Программа саомразвития на 2015-2018 года по теме: "Проектная деятельность как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО"
методическая разработка на тему

Наталья Павловна Егорова

ФГОС ДО особое внимание уделяет поисково-исследовательской деятельности. В данной программе представлены формы организации педагогической деятельности, эффективные методы и приемы для изучения поисково-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, а также основные способы проектирования образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samorazvitiya_egorova.docx49.38 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: Безимени-1

Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 429»

(МБДОУ «Детский сад № 429»)

ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ

воспитателя

Егоровой Натальи Павловны

г. Нижний Новгород

2015 год

Тема: «Проектная деятельность как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО».

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».

Пояснительная записка.

     Ребёнок - исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем мире. Задача взрослых - помочь детям сохранить эту исследовательскую активность. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и многое делает сам.

     Развитие поисково-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

     ФГОС ДО уделяет особое внимание поисково-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются: организация решения познавательных задач, применение экспериментирования в работе с детьми, использование проектирования.В связи с этим и представляет особый интерес детское экспериментирование и его активное внедрение в практику работы дошкольного учреждения. Возможно ли организация поисково-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста? Да.

Цель:повысить уровень своей компетентности и профессионализма в изучении поисково-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, овладеть способами проектирования  образовательного процесса.

Задачи:

  1. Изучить нормативно-правовые документы, методическую литературу.
  2. Обобщить педагогический опыт работы по теме «Организация поисково-исследовательской деятельности детей в соответствии с ФГОС ДО».
  3. Повысить собственную профессиональную компетентность по данному вопросу.
  4. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду.
  5. Разработать перспективный план работы с детьми.

Предполагаемые результаты:

  1. Повышение профессиональной компетентности по данному вопросу.
  2. Организация и обогащение развивающей предметно-пространственной среды для реализации опытно-экспериментальной деятельности воспитанников.
  3. Разработка перспективного плана опытов и наблюдений по организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников.
  4. Создание картотеки опытов и экспериментов в старшей группе.
  5. Формирование положительной мотивации на экспериментальную деятельность, развитие поисково-исследовательской деятельности у детей.
  6. Развитие у детей инициативы, сообразительности, мышления, самостоятельности.
  7. Повышение уровня знаний родителей по данной теме.
  8. Осуществление проектной деятельности.
  9. Проведение семинара-практикума с родителями «Экспериментируем вместе с детьми».

Перспективный план мероприятий по реализации программы

 на 2015 – 2016 учебный год:

Формы работы

Содержание работы

Срок

Изучение нормативно-правовых документов.

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Профессиональный стандарт педагога ДОУ.

Сентябрь - май

Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом.

1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М: Мозаика-синтез, 2015.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Издательство:Мозаика-Синтез, 2008 г 

3. Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением.подготовительная группа». – Москва: Мозаика-синтез, 2014.

4. Организация проектной деятельности в ДОУ. Сборник методических материалов №4 (МДОУ ЦРР Детский сад №4г. Н. Новгорода), 2012г.

5. «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников». Воспитатель МКДОУ «Детский сад № 4» Кочекова Ирина Васильевна, г. Облучье, 2013.

http://docplayer.ru/246422-Detskoe-eksperimentirovanie-osnova-poiskovo-issledovatelskoy-deyatelnosti-doshkolnikov.html

6. «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома». Воспитатель «Детский сад № 5» Анчутина Марина, г. Усолье-Сибирское.

http://www.maam.ru/detskijsad/opyt-raboty-po-teme-organizacija-poiskovo-isledovatelskoi-dejatelnosti-doshkolnikov-doma.html

7. «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников». Воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15 с. Кабанск» Кривошеева Ирина Владимировна, 2014.

http://doshkolnik.ru/okr-mir/2738-poislovaya.html

8.Организация проектной деятельности в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических материалов детского сада №178 «Облачко» г. Ульяновск, 2005г.

октябрь – декабрь

Оснащение педагогического процесса.

1. Организация и обогащение развивающей предметно-пространственной среды для реализации проектной деятельности воспитанников (оформление уголка для экспериментирования).

