Главные вкладки

    LEGO-конструирование и робототехника, как средство развития навыков конструктивно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
    материал

    Мадеева Ксения Васильевна

    Доклад для участия в тематической площадке "Первые шаги в робототехнику" IV регионального технического фестиваля "ТЕХНОСТАРТ"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Мадеева К. В.

    Воспитатель,

    педагог дополнительного образования

    МКДОУ № 22 г. Аши

              

    LEGO-конструирование и робототехника, как средство развития навыков конструктивно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

    На сегодняшний день,  LEGO-конструкторы  различных видов активно  используются  в образовательном пространстве дошкольных учреждений  в работе с детьми в рамках реализации основных образовательных программ дошкольного образования  и  дополнительного образования дошкольников в том числе.

    LEGO-конструкторы  позволяют нам окунуться в мир увлекательной робототехники.

    «Робототехника» в общем виде это достаточно сложная дисциплина, которая вбирает в себя научные знания из электроники, механики и программирования.

    Новое направление в работе с детьми дошкольного возраста с более расширенным и углубленным содержанием конструкторской деятельности за счет использования программируемых конструкторов нового поколения LEGO WeDo и LEGO Boost  набирает обороты в своем развитии.

    Дети знакомятся со способами конструирования и  начального программирования, узнают, как делить общую задачу на более мелкие составляющие, выдвигать гипотезы и проверять их и как обходиться с неожиданным результатом. У детей  появляется возможность получить представления о различных механизмах, а также о планировании и создании конструкции.

    Дети осваивают проектную деятельность, разрабатывают инженерные книги, участвуют в защите творческих презентаций и т.д. Юные исследователи, войдя в занимательный мир роботов, погружаются в сложную среду информационных технологий, позволяющих роботам выполнять широчайший круг функций: от простейшего конструирования до изобретения программируемых конструкций с использованием информационных технологий обучения

    LEGO-конструирование и робототехника уверенно входят в нашу среду обитания.

    На сегодняшний день тенденция такова, что все чаще дошкольники могут активно принимать участие в конкурсных движениях технической направленности.

    С 2018 года дошкольники получили возможность участвовать в муниципальной олимпиаде по начальному научно-техническому творчеству.

    Это конкурс реферативных работ, в котором дошкольники готовят проекты в различных. Перед детьми ставится проектная задача, в ходе исследования они изучают поставленные вопросы, затем в своих номинациях защищают проекты перед судейской комиссией с докладом и мультимедийной презентацией.

    На протяжении последних 5 лет дошкольники активно принимают участие в робототехнических форумах дошкольных образовательных организаций «ИкаРенок». «ИКаРенок» запустили в 2014 году, каждый год задается новая тема и меняется структура испытаний. Проводится данный форум на муниципальных этапах всегда ярко, динамично, это всегда представление, в котором участвуют все: и команды, и гости форума.

    Главное испытание – защита творческого проекта. Кроме заданной темы, ограничений практически нет. Можно использовать любые программируемые и механические конструкторы и любые дополнительные материалы. На защиту дается 5 минут, в ней участвуют только дети.Защита проектов проводится в очно-заочной форме.

    Так же готовится «Инженерная книга», содержащая подробное описание этапов работы над проектом, которая рассматривается заочно.

    Помимо творческого проекта команды должны справится с дополнительными испытаниями. Путешествуя по «станциям» технического творчества, дети выполняют различные задания, направленные на развитие конструктивных навыков, внимания, памяти, логического мышления, творческого воображения, умения работать в команде.

    Например, в сезоне 2018 – 2019 года в качестве дополнительных испытаний использовались задания:

    • «Найди закономерность и продолжи ряд»;
    • «Раскодируй картинку»;
    • «Динамическая игрушка».

    Ключевое внимание во время соревнования обращено к оригинальности идеи, применению нестандартных техник выполнения, оригинальности и творческому подходу, а также к собранным моделям: их функциональным возможностям, ловкости, смышлености и продуманности.

    Не менее важный критерий для оценки жюри — работа в команде и умение презентовать свою модель, свое изобретение перед аудиторией. Победителями станут те участники, которые сумеют проявить максимум изобретательности, творческий подход, сплоченность и наберут баллов больше, чем другие.

    Также с 2018 года дошкольники получили возможность впервые участвовать во всероссийском робототехническом фестивале «РобоФест» в направлении «FIRST LEGO League Jr.FLL» в категории «FRO 6+».

    В данных робототехнических соревнованиях по направлению  FLL Jr. требования к командам уже иные:

    Регламент соревновательного сезона 2018/2019 учебного года по направлению FLL Jr был обозначен темой «Миссия на луну» и требовал создание модели, инженерной книги, постера,  и защиты своего проекта.

