программа для кружка по легоконструированию.
проект по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему

 Бондина Ольга Владимировна

программа кружка по легоконструированию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_lego.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Дети всего мира могут общаться на одном языке – языке игры. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника. Такими играми нового типа являются Лего-конструкторы, которые при всем своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора. Лего-конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Игрушками лего дети играют в том темпе, который им удобен, придумывают сюжеты вновь и вновь, собирая другие модели. Такая игра с мелкими деталями развивает не только двигательные функции, но и речь, особенно это касается детей с задержкой развития. Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой деятельностью. Так моделирование из Легоконструкторов   позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы. 

Во время работы по программе дети получают  научно-познавательные знания, умение работать с партнёром, что предусмотрено ФГОС.

Программа направлена на развитие личности, его неповторимую индивидуальность, интересе к психологическим особенностям периода детского развития с учётом таких характеристик как активность, самостоятельность, произвольность, эмоциональная устойчивость, творчество, с учётом психолого-педагогических   особенностей детского дошкольного возраста. В ней систематизированы средства и методы развития ребёнка.

Цель программы: раскрытие и развитие конструктивных и творческих способностей детей дошкольного возраста через организацию системы дополнительного образования.

Задачи:

Образовательные:

1.Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию,                                                                             к техническому творчеству.                                                                        

2.Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности основных частей, устанавливать связь между их назначением и строением.                                                                        

43. Формировать умение создавать свои собственные истории .

4.Формировать предпосылки учебной деятельности в игровой форме: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, планировать будущую работу, доводить начатое дело до конца.

Развивающие:

1.Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию, творческую инициативу, самостоятельность.                            

 2.Развивать диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас.                                                                                                                              3.Развивать мелкую моторику, память, внимание.    

4.Сформировать умение работать совместно с детьми и педагогом в процессе создания коллективной постройки.                                                  

 5.Развивать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и постройкам других детей.

6.Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.                                

Принцип построения программы: на занятиях создана структура деятельности, которая реализует условия для развития конструктивных  способностей, мелкой моторики  и творческого воображения.

2. Комплекс основных характеристик образования.

Объём программы. Программа рассчитана на один год. Дополнительная образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю, во вторую половину дня. Первый год обучения (4-5лет 1раз в неделю по 20 минут, (12 часов в год.) В группе 22 человека.

 Содержание программы. 

В занятия легоконструированием входит  конструирование: по образцу, по условиям и по замыслу.

Конструирование по образцу. Заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей конструктора, и показывают способы их воспроизведения. Важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности.

Конструирование по условиям. Заключается в том, что детям не дают образец постройки и  способ ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность, что способствует развитию творческого конструирования.

Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности. Данная форма позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.

Основные принципы программы:

1.Принцип психологического комфорта ( создание для ребёнка ситуации успеха, снятие стрессообразующих факторов).

2. Принцип доступности и наглядности.                                                                                                                                      

3.Принцип последовательности и систематичности.

4.Принцип положительной оценки деятельности детей.

5.Принцип партнёрства  и сотрудничества.                                                                                              6.Принцип развивающего характера обучения.

7. Принцип креативности ( максимальная ориентация на творческое начало, приобретение ребёнком собственного опыта творческой деятельности).

8. Принцип импровизации (занятия рассматриваются как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребёнка, детей между собой, основу которого составляет свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребёнка).

9. Принцип вариативности - возможность самостоятельного выбора  вариантов решения задачи.    

10. Принцип минимакса  - учёт индивидуальных особенностей детей и обеспечение каждому продвижение вперёд своим темпом.    

Планируемый результат средний дошкольный возраст 4-5 лет дети могут:

 - анализировать конструктивную и графическую модель;

- создавать более сложные постройки, сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых предназначается;

- правильно называть детали лего-конструктора (кирпичик, клювик, горка, овал, кирпичик с колесиками);

- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;

- обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности;

- преобразовывать конструкцию в соответствии с заданным условием.

 - изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими;

 - использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств;

 - преобразовывать постройки в соответствии с заданием;

 - анализировать образец постройки;

 - планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения;

- создавать постройки по рисунку, схеме;

- работать коллективно;

- соотносить конструкцию предмета с его назначением;

- создавать различные конструкции одного и того же объекта;

- создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.

