Опыт работы: "Организация экспериментальной деятельности как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста".
методическая разработка (подготовительная группа)
Опыт может применяться воспитателями ДОУ, педагогами учреждений дополнительного образования. Опыт доступен как начинающим педагогам, так и педагогам со стажем. Может быть, использован, при организации кружковой работы. Данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педагога, а также потому, что описание опыта работы опиралось на исследования ведущих специалистов в данной области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 20.45 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного
обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Современная модель образования предполагает высокие требования к развитию компетентности детей в коммуникативной сфере, сфере отношений к миру, к людям, себе. Дошкольное годы – период наиболее интенсивного развития, возраст больших потенциальных возможностей, рождения личности, становление основ самосознания и ценностных ориентаций, проявления новых творческих способностей ребёнка и его индивидуальности. Как помочь ребёнку войти в современный мир и познать его, приобщиться к его ценностям, научить быть самостоятельным и умелым, способным войти в реальные деловые связи с взрослыми и сверстниками, принимать решения и отвечать за их последствия? На мой взгляд, именно экспериментальная деятельность предполагает высокое развитие коммуникативности, гибкую организацию непосредственно образовательной деятельности (НОД) с учётом разноуровневого развития детей.
Организация обучения с использованием экспериментальной деятельности создаёт комфортную обстановку и ситуацию успеха, стимулирует познавательный интерес, способствует развитию у них общих учебных и коммуникативных умений и навыков. Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребёнка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. Важнейшая моя педагогическая задача в рамках выполнения государственных ориентиров не дать определённые знания детям, а сформировать умение добывать знания самостоятельно и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, сформировать познавательный интерес. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.
Актуальность детского экспериментирования в том, что – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности и саморазвитию ребёнка. Усвоение системы научных понятий, приобретение экспериментальных способов познания окружающей действительности позволит ребёнку стать субъектом учения, разовьёт интеллектуальную активность, научит учиться, что является одном из аспектов подготовки к школе. Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование соответствует этим возрастным особенностям. Таким образом, в дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме: «Организация экспериментальной деятельности как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста».
Считаю, что через познавательно-исследовательскую деятельность дошкольники получат возможность напрямую удовлетворять присущую им любознательность и упорядочить свои представления о мире. Обучение детей должно содержать элементы самостоятельной исследовательской деятельности, оно должно быть «проблемным» и строится как самостоятельный творческий поиск, а использование исследовательских методов в
организованной деятельности поможет мне увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания в каждом ребёнке. Поэтому, я считаю, что выбранная мной тема актуальна.
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Исходя из которых, составлен желаемый портрет выпускника дошкольной образовательной организации, одним из пунктов портрета является: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своём внутреннем мире)». Задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случае затруднения обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.
Экспериментальная деятельность старших дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленного на формирование самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск
воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, а процесс исследования становится определяющим для построения обучения. В контексте ФГОС ДО познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, организацию занятий в форме партнёрской деятельности с взрослым, где взрослый демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную познавательную активность.
Дошкольники уже сами по себе уже являются исследователями, проявляя живой интерес различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту у них заметно возрастают возможности поисково-исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового. При этом у них активно развиваются продуктивное мышление, и главным фактором выступает характер деятельности. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или игру. Поэтому особый интерес для детей представляет экспериментирование.
Суть внедрения элементов экспериментальной деятельности в образовательный процесс состоит в том, что практически все дети оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они делают, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад в решение общей задачи: идёт обман впечатлениями, идеями, способами деятельности. Образовательный процесс - строится как самостоятельный поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, а процесс исследования становится определяющим для построения обучения.
Как доказал Н. Н. Поддьяков лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем. Однако, долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования, поскольку не подверженные контролю, они на самом деле чреваты последствиями.
Если проанализировать образовательные программы дошкольного воспитания 60-70х годов можно установить, что опираются они на принцип словесного транслирования информации от педагога к ребёнку. И большинству педагогов и родителей даже в голову не приходило рассматривать лужу, например, как «источник» познания и развития: перемажутся, ноги промочат. Таким образом, и родители, и воспитатели, не осознававшие значимости данной стадии для становления личности ребёнка, идут по простому пути: запрета и наказания. Такой подход обучения лежит в основе авторитарной педагогики. В основе педагогики сотрудничества – создание обстановки, в которой ребёнок всё может делать самостоятельно. Позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путём самостоятельного исследования мира.
Новизна опыта заключается в широком внедрении метода организованного и контролируемого детского экспериментирования дома и в детском саду, индивидуального и коллективного, во всех видах деятельности.
Метод детского экспериментирования не труден: он просто непривычен и не разработан досконально применительно к условиям дошкольного учреждения. Для этого, в подавляющем большинстве случаев, не требуется специальное оборудование. Исследованию подвергаются всё: растения, животные, человек, объекты неживой природы. Приступая к работе с детьми, исходя из актуальности приоритетного направления, понимая какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребёнка, я сформировала цель своей работы: практическое внедрение детского экспериментирования как средство развития познавательной активности и способностей старших дошкольников.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- сформировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать собственный познавательный опыт при использовании наглядных средств (символов, моделей);
- поддерживать у детей самостоятельность при проведении опытов, удовлетворять детскую любознательность.
Успешное развитие детей осуществляется через усвоение, овладение основными формами: логические,
наглядно-образные,
наглядно-действенные.
Пытались обнаружить воздух в окружающем пространстве при помощи полиэтиленового пакета, соломинки и банки с водой, резиновой груши и других предметов. Выявляли материалы, которые взаимодействую с магнитами, дети пытались выявить свойства магнита. Интересные опыты проводили со снегом и льдом, например «Защитные свойства снега»: вода в трёх сосудах зарывается в снег на разной глубине, где вода быстрее замёрзнет и почему? Нравится детям проводить опыты с песком: как можно сделать песчаный конус? Получается ли тоннели из сухого песка?
Организацию экспериментальной работы осуществляю по трём направлениям:
«Живая природа», «Неживая природа и мир материалов», «Человек».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия, как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
Методические рекомендации для студентов педагогического колледжа, воспитателей ДОУ...
Дидактические игры, как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста».
презентация...
Лего-конструирование и робототехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
Актуальность моего опыта работы на тему: "Лего-конструирование и робототехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"...
Формирование географических представлений как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
Проект по позновательному развитию "Формирование географических представлений" для детей старшей и подготовительной групп. В данном разделе раскрыта актуальность данной темы, цели,задачи, фо...
Программа саомразвития на 2015-2018 года по теме: "Проектная деятельность как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО"
ФГОС ДО особое внимание уделяет поисково-исследовательской деятельности. В данной программе представлены формы организации педагогической деятельности, эффективные методы и приемы для изучения поисков...
"Искусство оригами как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"
Бумага – доступный для ребёнка универсальный материал, который широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Складывание из бумаги выполняет терапе...
"Развивающие возможности лэпбука как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"
ПОНЯТИЕ ЛЭПБУКАЛЭПБУК - (лепбук, lap – колени, book – книга) тематическая или интерактивная развивающая папка с кармашками, окошками, мини-книгами и всевозможными вкладками, подвижны...