    Сначала дети решали проектные задачи связанные с Луной и космосом, искали ответы на поставленные вопросы.

    Затем приступали к созданию своего проекта. Отличительная особенность этого Фестиваля в том, что при создании модели используется только конструктор LEGO c хотя бы одной моторизованной запрограммированной частью в проекте.

    Следующим шагом к подготовке к фестивалю является оформление постера. Он создается командой для иллюстрации своих исследований и командной работы. В рамках направления «FLL Jr.» в категории «FRO 6+» оформление инженерной книги не обязательно. Посредством постера команда делится тем, что она изучала, что узнала, и демонстрирует информацию о себе и своем проекте.

    Кульминационным моментом является участие в мероприятии FLL Jr., где cудьи-волонтеры общаются с командами по поводу созданных LEGO-моделей и Show Me постеров. Команде предстоит встретиться и побеседовать в течение 5-10 минут со специальными экспертами. На данном этапе важно умение рассказать о Вашем проекте, заинтересовать экспертов, показать достойно результат командной работы.

    Как правило, в муниципальных этапах форума «ИкаРенок» и фестиваля «РобоФест» выбирается команда, которая будет представлять  свой проект на региональных этапах данных конкурсов в рамках всероссийского робототехнического фестиваля «РобоФест».

    Наше дошкольное учреждение  ежегодно  принимает активное участие в конкурсных движениях технической направленности.

    Наш детский сад на сегодняшний день имеет опыт прохождения всех перечисленных выше конкурсов.

    Ежегодно с 2015 года наше дошкольное учреждение принимает участие в выставке «На страже Отечества».        

    С 2016 года воспитанники наш детский сад ежегодно принимают участие в муниципальных этапах форума «ИкаРенок».

    В 2018 году наша команда принимала участие в региональном этапе форума «ИкаРенок» в рамках всероссийского робототехнического фестиваля «РобоФест-Челябинск-2018» с проектом робота-помощника «Грома» по теме сезона «Робо-помощники в семье».

    В марте 2019 г. на базе нашего детского сада прошел муниципальный робототехнический фестиваль «ИКаРенок», где наши воспитанники награждены дипломом за сложность проекта и дипломами призеров в номинации «Видеозащита творческого проекта» и «Инженерная книга»за  созданный ими макет листопрокатного стана.

    В ноябре 2018 г. команда нашего детского сада впервые прияла участие в XV муниципальной олимпиаде по начальному научно-техническому творчеству «История развития техники из прошлого в будущее» и заняла I место в номинации «Легоконструирование и робототехника», с честью защитив свой творческий проект: «Космоуборщик».

    В январе 2019 года команда нашего детского сада «Роботенок» после победы в муниципальном этапе регионального робототехнического фестиваля «РобоФест-Челябинск-2019» приняла впервые  участие  в региональном этапе соревнований «РобоФест – Челябинская область 2019» в г. Челябинске в соревновательном направлении «FIRST LEGO League Jr. FLL» в категории «FRO 6+» с проектом Лунной базы,  где получила диплом в номинации: «Сложность в оформлении».

    В планах на будущее – продолжать работать в данном направлении и начать учить детей робототехнике как можно раньше, так как интерес к инженерным специальностям проявляется буквально с 5 лет. Этот интерес нужно развивать и продвигать повсеместно.

    Увлечение робототехникой, программированием побуждает детей любого возраста к творческому мышлению и производству уникального продукта. Это залог успешного будущего не только для отдельно взятого ребенка, но и для страны в целом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Нетрадиционные техники, приемы и материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

    Предлагаю презентацию, где показаны виды изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник, приемов и материалов.  Предложенные виды работ, помогают не только развивать у детей...

    Перспективное планирование в старшей группе по кружковой деятельности "Нетрадиционные техники, приёмы, материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

    Рабочая программа кружковой деятельности «Умелые ручки» направлена на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. Данная программа рассчитана на детей старшего дошко...

    Средства формирования навыков общения со сверстниками детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

    Краткий анализ основных средств коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР по формированию и развитию навыков общения...

    «Продуктивные виды деятельности, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

    laquo;Продуктивные виды деятельности, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»...

    «Продуктивные виды деятельности, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

    laquo;Продуктивные виды деятельности, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»...

    Обобщение педагогического опыта: "Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

    В статье представлены цели, задачи, содержание работы по развитию мелкой моторикик посредством изобразительной деятельности....

    Использование загадок как средства развития речи в образовательной деятельности детей дошкольного возраста.

    Использование загадок как средства развития речи в образовательной деятельности детей дошкольного возраста.Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей сист...