Конструирование и робототехника как средство комплексного решения воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС ДО
проект по конструированию, ручному труду на тему

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок».

В.А.Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_2.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конструирование и робототехника как средство комплексного решения  воспитательно-образовательного процесса

 в условиях ФГОС ДО       

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок». 

В.А.Сухомлинский

 Учитывая специфику современной жизни, когда ее неотъемлемой частью стали информационные технологии, компьютеризация; когда современного человека окружают сложнейшие электронные устройства, остро стоит вопрос грамотного, последовательного, профессионального приобщения ребенка к ИКТ-технологиям.

Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогами в рамках ФГОС. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создания особых условий обучения.

Модернизация дошкольного образования, предполагает, что целью и результатом образовательной деятельности дошкольных учреждений является не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком способности и качества, которые  задают целевые ориентиры ФГОС ДО:

  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
  • проявляет любознательность;
  • интересуется причинно-следственными связями;
  • проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности Достижение таких результатов возможно за счет обновления содержания дошкольного образования и технологий, используемых в ходе образовательной деятельности.

В этом смысле конструктивная созидательная деятельность, а именно легоконструирование и робототехника: 

  • являются не только идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей; но и великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей;
  • формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
  • объединяют игру с исследовательской деятельностью; 
  • предоставляют ребенку возможность экспериментировать и создавать свой собственный мир, где нет границ.

Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для ее достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.

Идея сделать LEGO-конструирование  процессом направляемым, расширить   содержание конструкторской  деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также  привлечь педагогов, родителей к совместному техническому творчеству  легла в основу проекта «LEGO-конструирование и робототехника как средство развития конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников».

Цель проекта:   внедрение  LEGO-конструирования и робототехники  в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Задачи проекта:

  1. Разработать и внедрить  дополнительную образовательную программу  «Лего» в детском саду» (с использованием программируемых конструкторов LEGO для детей  старшего дошкольного возраста).
  2. Создать условия для реализации дополнительной образовательной программы: 
  • Оборудовать кабинет LEGO – центра;
  • Направить педагогов на курсы повышения квалификации по данному направлению;
  • Повысить интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм работы;
  • Разработать механизм внедрения LEGO-конструирования и робототехники, как дополнительной платной услуги.

Новизна проекта заключается  в адаптации  конструкторов нового поколения:  Lego  Wedo, программируемых конструкторов RoboKids в образовательный процесс для детей старшего дошкольного возраста.

Этапы реализации проекта

Первый этап – разработка проекта. (Изучение  возможностей внедрения образовательных конструкторов в образовательный процесс, анализ имеющихся условий,   формирование программы экспериментальной деятельности, повышение квалификации педагогов, организация начального материально-технического обеспечения  LEGO – центра).

Второй этап – внедрение проекта. Практическое осуществление экспериментальной деятельности:  организация работы LEGO - центра, осуществление  корректировки программы экспериментальной деятельности, решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей LEGO - центра в образовательном процессе с дошкольниками: реализация детско-родительских проектов, мастер-классов  по работе с детьми, родителями, педагогами;  выявление  и устранение возникающих в процессе работы проблем.

Третий этап – аналитический этап. Систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка, презентация полученных результатов. Проведение мониторинга результативности и удовлетворенности участников образовательного процесса по проекту.

Участники проекта

  • Воспитанники детского сада
  • Педагоги детского сада
  • Родители воспитанников

Содержание педагогической деятельности

Реализация идеи проекта проходит в нескольких направлениях.

Направление  

1.  Легоконструирование

Возрастная категория: с 3 до 5 лет. Детям предлагается конструктор LEGO DUPLO, LEGOSOFT, где они знакомятся с основными деталями конструктора LEGO DUPLO, LEGOSOFT, способами  скрепления кирпичиков,  у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.

С помощью конструктора ЛЕГО решаются  задачи образовательной деятельности с дошкольниками по следующим направлениям: 

  • развитие мелкой моторики рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности;
  • обучение правильному и быстрому ориентированию в пространстве;
  • получение математических знаний о счете, форме, пропорции, симметрии;
  • расширение своих представлений об окружающем мире - об архитектуре, транспорте, ландшафте;
  • развитие внимания, способности сосредоточиться, памяти, мышления;
  • обучение воображению, творческому мышлению;
  • овладение  умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;
  • обучение общению друг с другом, уважение своего и чужого труда.

В средней группе дети закрепляют навыки работы с конструктором LEGO, полученные в младшей группе, и впервые знакомятся с мелким конструктором. В этом возрасте дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учатся ее анализировать. Добавляется  форма работы — это конструирование по замыслу.

В старшей группе дети знакомятся с конструктором LEGO «Первые механизмы».  В старшей группе конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием,  дошкольники способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу.

Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью.

Созданные LEGO-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, используют LEGO-элементы в дидактических играх. Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у детей  развивается  умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки.

Направление  2. 

Легоконструирование с использованием робототехники

 В подготовительной группе реализуется  расширение и углубление содержания конструкторской деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста  за счет использования  программируемых  конструкторов  нового поколения Перворобот LEGO- WеDо, Robokids.  На  этапе программирования дошкольники переходят на более высокий уровень: игровая составляющая начинает уступать место серьезному продуманному изучению среды ЛЕГО, что требует мыслительной активности, усидчивости и других компетентностей.

 Создают и программируют модели. 

Совместная деятельность - взрослого и детей подразумевает  особую систему их взаимоотношений и взаимодействия. Ее сущностные признаки, наличие партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).

Робототехнические  конструкторы:  LEGO- WeDO,  ROBO-KIDS предназначены  для того, чтобы положить начало формированию у воспитанников подготовительных групп целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данного курса позволяет расширить и углубить  технические знания и навыки дошкольников.

На этом этапе работы предполагается организация совместной проектной деятельности, активное привлечение родителей к техническому творчеству.

Направление  3. 

Взаимодействие с воспитателями и родителями

Обучение педагогов  LEGO-технологии, как за счет курсовой подготовки, так и организации обучающих семинаров-практикумов, мастер - классов,   открытых занятий и т.д. 

Формы и виды взаимодействия с взрослыми:

  • Родительские собрания
  • Открытые занятия
  • Семинары-практикумы
  • Консультации и беседы
  • Анкетирование и опросы родителей с целью изучения их запросов и ожиданий 
  • Приглашение на презентации технических изделий
  • Выставки детских работ
  • Подготовка фото-видео отчетов создания моделей, механизмов и других технических объектов, как в детском саду, так и дома

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект LEGO-конструирование и робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в условиях современной дошкольной образовательной организации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад № 25 «Чебурашка» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район...

Конструирование и робототехника как средство комплексного решения

Учитывая специфику современной жизни, когда ее неотъемлемой частью стали информационные технологии, компьютеризация; когда современного человека окружают сложнейшие электронные устройства, остро стоит...

Лего-конструирование и робототехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Актуальность моего опыта работы на тему: "Лего-конструирование и робототехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"...

LEGO-конструирование и робототехника, как средство развития навыков конструктивно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Доклад для участия в тематической площадке "Первые шаги в робототехнику" IV регионального технического фестиваля "ТЕХНОСТАРТ"...

«ЛЕГО - конструирование и робототехника как средство решения воспитательно - образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»

Презентация состоит из 12 слайдов и отражает цели и задачи легоконструрования и робототехники как средство решения воспитательно- образовательного процесса в условиях ФГОС ДО....

Доклад: «Использование LEGO- конструирования и робототехники как средства развития познавательно – экспериментальных способностей дошкольников».

В современной практической педагогике накоплен немалый опыт по познавательному развитию при помощи разных видов детской деятельности. Одной из эффективных, по мнению многих специалистов, является кон...

Лего - конструирование и робототехника как средство развития конструкторских и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими ...