Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с народной тряпичной куклой. Изготовление куклы «Пеленашка»
план-конспект занятия

Колесова Елена Васильевна

Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с народной тряпичной куклой. Изготовление куклы «Пеленашка»

«Знакомство с народной тряпичной куклой.

Изготовление куклы «Пеленашка»».

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель:

Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Задачи:

1. Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. («Социализация», «Коммуникация».)

2. Обогащать и активизировать словарь детей (рукотворная игрушка, «вертеть» куклу, безлика, оберег, развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные. («Коммуникация»).

3. Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол («Познание»).

4. Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов, координация речи с движением, согласованности действий, ловкости («Физическая культура»).

5. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции. Развивать восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе. Развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально - положительное отношение к исполнению образных движений под музыку. («Художественное творчество», «Музыка»).

Методы и приемы:

- практические: изготовление куклы, физкультминутка «Чтобы дети не шалили»;

- наглядные: рассматривание кукол, материал для изготовления кукол;

- словесные: народные пословицы и поговорки, загадки, вопросы, игра-песня.

Раздаточный материал:

Ткань белого цвета 20*30 см для туловища, цветная ткань в форме треугольника для косыночки, цветная ткань для пеленки, цветная нить, красная узкая ленточка.

Предварительная работа:

Беседа «Откуда к нам пришли игрушки?».

Чтение сказки «Василиса Премудрая».

Ход непосредственно - образовательной деятельности:

1. Организационный момент:

- Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

- Очень рада снова встретиться с вами.

-Давайте по приветствуем друг друга и наших гостей.

Утреннее приветствие.

- С добрым утром! С новым днем!

- С новым солнцем за окном!

- Утро доброе встречай!

- День хороший начинай!

Педагог подводит детей к стеллажу с современными игрушками.

- Посмотрите и скажите какие игрушки стоят на полках и из какого материала они сделаны? ( ответы детей: «Лего» сделано из пластмассы, машина из металла, кукла из резины, пирамидка из дерева и т. д.).

- А кто знает, где делают такие игрушки? (на фабрике игрушек).

-А вот моя бабушка игрушки делала своими руками и меня научила. А я хочу научить мастерить игрушки вас.

Дети заходят в мини – музей «Деревенская изба».

2. Знакомство с мастерской :

-Проходите, гости дорогие, не стесняйтесь, будьте как дома! Присаживайтесь.

(на фоне рассказа педагога звучит спокойная русская народная мелодия)

-Это моя мастерская, здесь я делаю свои поделки.

Педагог показывает корзину.

-Здесь у меня много разной яркой ткани, ленточки, тесемки, кружева, разноцветные клубочки ниток.

-А, игрушки, которые я сделала, лежат в моем волшебном сундуке.

-Но его так просто не открыть, нужно ласково попросить.

«Сундучок, сундучок, приоткрой нам свой бочок.

В просьбе нам не откажи,

Что хранишь – покажи!» (открыть сундук).

-Посмотрите, как много кукол хранит сундучок!

Педагог показывает детям кукол и говорит, как они называются.

-Эти куклы тряпичные, их не купишь в магазине, сделаны они своими руками.

-Игрушки, которые сделаны своими руками, называются - рукотворные.

-Ребята, а чем эти куклы отличаются от наших современных кукол? (нет лица)

-Безликой куклу делали потому, что боялись уподобить ее человеку, так как в старину считали, что кукла с лицом обретала душу и могла повредить ребенку.

- Такая «безликая» кукла выполняла роль оберега. Оберег – это волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей. Мама помещала такую куклу в колыбель к ребенку. Люди верили, что она отгоняет дурные сны.

3. Рассказ воспитателя:

-А вы хотели бы научиться делать кукол своими руками?

-Сегодня мы с вами сделаем куклу «Пеленашку».

-Посмотрите, какая она нарядная, яркая.

-А знаете, почему ее так называют? (Она похожа на младенца в пеленках, ее можно качать, нянчить, кормить).

Прежде чем приступить к изготовлению куклы мы немного разомнем наши ручки и ножки.

-Я приглашаю вас встать в круг повторять за мной слова и движения:

4. Физкультминутка «Чтобы дети не шалили».

я приглашаю вас в круг, повторяйте за мной слова и движения:

- Чтобы дети не шалили (грозить пальчиком).

- Мамы кукол мастерили (поочередно перекладывать ладошку на ладошку).

- Сукно рвали и крутили (соединить кулачки, затем развести в стороны).

- В ткани яркие рядили (мотать пряжу в клубок).

- Дети с куклами играли

- Их под песенки качали (качать куклу).

- Чтобы с ними станцевать (качать головой вправо, лево).

- Надо сесть (присесть).

- И надо встать (встать).

- Как же весело играть (хлопать в ладоши).

5. Продуктивная деятельность:

- Проходите и садитесь за стол. Сейчас мы будем учиться делать куклу «Пеленашку» своими руками.

1 этап: начинаем изготовление куклы с туловища. Для этого нашу заготовку белого цвета складываем пополам, а затем сворачиваем ее в столбик.

2 этап: затем берем косыночку, она у нас треугольной формы. На косыночку кладем нашу заготовку – туловище и закладываем стороны косынки. Обматываем косынку нитью, чтобы она держалась на туловище.

3 этап: теперь берем пеленку и пеленаем. Заворачиваем туловище и перевязываем ленточкой, чтобы она не распеленалась. Вот и готова наша «Пеленашка».

-А сейчас вы сами сделаете такую куклу.

(на фоне работы детей звучит спокойная русская народная мелодия)

Дети работают самостоятельно (воспитатель помогает по мере необходимости).

-Давайте споем нашим куколкам колыбельную песенку:

Люли – люли - люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули ворковать,

Надо деткам засыпать.

Люли – люли - люленьки,

Улетели гуленьки…

Итог:

-Ребята, вам понравилось мастерить игрушки своими руками? (да)

А, как называются игрушки, которые сделаны своими руками? (называются - рукотворные).

- Народная мудрость гласит : «Кто в куклы не играл – тот счастья не видал».

- Мы, с вами часто в них играем, и значит мы – счастливы! Вечером, когда вы придете домой, вы можете поиграть с мамой, сестрой или бабушкой и подарить им немного радости и счастья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Знакомство с животными жарких и холодных стран"

Дать представление о диких животных жарких и холодных стран. ...

Конспект занятия в старшей группе "Знакомство со звуком С"

Конспект занятия в старшей логопедической группе Знакомство со звуком [С] и его правильной артикуляцией и произношением. Упражнение в определении места согласного звука в слове....

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с русским народным костюмом»

Познакомить детей старшего дошкольного возраста с элементами русского национального костюма посредством исследовательской деятельности....

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с народной тряпичной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки»».

Цель: Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа....

Конспект занятия в старшей группе . «Знакомство с народной тряпочной куклой.Изготовление куклы «Пеленашки»».

                                        «Знакомство с народной тряпочной куклой ....

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с народной тряпичной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки»».

Предложенный материал представляет собой подробный конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста, направленного на ознакомление с традициями русской народной культуры и искусства изготовлен...