детском саду». 

    Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Народная игрушка».

    Наблюдение за  играми детей.

    Дополнить библиотечку книгами об народных игрушках, альбомом «Народные игрушки».

    Изготовление  и подбор дидактических  и сюжетно – ролевых игр.

    2.

    Основной  этап

    Рассматривание картин, иллюстраций с изображением народных игрушек (матрешек, деревянных игрушек-забав, дымковских и хохломских игрушек); энциклопедии с изображением игрушек в разные времена.

    Рассматривание деревянных, глинных, фарфоровых, вязаных, пластмассовых игрушек , современных и т.д.

    Ситуативная беседа по теме. Рассказы  детей:

    -характерные особенности строения,

    -признаки, отличающие одних игрушек от  других,

    -узнавать и называть название игрушки- куклы, росписей  и место происхождение игрушек,

    -познакомить с другими видами и материалами игрушек,

    -закреплять  представление о том, что народные игрушки – это история нашего народа и страны.

    Придумывание загадок, рассказов, сказок.

    Объяснение крылатых выражений, пословиц.

    Художественное  творчество:

    - Рисование нетрадиционным способом«Матрешка»;

    - Лепка «Бусы для куколки».

    - Аппликация с использованием  бросового

    материала,  

    - Коллективная работа  «Выйду за околицу»,  

    -Лэпбук «Народная игрушка».

    - Изготовление игрушек-самоделок к выставке «Народная игрушка» совместно с детьми.

    -Познакомить детей с росписями на дереве Хохлома, Полхов – Майдан, Богородская.

    -Создание альбома «Декоративная роспись деревянных изделий».

    -Чтение художественной литературы.

    - Разучивание стихов.

    - Пальчиковая гимнастика.

    - Артикуляционная гимнастика.

    Экскурсии в музей , библиотеку, центр дополнительного образования  и т.д.

    3.

    Заключительный этап

    - Оформление выставки мини – музея  «Народная игрушка».

    -Создание альбома «Игрушки бабушек».

    - Фотовыставка «Мои друзья- игрушки!»

    Сотрудничество с семьёй:

    Изготовление совместных с детьми игрушек, композиций на тему: «Народная игрушка».

    Пополнение предметно-развивающей среды в группе  и в мине -музее.

    Досуг для родителей «Добро пожаловать в мини – музей!».

    Экскурсии в мини-музей « Народная игрушка».

    Консультации  для родителей « Что мы можем рассказать детям  о народной игрушке», «Игрушка в жизни ребенка», «Мини-музей, как развивающая среда для ребёнка».

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

     В МИНИ – МУЗЕЕ

    Месяц

    Содержание

    Участники

    Сентябрь

    Знакомство с музеем, с названием музея, экспонатами музея.

    Развивать интерес к работе музея. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

    Пляска «Мы матрёшки».  Оркестр народных игрушек».

    Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

    Октябрь

    Продолжать знакомить с игрушками  и  их разнообразием. Формировать представления о различных видах кукол. Развивать тактильные ощущения. Воспитывать умения бережно играть с куклой.

    Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

    Ноябрь

    Знакомить с материалом:  ткань и древесина.

    (Где  используют   ткань и дерево? Деревянные  и тряпичные изделия,  предметы быта и т.д.)

    Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

    Декабрь

    Продолжать знакомство детей с  деревянными изделиями – Хохлома, Городец и т.д. Знакомство со свистульками.        Показать разнообразие игрушек-свистулек. Развивать умение ими пользоваться очень аккуратно.

    Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

    Январь

    Оформить выставку, показать разницу между ёлочной  и народной игрушкой. Развивать интерес к новогодним украшениям. Воспитывать интерес к народным традициям и встречи нового года.

    Игра-загадка «Кто, что, из чего и чем?»

    Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

    Февраль

    Экскурсия в краеведческий музей.

    Познакомить с Богородской игрушкой. Развивать умение составлять, придумывать рассказ, развивать активный словарный запас.

    Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

    Март

    Предложить детям полюбоваться куклами, изготовленными мамиными руками. Познакомить с назначением этих кукол. Воспитывать любовь к мамам. Беседы «Зачем игрушки нам нужны?» «Кто их делает?» «Как надо обращаться с игрушками?»  Опыты-сравнения деревянных, соломенных, глиняных и фарфоровых игрушек.

    Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

    Апрель

    Встреча с интересными людьми.

    Показать детям технологию создания игрушки

    из глины.  Рассказать детям о том, что у человека есть любимое занятие. Воспитывать уважение к  людям труда .

    Дети, воспитатели,

    руководитель мини - музея

    Май

    Экскурсия по мини-музею (другие группы).

    Закрепить знания о народных  игрушках.

    Расширять представления о способах безопасного обращения с  деревянной, глиняной и фарфоровой игрушкой.                  

    Воспитывать бережное отношение к вещам и желание играть с народной игрушкой.

    Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек», «Идём в музей».

    Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

    Ожидаемые результаты:

    - сделать слово "музей" привычным и привлекательным для детей;

    - приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, расширит познавательный интерес и эмоциональное восприятие;

    -позволит пополнять музей новыми экспозициями;

    - расширит словарный запас путем подбора картотеки к экспозициям загадок, пословиц, поговорок, интересных материалов;

    - обогатит предметно-развивающую среду в ДОУ.

            ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ

    • Подбор коллекций детских мультфильмов, детских художественных фильмов и презентаций, художественной литературы,  энциклопедий, научно-познавательных фильмов о деревьях.
    • Проведение экскурсий для других групп детского сада, мастер-классы для воспитателей и родителей.
    • Проведение на базе мини-музея и использование его коллекций на занятиях по разным видам деятельности.
    • Написание книжек-малышек или большой книги о деревьях.
    • Пополнение альбома и каталога музея.
    • Индивидуальная работа с детьми по изготовлению поделок, рисунков, выставок.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Анкета для родителей

    1. Какие музеи расположены в непосредственной близости от Вашего дома? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________

    1. В каком из музеев Вы нашли время побывать с ребёнком? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    2. Как Вы могли бы объяснить своему ребёнку, для чего существуют музеи? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    3. Можете ли Вы рассказать историю своей семьи? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    4. Есть ли в Вашем доме вещи, представляющие интерес с точки зрения истории, памяти? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    5. Какие формы взаимодействия семьи и детского сада Вы считаете наиболее эффективными? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    6. Приведёт ли сотрудничество семьи и дошкольного учреждения к развитию интереса к историческому прошлому своей Родины и формированию ценностных ориентиров к экспонатам музея у детей? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    7. Есть ли в Вашем доме какая-нибудь коллекция? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план работы мини – музея «Русская народная игрушка»

    В плане указаны темы по которым ведётся работа в музее. Описана работа с детьми и родителями....

    Презентация проекта «Использование мини-музея русско- народной игрушки в организации образовательной деятельности с детьми"

    В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Народное искусство способствует глубокому воздействию на м...

    Паспорт мини-музея «Предметы народного быта»

    Мини - музей детского сада отражает специфику дошкольного возраста детей. Ежегодно (периодически) музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совм...

    Паспорт мини-музея «Резиновые игрушки»

    Паспорт мини-музея «Резиновые игрушки»...

    Паспорт мини-музея «Народные игрушки»

    Мини-музей создан с целью приобщение детей к национально – культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о народных игрушках....

    Из опыта работы "Развитие художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста путём создания в группе мини-музея "Русская народная игрушка"

    Русская народная игрушка развивает у детей воображение, фантазию, творческое мышление, разносторонне воздействуют на развитие чувств ребёнка,  ума и характера. Мини-музей "Русская народная и...