Модифицированная программа художественно-эстетической направленности по художественному и ручному труду "Ладушки-ладошки".
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Марина Владимировна Лищенко

“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”…
(В.А.Сухомлинский) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл phr.docx77.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №  7 комбинированного вида муниципального образования Щербиновский район

станица Старощербиновская

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ И РУЧНОМУ ТРУДУ

«ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ»  

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

на 2018-2019 учебный год.

ст. Старощербиновская, 2018

Содержание

  1. Целевой раздел
  1. . Пояснительная записка………………………………………………..с.3

                1.2. Цели и задачи реализации программы……………………….…...…с.5

                1.3. Принципы и подходы к реализации программы………………........с.6

                1.4. Особенности реализации программы…………………………...…...с.7

                1.5. Методы и приемы обучения……………………………………...…..с.7

      1.6. Планируемые результаты освоения программы ……………..…….с.9

                1.7. Система оценки достижения планируемых результатов……...……с.9

  1. Содержательный раздел

2.1. Содержание программы………………………………………….….с.12

2.2. Структура построения занятий………………………………......….с.13

2.3. Форма организации и проведения занятий………………………...с.14

     III.     Организационный раздел

               3.1. Создание условий для реализации Программы. Сроки реализации

                      Программы. Этапы работы…………………………………………..с.15

               3.2. Методическое и материально-техническое  обеспечение

                      Программы…………………………………………………………....с.16

               3.3. Расписание непосредственно-образовательной деятельности  с  

                      воспитанниками……………………………………………………...с.17

               3.4. Учебно-тематический и перспективный план Программы….....…с.17

“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”…
(В.А.Сухомлинский)


I. Целевой раздел.

 1.1.Пояснительная записка

  Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях в творческой мастерской у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. Занятия, связанные с ручным трудом, способствуют развитию логического мышления, воображения, внимания, эмоциональной отзывчивости, мелкой моторики, воспитанию трудолюбия, выработке усидчивости и активизации детей.
           Программа дополнительного образовательного кружка «Ладушки-ладошки» по художественному и ручному труду (далее Программа) составлена, утверждена и реализуется в образовательном учреждении на базе основной общеобразовательной программы МБДОУ детский сад № 7 комбинированного вида ст. Старощербиновская, разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровской, М.А. Васильевой,  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.


Актуальность.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
• желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
• желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, семян, пластилина, теста и т.д.
Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Новизна и отличительная особенность.

          Программа «Ладушки-ладошки» направлена на развитие у детей творчества, исследовательского интереса, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Также в процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев.

           Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.
Занимательность работы по созданию композиций, панно, аппликаций способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребёнок должен запомнить последовательность приёмов и способов изготовления аппликаций, композиций. Формируется умение планировать свою деятельность.

          Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия.
Изготовление композиций, панно, аппликаций способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремлённости, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.
Дети учатся анализировать собственную деятельность.

1.2. Цель и задачи реализации Программы.

 
Цель: создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности. Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе деятельности с различными материалами. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность, интерес к художественному экспериментированию.

Задачи по обучению технике работы по ручному труду:

1.Учить детей чувствовать себя свободно, не стесняться высказывать свои мысли, добиваться эмоциональной отзывчивости детей на занятиях дополнительного образования «Ладушки-ладошки» 
2. 3накомить с новыми для детей основными приёмами работы, приспособлениями и инструментами, разнообразными видами техник, постепенно осваивать более сложные приёмы работы, подвести к созданию работ по собственному замыслу.

3. Учить детей анализировать образы поделок.

4. Проявлять творчество, инновационные решения в работе.
5. Развивать воображение, художественно-творческие способности,   умение видеть необычное в обычных предметах.

6. Развивать чувство коллективизма, коммуникабельности.

