Паспорт мини-музея " Народная игрушка"
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Горкина Светлана Сергеевна

Целью  музея  является приобщение дошкольников к народной культуре, через ознакомлениес народной игрушкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey_narodnaya_igrushka.docx38.21 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пышминского городского округа

«Пышминский детский сад №7»

 623550 Свердловская область, пгт. Пышма,  ул.  переулок Кировский, д. 3 «А»

 ПАСПОРТ

МИНИ - МУЗЕЯ

«Народная игрушка»

(подготовительная к школе группа)

Воспитатель: Горкина С.С.,

первая категория.

2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспортные данные мини-музея

2. Аспекты музейной деятельности

3. Характеристика мини-музея

4. План работы по созданию музея

5. Тематический план проведения занятий в мини-музее

6. Перспектива развития мини-музея

7. Литература

8. Приложение

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Наименование мини-музея:  «Народная игрушка»

Профиль мини-музея: познавательно – творческий.

Цель: Приобщение детей к народной культуре, через  ознакомление  с народной   игрушкой.

Задачи для детей:

  • Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)
  • Обеспечить запоминание  игр с народными игрушками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки)
  • Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
  • Формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

Задачи для родителей:

создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка, приобщение детей к русской народной культуре, ее  традициям.

Задачи для воспитателя:

развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

  • принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
  • принцип опоры на интересы ребенка;
  • принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при  руководящей  роли взрослого;
  • принцип наглядности;
  • принцип последовательности;
  • принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Формы деятельности:

•фондовая;

•поисковая;

•научная;

•экспозиционная;

•познавательная.

Площадь, занятая под экспозицию: мини-музей организован  в сентябре  2018 г. Под экспозицию выделен отдельный уголок  в  групповой комнате.  

Обеспечение мини-музея:

1. Материально-техническое:  фотоальбом, иллюстрации, игрушки,  дидактические игры, канцелярские принадлежности и т.д.

2. Учебно-методическое:

1. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А.  Мини-музей в детском саду.

2. Рыжова Н.А. Методическое издание «Коллекция увлечений».

Руководитель мини-музея: Горкина С.С.,  воспитатель подготовительной   к школе группы.

Участники  мини-музея: дети подготовительной  группы, воспитатели, родители.

Структура управления мини-музеем: Руководитель мини-музея планирует, координирует, контролирует работу в мини-музее.

АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами задачи в поиске новых и интересных решений. Создать условия, в которых ребенок смог бы максимально реализоваться, установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества - является одной из основных задач воспитательно-образовательного процесса.

Организовать познавательно-исследовательскую деятельность средствами совместных проектов с воспитанниками возможно с помощью музейной педагогики.

Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. – Я поведу тебя в музей,- сказала мне сестра» А что делать, если количество музеев в городе ограничено? Именно поэтому в дошкольных учреждениях решили создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Мини- музеи очень удобны, так как:

Во-первых,  музей занимает очень маленькое пространство.

Во- вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.

В-третьих, в их создании участвуют и сами ребята, и их родители, братья и сестры.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

•Музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;

•является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;

•способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

•помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада

Содержание, оформление и назначение мини-музея отражает специфику возраста детей данной группы. Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.

Актуальность   мини-музея « Народная игрушка »:

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки.  Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков . Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.

Оформление мини-музея:  музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекция  мини-музея  располагается в специально отведенном месте, в групповой комнате, где на полках располагаются доступные для детей экспонаты, которые  имеют свой номер, дату поступления, материал изготовления, фамилию и имя владельца. Коллекция игрушек из различных  хрупких материалов (глина, фарфор, бумага) стоят на верхней полке в целях безопасности и используются при работе с детьми только совместно с воспитателем.

В музеи размещены экспонаты, которые  условно разделены по разделам.

Разделы  мини-музея, особенности использования:

Тряпичные и вязаные куклы

Экспонаты данной  коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Игрушки могут быть использованы в процессе образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Глиняные игрушки 

 Экспонаты данной коллекции выполнены профессиональными мастерами, воспитателями,родителями и детьми. Экспонаты могут быть применены в процессе организованной образовательной  деятельности. «Социально-

коммуникативное развитие», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

Фарфоровые игрушки

Экспонаты данной коллекции выполнены профессиональными мастерами. Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

Игрушки из бумаги

Экспонаты данной коллекции выполнены детьми и их родителями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации  образовательной деятельности в образовательных областях «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

«Галерея творчества»

Оформлена в виде стенда, где расположены детские рисунки, аппликации. Фотографии после некоторого времени переносятся с полотна в фотоальбом. Эти композиции постоянно  меняются в   соответствии с  изменениями тематики по  ознакомлению с народными игрушками: Гжель, Дымка, Хохлома, Городец и др.

