Из опыта работы с дошкольниками по развитию художественно - творческих способностей.
консультация по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Опыт работы по теме "Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности. "Каждый ребёнок - художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. Наступил век нанотехнологий и информатизации,  обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого направления и характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

 МБДОУ «Раздольненский детский сад №1 «Звёздочка»

 

Опыт работы по теме:

«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников

в процессе продуктивной деятельности»

Воспитатель: Шистка

Наталья Семёновна

                                                                 «Каждый ребенок – художник.

Трудность в том, чтобы остаться художником,

выйдя из детского возраста»

Пабло Пикассо

  1. Актуальность темы. 

В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является основной. Данный аспект находит отражение в формулировках ФГОС, предполагающих как развитие продуктивной деятельности, так и творчества дошкольников.

2. Ведущая педагогическая идея опыта.

Продуктивная деятельность дошкольников при создании определенных условий, будет способствовать развитию художественно–творческих способностей детей, а именно формированию у них самостоятельности, творческой активности, а также усвоения детьми специальных знаний и умений, благоприятствующих их формированию.

Теоретическая база опыта основана на исследованиях психолого-педагогической и методической литературы. Результаты исследований известных психологов (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Поддьяков) и педагогов (Н. В. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Л. А. Парамонова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина) показали, что творческие способности детей раскрываются уже в дошкольном детстве.

В своей работе мы опирались на методические разработки:

- Ю. В. Рузановой «Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности»,

- программу художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой,

- технологию ТРИЗ Г. С. Альтшуллер - эти авторы предлагают новые формы, методы и приемы организации продуктивной деятельности детей дошкольного возраста в современных условиях.

Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта человека, ребенка. Необходимо расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в продуктивной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, аппликацией, лепкой и художественным трудом смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров в художественно–творческом воспитании и развитии детей, обновлении тематики и технологии детских работ за счет учета современных условий, субкультуры детей.

  1. Технология опыта.

Цель моей педагогической деятельности – создание условий для развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи.

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу о влиянии продуктивной деятельности на развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

2. Провести диагностику художественно–творческих способностей детей дошкольного возраста.

3. Создать развивающую среду изостудии «Акварелька».

4. Отобрать и систематизировать формы организации детей, методы и приемы способствующих развитию художественно–творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

5. Поддерживать у детей творческие проявления, самостоятельность, инициативность, индивидуальность в процессе продуктивной деятельности, побуждать  использовать разнообразные изобразительные техники и их сочетания, поощрять творческое экспериментирование с изобразительными материалами.  Формировать у детей позицию художника-творца.

  1. Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность, формировать их психолого-педагогическую компетентность в области детского художественного творчества.

5. Описание опыта педагогической деятельности.

Основные направления моей деятельности.

  1. Создание и обогащение развивающей среды изостудии «Акварелька» необходимыми материалами для продуктивной деятельности детей, стимулирующей самостоятельность и инициативность детей и обеспечивающей развитие художественно–творческих способностей воспитанников.
  2. Организация совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности детей в области «Художественно-эстетическое развитие».
  3. Вовлечение родителей в творческий процесс с детьми.
  4. Развитие собственной креативности.

На первоначальном этапе работы  изучила имеющиеся методические разработки по данной проблеме исследования, систематизировала полученные знания.

Провела мониторинг освоения детьми области «Художественно-эстетическое развитие», включающий в себя диагностику детей и анкетирование родителей.

С целью выявления особенностей художественно–творческого развития и развития изобразительной деятельности дошкольников, использовала методики Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой. Основные методы, применяемые для диагностики, – это наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктов творчества, беседа.

Диагностика позволила выявить типичные затруднения детей и спроектировать направления, по которым необходимо корректировать содержание педагогической работы.

Анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей (не знают, как это сделать, не хватает времени). Поэтому передо мной встала необходимость работы над данной проблемой.

Исходя из полученных данных, составила тематический перспективный план работы, охватывающий несколько направлений, что позволило работать по намеченной теме в системе.

С целью обогащения опыта творческой деятельности воспитанников, активизации детского художественного творчества при помощи грантовых средств была создана развивающая среда изостудии «Акварелька», оснащённая необходимым современным оборудованием, разнообразными традиционными и нетрадиционными материалами и инструментами для изобразительной деятельности и художественного труда.