7. Развивать целеустремлённость в работе.
8. Развивать умение доводить работу до конца, работать в заданном темпе.
9. Вырабатывать желание получать положительные результаты в работе.
10. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца, интерес к ручному труду

11. Закреплять умение работать аккуратно, содержать в порядке своё рабочее место.

Задачи по эстетическому воспитанию:
1. Учить создавать выразительные образы.
2. Развивать чувства цвета, цветового восприятия, учить подбирать цветовую гамму в соответствии задуманным образом.
3. Учить видеть, чувствовать, оценивать и созидать «прекрасное».
4. Формировать композиционные навыки, формировать эстетическое отношение детей к окружающему,  развивать умение видеть и чувствовать красоту в искусстве;
5. Воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
6. Формировать художественные умения и навыки работы в разных изобразительных техниках.

Задачи по нравственному воспитанию:
1. Формировать у детей умение трудится в коллективе.
2. Воспитывать усидчивость, терпение, внимание, старание, самостоятельность.
3. Воспитывать товарищеские взаимоотношения, взаимопомощь.
4. Развивать желание детей делать приятное для других.
5. Повышать самооценку детей через достижения в художественном творчестве.

1.3. Принципы, лежащие в основе программы:

1.Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка);

2.Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

3.Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога,  воспитанников  и их родителей в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

4.Системность работы,

5. Индивидуальный подход,

6. Принцип тематических циклов,

7.«От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы,  ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

1.4.Особенности реализации программы

Отличительной особенностью Программы является то, что время работы дети превращаются в волшебников и делают своими руками «волшебство», каждая работа имеет своё назначение: украшение, подарок, для игры и т.д. В конце учебного года, на итоговом занятии, в награду и подтверждение навыков ребёнок получает диплом волшебника мастерской. Отличительная особенность также в том, что появляются новые возможности и используются более разнообразные материалы для творчества -  солёное тесто,  крашеная манка, поделки из круп, губок, ниток, фольги, бисера, бус, страз и так далее.

Работа с родителями

  • Сбор материала для занятий
  • Изготовление папки - раскладушки: «Бумага + творчество = оригами»
  • Информационные стенды: «Как воспитать творческую личность».
  • Консультации: «Что необходимо для изготовления поделок?», «Первые шаги в работе с бумагой в освоении техники «Оригами», «Истоки рукоделия» 
  • Конкурс творческих семейных работ «Зимняя сказка» (нетрадиционная техника выполнения творческих работ, с использованием разнообразных материалов).
  • Конкурс совместного творчества детей и взрослых «Новое и удивительное своими руками»
  • Семинары – практикумы: «Творите своими руками».


1.5. Методы и приемы обучения.
Для реализации Программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения : словесные, наглядные, практические. Чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.
1.
Словесные: 

- рассказ;
- беседа;
- объяснение;
- чтение художественной литературы, художественное слово;
- образное слово (стихи, загадки, пословицы);
- поощрение;
- анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
2.
Наглядные: 

- использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий.
Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

3. Практический прием: 
Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.
Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

Способы работы:
1.Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.
2.Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.
3.Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.
4.Скатывание бумажных салфеток в комочки и наклеивание их на изображение.
5.Наклеивание ниток и ткани на изображение.
6.Скатывание ватных шариков и наклеивание их на изображение.
7.Наклеивание ватных дисков на изображение.
8. Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение.
9. Скрепление различных деталей.
10. Наматывание ниток на основу.
11. Моделирование из природного материала: скорлупы, семечек, гороха, фасоли, крупы, веточек, камешков.
12.Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.
13.Изучение нетрадиционных способов рисования.
14.Лепка предметов из теста и их закрашивание.
15.Изучение приемов работы с бумагой.
16.Барельеф.

1.6. Планируемые результаты освоения Программы

• Развивается способность к самостоятельному анализу сооружений, рисунков, схем (по обобщенному способу).

• Совершенствуются навыки пространственной ориентации.

• Формируются навыки и умения в художественном труде и дизайне с использованием разных материалов (бумаги, картона, бросового и природного материала и пр.).