Экспонаты галереи могут быть использованы в процессе организованной познавательной, образовательной деятельности в образовательных областях «Художественное творчество», «Познавательно-речевое развитие».

«Библиотека»

Здесь собран материал о видах народной игрушки, (альбом, книга) загадки, стихи и авторские произведения о народных игрушках, которые могут быть использованы в образовательной деятельности и  в свободной деятельности, при работе с родителями.

«Мастерская»

Материалы для рисования, лепке, аппликации  расположены на низкой полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной художественной деятельности или вместе с педагогом в процессе образовательной деятельности.

Ожидаемый результат: 

Создание в группе мини-музея  « Музей народной игрушки».

В процессе взаимодействия воспитатель – дети - родители в реализации проекта:

дети: 

  • проявляют интерес к экспериментированию с различными игрушками;
  • овладевают знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;
  • проявляют доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;
  • возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности;
  • у детей сформированы знания о русском народно прикладном творчестве, народной игрушке;

родители: 

  • родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность; укреплены семейные связи;
  • обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
  • повышение компетентности родителей при выборе игрушки.

ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

Этапы реализации

Основные направления реализации

1.

Подготовительный этап

Оформить в групповой комнате мини-музей

« Народной игрушки».

Консультация  для родителей «Мини – музей в детском саду». 

Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Народная игрушка».

Наблюдение за  играми детей.

Дополнить библиотечку книгами об народных игрушках, альбомом «Народные игрушки».

Изготовление  и подбор дидактических  и сюжетно – ролевых игр.

2.

Основной  этап

Рассматривание картин, иллюстраций с изображением народных игрушек (матрешек, деревянных игрушек-забав, дымковских и хохломских игрушек); энциклопедии с изображением игрушек в разные времена.

Рассматривание деревянных, глинных, фарфоровых, вязаных, пластмассовых игрушек , современных и т.д.

Ситуативная беседа по теме. Рассказы  детей:

-характерные особенности строения,

-признаки, отличающие одних игрушек от  других,

-узнавать и называть название игрушки- куклы, росписей  и место происхождение игрушек,

-познакомить с другими видами и материалами игрушек,

-закреплять  представление о том, что народные игрушки – это история нашего народа и страны.

Придумывание загадок, рассказов, сказок.

Объяснение крылатых выражений, пословиц.

Художественное  творчество:

- Рисование нетрадиционным способом«Матрешка»;

- Лепка «Бусы для куколки».

- Аппликация с использованием  бросового

материала,  

- Коллективная работа  «Выйду за околицу»,  

-Лэпбук «Народная игрушка».

- Изготовление игрушек-самоделок к выставке «Народная игрушка» совместно с детьми.

-Познакомить детей с росписями на дереве Хохлома, Полхов – Майдан, Богородская.

-Создание альбома «Декоративная роспись деревянных изделий».

-Чтение художественной литературы.

- Разучивание стихов.

- Пальчиковая гимнастика.

- Артикуляционная гимнастика.

Экскурсии в музей , библиотеку, центр дополнительного образования  и т.д.

3.

Заключительный этап

- Оформление выставки мини – музея  «Народная игрушка».

-Создание альбома «Игрушки бабушек».

- Фотовыставка «Мои друзья- игрушки!»

Сотрудничество с семьёй:

Изготовление совместных с детьми игрушек, композиций на тему: «Народная игрушка».

Пополнение предметно-развивающей среды в группе  и в мине -музее.

Досуг для родителей «Добро пожаловать в мини – музей!».

Экскурсии в мини-музей « Народная игрушка».

Консультации  для родителей « Что мы можем рассказать детям  о народной игрушке», «Игрушка в жизни ребенка», «Мини-музей, как развивающая среда для ребёнка».

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

 В МИНИ – МУЗЕЕ

Месяц

Содержание

Участники

Сентябрь

Знакомство с музеем, с названием музея, экспонатами музея.

Развивать интерес к работе музея. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Пляска «Мы матрёшки».  Оркестр народных игрушек».

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

Октябрь

Продолжать знакомить с игрушками  и  их разнообразием. Формировать представления о различных видах кукол. Развивать тактильные ощущения. Воспитывать умения бережно играть с куклой.

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

Ноябрь

Знакомить с материалом:  ткань и древесина.

