Дополнительная общеразвивающая программа «Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством тестопластики (тестолепки)»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему

1.2 Актуальность соответствие государственной политике и удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей

Современное дошкольное образование – это первая государственная форма, в рамках которой осуществляется профессиональная воспитательно-образовательная работа с детьми. Социокультурная значимость дошкольного образования определяется особенностями возраста. Так, возраст от трех до семи лет – это самый чувствительный период, который характеризуется особенно быстрыми изменениями в интеллектуальном, социальном, физическом, эмоциональном и языковом развитии ребенка.

Положительный жизненный опыт и основа для успешного развития, заложенные в дошкольном возрасте, создают базу будущего разностороннего развития ребенка.

С учетом введения ФГОС ДО, подходы к образованию дошкольников изменились. Сегодня, в соответствии с ФГОС дошкольного образования основное внимание уделяется поддержке разнообразия детства; сохранению уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. (ФГОС ДО пункт 1.2)       

С позиции ФГОС ДО, пункта 1.5, в котором говорится об обеспечении государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения, а также обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (ФГОС ДО пункт 1.6), одной из центральных задач современного образования является формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,  формирование предпосылок учебной деятельности.

Очевидно, что дошкольное учреждение не должно быть простым источником воспитания и обучения. Оно должно быть ориентировано на развитие личности ребенка, его познавательной активности, формирование ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования.

Использование инновационных педагогических технологий открыва­ет новые возможности развития дошкольников. Необходимость использования технологии тестолепки (тестопластики) в развитии детей дошкольного возраста неоспорима. То, что дети обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги такие как В.Б. Косминская, Е.И. Васильченко, А.С. Макаренко, Т.С. Комарова и многие другие.

 Лепка – самый естественный, полезный и увлекательный творческий процесс дошкольников. Лепить из соленого теста – большое удовольствие и радость. Еще на Руси, когда Новый год праздновали 1 сентября, а заодно играли и свадьбы, было принято дарить фигурки из соленого теста. Считалось, то любая поделка из теста, находящаяся в доме – символ богатства и благополучия в семье. Искусство лепки из соленого теста стало и в наши дни чрезвычайно популярно.

В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, необходимые для взаимодействия, ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

  Практическая деятельность детей имеет важное значение для их художественно-эстетического развития. Эта область развития ребенка способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству в летний период. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия народных мастеров - уникальные произведения искусства, которые украшают нашу жизнь. В народном творчестве выражаются исконная тяга человека к красоте, желание раскрыть свои творческие способности. Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. На занятиях лепкой вышеперечисленные качества развиваются особенно. Так как любой предмет имеет объем, он воспринимается ребенком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании формируется образ.

И особое место в ней занимает художественная деятельность. Дети любят творческую деятельность, а именно лепку.

   Овладение способами и приёмами тестопластики (тестолепки) позволяет детям свободно выражать свои чувства и мысли, ребёнок начинает лучше понимать других, учится преодолевать робость, страх перед тем, что не получается. Особенно важно справиться с проблемами, вызывающими у ребенка запредельные эмоции, сбалансировать основные психические процессы, сказывающиеся на развитие у детей творческого, нетрадиционного видения мира.

    Создавая объект своими руками, ребёнок превращается в художника. Он воплощает любой образ, придуманный им, в конкретную форму, которая может быть самой разнообразной. Это очень сильно развивает фантазию, творческое мышление, мотивирует ребёнка к созданию новых вещей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №42 Приморского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА:                                                                      

На Педагогическом совете

ГБДОУ детский сад №42  

Приморского р-на Санкт-Петербурга                                          

«  »___________ 2018 г.

Протокол №                                                                              

Учтено   мнение   родительской

       общественности.

                УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий ГБДОУ детский сад №42  

 Приморского р-на   Санкт-Петербурга

  Приказ №   от «  »____________ 2018г.    

                                            _____________________Л.Н. Сидорова

Дополнительная общеразвивающая программа

«Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством тестопластики (тестолепки)»

Художественно-эстетическое развитие воспитанников 3-5 лет

Срок реализации программы 1 год

Разработчик: Гутковская В.А.

Педагог дополнительного образования

2018

Санкт-Петербург

Пояснительная записка

   Программа написана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, на основе нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон РФ от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р;
  • Приказ Минобрнауки от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей 2.4.4.3172-14, утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г.
  1. Направленность программы:

   Дополнительная образовательная программа «Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством тестопластики (тестолепки)» относится к программам художественно-эстетической направленности. Уровень освоения программы углубленный, предполагает развитие компетентности обучающихся в данной образовательной области, формирование навыков на уровне практического применения.   Программа дополнительного образования направлена на художественно-эстетическое  развитие воспитанников: развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира. В дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.

   Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.

Специфику лепки определяет материал. Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки.  Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”. Наряду с этим название используется более привычное – «тестолепка».

Одной из специфических черт тестопластики является тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

  Занятия тестопластикой (тестолепкой) тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

   Цель – развитие художественных и творческих способностей дошкольников, привитие способности видеть прекрасное в окружающей действительности.

В младшем и среднем дошкольном возрасте лепка как никогда способствует поддержанию положительного отношения к изобразительной деятельности, удовлетворяет потребности детей в художественном выражении. Тесто же невероятно податливый материал, с которым дети работают с большим удовольствием. Занятия по тестолепке оказывают влияние на развитие разных сфер деятельности ребенка. Так, например, они способствуют развитию мелкой моторики рук, что благоприятно сказывается на развитии речи, образного мышления, кругозора. Дети приучаются внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность.

Сам процесс творения из соленого теста многогранен: его можно месить, рисовать пальцами узоры, раскатывать его руками или скалкой, вырезать стекой или формочками, менять его консистенцию и цвет, подвергать воздействию температуры, работать как с очень крупным, так и с маленькими объёмом материала. Лепка из солёного теста дает толчок к развитию воображения, творчества, появлению самостоятельности, инициативы. Она имеет массу преимуществ перед другими видами творчества: дешевизна расходных материалов; простота создания фигур; маленькие шедевры, созданные детьми, могут храниться долго; широкие возможности для творчества.

Тестопластика очень плавно знакомит детей с различными формами, текстурами, размерами, стимулирует эстетическое и умственное развитие. В работе используются безопасные красители. Во время проведения занятия предусмотрены пальчиковые игры, что способствует получению положительных эмоций от общения и творческого процесса. Программа дополнительного образования «Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством тестопластики (тестолепки)» призвана помочь воспитанникам детского сада реализовать потребность в самовыражении посредством изобразительной деятельности, развить в детях универсальную способность – воображение. Новизной данной программы является новая, отличная от традиционной пластилиновой лепки, форма развития в изобразительной деятельности – лепка из соленого теста.

  Исследования показывают, что лепка из теста, как деятельность, в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предмета между собой, определяют их размеры (длину, толщину). Занятие лепкой способствует развитию чувства осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает пальцами, причём чаще всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи и мелкой моторики. Использование игровых моментов позволяет усвоить сложный материал без умственного и нервного напряжения.

Программа кружка «Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством тестопластики (тестолепки)» имеет художественно-эстетическую направленность.

Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция.

Соленое тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу детей. Процесс овладения определенными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.

   Занятия тестопластикой (тестолепкой):

  • повышают сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
  • синхронизируют работу обеих рук;
  • развивают воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
  • формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
  • способствуют формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор;
  • способствуют формированию художественно-эстетического вкуса.

По своему содержанию занятия имеют своей целью развитие индивидуальности, интуиции, воспитание организованности и аккуратности.

1.2 Актуальность соответствие государственной политике и удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей

Современное дошкольное образование – это первая государственная форма, в рамках которой осуществляется профессиональная воспитательно-образовательная работа с детьми. Социокультурная значимость дошкольного образования определяется особенностями возраста. Так, возраст от трех до семи лет – это самый чувствительный период, который характеризуется особенно быстрыми изменениями в интеллектуальном, социальном, физическом, эмоциональном и языковом развитии ребенка.

Положительный жизненный опыт и основа для успешного развития, заложенные в дошкольном возрасте, создают базу будущего разностороннего развития ребенка.

С учетом введения ФГОС ДО, подходы к образованию дошкольников изменились. Сегодня, в соответствии с ФГОС дошкольного образования основное внимание уделяется поддержке разнообразия детства; сохранению уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. (ФГОС ДО пункт 1.2)       

С позиции ФГОС ДО, пункта 1.5, в котором говорится об обеспечении государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения, а также обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (ФГОС ДО пункт 1.6), одной из центральных задач современного образования является формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,  формирование предпосылок учебной деятельности.

Очевидно, что дошкольное учреждение не должно быть простым источником воспитания и обучения. Оно должно быть ориентировано на развитие личности ребенка, его познавательной активности, формирование ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности развития дошкольников. Необходимость использования технологии тестолепки (тестопластики) в развитии детей дошкольного возраста неоспорима. То, что дети обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги такие как В.Б. Косминская, Е.И. Васильченко, А.С. Макаренко, Т.С. Комарова и многие другие.

 Лепка – самый естественный, полезный и увлекательный творческий процесс дошкольников. Лепить из соленого теста – большое удовольствие и радость. Еще на Руси, когда Новый год праздновали 1 сентября, а заодно играли и свадьбы, было принято дарить фигурки из соленого теста. Считалось, то любая поделка из теста, находящаяся в доме – символ богатства и благополучия в семье. Искусство лепки из соленого теста стало и в наши дни чрезвычайно популярно.

В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, необходимые для взаимодействия, ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

  Практическая деятельность детей имеет важное значение для их художественно-эстетического развития. Эта область развития ребенка способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству в летний период. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия народных мастеров - уникальные произведения искусства, которые украшают нашу жизнь. В народном творчестве выражаются исконная тяга человека к красоте, желание раскрыть свои творческие способности. Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. На занятиях лепкой вышеперечисленные качества развиваются особенно. Так как любой предмет имеет объем, он воспринимается ребенком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании формируется образ.

И особое место в ней занимает художественная деятельность. Дети любят творческую деятельность, а именно лепку.

   Овладение способами и приёмами тестопластики (тестолепки) позволяет детям свободно выражать свои чувства и мысли, ребёнок начинает лучше понимать других, учится преодолевать робость, страх перед тем, что не получается. Особенно важно справиться с проблемами, вызывающими у ребенка запредельные эмоции, сбалансировать основные психические процессы, сказывающиеся на развитие у детей творческого, нетрадиционного видения мира.

    Создавая объект своими руками, ребёнок превращается в художника. Он воплощает любой образ, придуманный им, в конкретную форму, которая может быть самой разнообразной. Это очень сильно развивает фантазию, творческое мышление, мотивирует ребёнка к созданию новых вещей. 

1.3 Отличительные особенности, своеобразие

    Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что она в основе своей опирается на сенсорное восприятие, которое занимает особое место заложенной образовательной программой системе развития дошкольников младшего и среднего возраста .

Сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, поскольку полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

   Новизна программы заключается в том, что настоящее творчество – это тот процесс, в  котором автор – ребёнок не только рождает идею, но и сам является её реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Всё это реально, если он прошёл курс определённой учёбы, подготовки, которая непременно должна иметь комплексный характер, то есть быть и общеобразовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.

  Педагогическая целесообразность программы определяется созданием особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей ребёнка, что может способствовать не только его приобщению к творчеству и развитию декоративно-прикладных навыков, но и раскрытию лучших человеческих качеств. Все составляющие образовательной программы «Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством тестопластики (тестолепки)» определены тем, что ориентируют учеников на приобщение к миру искусства и народной культуры, применение полученных знаний, умений и навыков лепки из солёного теста в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта.

Отличительные особенности программы:

1.Комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность программы. Данная комплексность основывается на следующих принципах:

  • Формирование у детей устойчивого интереса к использованию в своей деятельности техники работы с тестом и продуктов, полученных в результате этой деятельности.
  • Учить детей находить оригинальные способы для создания художественного образа.
  • Учить детей свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами.
  • Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.
  • Развивать мелкую моторику, координацию рук.
  • Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

2. Доступность материалов и оборудования для реализации программы.

3. Постепенное усложнение программного материала.

1.4 Адресат программы: характеристика учащихся.

   Данная программа предназначена для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет) по программе художественно-эстетического развития, в основу которой заложено ручное творчество.

Возраст от 3 до 5 лет - время наиболее бурного развития ребенка. Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Развивать творческие способности ребёнка лучше начинать с дошкольного детства, именно этот возраст имеет непреходящее значение в становлении первооснов личности. Весь путь формирования личности пролегает между задатками и способностями.

   Развивается моторика дошкольников. Ребенок способен активно и осознанно усваивать разучиваемые движения, их элементы, что позволяет ему расширять и обогащать репертуар уже освоенных основных движений более сложными.

Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

В последние несколько лет в системе дошкольного образования происходят значительные метаморфозы, так как в условиях динамического развития российского общества она совершенствуется и видоизменяется. На первый план выступает сама идея развития личности дошкольника. проблема художественно-эстетического образования является одной из самых важных задач в формировании восприятия явлений жизни и природы, эстетического сознания. Художественно-эстетическая культура приобретает общественную значимость, что является ключевым в саморазвитии личности ребенка дошкольного возраста. Система дополнительного образования готовит дошколенка к автономной деятельности и является связующим звеном между обществом и семьей.

 Еще одной тенденцией современности стало привлечение ребенка к разным видам художественной деятельности путем участия в разнообразных проектах, от разовых мастер-классов до систематических занятий арттерапией. И если такая практика успешно налажена у наших зарубежных коллег, то в нашей стране такая технология находится практически только еще на этапе зарождения.    

Внимание и память в дошкольном возрасте имеют сходство в развитии. Если уже в раннем детстве выделяются особые формы ориентировочных действий, которые можно определить как действия восприятия и мышления, а в дошкольном возрасте такие действия непрерывно усложняются и совершенствуются, то внимание и память долгое время не приобретают самостоятельности. Ребёнок не владеет специальными действиями, которые дают возможность на чём-либо сосредоточиться, сохранить в памяти увиденное или услышанное. Такие действия начинают складываться только в дошкольном возрасте.

   Роль внимания и памяти в развитии ребёнка огромна: усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек.

   Учебная деятельность дошкольника требует хорошего развития произвольного внимания. Ребёнок должен уметь сосредоточиться на задании, в течение длительного времени сохранить на нём интенсивное (концентрированное) внимание, с определённой скоростью переключаться, гибко переходя с одной задачи к другой. 

   Возрастная особенность дошкольников – сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость.

  Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Дети запоминают буквально всё, задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. В этот период память по скорости развития опережает другие способности.

    Дошкольник младшего возраста (3–4 года), как показывают психологические исследования, запоминает произвольно чрезвычайно мало материала. В среднем из 15 названных ему слов он запоминает лишь 2,12 слова. Значительно лучше обстоят дела с произвольным запоминанием в старшем дошкольном возрасте. Дети 5–7 лет из 15 предложенных слов правильно воспроизводили 4,55 слова. Кроме того, большинство детей этого возраста (более 80%) уже способны привлекать для запоминания вспомогательные средства, в частности, картинки. В этом случае объём запоминания возрастает почти в два раза и составляет в среднем 8,25 слов. По всей вероятности, увеличение количества запоминаемой информации вызвано не только появлением произвольной памяти, но и культурной, опосредованной.

   Итак, вступая в разнообразные отношения с окружающим миром, осуществляя практическую деятельность, ребёнок познаёт и запоминает многие предметы и явления, которые с течением времени расширяют его кругозор, формируют жизненный опыт.

 1.5 Цель программы

  Основной целью программы является создание условий для развития у детей творческих способностей и художественного вкуса посредством техники тестопластика (тестолепка). 

Целью программы является развитие творческого, нетрадиционного видения мира, раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, развитие самостоятельности при планировании своей деятельности, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.

   

   1.6 Задачи.

Обучающие:

  • познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластике, ее возможностями;
  • научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;
  • обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста;
  • начать формирование знаний о композиции, основах цветоделения.

Развивающие:

  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать речь;
  • расширять словарный запас;
  • расширять кругозор;
  • развивать наблюдательность;
  • развивать эстетический вкус;
  • развивать образное и логическое мышление;
  • содействовать развитию творческого воображения, фантазии.

Воспитательные:

  • воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;
  • воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;
  • воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.

1.7 Условия реализации программы  

Занятия проводятся в виде кружка. Особая структура занятия позволяет заниматься с детьми без физического, эмоционального и психического напряжения. Занятия представляют собой систему игровых ситуаций, подводящих ребенка к созданию изделия из соленого теста.

Занятия проводятся в малокомплектных группах - до 12 человек, что позволяет учесть индивидуальные и психические особенности каждого ребёнка. Занятия проводятся в форме тренинга. В занятия включены приемы для снятия переутомления детей: физминутки и релаксация, способствующие развитию всех психических процессов. Дети работают с разнообразным по текстуре раздаточным материалом, способствующим развитию мелкой моторики.

Занятия рассчитаны для работы с детьми 3 - 4 лет. В это время поведение детей определяется зрительно-двигательной установкой психики. Основа впечатлений эмоциональная, но работает интеллектуальная активность. Происходит развитие творческих способностей на уровне конкретных действий.

Сроки реализации программы –3 года.

   Занятия проводятся с подгруппой детей до 12 человек в возрасте 3-4 года по 1 занятию в неделю, (32 занятия с 1 сентября по 31 мая) продолжительностью 15 мин (для детей 3-4 лет), 20 мин (для детей 4-5 лет). Занятия организуются во второй половине дня в специально оборудованном помещении.

   Успешность работы по использованию метода тестопластики (тестолепки) в художественно-эстетическом развитии определяется организационными условиями, в том числе существенную роль играет оснащение предметно-развивающей среды. 

Примерный перечень наименований пособий и материалов для организации ОД.

Обеспечение

Наименование

Кадровое

Педагог, владеющий данной технологией

Информационное

Методические пособия;

Специальная литература для работы педагога с детьми;

Картотека пооперационных карт в свободной доступности для детей.

Материально-техническое

– групповое помещение;  

– интерактивное оборудование;

– материалы для работы;

Необходимые условия эффективной организации непосредственно-образовательной деятельности, способствующие познавательно-речевому развитию:

 1. Непосредственно-образовательная деятельность организована таким, образом чтобы каждый ребенок мог почувствовать свою успешность;

 2. Преобладающей формой организации образовательного процесса являются: игровые ситуации, задания, упражнения;

3. Использование метода тестопластики (тестолепки) в разных видах деятельности, с интеграцией во всех образовательных областях;

4. Создание образовательных ситуаций с необходимостью решения поставленной задачи, игровых моментов.

1.8 Планируемые результаты

   В процессе усвоения данной программы, детям в полной мере предоставляется возможность реализовать все свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни. В результате работы по программе  дошкольник получает возможность научиться уважительно относится к труду людей, понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их, понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством педагога элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт.

Ожидаемые результаты освоения программы.

  • понимание общих правил создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, прочность, эстетическую выразительность – и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности; 
  • планирование предстоящей практической работы, осуществление корректировки хода практической работы;
  • организация ребенком своего рабочего места в зависимости от вида работы, осуществление доступных действий по самообслуживанию.

Освоение дополнительной образовательной программы «Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством тестопластики (тестолепки)» не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанников.

Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка, результаты которого могут быть использованы только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

Учебный план

Учебный план первого года обучения

№ п\п

Тема занятия

Количество занятий

Форма контроля

Всего

Теоретических

Практических

1

«В гостях у принцессы Солечки»

1

1

-

2

«Ознакомление с трудом кондитера»

1

-

1

3

«Хлебушек душистый,

теплый, золотистый»

1

-

1

4

«Выпекали мы в печи пироги и калачи»

1

-

1

5

«Овощи и фрукты»

1

-

1

6

«Грибная полянка»

1

-

1

7

«Мухомор»

1

-

1

8

«Осенняя ярмарка»

1

-

1

9

«Морская черепашка»

1

-

1

10

Панно «Овечки и пастух» (коллективная работа)

1

1

11

«Елочка»

1

-

1

12

«Ёлочные украшения»

1

-

1

13

«Красивый подсвечник»

1

-

1

14

«Город снеговиков» (коллективная работа)

1

-

1

15

Лепка по мотивам сказки «Три медведя»

1

-

1

16

«Сказочная птица»

1

-

1

17

«Дюймовочка в чашечке цветка»

1

-

1

18

«Валентинка»

1

-

1

19

«Рамка для фотографии»

(в подарок папам)

1

-

1

20

«Букет» (подарок мамам и бабушкам)

1

-

1

21

«Бусы» (в подарок девочкам)

1

-

1

22

«Динозаврики»

1

-

1

23

«Древние ящерицы»

1

-

1

24

Роспись готовых изображений

1

-

1

25

Составление макета «Парк Юрского периода»

1

-

1

26

«Пасхальный цыпленок»

1

-

1

27

«Ромашки и маки»

1

-

1

28

«Васильки и одуванчики»

1

-

1

29

«Гусеница на листочке»

1

-

1

30

«Бабочка»

1

-

1

31

«Цветочная полянка» (оформление коллективной композиции)

1

-

1

32

«Принцесса Солечка приглашает друзей»

1

1

-

мониторинг

Итого:

32

2

30

Учебный план второго года обучения

№ п\п

Темы занятий

Количество занятий

Форма контроля

Всего

Теоретических

Практических

1

«Ознакомление с трудом повара»

1

1

-

2

«Гамбургеры и мини-пиццы»

1

-

1

3

«Ознакомление с трудом кондитера»

1

-

1

4

«Пирожные и кексы»

1

-

1

5

«Праздничные торты»

1

-

1

6

«Пир во дворце короля Соленое тесто»

1

-

1

7

«Мишка-панда»

1

-

1

8

«Обезьянки на пальмах»

1

-

1

9

«Слоны и носороги»

1

-

1

10

«Зоопарк» (макет)

1

1

11

Роспись готовых изображений

1

-

1

12

«Дед Мороз и Снегурочка у новогодней ёлки»

1

-

1

13

«Рождественский венок»

1

-

1

14

«Чудо-дерево»

1

-

1

15

«Окошко в сказку»

1

-

1

16

«Осьминог»

1

-

1

17

«Подводное царство» (оформление панорамы)

1

-

1

18

Лепка золотой рыбки

1

-

1

19

«Карандашница» (в подарок папам)

1

-

1

20

«Морские камушки и чудесные раковины»

1

-

1

21

«Декоративная решетка с цветами» (подарок мамам)

1

-

1

22

«Красивый медальон» (подарок девочкам)

1

-

1

23

«Звезды и кометы»

1

-

1

24

«Далекие планеты»

1

-

1

25

«Космические корабли»

1

-

1

26

«В далеком космосе»

(панорама)

1

-

1

27

«Пасхальные куличи»

1

-

1

28

«Цветик-семицветик»

1

-

1

29

«Подсолнушки – маленькие солнышки»

1

-

1

30

«Венок с полевыми цветами» (коллективная работа)

1

-

1

31

«Портрет друга (подруги) на память»

1

-

1

32

«Прощальный бал во дворце короля Соленое Тесто»

1

1

-

мониторинг

32

2

30

Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Количество учебных часов

Режим работы

1

1 год

1.10.2018г.

31.05.2019г.

32

1 раза в неделю по 20 минут

2

2 год

1.10.2018г.

31.05.2019г.

32

1 раза в неделю по 20 минут

Предметно-пространственная развивающая среда      

   Создание развивающей ПП среды - один из обязательных элементов в воспитании ребенка, развитии его способностей, познавательного интереса, желания попробовать себя в разных видах деятельности и областях, а также в закреплении полученных ранее знаний и навыков.      

Картотека пальчиковых игр и гимнастики.

Картотека физминуток для детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Картотека тематических детских стихотворений.

Технологические карты по темам плана.

Инструменты и дополнительные материалы, необходимые для лепки из соленого теста:

  1. Доски, упаковочная плёнка, скалки для раскатывания теста;
  2. Салфетки - бумажные и тканевые;
  3. Различные стеки или предметы их заменяющие: ручки, карандаши, зубочистки, палочки, пластиковые ножи;
  4. Инструменты для нанесения рисунка на поверхность теста: расчёски, зубные щётки, пластиковые вилки, ложки, палочки от Чупа-чупсом;
  5. Печатки и штампики для нанесения рисунка: соломинки от коктейля, крупные пуговицы, монеты, колпачки фломастеров, пробки, камушки, ракушки и т.д.;
  6. Формочки для кексов, формочки для игр с песком;
  7. Трафаретки для печенья, пластиковые крышки от аэрозолей, колпачки шариковых ручек, бумажные шаблоны, соломинки от коктейля;
  8. Соединительные детали: соломинки от коктейля, использованные стержни от шариковых ручек, палочки;
  9. Природный материал (ракушки, перья, шишки, каштаны, жёлуди, перья, зёрна, травки, семена, косточки и т.д.);
  10. Бросовый материал (пробки, спички, коробки, катушки из-под ниток, втулки из-под скотча, пенопласт, кусочки ткани, нитки и т.д.);
  11. Пуговицы, бисер, блестки, фольга и др.;
  12. Клей ПВА;
  13. Кисточки разных размеров, краски акварельные, гуашь, фломастеры.