• Дети умеют мастерить несложные поделки по принципу оригами.

• Развивается художественный вкус при оформлении построек и изделий в процессе гармоничного сочетания элементов по форме, величине, цвету, фактуре и пр.

• Формируется стремление к совместной деятельности.

• Формируются навыки коммуникативного, делового общения.

• Продолжает формироваться умение пользоваться инструментами и материалами для труда.

• Формируется умение самостоятельно подготавливать к работе необходимые материалы.

• Формируется привычка соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте.

1.7. Система оценки достижения планируемых результатов

Критерии оценки ЗУН обучающихся  по Программе «Ладушки-ладошки»

(5-ти бальная шкала)

(промежуточная аттестация).

Вид работы

Низкий уровень

1 балл

Средний уровень

2-3 балла

Высокий уровень

4-5 баллов

1. Умение пользоваться инструментами.

Не знает и путает инструменты, не умеет пользоваться ножницами.

Знает предназначение, неуверенно держит в руках инструменты.

Хорошо знает все инструменты и применяет их в работе.

2. Умение работать и подбирать природный материал к аппликации.

Не умеет составлять и использовать природный материал.

Различает виды плоской аппликации, но не умеет правильно применить.

Хорошо различает виды плоской аппликации, умело и эстетически составляет композицию из листьев, цветов, трав.

3. Работа с бумагой.

Аппликация. Цветовые сочетания и фактурные.

Работа с клеем.

Не умеет составлять и подбирать аппликацию из геометрических фигур. Грязно работает с клеем.

Может подобрать и составить аппликацию из геометрических фигур, но самостоятельно работать не может.

Грамотно составляет и подбирает по цвету и геометрическим фигурам аппликацию. Смело применяет другие материалы.

Критерии оценки ЗУН обучающихся  по Программе «Ладушки-ладошки»

(5-ти бальная шкала)

(итоговая  аттестация).

Вид работы

Низкий уровень

1 балл

Средний уровень

2-3 балла

Высокий уровень

4-5 баллов

1.Умение пользоваться инструментами.

Плохо знает и путает инструменты, не умеет ими пользоваться.

Знает предназначение, неуверенно держит в руках.

Хорошо знает все инструменты и применяет их в работе.

2.Работа с природным материалом: желудями, шишками. Умение составлять объемные аппликации.

Не умеет подобрать нужный материал при составлении объемных аппликаций.

Умеет составить композицию, но работает с помощью педагога.

Умеет работать с природным материалом, составлять композицию, знает виды аппликаций.

3.Работа с бумагой. Выбор сюжета, перспективы аппликации. Работа с клеем.

Не может выбрать сюжет. Грязно и неаккуратно работает с клеем.

Умеет составить сюжет на тему, но работа не всегда получается аккуратная и чистая.

Умеет составить сюжет аппликации на тему (пейзаж, натюрморт). Аккуратно работает с клеем.

4.Изготовление сувениров.

Не умеет самостоятельно выполнить изделие до конца.

Может выполнить изделие самостоятельно, но только по образцу.

Проявляет фантазию. Работает самостоятельно. Любое изделие доводит до конца.

Таблица оценки ЗУН обучающихся по Программе «Ладушки-ладошки»

(промежуточный контроль)

Ф.И.

1

2

3

ср. б

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Таблица оценки ЗУН обучающихся по Программе «Ладушки-ладошки»

(итоговый контроль)

Ф.И.

1

2

3

ср. б

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Формы подведения итогов реализации программы:

  • Проведение выставок детских работ «Мастерской волшебников» на родительском собрании
  • Участие в районных  выставках.
  • Поделки для подарков младшим дошкольникам и родителям.
  • Мастер- класс для родителей.

  1. Содержательный раздел.

2.1. Содержание программы.

 Содержание программы представлено различными видами творческой деятельности:

  • Работа с бумагой и картоном.
  • Работа с природным и бросовым материалом.
  • Работа с пластилином и соленым тестом.

В процессе работы обеспечивается интеграция пяти образовательных областей:

Художественно-эстетическое развитие: формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности, прослушивание музыкальных произведений;

Познавательное развитие: формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности;

Социально-коммуникативное: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений;

Речевое развитие: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения;

Физическое развитие: физминутки (пальчиковые, малоподвижные игры).

          Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание в программе уделяется освоению детьми основных приемов. Но это не значит, что исключаются творческие задания. Обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творческой инициативы детей.

          Перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом,  тканью и бумагой проводятся занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки.

           На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще привлекают к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками используется поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.
          Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.
При проведении анализа работы используются различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства своих работ и поделок.
         Содержание программы разделено по видам художественной обработки материалов и построено в определенной последовательности с нарастанием сложности выполнения технологического процесса по мере развития моторных способностей и сложности обработки материала. У детей дошкольного возраста формируется обобщенные способы конструирования. Они повышают и совершенствуют свое мастерство в знакомых и новых для них техниках, усложняют композицию, увеличивают объем работы и экспериментируют с новыми материалами и их свойствами.

2.2. Структура построения  занятий

  1. Подготовка к занятию (установка на работу - сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация создания работы).
  2. Повторение пройденного материала (выявление опорных знаний и представлений):
  • повторение названия базовой формы;
  • повторение действий прошлого занятия;
  • повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
  1. Введение в новую тему:
  • Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру, загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.), дидактические игры.
  • рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
  • повторение правил складывания.
  1. Практическая часть:
  • показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме,  в зависимости от уровня подготовки и сформированности  навыков);
  • вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);
  • текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
  • пальчиковая гимнастика, разминка рук.
  • самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану,
  • оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
  • анализ работы воспитанника (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
  • уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

 

2.3. Форма организации и проведения занятий.

 Форма проведения занятий:

  • Индивидуальная;
  • Групповая;
  • Коллективная.

        Основной формой работы являются занятия с группой. Индивидуальный подход осуществляется непосредственно в процессе проведения занятий, по необходимости,  для решения конкретных задач.

       Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие детей, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других, помогать друг другу в сложных ситуациях, радоваться успехам своим и товарищей при создании работы. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

          Обсуждение. При проведении анализа работы используются различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и в поделках других детей, принимать и понимать интересы другого человека.

 III. Организационный раздел

 3.1. Создание условий для реализации Программы.  Сроки реализации программы. Этапы работы.

        Программа «Ладушки-ладошки» модифицированная, долговременная, художественно-эстетической направленности. Зачисление детей в группу проходит на основе учета интересов и способностей детей, договора с  родителями. Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся с детьми 5-6 лет во вторую половину дня, 1 раз в неделю. Количество занятий за 2018-2019 год – 36.

Время занятий составляет:

В старшей группе 25 мин. (дети 5-6 лет)

Дата.

Возраст детей

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество занятий в год

2018 – 2019 г.

Старшая группа

25 мин.

1 раз

36

 Этапы работы.
Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.

1 этап – Подготовительный:

Ознакомление родителей и педагогов с Программой,  подбор методической литературы, составление конспектов занятий, сбор различного материала для поделок и т. д.;

2 этап – Основной:

Знакомство детей со свойствами материалов; обучение приемам изготовления; изготовление поделок, мастер-классы, консультации для родителей и педагогов.

3 этап – Заключительный:

Выставки детских работ, участие детей в конкурсах различного уровня, презентация детских работ на сайт.


3.2. Методическое и материально-техническое  обеспечение Программы.

Методическое  обеспечение Программы:

1.М. Антипова «Соленое тесто» Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. Ростов-на-Дону, ИД Владос, 2007г.;

2.И.А. Лыкова «Я леплю из пластилина», Карапуз, 2008г.;

3.И.А. Лыкова «Я делаю аппликации», Карапуз, 2008г.;

4.И.А. Лыкова «Я создаю поделки», Карапуз, 2008г.;

5.Л.В Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», ТЦ «Сфера, 2005г.;

6.Е.Рубцова «Фантазии из соленого теста», Москва, Эксмо, 2008г.;

7.Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова «Я люблю изобретать», Мир книги, «Карапуз», 2008г.;

8.Н.А. Чен «Замечательные поделки своими руками», Харьков, 2008г.;

9.В. Броди «Зверюшки из бумаги», изд. «Мой мир», М, 2008г.;

10.Е. Ступак «Оригами. Игры и конкурсы», изд. «Айрис пресс», М, 2008г.;

11.Демина И.П. «Подарки из природных материалов», Смоленск «Русич», 2001 г.;

13.Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка», «Академия развития», Ярославль, 1996г.

14.Сайт Страна Мастеров    http://stranamasterov.ru

15.Сайт Всё для детей      http://allforchildren.ru

Материально-техническое обеспечение Программы:

  • Бумага разных видов:  картон белый и цветной, бумага акварельная, ватман, альбомы, писчая бумага, папирусная бумага, бумажные салфетки, гофрированная бумага, бумага цветная, бумага двухсторонняя, журнальная бумага, газетная бумага, калька и т.д.
  • ткань,
  • вата, ватные диски, ватные палочки,
  • свеча,
  • природный материал: семена растений, семена арбуза, дыни и др., сухие листья, сухие цветы, желуди, каштаны, шишки разных деревьев, веточки, мох, перья, галька и т.д.
  • крупы, мука, соль, фигурные макаронные изделия,
  • пластилин,
  • глина,
  • тесто соленое, тесто цветное,
  • бросовый материал: коробки, спички, пластиковые бутылочки, крышечки разных размеров и материалов, скорлупки от киндер яиц, пробки, баночки от йогуртов, разовая посуда, коктейльные трубочки, пайетки, бусы,скорлупа яиц и т.д.
  • фольга,
  • нитки: мулине, джутовая, ирис и др.
  • краски: гуашь, акварельные краски, акриловые краски,
  • карандаши простые, цветные,
  • фломастеры, маркеры, печати, восковые мелки, пастель, уголь, гелевые ручки и т.д.
  • ножницы,
  • клеёнка,
  • клей: клей-карандаш, канцелярский клей, клей ПВА, клейстер,
  • кисти: беличьи № 1, 3, 5, 9, щетина № 3, 5
  • стеки,
  • влажные салфетки,
  • непроливайки,
  • шаблоны.
  • демонстрационный материал:
  • Наглядные пособия: иллюстрации, фотографии, образцы работ;
  • Художественная литература
  • Технические средства: ноутбук; магнитофон; фотоаппарат; мультимедийная доска, диски с записями классической и русской народной музыки, познавательной информацией.


3.3. Расписание непосредственно - образовательной деятельности с воспитанниками

Группа

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Старшая

-

-

16.00-16.25

-

-

3.4. Учебно-тематический и перспективный план Программы

Раздел 1. «Работа с бумагой и картоном»
Задачи обучения:
1. Совершенствовать навыки работы с бумагой: сгибать лист в 3-4 раза, в разных направлениях; выполнять работу по типу «Оригами».

2. Учить работать по шаблону и готовой выкройке, изготавливать игрушки-самоделки.

3. Выполнять картины по типу «мозаика» из бумаги с использованием природного материала (яичной скорлупы, семян подсолнечника).

4. Учить делать объёмные игрушки - самоделки, в основании которых лежат объёмные геометрические фигуры (конус, цилиндр, параллелограмм).

5. Учить делать элементарные подвесные вращающиеся конструкции из лёгких фактур бумаги, на круге плотного картона или пластмассовом кольце.