Перспективный  план совместной образовательной деятельности /средний дошкольный возраст 4-5 лет/

Первое полугодие: 

  • Расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструирования
  • Использовать специальные способы и приѐмы с помощью наглядных моделей и схем
  • Учить определять изображѐнный на схеме предмет, указывать его функцию
  • Формировать представление, что схема несѐт информацию не только о том, какой предмет на ней изображѐн, но и какой материал необходим для создания конструкции по схеме, а также о способе пространственного расположения  деталей и их соединения
  • Учить сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия
  • Формировать умение строить по схеме
  • Учить сооружать постройки с перекрытиями. Делать постройку прочной, точно соединять детали между собой
  • Конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть еѐ тему, давать еѐ общее описание
  • Развивать творческую инициативу и самостоятельность

Второе полугодие: 

  • Закреплять умение анализировать конструктивную и графические модели
  • Учить сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых она предназначается
  • Правильно называть детали лего-конструктора
  • Продолжать закреплять умение соотносить реальную конструкцию со схемой
  • Учить заранее обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности
  • Сравнивать полученную постройку с задуманной
  • Развивать способность к контролю за качеством и результатом работы

 Примерное распределение занятий на год:  

 Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям (26)

Конструирование по условиям (4)  

 Конструирование по замыслу (7)

Занятия проводятся раз в неделю по 20 минут по подгруппам.

В средней группе несколько занятий необходимо уделить коллективной постройке.  План анализа образца:

Рассмотреть объект в целом

 Выделить цвета деталей

Назвать детали лего-конструктора

 Установить пространственное расположение частей постройки

После анализа занятия необходимо отводить время для обыгрывания построек, поощряя стремление детей к совместной игре. Помогая в объединении построек в общий сюжет. На занятиях по замыслу детей нужно учить обдумывать тему будущей постройки, намечать цель деятельности, давать общее описание будущего продукта, осваивать план разработки замысла, сравнивать полученную постройку с задуманной.

Перспективное планирование в средней группе.

месяц

тема

цели

сентябрь

1.Знакомство с ЛЕГОконструктором

Познакомить с деталями легоконструктора (их назначением, особенностями).

2.Знакомство со способами крепления деталей

Показать способы крепления деталей

3.Пирамидка

Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору.

4. Башня

Учить строить постройку снизу вверх.

октябрь

1.Строим лес

Учить строить деревья. Учить отличать деревья. Закреплять название деталей, цвет.

2. Весёлые утята.

Разучивать стихотворения про утят. Учить строить утят, используя различные детали.

3. Гусёнок.

Учить строить из конструктора гусенка.

4. Конструирование по замыслу.

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу, самостоятельность.

Ноябрь

1.Улитка.

Учить строить улитку. Воспитывать добрые отношения. Развивать память, мышление, внимание.

2.Большие и маленькие пирамидки.

Учить строить разные пирамидки. Развивать мелкую моторику рук. Учить бережно относиться к конструктору.

3.Ворота для заборчика.

Учить строить ворота для заборчика. Аккуратно и крепко скреплять детали.

4. Конструирование по замыслу.

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу, самостоятельность

Декабрь

1.Лесной домик.

Учить строить дом. Распределять детали лего-конструктора правильно. Развивать творческое воображение, навыки конструирования.

2.Мебель.

Развивать способность выделять в предметах их функциональные части. Учить анализировать образец.

3. Русская печь.

Рассказать о русской печке. Развивать воображение, фантазию. Учить строить печку из конструктора.

4. Конструирование по замыслу.

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу, самостоятельность

Январь

1.Загон для коров и лошадей.

Учить строить загоны по условиям. Развивать глазомер, навыки конструирования,
мелкую моторику рук.

2.Грузовик.

Учить строить различные машины, используя детали лего-конструктора.

3.Дом фермера.

Учить строить большой дом. Развивать фантазию,
творчество. Учить доводить начатое дело до конца.

4.Мельница.

Учить строить мельницу. Развивать фантазию, творчество.

Февраль

1.Знакомство со светофором.

Учить слушать сказку. Рассказать о светофоре. Закреплять навыки конструирования.

2.Продолжение знакомства со светофором.

Продолжать знакомить со светофором. Учить правила дорожного движения. Строить проезжую часть и надземный переход.

3.Робот.

Познакомить с игрушкой робот. Учить строить из лего-конструктора.

4. Конструирование по замыслу.

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу, самостоятельность

Март

1.Мы едем в зоопарк.

Учить отличать хищников от травоядных животных.

2.Слон.

Учить строить слона. Продолжать знакомить с обитателями зоопарка.

3.Обезьяна.

Учить строить обезьяну. Продолжать знакомить с обитателями зоопарка.

4.Конструирование по замыслу.

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу, самостоятельность

Апрель

1.Ракета, космонавты.

Рассказать о космических ракетах и космонавтах. Учить строить ракету и космонавтов.

