ООД по ручному труду в старшей группе Тема: «Тряпичные куклы. Изготовление куклы «Пеленашка»»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 50»
ООД по ручному труду
в старшей группе
Тема: «Тряпичные куклы. Изготовление куклы «Пеленашка»»
Воспитатель
Железняк Юлия Александровна
2017 г .
1. Организационный момент.
Звучит русская народная музыка, входят дети и воспитатель в русском национальном костюме.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Здравствуйте, люди добрые! (поклон)
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель:
Я красиво нарядилась,
Вокруг себя оборотилась.
Вышла потрудиться,
Знаниями поделиться!
Вышла с вами поиграть –
Себя людям показать!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как я сегодня одета?
- Как обычно?
- Как вы думаете, почему я сегодня так оделась?
Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие, в то время когда люди жили в бревенчатых избах и носили вот такие костюмы.
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда я предлагаю вам отправиться в прошлое, для этого у меня есть волшебный клубочек, который поможет нам оказаться в Древней Руси. (Дети берутся за нить, клубочек в руках у воспитателя)
Ты клубочек нас веди,
Старину нам покажи
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Воспитатель: Где мы с вами оказались?
Дети: В избе.
Воспитатель: Правильно! Молодцы! В русской избе.
Воспитатель подводит детей к свернутому лоскутному одеялу, рядом на отдельном лоскутке загадка.
Воспитатель: Кто загадку отгадает, одеяло раскрывает.
Загадка: Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно… (кукла).
Воспитатель: Вы совершенно правильно отгадали загадку. Давайте посмотрим, что за кукла находится в одеяле (раскрывают и находят тряпичную игровую куколку)
Воспитатель: Ребята, а какая это кукла, из чего она сделана, она отличается от современных кукол? (ответы детей)
- Таких кукол не покупали, родители сами мастерили своим детям из подручного материала: тряпочек, соломы, бересты, глины, дерева и наряжали.
- Как вы думаете, что означает слово ПОДРУЧНЫЙ материал? Правильно, который всегда под рукой.
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Какая кукла». Дети садятся на лавочку полукругом, воспитатель передает клубок и говорит: кукла сделана из глины, какая она? (глиняная)
- из резины.
- из дерева.
- из ткани.
- из соломы.
- из бересты.
- из пластмассы.
- из бумаги.
- из фарфора.
- из тряпок.
Воспитатель: Поиграли, отдохнули, а сейчас посмотрите на этих кукол ещё раз, да меня послушайте.
Далеко мы с вами шли,
Куклу древнюю нашли.
Вы садитесь поудобней,
Вам поведаю рассказ,
С чем играли наши предки
Без утайки, без прикрас.
Воспитатель: Нам опять нужна помощь, вот только чья?
Слушайте внимательно загадку.
Рта нет, языка нет,
А говорит о каждом. (Зеркало)
Воспитатель: Молодцы, отгадали.
Вот оно волшебное зеркало (указывает на ноутбук)
(Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов.)
3. Показ презентации о тряпичных куклах.
Воспитатель: Посмотрите, какая интересная куколка свёрнута в маленький кулёчек! (рассмотреть куклу «Пеленашку»)
Воспитатель: Ребята, а хотели бы вы поиграть с такими куклами? (ответы детей). А хотите, я вас научу делать такую куклу – Пеленашку своими руками.
Воспитатель: Но давайте сначала с вами поиграем.
- Выходи честной народ, заводите хоровод.
Физкультминутка.
Ходим, ходим хороводом,
Перед всем честным народом.
Сели,(присаживаемся)
Встали,(встаем)
Себя показали,(повернуться вокруг себя)
Потопали(топаем)
В ладошки мы похлопали.(хлопаем).
Воспитатель: Вот и кончилась игра!
Кукол делать нам пора!.
А теперь давайте пройдем к столам и сделаем куклу «Пеленашку».
4. Практическая часть
Воспитатель: Когда вы будете делать куклу, придумайте ей имя, подумайте, как вы будете с ней играть, а, может быть, вы решите её подарить какому - нибудь малышу как оберег.
А чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнём их, поиграем с ними.
Пальчиковая гимнастика: «Не плачь куколка моя»
Воспитатель: Давайте ребята посмотрим как сделать куклу «Пеленашку». (Дети смотрят презентацию «Этапы изготовления куклы «Пеленашки»):
Воспитатель: В старину долгими зимними вечерами вся семья садилась за рукоделие и пели песни. Электричества не было и приходилось работать при свечке, поэтому важно было хорошее зрение. А сейчас приступайте к работе.
(Дети с помощью гостей-воспитателей делаю кукол. Во время работы тихо звучит песня «Свеча»).
Воспитатель: Вот мы и закончили делать наших кукол. Ребята, покажите ваших кукол? Как они называются? (Куклы «Пеленашки). Для кого же она предназначались? (их подкладывали малышу в колыбельку, они оберегали его от злых духов)
Воспитатель: Послушайте, кто-то плачет? Да это же наш Андрюшенька, что-то его напугало, и он проснулся. Как же ему помочь?
(надо положить в кроватку куклу «Пеленашку», она его успокоит). Воспитатель кладёт в кроватку куклу «Пеленашку», приговаривая:
Сонница-бессонница,
Не играй моим дитятком,
Играй этой куклой.
Воспитатель: Давайте споём колыбельную своим куколкам. (Звучит песня «Ой, люли, люли»). Ну что, ребята, наша куколка заснула, и наше путешествие подошло к концу.
ИТОГ:
- Какую куклу мы с вами сегодня делали?
- Почему народная кукла была безликой?
- И что вам больше всего понравилось?
Воспитатель: Хорошо нам было в гостях у старины, но нам пора возвращаться в детский сад.
Ребенок 1: Пришла пора всем куколкам
В дорогу собираться.
А с вами, гости, нам
Пришла пора прощаться
Ребенок 2: Мелькают дни, летят года,
Века сменяются веками.
Но люди не забудут никогда,
Что сами рукотворно создавали!
Воспитатель: Клубочек нас вернет обратно,
В пути не будем мы скучать,
Преодолеем все преграды,
Нам куклы будут помогать! (Дети с воспитателем уходят)
Пальчиковая гимнастика: «Не плачь, куколка моя»
Не плачь, куколка моя, Остаешься ты одна. Не могу с тобой играть, Нужно мне перестирать: | имитировать укачивание куклы |
Твои платья и носки, Твои юбки и чулки, Свитер, варежки, жакет, Шапочку, цветной берет. | затем загибать поочередно пальцы |
Я налью воды чуток, В таз насыплю порошок. Пену снежную взобью, Постираю и пойду. Пока светит солнышко, Натяну веревочку. К ней одежду прикреплю, Ветерком все просушу. Утюгом туда-сюда Белье быстро глажу я. | имитировать движения, описанные в стихотворении |
Поработали вдвоем, А теперь и отдохнем. | положить ладони на стол или на колени |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы "Пеленашки".
Цели:1. Познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами.2. Приобщать детей к традиционной культуре России.3. Активизировать словарный запас дошкольников. 4. Учить ма...
Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы "Пеленашки".
Цели:1. Познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами.2. Приобщать детей к традиционной культуре России.3. Активизировать словарный запас дошкольников. 4. Учить ма...
Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с народной тряпичной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки»».
Цель: Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа....
Конспект занятия в старшей группе . «Знакомство с народной тряпочной куклой.Изготовление куклы «Пеленашки»».
«Знакомство с народной тряпочной куклой ....
Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки» в старше - подготовительной группе.
Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки» в старше - подготовительной группе....
Конспект по ручному труду. "Тряпичные куклы. Изготовление куклы "Пеленашка"
Муниципальное автономное дошкольное учреждение«Центр развития ребенка - детский сад № 14» Конспект по ручному трудув подготовительной группеТема: «...
Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы Пеленашки» в подготовительной группе
Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы Пеленашки» в подготовительной группеНаталья Поддерегина Конспект НОД по ручному труду «Знакомство...