Формирование географических представлений как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Мельничук Оксана Васильевна

Проект по позновательному развитию "Формирование географических представлений" для детей старшей и подготовительной групп. В данном разделе раскрыта актуальность данной темы, цели,задачи, формы и методы работы с детьми, взаимодействие с родителями и педагогами. Описана предметно-пространственная среда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx55.37 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность

     ФГОС ДО действующий в настоящее время,  в качестве основного принципа дошкольного образования, рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Кроме того, Стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом:

  • развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

      Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательно- исследовательской дошкольник получает возможность на прямую удовлетворить присущую ему любознательность: Почему? Зачем? Как устроен мир? Ознакомление детей с широким кругом знаний, представление целостной картины мира – важнейшая задача для достижения цели общего развития детей. Богатейшими возможностями для решения этой задачи обладает наука «География». Это единственный естественно научный предмет, в сферу рассмотрения которого входят и естественные (природа), и общественные (население, хозяйство, социальные вопросы) объекты и явления. Необходимость формирования географических представлений уже в дошкольном возрасте вызвана и темпами развития современных детей – объем информации, вызывающей интерес, очень возрос, дети, начиная с дошкольного возраста, готовы к восприятию знаний об окружающем их мире. Дошкольники  нуждаются в новой информации, их мозг готов впитывать ее, как губка, ведь только так происходит его развитие. При изучении географии закладывается важнейшая база для формирования интеллекта, формируется основа для будущего кругозора дошкольника. Ребенок узнает, что наш мир – это не только знакомые ему «дом – двор – садик». Изучая основы географии, он начинает фантазировать и представлять себе другие страны, людей и животных, их населяющих, учится мыслить шире. Детям становится очень интересно, а какое же место занимает в этой вселенной их дом, город, страна? Что происходит в других местах, что за люди там живут и чем они отличаются от нас?

      Психолого-педагогические исследования (Б.Г.Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Л.А. Венгер, А.В.Запорожца, Т.А. Куликовой) показывают, что в дошкольном возрасте познавательный интерес проявляется, как стремление ребенка проникать во все многообразие окружающего мира, отражать в сознании причинно – следственные связи и отношения, закономерности. Однако далеко не все вызывает у ребенка интерес. Степень его проявления, широта, глубина, осознанность, как показывают исследования ученых (Ю.К. Бабанского, А.Н. Поддьякова, Ф.К. Савиной, Г.И. Щукиной), зависят от  характеристик объекта, к которому он направлен. Важна новизна и сложность информации об объекте, присутствие в ней когнитивного конфликта (противоречия). Занятия географией формируют стремление познавать окружающий мир, а познание – функция не только интеллекта, но и личности, происходит развитие мыслительных процессов – внимания, памяти, мышления. Дети учатся сравнивать, обобщать, анализировать. Например, вопросы «Почему Антарктида на глобусе и карте белого цвета? Почему там живет так мало животных?» заставляют детей сравнивать континенты, искать причинно-следственные связи. Такие знания помогают детям утолить свой познавательный голод, узнать что-то новое и интересное, формируют эрудицию, учат воспринимать и анализировать информацию, научат детей уважать другие народы и их ценности, прививают интерес к большому миру вокруг нас. Формирование географических представлений детей, а так же умений понимать план и карту и ориентироваться на местности имеет большое значение как для подготовки детей к школе, так и для их общего умственного развития.

      Экспериментальные данные Л.И. Божович, Л.А. Венгера, Н.Г. Морозовой свидетельствуют, что наличие устойчивых познавательных интересов один из показателей готовности ребенка к школьному обучению. Формирование географических знаний у детей имеет важное значение для нравственного воспитания дошкольников и играет важную роль в толерантном, патриотическом, интернациональном воспитании детей. Проблема формирования элементарных географических представлений дошкольников является наименее изученной  и не представлена в достаточном объеме в современных программах дошкольного образования.

      Это и определило тему моего проекта: «Формирование элементарных географических представлений как средство познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста»

Цель проекта: формировать у детей представление о странах и континентах, о культуре народов мира, познавательное развитие дошкольников.

Задачи:

  1. Анализ и обобщение методической литературы, изучение программ.
  2. Создание необходимых условий для организации деятельности по формированию географических представлений у старших дошкольников.
  3. Организация деятельности с детьми по формированию географических представлений.
  4. Разработка и внедрение модели взаимодействия всех участников проекта по формированию географических представлений.
  5. Экспериментальное доказательство эффективности деятельности по формированию географических представлений у старших дошкольников.

Объект исследования: процесс развития познавательной деятельности старших дошкольников посредством формирования географических представлений.

Предмет исследования: влияние географических представлений на познавательное развитие дошкольников.

Гипотеза: предполагается, что в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы по формированию географических представлений, произойдут качественные и количественные изменения в познавательном развитии старших дошкольников посредством использования системы игр – путешествий как одного из способов руководства познавательной деятельностью.

Участники проекта: дети, педагоги, родители

Этапы и сроки проведения проекта:

   

Структура проекта

     

Блоки и направления реализации проекта

«Путешествия по Россиии»

«Путешествия по континентам и странам»

1. «Искитим - моя малая Родина»

2. «Родина моя Россия»

1. «Евразия»

2. «Африка»

3. «Арктика и Антарктида»

4. «Австралия»

5. «Южная и северная Америка»

Методическое обеспечение проекта

Комплексная программа ДОУ «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Направление педагогической деятельности

Парциальные программы, методическая разработка, педагогические технологии

Развитие познавательной деятельности старших дошкольников посредством формирования географических представлений

«Я – человек» С.А.Козлова:; «Паутинка» Ж.Л.Васякина-Новикова «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Маханёва; «Мы живем в России» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова; «С чего начинается Родина?» под ред. Л.А.Кондрыкинской

Условия реализации проекта

      Для реализации поставленных задач в группах старшего дошкольного возраста была организована предметно-развивающая среда:

  • «Чудо»-глобус, физическая карта мира, атласы, контурные карты;
  • энциклопедии, художественная литература (подборка книг);
  • фотографии, открытки, иллюстрации по темам;
  • коллекция магнитов из разных стран и городов,
  • макеты ландшафтов (горы, степь, пустыня);
  • тематические альбомы: «Россия», «Пустыня», «Горы», «Мой город Искитим», «Знаменитые достопримечательности», «Животные жарких стран», «Народы разных стран», «Животные России»;
  • дидактические игры: «Убери лишнего», «Собери герб», «Найди похожих», «Собери картинку», «Кто, где живет?»;
  • тематические презентации: «Древний Египет», «Индия»;
  • развивающие мультфильмы «Астрономия для самых маленьких»;
  • лаборатория с материалами для опытов и исследований;
  • аудиозаписи природных явлений, произведений композиторов.

Реализация проекта

      1 блок - Диагностический

      Диагностическое обследование проводится в начале и в конце учебного года. Начинается с изучения уровня сформированности познавательного развития детей, диагностика основывается на методиках и тестах Л.А.Венгер, Н.А.Вершининой, Л.С.Выготского и педагогической диагностике уровне усвоения комплексной программы ДОУ «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Образовательная область  «Познание».

     Вводная диагностика предоставляет данные уровня познавательного развития, позволяет спланировать последовательность  работы по формированию элементарных географических представлений. Даются рекомендации родителям и педагогам.

      Итоговая диагностика позволяет отследить динамику в познавательном развитии ребенка, сделать выводы о результативности, спланированной деятельности.

      Цель обследования детей старшего возраста – выявить влияние целенаправленной работы по развитию познавательной деятельности посредством формирования географических представлений.

      Все данные диагностического исследования заносятся в разработанные мной диагностические карты «Познавательного развития детей» и «Сформированности элементарных географических представлений» заполняются два раза в год (сентябрь, май).

