Влияние народного творчества на формирование умственной активности и творческих способностей дошкольников.
статья по теме

Палагина Оксана Викторовна

Данная статья систематизирует и углубляет знания педагогов по теме: "Влияние народного творчества на формирование умственной активности и творческих способностей дошкольников".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние народного творчества  на формирование умственной  активности и творческих способностей дошкольников

Народное декоративно-прикладное искусств  одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и искусстве. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств. Народное искусство способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства – симметрия и ритм. Приобщение дошкольников к народному искусству осуществляю посредством создания красивого интерьера  в групповой комнате, в оформлении которой включаю произведения народного творчества. Немаловажное значение отвожу и занятиям декоративной лепкой. Рассказываю детям о предметах  народного искусства, обучаю приёмам декоративной лепки. Народное декоративно- прикладное искусство – неотъемлемая часть культуры ребёнка. Эмоциональность, поэтическая образность это искусство близки, понятны  и дороги ребёнку. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное  на глубоких художественных  традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру ребёнка, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные  произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. Предметы народного творчества многообразны. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, кружево и т.д. Каждое  изделие несёт в себе добро, радость, фантазию, увлекающую и детей, и взрослых. Изобразительное  народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является основой для формирования духовного мира ребёнка. Оно доступно детскому  восприятию, так как  несёт в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных  формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира. Это  всегда  знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины. Орнаменты для росписи игрушек и посуды,  включают в себя цветы, ягоды, листья, которые ребёнок встречает на участке детского сада и используется на занятиях. Народное декоративно-прикладное искусство воспитывает у детей художественный вкус. Художественные  изделия демонстрирую детям во время бесед, использую на занятиях по непосредственно образовательной деятельности. Декоративная лепка в детском саду  -  это создание  детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек. Кроме того, с детьми выполняю небольшие украшения (бусы для кукол), сувениры  мамам , бабушкам , сёстрам ко дню рождения, к празднику 8 марта.

Навыки, полученные детьми  в процессе занятий декоративной лепкой, используются ими при создании других видов лепных работ, отчего изделия становятся более выразительными и по замыслу, и по оформлению.

Занятия декоративной лепкой связываю с рисованием. Вылепленные фигурки  раскрашиваются детьми. Здесь используются знания, полученные на занятиях рисованием.

Занятия с использованием  предметов народного творчества помогают развивать умственную деятельность ребёнка.

Мыслительная деятельность  ребёнка проявляется, когда  он изображает пропорции предметов, игрушек.

Под  влиянием народной игрушки деятельность ребёнка в области лепки приобретает активный творческий характер. Развитие  детского творчества в лепке во многом  зависит от умения детей работать с глиной, красками и соответствующими инструментами. Знакомство  детей с декоративным искусством начинаю с младшей группы детского сада. Что касается декоративной лепки, то возможности ребёнка на этом этапе весьма ограничены: дети  лишь украшают изделия, используя палочку или делая углубление пальцем. Прежде  всего   для детей этой группы  определяю набор игрушек. Это могут  быть семёновские  матрёшки, загорские точёные деревянные игрушки, некоторые глиняные изделия каргопольских мастеров.

Знакомлю детей с игрушками в виде игр, бесед, спрашиваю у детей, что изображает тот или иной предмет. Детям предлагаю расставить игрушки в определённом порядке, построить для матрёшек дом, лесенку, мостик. Одновременно  дети получают задание сравнить игрушки по размеру, выделить основные, крупные части и мелкие детали, узнать и назвать форму частей. Знакомя детей с игрушками,  каждый раз ставлю перед ними новые задачи. Таким образом, дети учатся играть с матрёшками, усваивать их размер, форму, решать поставленные перед ними задачи и запоминать способы их решения.

Добиваюсь от детей активного использования  игрушек, умения слушать рассказ и моё задание.

В младшей группе народную игрушку  использую и для игр. Однако на  некоторых занятиях по лепке , чтобы  привлечь  внимание детей к данному виду деятельности , показываю им  способы лепки. В этом случае  снова использую игрушку, выделяю при этом выразительные элементы игрушки. Дети хорошо понимают назначение игрушек. Однако  лучше  начинать с деревянных игрушек, наиболее удобных для игр и понятных детям данного  возраста. У детей данной группы  наблюдается склонность к украшениям своих изделий. Первые попытки  детей  украсить свою  лепку  ведут к хаотичному расположению узора по краю  изделия, который  является для ребёнка опорной линией. Учитывая эту особенность  и зная, что ребёнку  так легче, задание  можно свести к украшению края вылепленного печенья или пряника. Элементами  украшения  могут быть сначала точки, а потом полосы, сделанные палочкой. Детей увлекает  возможность делать палочкой углубления в глине. Они занимаются этим с удовольствием, понимая, что их игрушки  станут красивее. Стремление ребёнка  к украшению своей работы необходимо поддерживать, внося соответствующие предложения при каждом удобном случае. Постепенно  провожу более глубокий анализ  формы предметов. Например, показывая матрёшку, детям  рассказываю, что у матрёшки  есть голова, руки. Называю детали одежды: фартук, рукава, платок, показываю на них красивые цветы, листья и другие декоративные элементы. Следовательно, перед детьми открываются новые выразительные стороны, которые характеризуют матрёшку как красивый, декоративный предмет.

Точно также провожу анализ глиняных игрушек. Дети свободно определяют предметы и выделяют элементы росписи: полосы, круги, точки и кольца. Восприятие предметов народного творчества  даёт возможность поставить перед детьми изобразительные задачи и проследить влияние народного  искусства на характер детской лепки. Однако, подбор  предметов  для лепки провожу с учётом возрастных особенностей детей. Опыт работы с детьми этого возраста говорит о том, что лепка, например матрёшки, ребёнку ещё  сложна  ввиду  большой обобщённости и условности формы. Несмотря  на частые игры с матрёшками и организацию зрительных и мускульных обследований; процесс лепки вызывает затруднение. В своих рассуждениях дети идут не от матрёшки, которая стоит перед ними, а от ранее воспринимаемой формы неваляшки или куклы в длинном платье, у которой детали ребёнок воспринимает отдельно. Это явление вполне закономерно, так как  ребёнок лепит по памяти и лучше запоминает чётко построенную конструктивную форму. Образ  матрёшки понятен ребёнку , но воспроизводить форму игрушки ему трудно. Поэтому можно предложить детям вылепить куклу в длинном платье и, вспомнив вместе с ними расписной наряд матрёшек или игрушек , с которыми они играли, предложить украсить свою работу. Таким образом, ребёнок, сравнительно легко справившись с изображением куклы, сможет украсить её, используя знания, полученные  во время игр с народными игрушками.

Кроме  этого, дети лепят  угощение и посуду для кукол, украшая их углублениями в виде точек, колец и дуг.

Подобные занятия провожу с той целью, чтобы  свои  знания по украшению предметов дети смогли свободно  использовать во время лепки по представлению. Первые задания, которые выполняются детьми по оформлению печенья, говорят о том, что те, кто уже  в младшей  группе был знаком с народной игрушкой и с тем,  что предмет можно украсить, смелее и осмысленнее берутся за нанесение  узора.  Почти все дети  выполняют узор хаотично, без понимания его ритма, это даёт воспитателю возможность поставить новую задачу: подвести детей к ритмичному нанесению узора на поверхность изделия. В дальнейшем детям  можно  предложить украсить дискообразное изделие объёмными формами – шариками и валиками. Выполняя это задание , дети лепят торт, пирожное для кукол, располагая элементы в определённом ритме: шарики – по краю и в середине, а валики – в виде сетки или  лучами, расходящимися от центра  к краям. Сначала дети создают основу, а затем  постепенно украшают её. Активность каждого ребёнка проявляется в том, что  дети сами выбирают форму, размер элементов и чередуют их. Следующий этап – более сложное задание: предлагаю детям вылепить чашку и нанести на неё узор по краю чашки в один и несколько рядов. После  ознакомления с деревянными игрушками дети лепят птиц, грибы, кукол в длинном наряде. Каждый  предмет они украшают. Всё  это делает детские работы более выразительными. Своё умение пользоваться палочкой для  нанесения  мелких деталей дети используют и во время  лепки по замыслу, где  вполне самостоятельно украшают  свои работы бороздками, точками, валиками и шариками. Таким образом, намечается  определённая последовательность  ознакомления  детей младшей группы  с народной игрушкой и введение в лепку  декоративных элементов. Для игр и рассматривания  в этой группе  следует постоянно  использовать  семёновские матрёшки, загорские деревянные точёные игрушки и деревянные  игрушки богородских мастеров, каргопольские игрушки (конь, гусь, утка, собака) и дымковские  (петушок, курочка – наседка, куклы крупные мелкие). Для ознакомления  перед занятием  лепкой  следует предложить  точёные предметы, состоящие из округлых и конусообразных форм.

Не нужно забывать, что для детей младшей группы  главное достижение  - это умение играть, поэтому  на этой основе и строятся все занятия. А это потребует от воспитателя  высокой ответственности, постоянных  раздумий и поиска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы«Формирование умственной активности и творческого подхода к выполнению поставленных задач, как одно из средств подготовки детей к учебной деятельности»

Детский сад – первое и очень ответственное звено системы образования. В этот период идёт интенсивное развитие психических, физических и конечно, умственных качеств ребёнка.«Ядром» умственного развития...

Семинар для воспитателей "Значение проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников".

Проект  - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребенк...

Значение проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников.

«Значение проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников»....

«Русское народное творчество - основа формирования патриотических чувств и общечеловеческих ценностей дошкольников»

laquo;Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных начала, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствован...

Консультация для педагогов. "Значение проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников".

Актуальность темыОдним из принципов дошкольного образования, прописанных вфедеральном государственном стандарте дошкольного образования, является:«Построение образовательной деятельности на осно...

Консультация для воспитателей Значение проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников.

Значение проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников....