Лего-конструирование и робототехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

Рыжанкова Светлана Викторовна

Актуальность моего опыта работы на тему: "Лего-конструирование и робототехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego-konstruirovanie_i_robototehnika.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

 «Лего-конструирование и робототехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»

Для начала…. Хотелось бы отметить, что Россия, как и многие другие страны, ставит развитие робототехники приоритетной задачей  (УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации (с изменениями на 16 декабря 2015 года)». Сегодня, как никогда актуальны вопросы создания суперкомпьютеров, развития искусственного интеллекта, поэтому задача, которая сейчас стоит перед системой российского образования - подготовка инженеров-творцов, которые могли бы изобретать и внедрять новые технологии, аналогов которым не было бы в мире. Соответственно, те дети, которые будут увлекаться робототехникой и конструированием уже сейчас – это будущие инженеры-инноваторы, которые будут востребованы не только на российском, но и на международном рынке.

Современное образование требует раннего самоопределения и ранней технологической подготовки детей. И, по словам заместителя председателя Брянской областной Думы, регионального координатора проекта ВПП «Единая Россия» «Модернизация образования», А. П. Бугаева, необходимо выстраивать цепочки непрерывного технологического образования, когда дети, проявляющие склонность к конструированию и др., уже с пяти лет готовились бы к занятиям и стремились в центры технического образования, которые уже функционируют в нашем городе. Именно он предложил создать в регионе 12 базовых инновационных площадок для отработки программы преемственности практико-ориентированного образования «Школа-детский сад», одной из которых является наш детский сад.

Наше учреждение всегда стремится к совершенствованию, создавая при этом разнообразные условия внедрения инновационных технологий. На наш взгляд, лего-конструирование и робототехника – эффективное средство всестороннего развития дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Отдавая приоритет в своей работе познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста, и являясь руководителем творческой группы по внедрению лего-технологии и роботехники в ДОУ, считаю, что использование лего-конструирование активизирует познавательную деятельность детей, положительно влияет на игровые мотивы обучения, повышает творческий потенциал, обеспечивает развитие различных психических качеств и процессов (мышление, воображение и др.).

В процессе лего-конструирования наши дошкольники развивают математические способности. Старшие дошкольники пересчитывают детали, выделяют их форму, размеры и цвет; учатся ориентироваться не только на листе бумаги, где самостоятельно делают зарисовки будущих построек,  но и в пределах смоделированной ими плоскости на экране компьютера.  

  Кроме этого, лего-конструирование тесно связано с сенсорным развитием ребенка, что  способствует развитию мелкой моторики рук, развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, умения сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать), способствует развитию сенсорных представлений (о счете, пропорции, форме, симметрии, прочности и устойчивости конструкции), а также способствует формированию навыка создания различных конструкций по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции, по замыслу.

Занятия по лего-конструированию помогают дошкольникам в ознакомление с предметным окружением, социальным миром, миром природы (в саду имеются наборы кубиков Лего Дупло с сюжетными фигурками и постройками, которые помогают закреплять лексические темы, позволяют расширить кругозор детей, формировать целостную картину мира и т.д.)

Также лего-конструирование развивает и коммуникативные навыки, расширяет словарный запас, активизирует  мыслительно-речевую деятельность дошкольников, совершенствуется умение обобщать и делать выводы: старшие дошкольники с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий. В старшей группе мы особое внимание уделяем совместному конструированию. Дети учатся планировать общую деятельность, договариваться, добиваться общей цели.

Немаловажную роль в работе по данному направлению играет заинтересованное отношение родителей. Проведены родительские собрания, консультации, мастер-классы, выставки детских работ. Родители оказали неоценимую помощь в приобретении дорогостоящих пособий и материалов для занятий.

Также хотелось бы отметить, что лего-конструирование и робототехника очень активно позволяют внедрять информационные технологии в образовательный процесс ДОУ, помогают дошкольникам овладевать элементами компьютерной грамотности, умениями и навыками работы с современными техническими средствами. Сейчас наши старшие дошкольники  осваивают программу Лего Диджетел, с помощью которой учатся самостоятельно создавать схемы будущих построек на экране компьютера. В данный момент, в детском саду функционируют 2 старшие экспериментальные группы, которые работают по составленной нами программе на 2 учебных года, согласно составленному перспективному плану. Работа с этими группами детей – это 1 (подготовительный этап) ко 2 (основному этапу) – этапу освоения конструкторов нового поколения: Lego Wedo, которые будут знакомить детей с более сложными основами компьютерного моделирования.

И, наконец, хочется отметить, что Лего-конструирование и Робототехника в нашем детском саду - это не дань моде, это необходимость, которая продиктована требованиями к подрастающему поколению.

Со временем в ногу шагают детишки,

Компьютер им друг,  электронные книжки…

И взрослых научат порою ОНИ…

Фантастику в быль превратить из мечты!

        

Перед нами задача стоит сохранить

Связь поколений тонкую нить!

Должны мы друг друга с детьми дополнять…

И частью системы одной большой стать!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия, как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Методические рекомендации для студентов педагогического колледжа, воспитателей ДОУ...

Формирование географических представлений как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Проект по позновательному развитию "Формирование географических представлений" для детей старшей и подготовительной групп. В данном разделе раскрыта актуальность данной темы, цели,задачи, фо...

Программа саомразвития на 2015-2018 года по теме: "Проектная деятельность как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО"

ФГОС ДО особое внимание уделяет поисково-исследовательской деятельности. В данной программе представлены формы организации педагогической деятельности, эффективные методы и приемы для изучения поисков...

"Искусство оригами как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"

Бумага – доступный для ребёнка универсальный материал, который широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Складывание из бумаги выполняет терапе...

"Развивающие возможности лэпбука как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"

ПОНЯТИЕ ЛЭПБУКАЛЭПБУК  - (лепбук, lap – колени, book – книга) тематическая или интерактивная развивающая папка с кармашками, окошками, мини-книгами и всевозможными вкладками, подвижны...

Опыт работы: "Организация экспериментальной деятельности как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста".

Опыт может применяться воспитателями ДОУ, педагогами учреждений дополнительного образования. Опыт доступен как начинающим педагогам, так и педагогам со стажем. Может быть, использован, при организации...