Закуплена программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой.

Вместе с родителями изготовили альбомы «Нетрадиционные техники рисования», «Виды искусства», компьютерные презентации по художественному творчеству, приобрели дидактические игры «Говорящие цвета», «Цветные парочки», «Вкусная палитра», «Художник по имени природа», «Одинаковые и разные», «Подбери палитру к картине», «Составь портрет», «Кто есть кто».

В ходе следующего этапа деятельности я формировала у детей интерес к продуктивной деятельности, способствовала развитию художественно-творческих способностей. Свою деятельность осуществляю через создание игровых образовательных ситуаций,

на одних - дети погружаются в мир красоты, открывают для себя красоту окружающего мира, природы, предметов искусства, знакомятся с жанрами искусства (портрет, натюрморт, пейзаж) например «Мир натюрморта», «Секреты художника портретиста», «Как цвет помогает понять настроение картины?»;

на других – осваивают новые способы действий с материалами, экспериментировали с цветом, с разными фактурами «Можно ли рисовать без красок?», «Как слепить бусы из муки?».

Игровые образовательные ситуации состоят из трех частей:

  1. чтобы заинтересовать совместной деятельностью детей в первой части провожу постановку игровой проблемы, игровой мотивации (кому-нибудь помочь, исправить чьи – то ошибки).
  2. Во второй части происходит обогащение детского творческого опыта. Вместе с детьми мы рассматриваем произведение искусства и обсуждаем его, или активизирую детскую деятельность на создание какого–либо продукта детского творчества.
  3. В третьей части обобщаю полученный опыт, обыгрываем ситуацию и она плавно перетекает в игру. Вместе с детьми мы отправляемся в путешествие или сказку, по дороге выполняя творческие задания, помогая персонажам.

Большой потенциал для развития художественно–творческих способностей дошкольников заложен в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Моим ребятам очень нравится организовывать выставки своих работ («Внимание – пешеход!», «Мама лучшая на свете» и др.), где они бывают главными экскурсоводами.

Мы вылепили «Пластилиновый театр» и показывали сказки малышам. Проектировали и делали макет города, макеты «На крайнем севере», «Деревенский дворик». Организовывали различные мастерские, где занимались рукоделием, изготовлением различных поделок.

Использовала в своей работе метод проектов, где учитывался принцип интеграции с другими образовательными областями. Так, например, в проекте «В гостях у дяди Федора» дети учились создавать натюрморты из фруктов и овощей, лепили Пугало, делали аппликацию сельскохозяйственной техники, одновременно обогащая свои знания о сельскохозяйственном труде. В проекте «В лесу родилась елочка» дети узнали много нового о елке, о традициях празднования Нового года, научились изготавливать объемную елочку из разных материалов: бумаги, мишуры, пряжи, перьев.

Обязательно в конце каждого мероприятия провожу анализ детских работ. Достижения ребенка соизмеряю с его личными возможностями и оцениваю в сравнении с его же прежними результатами. Обстоятельно аргументирую оценку, которой придаю позитивный характер. Стимулирую и поддерживаю проявление самостоятельности и активности детей, их инициативу и аккуратность.

Для активизации творческого воображения и мышления использую следующие приемы:

- Приемы ТРИЗ-технологий,  например

даю детям задание нарисовать рисунок по фантазийным темам «Пейзаж – пойди туда, не знаю куда», «Портрет пришельца»;

рисование по необычным словам, которые придумывают сами дети, «Снегоеды», «Зайцемух»;

рисование и лепка по ассоциативным темам «Грусть», «Злость», «Радость».

- Экспериментирование с изобразительными материалами и техниками.

Это игры–опыты по смешиванию цветов, опыты с фактурными отпечатками, опыты с бумагой, рисование соком овощей и фруктов.

- Использование нетрадиционных техник изображения, которые стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации.

В рисовании:

  • ладонная и пальцевая техники,
  • гратаж,
  • кляксография,
  • ниткография,
  • монотипия,
  • рисование акварелью по мокрому листу,
  • печатание штампами, листьями,
  • батик.

В лепке:

  • использование глины,
  • соленого теста,
  • бумажной массы,
  • фольги,
  • репейника.

В аппликации:

  • сочетание разных по фактуре материалов (ваты, бумаги, салфеток, природных материалов, пластилина);
  • использование пищевых продуктов (круп, макаронных изделий, яичной скорлупы, окрашенного песка и других материалов).

Проводила такие игры как «Прятки в отпечатке» - дети отгадывали на что похож отпечаток ладони, и предлагала дорисовать до какого–либо образа; «Семейка медвежат» - предлагала детям трафареты медвежат и просила одеть каждого в свой наряд, наклеить разные материалы (нитки, салфетки, ватные шарики).

Сочетала рисование и аппликацию, лепку и аппликацию. На 8 марта и 23 февраля дети рисовали портреты папы и мамы, а украшали портрет при помощи аппликации.

У детей я формировала мотив - стремление выполнить изображение по-своему, «не так как другие», и затем на этой основе еще более высокий мотив – потребность, желание, стремление заняться творческой деятельностью.

Использовала прием сотворчества и коллективных работ. Дети выполняли коллективную аппликацию, изображали улицу города, вырезали и приклеивали дома, машины, людей используя вырезки из журналов, делая работу в технике коллажа.

Одним из направлений работы является взаимодействие и сотрудничество с родителями, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.

С этой целью я провела ряд консультаций и родительских собраний («Игрушки из бросового материала своими руками», «Нетрадиционные способы рисования», «Развитие художественного творчества у дошкольников» и др.).

Вовлекаю родителей в активную творческую совместную деятельность, результатами этой деятельности становятся выставки творчества детей и родителей:

выставка «Красота в жизни, природе и искусстве»,

выставки рисунков «Золотая осень», «Весенний пейзаж», «Цветные ладошки»,

выставки поделок из бросового материала «Наши руки не для скуки», «Наши мамы мастерицы», «Зимушка хрустальная».

Следующее направление моей деятельности - развитие креативности самого педагога.

Занимаюсь дизайном помещений детского сада, вместе с детьми оформляем изостудию и группы картинами из соленого теста, люблю шить, вязать, занимаюсь росписью по ткани в технике «Батик», работаю с тканью в технике «Печворк».

Результат моей педагогической деятельности. 

После проведения работы я получила следующе результаты.

Систематизированы педагогические знания по развитию художественно–творческих способностей дошкольников.

Создана развивающая среда изостудии «Акварелька».

Дети стали увлекаться продуктивной деятельностью, их поделки отличаются новизной и оригинальностью.

Появилась самостоятельность в выборе темы для сюжета, в выборе изобразительных средств и материалов.

Появился интерес к творческому экспериментированию.

Субъективная новизна, оригинальность и вариативность, как способов решения творческой задачи, так и продукта детского творчества.

У детских работ появился индивидуальный почерк.

Повысился уровень ручной умелости, координации движений.

Повысился уровень художественно-творческих способностей.

Таким образом, подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие художественно–творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост всех субъектов творческого взаимодействия, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Коллаж как средство развития художественно-творческих способностей у детей страршего дошкольного возраста.

В данном опыте я представила презентацию, перспективное планирование, конспекты занятий по данной теме....

Из опыта работы "Использование ИКТ в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста"

Сегодня практически в каждом доме имеется компьютер, и нынешнее поколение ребятишек быстро овладевает им. Использование компьютера позволяет вывести деятельность ДОУ на новый, качественный уровень, об...

Обобщение опыта работы на тему: "Развитие художественно - творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности"

«… Детский рисунок, процесс творчества – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, насл...

Перспективное планирование работы с родителями по развитию художественно-творческих способностей детей

Перспективный план работы с родителями (младшая группа)ДатаНазвание мероприятияЦелевые ориентиры   СентябрьПровести анкетирование родителей на тему: «Что рисует ваш ребенок?»...

Современные формы работы с семьей для развития художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста.

Современые формы работы с семьей для развития художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста. Школа заботливых родителей.Организация домашних занятий для детей дошкольного воз...

Обобщение педагогического опыта Тема: «Пластилинография – как средство развития художественно - творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Тема:«Пластилинография – как средство развития художественно - творческих способностей у детей   дошкольного возраста».“Ум ребенка - на кончиках его пальцев”.В....