Статья: «Развитие творческого конструирования с детьми старшего дошкольного возраста с использованием различных видов конструкторов».
статья по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)

Конструирование из строительного материала  и конструкторов полностью отвечают интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 74 комбинированного вида  Красносельского района

                                          г. Санкт – Петербурга.

Статья: «Развитие творческого конструирования с детьми старшего дошкольного возраста с использованием различных видов конструкторов».

                                           

Воспитатель: Диденко

Татьяна Олеговна.

Санкт – Петербург.

2019г.

Конструирование из строительного материала  и конструкторов полностью отвечают интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребёнка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании  быстрее развивается речь, так как мелкая моторика рук связана с центром речи. Ловкие точные движения рук дают ребёнку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

К старшему дошкольному возрасту интерес к конструированию у детей возрастает, поэтому в группе должны быть созданы все условия для того, чтобы ребёнок имел возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя сообразительность, любознательность, смекалку и творчество.  Подходя  творчески к своим постройкам, дети должны иметь обобщённые представления о конструируемом  объекте, искать новые способы его создания. Работая с рисунками – чертежами и схемами, используя иллюстрации различных объектов, руководствуясь словесными инструкциями воспитателя, анализируя постройки, обучаясь другим формам конструирования : по образцу, по  условиям, по модели,  ребёнок постепенно овладевает конструктивными умениями и навыками. Начинает придумывать различные дополнения к своим постройкам, объединять их в соответствии с общим замыслом. Для того, чтобы ребёнок, как дизайнер творил, познавая законы гармонии и красоты,  необходимо предоставить детям обширный спектр различных конструктивных материалов. И это должны быть не только строительные  детали, пластины  и наборы деталей различные по размеру (напольные, настольные),  цветовому спектру, материалам изготовления, но и другие виды конструкторов, так же можно использовать крупногабаритные модули.  Внесение и дополнение  новых строительных материалов поддерживает интерес детей к конструированию.  Имея дело с разными видами конструкторов (блочные, магнитные, решётчатые, конструкторы с винтовыми соединениями и др.), дети постепенно знакомятся и овладевают разнообразными приёмами соединения деталей. На данном этапе накопления детьми конструктивных  умений и знаний, можно предлагать нетрадиционно объединять в одной постройке  несколько видов конструкторов (от 2 -3 в младшем и среднем возрасте, до 3-4 в старшем). К старшему дошкольному возрасту речь может идти о более масштабных проектах, темами которых могут быть: «Сказочный замок или дворец», «Космическая станция», «НЛО», космодром и др. И здесь, конечно, важна  роль воспитателя, так, как воодушевляясь новым предложением, дети  не всегда придают значение  эстетичному  виду своего сооружения, его устойчивости, практичности, удобству обыгрывания, стремясь к достижению результата. Воспитатель всегда заботится о накоплении ребёнком опыта, впечатлений, стимулирует у детей творческую инициативу, фантазию, желание экспериментировать.  Но  при необходимости  должен быть готов помочь, объяснить,  даже включиться в процесс  строительства на любом его этапе,  при этом создавая атмосферу взаимопонимания, сотрудничества, уважения к мнению детей к их эмоциональному состоянию, закрепляя привычки коллективной работы. Обсуждая с детьми их замысел, рассказывая о средствах достижения положительного результата, воспитатель как бы советуется с детьми: «Мне кажется, для того, чтобы постройка была более устойчива,  нужны детали более крупного размера,  вы со мной согласны?  Какие пластины  вы хотите использовать для перекрытий? У кого есть другие мнения?» Или: «Давайте подумаем, какие  конструкторы или строительные детали  можно использовать в основании, середине постройки, а какие в завершении?» и т д). Тем самым, не опекать детей и не навязывать своего мнения, а дать возможность  подумать, пофантазировать, поэкспериментировать. Постепенно в процессе решения задач проблемного характера у детей развивается поисковая деятельность, они перестают бояться своих ошибок, учатся их анализировать и добиваются положительных результатов.

 Как известно конструирование тесно связано с игрой. Успешное становление воображения происходит в игре, где ребёнок начинает «воображать», «сочинять», сочетая реальное с воображаемым. Дети строят, чтобы играть, для этого в группе необходимо иметь достаточное количество материала для обыгрывания построек, различного по  размеру, тематике: транспорт, фигуры людей и животных, светофоры, дорожные знаки, пластины с дорожной разметкой, макеты зданий и др. Материалы   со временем  дополняются, меняются, в соответствии с интересами и проектами детей. Можно предлагать «подручные материалы», которые дают  возможность  детям дополнить  или украсить свои постройки (ленты, султанчики, вкладыши, кольца от пирамидок, цветную бумагу, флажки, кегли и др.). Так же в работе с детьми по конструированию  используются  игровые задания на развитие творческих способностей детей («Дострой дом, мост, корабль и т д», «Нарисуй  мост, здание, гараж и т д  и построй его», «Чего не хватает?», «Построй дома с разными крышами», «Перестрой гараж в автостоянку» и т д ).

  Для обмена опытом детьми, в группе  можно создавать  альбомы с фотографиями наиболее удавшихся построек.

Используемая литература:

1.Н.В. Шайдурова «Развитие ребёнка в конструктивной деятельности».

2.Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду» 3. Л.А. Парамонова «Теория и методика творческого конструирования в детском саду.  Издатель: М. Издательский центр «Академия». 2002год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Развитие творческого конструирования у детей старшего дошкольного возраста с использованием различных видов конструкторов».

Статья: «Развитие творческого конструирования у детей старшего дошкольного возраста с использованием различных видов конструкторов»....

Статья "Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"

В статье отражен опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию их творческих способностей  посредством использования нетрадиционных техник рисования....

статья Создание творческого проекта с детьми старшего дошкольного возраста «Мы рекламу создадим, ничего не утаим»

АннотацияЧасто педагоги и специалисты задают себе вопрос: «Как организовать совместную  деятельность, чтобы она была интересна детям?». Чем же удивить современного ребенка? Что, больш...