6. Учить выполнять коллективную работу, используя в работе мягкий картон, цветную бумагу, бросовый материал, шаблоны.

7. Учить делать аппликацию по типу эстампов, плоскостные игрушки, используя природный и бросовый материал.

Раздел  2. «Работа с природным и бросовым материалом, крупами»
Задачи обучения:
1. Учить детей делать аппликацию, используя в работе сухие засушенные листья различных деревьев и различных цветовых оттенков.

2. Учить детей делать игрушки - самоделки из природного материала (скорлупы грецкого ореха, каштанов, ягод рябины, семян подсолнечника и бросового материала (пенопласта, различных коробок, обрывков шнуров), используя в качестве дополнительного материала пластилин, глину, клей ПВА.

3. Учить выполнять коллективные работы (с использованием бросового и природного материала, цветной бумаги) по сказкам, стихотворениям и рассказам.


Раздел  3. «Работа с пластилином +солёное тесто»
Задачи обучения:
1. Совершенствовать навыки и умения детей в лепке сложных по форме и строению предметов комбинированным, скульптурным способами, употребляя при этом стеки, штампы материалы для укрепления идеальных, вытянутых форм. 
2. Учить создавать сложные лепные композиции; использовать в лепке разнообразные приёмы: выполнение декоративных налепов разной формы методом прищипывания, сплющивания, оттягивания деталей от общей формы, плотного соединения частей путём примазывания, одной части к другой. 

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Ладушки-ладошки» на 2018-2019 учебный год.

Наименование

Раздела

Теория

Практика

Количество занятий

1

Работа  с бумагой и картоном

1

11

12

2

Работа с  бросовым материалом.

1

10

11

3

Работа с природным материалом

1

5

6

4

Работа с пластилином и соленым тестом.

1

6

7

 

 Итого

4

32

36

 

Перспективное планирование работы с детьми старшей группы

Сентябрь

1 неделя

Тема: «Корзина с фруктами».
Задачи: Учить детей выполнять поделку способом квиллинга. Совершенствовать умение придавать поделкам сходство с фруктами. Развивать мелкую моторику, фантазию.
Материал: Ветки деревьев для изготовления корзины, семена арбуза, скорлупа от фисташек, клей ПВА, кисточка, картон.

2 неделя:

Тема: «Букет для Осени».
Задачи: Формировать умение изготавливать поделки из листьев. Закреплять умение выполнять работу аккуратно. Развивать мелкую моторику. Воспитывать эстетическое восприятие, интерес к работе.
Материал: Осенние листья разного цвета, нитки.

3 неделя:

Тема: «Хлеб - всему голова»
Задачи: Формировать умение работать с соленым тестом. Учить планировать свою работу. Развивать ручную умелость, воображение, творческие навыки. Развивать речь. Воспитывать самостоятельность.
Материал: Соленое тесто, формочки, стеки, дощечки.

4 неделя: Коллективная работа.
Тема: «Рыбки в пруду».
Задачи: Продолжать учить детей работать сообща. Формировать умение создавать сюжетные композиции, используя различные материалы. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.
Материал: Тонированный лист бумаги формата А3, ватные диски, салфетки белого цвета, клей ПВА, кисти, клеенка.

Октябрь

1 неделя: Коллективная работа.
Тема: Композиция «Лебединое озеро».

Задачи: учить работать с разнообразным природным материалом.

Материал: Ракушки, семена растений, пух, клей ПВА.

2 неделя:

Тема: «Матрешка».
Задачи: Закрепить умение детей работать с соленым тестом. Формировать самостоятельность, развивать чувство уверенности в своих силах. Развивать моторику рук.
Материал: Соленое тесто, образцы.

3неделя: 
Тема:«Животные готовятся к зиме».
Задачи: совершенствовать  умение изготавливать поделки из природного и бросового материала. Закреплять умение выполнять работу аккуратно. Развивать мелкую моторику. Воспитывать эстетическое восприятие, интерес к работе.
Материал: Трафарет животного, природный и бросовый материал, клей.

4 неделя: Коллективная работа.
Тема: Обрывная аппликация «Осеннее дерево».
Задачи: Совершенствовать умение создавать сюжетную композицию, используя мелкие кусочки цветной бумаги. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.

Материал: Цветная бумага, картон, клей

Ноябрь

1 неделя:

 Тема: Открытка «Грибок»

Задачи: Продолжать совершенствовать навыки работы с клеем и крупой.

Материал: Картон, крупа, клей ПВА, кисти.

2 неделя:

Тема: «Котенок»

Задачи: Учить детей работать с разным материалом. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Материал: Цветная бумага А4, салфетки, клей, кисточка.

3 неделя:

Тема:  «Цветок для мамы»

Задачи: Совершенствовать умение детей выполнять поделку путем складывания бумаги. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Материал: Цветная бумага,  клей, кисточка.

4 неделя:

«Веселый зоопарк»

Задачи: Учить детей работать с разным материалом (гречка, пшено) Учить правилам безопасности работы с клеем, крупой. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Материал: Цветная бумага А4, крупа, клей, кисточка.

Декабрь

1 неделя:

Тема: Обрывная аппликация «Зимушка-зима»

Задачи: с помощью этой техники создать композицию зимы, используя небольшие кусочки цветной бумаги.

Материал: Цветная бумага, клей, кисти.

2 неделя:

Тема: «Снежинка»

Задачи: Учить детей работать с разным материалом (манкой) Учить правилам безопасности работы с клеем, крупой. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Материал: Крупа (манка), картон, трафарет, клей ПВА, кисть, клеенка.

3 неделя:

Тема: «Сорока-белобока»

Задачи: Формировать умение детей работать с бумагой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Закрепить умение располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: Цветная бумага, трафарет, клей ПВА, кисть, клеенка.

4 неделя:

Тема: «Елочка пожеланий».
Задачи: Формировать умение работать в коллективе. Закрепить умение детей работать с бумагой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: Лист бумаги формата А3, трафарет ладошки, клей ПВА, кисть, цветная бумага, вата.

Январь

2 неделя:

Тема: «Олень»

Задачи: Учить детей выполнять поделку из рваной бумаги. Развивать творчество.

Материал: Трафарет с изображением животного, цветная бумага, клей.

3 неделя:
Тема: «Березовая роща».
Задачи: Учить  детей работать с нитками и клеем. Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к работе.
Материал: Картон, клей ПВА, кисти, нитки белые (шерстяные), клеенка.

4 неделя:

Тема: « Волшебный коврик»

Задачи:  продолжать учить делать колбаски и цветочки из солёного теста воспитывать аккуратность, усидчивость.

Материал: Соленое тесто.

Февраль

1 неделя:

Тема: Оригами «Собака»

Задачи: продолжать учить складывать бумагу в правильном порядке, дополняя деталями

Материал: Цветная бумага, клей-карандаш.

2 неделя:

Тема: «Флаг России».
Задачи: Формировать у детей умение работать с салфетками и клеем. Закрепить цвета флага России. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: Картон, клей ПВА, кисти, салфетки белого, голубого, красного цветов, клеенка.

3 неделя:

Тема: «Подарок для папы».
Задачи: Учить детей работать с разным материалом. Учить сооружать не сложные поделки. Развивать художественный вкус. Воспитывать самостоятельность.
Материал: Картон-трафарет, клей ПВА, пуговицы разного размера и цвета.

4 неделя:

Тема: «Овечка».
Задачи: Учить правилам безопасной работы с клеем, бросовым материалом. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать поделки своими руками.
Материал: Картон с трафаретом, клей ПВА, кисточка, вата, ножницы.

Март

1 неделя:

Тема: «Подарок маме»
Задачи: Продолжать учить  детей выполнять поделку способом квиллинга. Учить получать удовольствие при работе с таким приемом. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.

Материал: Цветная бумага, инструменты для сворачивания бумаги, клей.

2 неделя:

Тема: «Куколка из носового платка»

Задачи: Формировать умение детей сооружать куклу из носового платка. Формировать самостоятельность, развивать чувство уверенности в своих силах. Воспитывать самостоятельность. Развивать моторику рук.
Материал: Носовой платок, вата, нить.

3 неделя:

Тема: «Подкова для дома»
Задачи: Формировать умение детей работать с разным материалом. Закрепить умение выполнять работу аккуратно, доводить начатое дело до конца. Воспитывать желание делать поделки своими руками.
Материал: Соленое тесто, стека.

4 неделя:

Тема: «Медведь».
Задачи: Учить сооружать не сложные поделки. Развивать инициативу. Воспитывать самостоятельность, активность.
Материал: Трафарет, крупа, клей ПВА, кисть, салфетка, клеенка.

Апрель

1 неделя:

Тема: «Ласточка»
Задачи: Продолжать учить детей работать с бумагой и клеем обрывать бумагу на мелкие кусочки. Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: Бумага белого цвета, бумага черного цвета, трафарет, клей ПВА кисть.

2 неделя:

Тема: «Национальная  рукавичка»

Задачи: Продолжать украшать изделие национальными узорами.

Материал: Трафареты национальных узоров, клей.

3 неделя:

Тема: «Аквариум с рыбками»

Задачи: учить детей делать аппликации из соленого теста, развивать аккуратность

Материал: Соленое тесто, цветная бумага, гуашь, кисти.

4 неделя:

Тема: Пасхальная открытка  «Цыпленок»

Задачи:  продолжать учить делать  из рваной бумаги,  воспитывать аккуратность, усидчивость.

Материал: Цветная бумага, трафарет, белый картон.

Май

1 неделя:

Тема: «Цветы»
Задачи: Учить детей работать с разным материалом. Учить получать удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.
Материал: Салфетки, картон, цветная бумага, клей, кисточка, пуговицы разного размера.

2 неделя:

Тема: «Бабочка»
Задачи: Формировать умение работать с бумагой, делать заготовки для работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: Природный материал,  клей ПВА, кисточка.

3 неделя:

Тема: «Сверкающее солнышко»

Задачи: Развивать у детей фантазию, эстетический вкус, воображение, мелкую моторику рук, навыки работы с клеем и красками

Материал: Макароны, клей ПВА, кисточки.

4 неделя:

Выставка работ


Модифицированная программа художественно-эстетической направленности по художественному и ручному труду «Ладушки-ладошки»Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Интегрированной непосредственно образовательной деятельности Направление деятельности: «Художественно-эстетическое» Образовательная область «Познание», «Художественное творчество» Тема: «Рябинка для снегирей"для детей второй младшей группы

Интегрированное занятия по художественно-эстетическому направлению по теме «Рябинка для снегирей» проводятся с детьми второй младшей группы, в рамках образовательной области  «Познания» с интегра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка» для детей дошкольного возраста от 1,5 до 8 лет

Рабочая программа музыкального руководителя разработана в сответствии с ФГОС, для проведения воспитательно - образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в образовательной области "Худож...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя jбразовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка» для детей дошкольного возраста от 1,5 до 8 лет

Рабочая программа музыкального руководителя образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка» для детей дошкольного возраста от 1,5 до 8 л...

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по художественно-эстетическому развитию «Юные художники» (художественная гостиная)

Данный конспект можно использовать для закрепления в конце года пройденного материала по художественно-эстетическому развитию. Вспомнить с детьми жанры живописи, холодные и теплые оттенки, способы сме...

Рабочая учебная программа по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыкально-художественная деятельность»

Рабочая учебная программапо реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыкально-художественная деятельность»...