Список литературы

КНИГИ:

  1. «Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста». Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М., 1988.
  2. Антипова А. М. «Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками». Изд. Дом «Владис», 2007.
  3. Гильмутдинова О.А. Занятие лепкой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. 74с.
  4. Гурьева Н. А. «Учимся по сказке» – Санкт-Петербург, 2006 год.
  5. Дыбина О.В. «Что было до…» - Творческий центр СФЕРА, 2010г.
  6. Жадько Е., Давыдова Л. Поделки и аксессуары из соленого теста. Ростов – на –Дону «Феникс», 2006- 217с.
  7. Кискальт И. Соленое тесто. М.: «Аст –пресс», 2002- 142с.
  8. Корчинова О.В. Детское прикладное творчество. Ростов- на- Дону «Феникс», 2005-316с.
  9. Котова Е.В. «В мире друзей. Программа эмоционально-личностного развития детей» М., 2007
  10. Лыкова И. А. «Художественный труд в детском саду». – М.: Изд. дом «КАРАПУЗ», 2008.
  11. Лыкова И.А. Мы лепили, мы играли. ООО «Карапуз – дидактика», 2007
  12. Лыкова И.А., Грушина Л.В. «Интерьер» из соленого теста», изд. «Карапуз» Москва, 2008г.
  13. Лыкова И.А., Грушина Л.В. «Подарки из соленого теста», изд. «Карапуз» Москва, 2008г.
  14. Лыкова И.А., Грушина Л.В. «Технологические карты», изд. «Лира» Москва,2008г.
  15. Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей 3-9 лет / Художник А. А. Селиванов. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. 128с.
  16. Микляева Н. В., Романова О. Ю. Инновации в методической работе дошкольных учреждений/методическое пособие, М., Аркти,2010.
  17. Мэри-Энн Кол. Дошкольное творчество. Минск -2005 - 252с.
  18. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
  19. Романовская А. Л. «Поделки из соленого теста». – Издательство АСТ, 2006.
  20. Рубцова Е. «Фигурки из соленого теста делаем сами». Ростов-на-Дону: Изд. дом «Владис», 2011.
  21. Сакулина Н.П., Комарова Т.С., изобразительная деятельность в детском саду. М.: «Просвещение», 1982 -2005с.
  22. Скребцова Т.В., Данильченко Л.А. Лепим поделки и сувениры. Ростов-на-Дону «Феникс», 2009 -250 с.
  23. Сыпченко Е.А. «Инновационные педагогические технологии» - Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2013
  24. Торшилова Е. М., Морозова Т. Эстетическое развитие дошкольников. – М., 2004.
  25. Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  26. Фирсова А.В.. Чудеса из соленого теста. – М.: Айрис-пресс, 2008 –32с.
  27. Халезова Б., Курочкина Н.А. Лепка в детском саду. М.: «Просвещение», 1985 -140 с.
  28. Хананова И. Н. «Соленое тесто». -  М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008.
  29. Чибрикова О. В. «Азбука соленого теста». -  Издательство ЭКСМО, 2010.
  30. Хоменко В.А. Лучшее поделки. Шаг за шагом. Харьков, 2009
  31. Хоменко В.А. Соленое тесто шаг за шагом. Харьков 2007 -63с.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

https://www.maam.ru/

https://урок.рф/library/programma_kruzhka_po_lepke_iz_testa_volshebnij_komo_081032.html

https://infourok.ru/dopolnitelnaya-obscheobrazovatelnaya-obscherazvivayuschaya-programma-testoplastika-1698987.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2014/01/21/avtorskaya-programma-po-testoplastike

https://pandia.ru/text/77/434/21937.php

https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65635a2ac78a4d43b88421306c26_0.html

http://ds157vrn.ru/wp-content/uploads/2016/01/Rabochaya-programma-pedagoga-dopolnitelnogo-obrazovaniya-po-testoplastike-dlya-detej-3-4-let-Volshebnoe-testo.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей 6-7 лет «Бумажные превращения»

laquo;Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше м...

Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7лет «Фантазия»

Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7лет «Фантазия&r...

Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей от 3 до 7 лет «Умелые ручки»

Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей от 3 до 7 лет «Умелые ручки»...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по тестопластике «Чудеса из теста»

Дополнительная общеобразовательная программа по тестопластике «Чудеса из теста» (далее Программа) имеет художественно-эстетическую направленность. Программа рассчитана на детей в возрасте ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ТЕСТОПЛАСТИКА» Возраст детей: 4-5 лет

Цель: Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук у детей среднего дошкольного возраста посредством тестопластики, развитие творческих способностей детей....

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7 лет «Фантазия»

Дополнительная общеразвивающая программахудожественно-эстетической  направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7 лет «Фантазия»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ТЕСТОПЛАСТИКА»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ТЕСТОПЛАСТИКА»...