«Роль конструктивных задач в формировании умственной активности дошкольников»
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Муратшина Танзиля Тимергазиевна

Конструирование имеет большое значение для умственного развития ребёнка и его обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_konstruktivnyh_zadach.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

«Роль конструктивных задач

в формировании умственной активности дошкольников»

        Конструирование имеет большое значение для умственного развития ребёнка и его обучения в школе.

        Под  детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.) материала.

        Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Созданные постройки, поделки дети используют в игре, в театрализованной деятельности, а также в качестве подарка, украшения помещений и т.п., что приносит им большое удовлетворение.

        Детское конструирование тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки (гараж для машины, дом, замок и т.п.) и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры.

        Источником замысла детей является все окружающее: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь игра, и т.п. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным: они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов и явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Важно создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также взаимосвязи между ними и по-своему передавать их в конструкциях, поделках. Конструирование в этом случае опирается на образные представления о реально существующих или кем-то придуманных (например, в сказке) объектах, и это становится основой детских замыслов.

        В основе активизации познавательной деятельности лежит преодоление интеллектуальных затруднений в процессе решения задач проблемного характера, требующих новых способов их решения.

        Система формирования творческого конструирования включает в себя как самодеятельность детей, так и решение предъявляемых им задач различного типа (на воспроизведение образца, на создание замысла по теме, проблемных и др.). Задачи в развитии творчества могут играть как положительную, так и отрицательную роль. Они, с одной стороны, направляют поисковую деятельность детей, а с другой – резко сужают её. Дети не ищут вариантов, оригинальных и рациональных способов, главное для них – добиться успеха, решить задачу.

        Именно поэтому, прежде чем ставить перед детьми конкретные задачи, нужно организовать широкое экспериментирование с материалом.

 Такое экспериментирование кардинально меняет характер решения детьми последующих задач: появляется интеллектуальная активность, связанная с увлечением поиском вариантов решений, стремлением получить более целесообразный и оригинальный продукт. Об этом говорят реплики детей типа «А можно ещё и так»; «Нет, лучше по-другому» и т.п. Само решение задач превращается в творческий поиск, стимулирует их к экспериментированию с материалом, которое становится более глубоким и целенаправленным. Благодаря этому, дети открывают новые свойства предметов, находят их взаимосвязи, ставят перед собой определённые цели.

        Для успешного овладения детьми конструктивной деятельностью в группе создаются соответствующие условия. В группе организована мини-мастерская «Умелые ручки».  Здесь  детям предоставляется самый разнообразный материал (разная по фактуре и цвету бумага, природный и бросовый материал, краски, кисти, ножницы и т.д.). Он  позволяет им использовать открытые ими самими свойства этих материалов в процессе поиска разных вариантов воплощения замысла, делает поиск более продуктивным и значимым. Ребятишки  используют их по своему усмотрению в самостоятельной деятельности (изготовление поделок для игр, для украшения группы и т.д.). Кроме этого в группе имеется уголок по конструированию, в которой размещены наборы строительных деталей из дерева и пластмассы, различные виды конструкторов,  ЛЕГО, мозаика. Здесь же имеются и дидактические игры: «Найди деталь такой же формы», «Каждую фигуру на своё место», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Сложи узор», «Построй такую же конструкцию» и др.

        Дети дошкольного возраста могут «изобретать» приёмы, на основе уже имеющегося у них опыта, приобретённого в процессе подражания взрослым. Поэтому использование образцов и задач на их воспроизведение и преобразование необходимо для формирования у детей таких знаний и умений, которые затем обязательно будут задействованы ими в самостоятельной деятельности, приобретут более обобщённый характер и станут исходной позицией для развития творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль предметно развивающего пространства в формировании творческой активности дошкольников

Роль предметно развивающего пространства в формировании творческой активности дошкольников...

Из опыта работы«Формирование умственной активности и творческого подхода к выполнению поставленных задач, как одно из средств подготовки детей к учебной деятельности»

Детский сад – первое и очень ответственное звено системы образования. В этот период идёт интенсивное развитие психических, физических и конечно, умственных качеств ребёнка.«Ядром» умственного развития...

Влияние народного творчества на формирование умственной активности и творческих способностей дошкольников.

Данная статья систематизирует и углубляет знания педагогов по теме: "Влияние народного творчества на формирование умственной активности и творческих способностей дошкольников"....

Консультация для родителей на тему "Роль семьи в формировании двигательной активности дошкольников"

Консультация для родителей на тему "Роль семьи в формировании двигательной активности дошкольников"...

Педагогические условия формирование умственной активности у детей дошкольного возраста

Важнейшая задача современного образования состоит в формировании личности, обладающей высоким уровнем умственного развития, способной эффективно усваивать знания и применять их на практике. Поиск новы...

Роль музыки в формировании речевой активности дошкольника

Консультацию "Роль музыки в формировании речевой активности дошкольника" предназначена для родителей детей, которые посещают детский сад. В консультации я в доступной форме показала значение...

Роль моделирования как средства формирования мыслительной активности дошкольников

Моделирование относится к знаково-символической деятельности, где в качестве основных выделяют следующие виды: замещение, кодирование (декодирование), схематизацию, моделирование. Из всех видов знаков...