2. Создание картотеки опытов и экспериментов в подготовительной группе.

3. Создание игротеки по 6 блокам (анализаторы, признаки, причинно-следственные связи, вопросы, приемы типового фантазирования, речевые модели)

3. Осуществление среднесрочного проекта «Аэропорт будущего».

январь

март

апрель

апрель

апрель

Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, выставки, стенды и др.).

Мастер-класс для воспитателей МБДОУ №4,123,153 по организации работы с детьми в игротеке

Участие в семинаре для старших воспитателей Автозаводского района

«Игротехнический подход в создании развивающей предметно-пространственной среды»

декабрь

январь

Работа с детьми.

  • Картотека игр по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста.
  • Настольно-печатные развивающие игры «Путешествие по автозаводу», «Нижний Новгород».
  • Активизация словаря в ходе рассматривания иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.
  • Дидактические игры с применением картинок: «Достопримечательности Нижнего Новгорода», «Достопримечательности Автозаводского района» и т.д.
  • Рассматривание географической карты Нижнего Новгорода с углублением изучения Аэропорта Стригино.
  • Использование мнемотаблиц в ходе НОД ОО «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы».
  • В ходе образовательной деятельности проведение занятий по рисованию, конструированию, лепке и аппликации на тему «Аэропорт»

В течении года

Работа с семьей, социумом.

  • Анкетирование родителей «Выявление отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей».
  • Создание памятки для родителей «Детское экспериментирование. Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию».
  • Консультации для родителей «Экспериментируйте с детьми дома», «Как организовать развивающую предметно-пространственную среду для развития поисково-исследовательской деятельности детей дома».
  • Совместная деятельность по сбору информации детей и родителей по теме проекта.
  • Показы открытых мероприятий по проектной деятельности.
  • Организация экскурсии для детей в Аэропорт
  • Детская библиотека им.Макаренко: совместная работа по воспитанию любви к чтению художественной литературы. Организация экскурсий в библиотеку по разным темам в соответствии с образовательной программой ДОУ.

Сентябрь-май

Перспективный план мероприятий по реализации программы

 на 2016– 2017 год:

Формы работы

Содержание работы

Срок

Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом.

Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г.

-Захарова М. А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010 г.

-Использование метода проектов в практике дошкольного образовательного учреждения как инновационной педагогической технологии.

-Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.

Изучение статей в журналах по проектной деятельности:

- «Дошкольное воспитание»;

- «Ребенок в детском саду»;

- «Дошкольная педагогика»

Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте:

 -  www.nsportal.ru

- www. maam.ru .

-  www.detskysad.ru

-  www.doskolnik.ru

www.planetadetstva.net

В течении года

Оснащение педагогического процесса.

  • Создание картотеки по экологическому воспитанию
  • Изготовление лепбуков по безопасности на дороге и речевому развитию.
  • Изготовление не стандартного оборудования по закаливанию
  • Изготовление макета по экологическому воспитанию
  • Оформление альбомов «Загадки о спорте», «Стихи о спорте», «Физкультминутки» и т.д.
  • Д/И «Да нет», «Кому что нужно», «Какая, какой, какое».

В течении года

Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, выставки, стенды и др.).

  • Выставка плакатов «День защитника Отечества»
  • Выставка рисунков к 8 Марта «Самая любимая мамочка моя»
  • Участие в работе Международной конференции и стажировки для педагогов дошкольных учреждений «Модульное построение образовательного процесса. От идеи к воплощению» г.Ульяновск.
  • Презентация детского проекта по экологическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО
  • Презентация макета для экологического образования обучающихся.

Февраль

Март

Март

Апрель

Май

Работа с детьми.