      2 блок - Работа с детьми

      Основное содержание проекта по формированию элементарных географических представлений реализуется в форме «Игры – путешествия». Однако образовательный процесс не ограничивается лишь играми.  Расширение и уточнение знаний происходит в самых разнообразных видах деятельности: беседы с детьми, чтение книг, рассматривание альбомов, фотографий, дидактические игры, моделирование. Для систематизации знаний  использую составление коллекций. Коллекции оформляются в «ящик интересных находок», мини - музей и т. д. Так же в работе использую составление макетов, панно. Наряду с длительными наблюдениями в природе, в ходе которых дети могут обобщить некоторый объем знаний используются опыты. В такой деятельности интенсивно развиваются мыслительные процессы детей. Особенное значение имеют целевые прогулки и экскурсии в парк им. Коротеева, краеведческий музей, библиотеку, Кроме того, формирование элементарных географических представлений  осуществляется в музыкальной и театральной деятельности.

      Работа по ознакомлению дошкольников с элементарными географическими представлениями должна вестись в системе. Только тогда дети смогут устанавливать связи, опираясь на усвоенные ранее знания. Широко использую технические средства обучения – слайды, видеозаписи, компьютерные программы, аудиозаписи. Широко используется современная книгоиздательская продукция. Для дошкольников выпущено множество книг энциклопедического и познавательного характера, которые дети с интересом рассматривают. Метод проектов и эксперименты

      3 блок – взаимодействие с педагогами в процессе реализации проекта.

      Организация деятельности на основе тесного взаимодействия всех педагогов ДОУ является залогом успешного решения задач по познавательному развитию.

     Формы взаимодействия с педагогами:

  • Консультации: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе формирования географических представлений», «Формирование географических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игр – путешествий» и др
  • Открытые занятия.
  • Совместные занятия с преподавателями, преподавателем ИЗО, музыкальным руководителем, физ. инструктором.
  • Презентация «Формирование элементарных географических представлений у детей старшего дошкольного возраста».
  • Игротека «Формирование целостной картины мира» Презентации детских проектов «Пингвин – зверь или птица», «Мой город Искитим» и др.

4 блок – сотрудничество с родителями  

Работа с родителями осуществляется по двум направлениям

Наглядно-информационное

Досуговое

- родительские собрания                

- родительские уголки,

- папки – передвижки

- консультации

- памятки

- совместная проектная деятельность

- библиотека – передвижка,

- фотовыставки «Из жизни группы», «Мы  шагаем по планете».

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях.

Заключение

     Формирование   познавательной деятельности посредством элементарных географических представлений происходит с учетом  возрастных и индивидуальных особенностей детей.

      География как область знаний имеет свои особенности, отличающих ее от других областей. Это интегрированный цикл, который представляет собой систему обобщенных знаний о природе - он в доступной форме знакомит дошкольников с предметами и явлениями, раскрывает связи между отдельными явлениями, помогает осмыслить закономерности развития окружающего мира. При его изучении закладываются основы понимания материальности и познаваемости мира взаимосвязи явлений, идеи закономерности и эволюции. Особенно сильное впечатление оказывают на ребенка изучение живых организмов, природы Родного края, экскурсии в природу. На экскурсиях дети познают природу во всем ее многообразии. Любовь к Родному краю воспитывается на основе познания его природы. Осознание ребенком меры ответственности человека перед природой, необходимости сохранения ее богатства и многообразия, является условием формирования экологически грамотной личности. Работая с детьми в данном направлении, я пришла к выводу, что формирование у дошкольников географических представлений способствует развитию

  • целостного представления об окружающем мире;
  • воспитывает любознательность, понимание красоты природы, любви и бережного отношения;
  • развивает познавательный интерес;
  • творческое отношение к окружающей действительности.