2.Грузовая машина с прицепом.

Учить сооружать знакомую конструкцию по графической модели, соотносить ее элементы с частями предмета.

3.Поезд.

Познакомить с приемами сцепления кирпичиков с колесами, друг с другом, основными частями поезда.

4.Конструирование по замыслу.

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу, самостоятельность

Май

1.Корабли.

Дать обобщенное представление о кораблях. Учить способам конструирования. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету.

2.Пожарная машина.

Учить строить из конструктора пожарную часть и пожарную машину. Учить понимать нужность профессии.

3.Самолет.

Учить строить самолет, выделяя функциональные части.

4.Конструирование по замыслу.

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу, самостоятельность

Приложение 1

Игры с Лего.

Игра «Разложи по величине».

(для детей 3 – 5 лет)

Цель: учить детей последовательному расположению в ряду элементов разной величины.

Правила игры: нужно расположить формы лего так, чтобы они увеличивались (уменьшались) по величине.

Оборудование: формы лего.

Педагог рассматривает с детьми детали, выделяет их характерные признаки и закрепляет в речи. Затем предлагает детям разложить детали так, чтобы они увеличивались (уменьшались) по величине.

Игра «Разноцветные комнаты»

(для детей 3 – 5 лет)

Цель: развивать представление детей об основных цветах спектра посредством приравнивания к эталону с отвлечением от других признаков предметов.

Оборудование: листы цветной бумаги, разноцветные детали лего.

Обратить внимание детей на разноцветные комнаты (листы цветной бумаги). Объяснить, что предметы в них должны быть подходящего цвета. На команду педагога: «Раз, два, три, лего по комнатам разложи», дети раскладывают детали по цвету в свои «комнаты».

Игра «Разноцветные вагончики».

( для детей 4 – 7 лет)

Цель: учить детей последовательному расположению в ряду элементов разной формы, различению деталей по цвету, развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию.

Оборудование: листы бумаги с контурными цветными изображениями деталей лего в виде вагончиков, мелкие животные.

Педагог предлагает детям собрать поезд из вагончиков для зверюшек, чтобы они могли покататься. Дает детям схемы, по которым они собирают поезд. Если поезд собран правильно, то педагог предлагает детям посадить по вагончикам зверюшек и покатать их (передвигая лист бумаги с «вагончиками»).

Передай кирпичик лего.

Цель: развивать координацию движений.

Оборудование: кирпичик лего.

Педагог закрывает глаза. Дети стоят по кругу, по команде ведущего «Передавай» они быстро передают кирпичик друг другу. Когда педагог скажет: «Стоп», он открывает глаза. И у кого из детей оказывается кирпичик, тот становится ведущим.

Собери кирпичики лего.

Оборудование: кирпичики лего.

Дети играют четверо. Педагог раскидывает на ковре кирпичики лего, ставит коробочки, распределяет, кирпичики какого цвета нужно положить в коробочку. Дети выбирают цвет, который будут собирать. По команде «Начали» дети собирают кирпичики. Побеждает тот, кто быстрее всех соберет.

Найди постройку.

Цели: развивать внимание, наблюдательность; учить соотносить изображенное на карточке с постройками.

Оборудование: карточки, постройки, коробочка.

Дети по очереди достают карточку из коробочки, внимательно смотрят на нее, называют, что на ней изображено, ищут эту постройку. Кто ошибается берет вторую карточку.

Список литературы.

Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). М.,2001.

Куцакова. Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. М., 2017.

Фешина. Е.В. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие. М., 2018.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент программы кружка по легоконструированию для детей старшего дошкольного возраста.

Данная публикация может быть полезной для воспитателей дошкольных учреждений и педагогов дополнительного образования.Материал Лего является универсальным и многофункциональным, поэтому он может исполь...

Рабочая программа по робототехнике и легоконструированию

Рабочая программа по робототехнике и легоконструированию...

Программа кружка по легоконструированию "Юный конструктор"

Программа кружка по легоконструированию "Юный конструктор" предназначена для развития у детей логического мышления и конструкторских навыков, способствует многостороннему развитию личности р...

Программа по кружку технической направленности " Легоконструирование в подготовительной группе"

Современное образование  ориентировано на усвоение определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его познавательные способности. Конструкторы Lego стимулируют пра...

Программа кружковой работы по легоконструированию в средней группе

Легоконструирование помогает развивать мелкую моторику рук детей и пространственное мышление...

Программа дополнительного образования по легоконструированию "Чудо - кубики"

Общеразвивающая программа  образования дошкольников от 4 до 6 лет по легоконструированию «Чудо - кубики»  актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника ми...