Опыт работы: "Организация экспериментальной деятельности как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста".
методическая разработка (подготовительная группа)

Шахин Наталья Николаевна

Опыт может применяться воспитателями ДОУ, педагогами учреждений дополнительного образования. Опыт доступен как начинающим педагогам, так и педагогам со стажем. Может быть, использован, при организации кружковой работы.  Данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педагога,  а также потому, что описание опыта работы опиралось на исследования ведущих специалистов в данной области.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного

обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Современная модель образования предполагает высокие требования к развитию компетентности детей в коммуникативной сфере, сфере отношений к миру, к людям, себе. Дошкольное годы – период наиболее интенсивного развития, возраст больших потенциальных возможностей, рождения личности, становление основ самосознания и ценностных ориентаций, проявления новых творческих способностей ребёнка и его индивидуальности.  Как помочь ребёнку войти в современный мир и познать его, приобщиться к его ценностям, научить быть самостоятельным и умелым, способным войти в реальные деловые связи с взрослыми и сверстниками, принимать решения и отвечать за их последствия? На мой взгляд, именно экспериментальная деятельность предполагает высокое развитие коммуникативности, гибкую организацию непосредственно образовательной деятельности (НОД) с учётом разноуровневого развития детей.

Организация обучения с использованием экспериментальной деятельности создаёт комфортную обстановку и ситуацию успеха, стимулирует познавательный интерес, способствует развитию у них общих учебных и коммуникативных умений и навыков. Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребёнка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. Важнейшая моя педагогическая задача в рамках выполнения государственных ориентиров не дать определённые знания детям, а сформировать умение добывать знания самостоятельно и оперировать  ими, мыслить самостоятельно и творчески, сформировать познавательный интерес. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

Актуальность детского экспериментирования в том, что – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний.  Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности и саморазвитию ребёнка.  Усвоение системы научных понятий, приобретение экспериментальных способов познания окружающей действительности позволит ребёнку стать субъектом учения, разовьёт интеллектуальную активность, научит учиться, что является одном из аспектов подготовки к школе. Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование соответствует этим возрастным особенностям. Таким образом, в дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме: «Организация экспериментальной деятельности как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста».

Считаю, что через познавательно-исследовательскую деятельность дошкольники получат возможность напрямую удовлетворять присущую им любознательность и упорядочить свои представления о мире. Обучение детей должно содержать элементы самостоятельной исследовательской деятельности, оно должно быть «проблемным» и строится как самостоятельный творческий поиск, а использование исследовательских методов в

организованной деятельности поможет мне увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания в каждом ребёнке. Поэтому, я считаю, что выбранная мной тема актуальна.

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Исходя из которых, составлен желаемый портрет выпускника дошкольной образовательной организации, одним из пунктов портрета является: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своём внутреннем мире)». Задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случае затруднения обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. 

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.

Экспериментальная деятельность старших дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленного на формирование самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как самостоятельный  поиск

воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, а процесс исследования становится определяющим для построения обучения. В контексте ФГОС ДО познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, организацию занятий в форме партнёрской деятельности с взрослым, где взрослый демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную познавательную активность.

Дошкольники уже сами по себе уже являются исследователями, проявляя живой интерес различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту у них заметно возрастают возможности поисково-исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового. При этом у них активно развиваются продуктивное мышление, и главным фактором выступает характер деятельности. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или игру. Поэтому особый интерес для детей представляет экспериментирование.

Суть внедрения элементов экспериментальной деятельности в образовательный процесс состоит в том, что практически все дети оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они делают, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад в решение общей задачи: идёт обман впечатлениями, идеями, способами деятельности. Образовательный процесс - строится как самостоятельный поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, а процесс исследования становится определяющим для построения обучения.

Как доказал Н. Н. Поддьяков лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем. Однако, долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования, поскольку не подверженные контролю, они на самом деле чреваты последствиями.

Если проанализировать образовательные программы дошкольного воспитания 60-70х годов можно установить, что опираются они на принцип словесного транслирования информации от педагога к ребёнку. И большинству педагогов и родителей даже в голову не приходило рассматривать лужу, например, как «источник» познания и развития: перемажутся, ноги промочат. Таким образом, и родители, и воспитатели, не осознававшие значимости данной стадии для становления личности ребёнка, идут по простому пути: запрета и наказания. Такой подход обучения лежит в основе авторитарной педагогики. В основе педагогики сотрудничества – создание обстановки, в которой ребёнок всё может делать самостоятельно.  Позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путём самостоятельного исследования мира.

Новизна опыта заключается в широком внедрении метода организованного и контролируемого детского экспериментирования дома и в детском саду, индивидуального и коллективного, во всех видах деятельности.

Метод детского экспериментирования не труден: он просто непривычен и не разработан досконально применительно к условиям дошкольного учреждения. Для этого, в подавляющем большинстве случаев, не требуется специальное оборудование. Исследованию подвергаются всё: растения, животные, человек, объекты неживой природы. Приступая к работе с детьми, исходя из актуальности приоритетного направления, понимая какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребёнка, я сформировала цель своей работы: практическое внедрение детского экспериментирования как средство развития познавательной активности и способностей старших дошкольников.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- сформировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развивать собственный познавательный опыт при использовании наглядных средств (символов, моделей);

- поддерживать у детей самостоятельность при проведении опытов, удовлетворять детскую любознательность.

Успешное развитие детей осуществляется через усвоение, овладение основными формами: логические,

наглядно-образные,

наглядно-действенные.

Пытались обнаружить воздух в окружающем пространстве при помощи полиэтиленового пакета, соломинки и банки с водой, резиновой груши и других предметов. Выявляли материалы, которые взаимодействую с магнитами, дети пытались выявить свойства магнита. Интересные  опыты проводили со снегом и льдом, например «Защитные свойства снега»: вода в трёх сосудах зарывается в снег на разной глубине, где вода быстрее замёрзнет и почему? Нравится детям проводить опыты с песком: как можно сделать песчаный конус? Получается ли тоннели из сухого песка?

Организацию экспериментальной работы осуществляю по трём направлениям:

       «Живая природа», «Неживая природа и мир материалов», «Человек».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия, как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Методические рекомендации для студентов педагогического колледжа, воспитателей ДОУ...

Лего-конструирование и робототехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Актуальность моего опыта работы на тему: "Лего-конструирование и робототехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"...

Формирование географических представлений как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Проект по позновательному развитию "Формирование географических представлений" для детей старшей и подготовительной групп. В данном разделе раскрыта актуальность данной темы, цели,задачи, фо...

Программа саомразвития на 2015-2018 года по теме: "Проектная деятельность как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО"

ФГОС ДО особое внимание уделяет поисково-исследовательской деятельности. В данной программе представлены формы организации педагогической деятельности, эффективные методы и приемы для изучения поисков...

"Искусство оригами как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"

Бумага – доступный для ребёнка универсальный материал, который широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Складывание из бумаги выполняет терапе...

"Развивающие возможности лэпбука как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"

ПОНЯТИЕ ЛЭПБУКАЛЭПБУК  - (лепбук, lap – колени, book – книга) тематическая или интерактивная развивающая папка с кармашками, окошками, мини-книгами и всевозможными вкладками, подвижны...