(Где  используют   ткань и дерево? Деревянные  и тряпичные изделия,  предметы быта и т.д.)

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

Декабрь

Продолжать знакомство детей с  деревянными изделиями – Хохлома, Городец и т.д. Знакомство со свистульками.        Показать разнообразие игрушек-свистулек. Развивать умение ими пользоваться очень аккуратно.

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

Январь

Оформить выставку, показать разницу между ёлочной  и народной игрушкой. Развивать интерес к новогодним украшениям. Воспитывать интерес к народным традициям и встречи нового года.

Игра-загадка «Кто, что, из чего и чем?»

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

Февраль

Экскурсия в краеведческий музей.

Познакомить с Богородской игрушкой. Развивать умение составлять, придумывать рассказ, развивать активный словарный запас.

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

Март

Предложить детям полюбоваться куклами, изготовленными мамиными руками. Познакомить с назначением этих кукол. Воспитывать любовь к мамам. Беседы «Зачем игрушки нам нужны?» «Кто их делает?» «Как надо обращаться с игрушками?»  Опыты-сравнения деревянных, соломенных, глиняных и фарфоровых игрушек.

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

Апрель

Встреча с интересными людьми.

Показать детям технологию создания игрушки

из глины.  Рассказать детям о том, что у человека есть любимое занятие. Воспитывать уважение к  людям труда .

Дети, воспитатели,

руководитель мини - музея

Май

Экскурсия по мини-музею (другие группы).

Закрепить знания о народных  игрушках.

Расширять представления о способах безопасного обращения с  деревянной, глиняной и фарфоровой игрушкой.                  

Воспитывать бережное отношение к вещам и желание играть с народной игрушкой.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек», «Идём в музей».

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

Ожидаемые результаты:

- сделать слово "музей" привычным и привлекательным для детей;

- приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, расширит познавательный интерес и эмоциональное восприятие;

-позволит пополнять музей новыми экспозициями;

- расширит словарный запас путем подбора картотеки к экспозициям загадок, пословиц, поговорок, интересных материалов;

- обогатит предметно-развивающую среду в ДОУ.

        ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ

  • Подбор коллекций детских мультфильмов, детских художественных фильмов и презентаций, художественной литературы,  энциклопедий, научно-познавательных фильмов о деревьях.
  • Проведение экскурсий для других групп детского сада, мастер-классы для воспитателей и родителей.
  • Проведение на базе мини-музея и использование его коллекций на занятиях по разным видам деятельности.
  • Написание книжек-малышек или большой книги о деревьях.
  • Пополнение альбома и каталога музея.
  • Индивидуальная работа с детьми по изготовлению поделок, рисунков, выставок.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для родителей

  1. Какие музеи расположены в непосредственной близости от Вашего дома? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  1. В каком из музеев Вы нашли время побывать с ребёнком? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Как Вы могли бы объяснить своему ребёнку, для чего существуют музеи? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Можете ли Вы рассказать историю своей семьи? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Есть ли в Вашем доме вещи, представляющие интерес с точки зрения истории, памяти? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Какие формы взаимодействия семьи и детского сада Вы считаете наиболее эффективными? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Приведёт ли сотрудничество семьи и дошкольного учреждения к развитию интереса к историческому прошлому своей Родины и формированию ценностных ориентиров к экспонатам музея у детей? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  7. Есть ли в Вашем доме какая-нибудь коллекция? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы мини – музея «Русская народная игрушка»

В плане указаны темы по которым ведётся работа в музее. Описана работа с детьми и родителями....

Презентация проекта «Использование мини-музея русско- народной игрушки в организации образовательной деятельности с детьми"

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Народное искусство способствует глубокому воздействию на м...

Паспорт мини-музея «Предметы народного быта»

Мини - музей детского сада отражает специфику дошкольного возраста детей. Ежегодно (периодически) музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совм...

Из опыта работы "Развитие художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста путём создания в группе мини-музея "Русская народная игрушка"

Русская народная игрушка развивает у детей воображение, фантазию, творческое мышление, разносторонне воздействуют на развитие чувств ребёнка,  ума и характера. Мини-музей "Русская народная и...

Экскурсионная работа мини - музея "Русской народной игрушки"

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с дошкольного возраста. При э...

Экскурсионная работа мини - музея "Русской народной игрушки"

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с дошкольного возраста. При э...

Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы Создание мини- музея "Русские народные игрушки"

Цель нашего проекта:как приобщить детей 2-3 лет к русскому народному творчеству через знакомство с народной игрушкой...