Подвижные игры:

«Ручеек»

«Море волнуется»

«Тучка по небу ходила»

«Снежки»

«Лягушки и цапля»

Дидактические игры:

«Какой бывает вода?» (использование ТРИЗ описание объекта по признакам)

«Собери картинку»

«Тонущие и плавающие предметы»

«Кто больше назовет»

«Потому что…» (использование ТРИЗ причинно-следственные связи)

«Кому нужна вода, а кому полянка»

«Небо. Земля. Вода»

Сюжетно – ролевые игры:

«Моряки»

«Пароход»

«Морское путешествие»

Театрализованная деятельность

Инсценировка русской народной сказки «Снегурочка»

Рассказы и сказки:

- «Родник» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки.Экология для малышей»);

- «Великан и голубое озеро» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки.Экология для малышей»);

- «Жила-была река» Н. А. Рыжова (экологическая сказка);

- Королева – вода Н.А. Рыжова (экологическая сказка);

- «Что случилось с рекой?» Б. Заходер;

- «Сказка о ручейке» Эстер Адам;

В течении года

Работа с семьей, социумом.

  1. Введение в тему проекта: рекомендации родителям по ознакомлению детей с водой;
  2. Привлечение родителей к оформлению уголка по теме проекта; Рекомендации родителям посетить с детьми водоемы, рассказать о водоемах ребенку;
  3. Консультация для родителей «Вода важна для организма» (о соблюдении питьевого   режима, закаливания)
  4. Анкетирование родителей «Какой вы пешеход»
  5. Консультация для родителей «Безопасность на дороге»
  6. Папка передвижка «Закаливание в семье»
  7. С ЦБ им. А.С.Макаренко Участие в акции «Ремонтируем книги сами»; Участие в выставке детских работ, посвященных Дню защиты детей.

Сентябрь – октябрь

Ноябрь

Февраль

Май

Перспективный план мероприятий по реализации программы

 на 2017 – 2018 год:

Формы работы

Содержание работы

Срок

Изучение методической литературы и нормативно – правовых документов.  

  1. Т.В.Владимирова «Шаг в неизвестность» под ред.И.Я. Гуткович. – АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015.
  2. Сидорчук Т.А., «Я познаю мир» Методический комплекс по освоению детьми способов познания. – Ульяновск, ООО «Мастер Студия», 2014.
  3. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду:  родители и дети. М.А Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010.
  4. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. Л.Д. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  5. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в обучении старших дошкольников.\\ Дошкольная педагогика. 2010 №1.

Сентябрь  Май

Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, выставки, стенды и др.).

  1. Просмотр открытых занятий педагогов ДОУ
  2. Презентация наглядного материала и пособий для развития у детей звуковой культуры речи
  3. Прохождение курсовой подготовки
  4. Презентация проекта «Музыка такая разная» педагогам ДОУ

В течение года

Ноябрь

Март

Апрель

Работа с детьми.

  1. Д/И «Музыкальные инструменты такие разные»
  2. Рассматривание и рисование музыкальных инструментов.
  3. Обучение игре на музыкальных инструментах.
  4. Активизация словаря в ходе рассматривания иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.
  5. Прослушивание музыкальных произведений разного жанра

Сентябрь – март

Работа с семьей, социумом.

Анкетирование родителей «Выявление уровня знаний родителей о проектной технологии и её применении».

Размещение стендовой информации для родителей «Информация о проекте»

Привлечение родителей к организации проектов в группе.

Конкурс «Настоящий папа»

Конкурс «Мисс – мама»

Участие в выставке детских работ, посвященных Дню защиты детей (в ЦБ им. А.С. Макаренко)

Сентябрь – октябрь

Ноябрь

Февраль

Март

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста"

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста...

Занятия, как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Методические рекомендации для студентов педагогического колледжа, воспитателей ДОУ...

Лего-конструирование и робототехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Актуальность моего опыта работы на тему: "Лего-конструирование и робототехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"...

Реферат на тему: «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Оглавление:Введение.Теоритические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста.Изобразительная деятельность как средство эстетического воспитанияЗаключение.Список литературы....

Формирование географических представлений как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Проект по позновательному развитию "Формирование географических представлений" для детей старшей и подготовительной групп. В данном разделе раскрыта актуальность данной темы, цели,задачи, фо...

Опыт работы: "Организация экспериментальной деятельности как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста".

Опыт может применяться воспитателями ДОУ, педагогами учреждений дополнительного образования. Опыт доступен как начинающим педагогам, так и педагогам со стажем. Может быть, использован, при организации...