     Новый подход к использованию географического материала дает устойчивый положительный результат в формировании у детей интереса к прошлому и будущему земли. Необходимо только самому педагогу понять и творчески переосмыслить глубокий смысл и мудрость, заложенную в его содержании. Только тогда педагог сможет стать не просто посредником между объектами и явлениями истории и культуры и ребенком, а соавтором, творческим интерпретатором, «проводником» в мир культуры, в мир обыкновенных и необыкновенных вещей, сказок, мифов, преданий, былин, музыки и многого другого.

Литература

  1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М., ЦГЛ, 2005.
  2. Атлас наша Земля – занимательная география для детей. М.: «ОЛМА-ПРЕСС» - 2001.
  3. Большая энциклопедия для дошкольников 1000 почему. М.: ОМЕГА, 2006.
  4. Варли К., Майлз Л. География :энциклопедия. - М.:Росмен, 1994. 
  5. Вострухина Т. Н. Воспитание толерантности у детей. - М.: Школьная прессе,  2011.
  6. Гризик Т. И. Познаю мир: Развивающая книга для детей среднего дошкольного возраста. - М., 1998.
  7. Грэм И., Стери П. Книга знаний для детей. Издательство: Астрель, 2004.
  8. Данилина Г.Н. «Дошкольникам об истории и культуре России». С-Пб, 1999.
  9. Девотайкина Н.И. Мифы народов. Восток. Саратов:  Лицей, 2005.
  10. Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес. М.: Знание, 2004.
  11. Дыбина О. В.,Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Москва, творческий центр «Сфера» 2001 .
  12. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. «Родной край», М., 1990.
  13.  Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.. Мы живем в России. - М., 2010.
  14. Иллюстрированный Атлас мира «Путешествие в географию». М.: «Махаон», 2000.
  15. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.  С-Пб., 1999.
  16. Крейг А., Росни К. Наука. Энциклопедия. М.: РОСМЕН, 1998.
  17. Мелихова Г. И. География и ты: Твои первые путешествия и открытия: Для ст. дошк. и мл. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1998.
  18. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. М., 1993.
  19. Мир и человек – географический атлас
  20. Мифы Древней Греции.
  21. Мифы и сказки древнего Египта. - СПб., 1993.
  22. Мифы древних славян. Саратов, 1993.
  23. Мифы народов мира. Энциклопедия. - М., 1994.
  24. Мой первый атлас мира «Омега», 2008.
  25. Павлова И.В. Азбука географии. Атлас для дошкольников. Издание: ДРОФА, ДИК, 2007.
  26. Подьяков Н.Н. , Ф.А.Сохина «Умственное воспитание детей дошкольного возраста», М., 1988 г.
  27. Ревенко М.В. Малышам о географических открытиях. – 2-е издание. – М.: Педагогика – Пресс, 1992.
  28. Самая иллюстрированная энциклопедия для мальчиков. М.: Астрель, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия, как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Методические рекомендации для студентов педагогического колледжа, воспитателей ДОУ...

Лего-конструирование и робототехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Актуальность моего опыта работы на тему: "Лего-конструирование и робототехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"...

Программа саомразвития на 2015-2018 года по теме: "Проектная деятельность как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО"

ФГОС ДО особое внимание уделяет поисково-исследовательской деятельности. В данной программе представлены формы организации педагогической деятельности, эффективные методы и приемы для изучения поисков...

"Искусство оригами как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"

Бумага – доступный для ребёнка универсальный материал, который широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Складывание из бумаги выполняет терапе...

"Развивающие возможности лэпбука как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"

ПОНЯТИЕ ЛЭПБУКАЛЭПБУК  - (лепбук, lap – колени, book – книга) тематическая или интерактивная развивающая папка с кармашками, окошками, мини-книгами и всевозможными вкладками, подвижны...

Опыт работы: "Организация экспериментальной деятельности как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста".

Опыт может применяться воспитателями ДОУ, педагогами учреждений дополнительного образования. Опыт доступен как начинающим педагогам, так и педагогам со стажем. Может быть, использован, при организации...