Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с народной тряпичной куклой. Изготовление куклы «Пеленашка»
план-конспект занятия
Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с народной тряпичной куклой. Изготовление куклы «Пеленашка»
«Знакомство с народной тряпичной куклой.
Изготовление куклы «Пеленашка»».
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель:
Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.
Задачи:
1. Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. («Социализация», «Коммуникация».)
2. Обогащать и активизировать словарь детей (рукотворная игрушка, «вертеть» куклу, безлика, оберег, развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные. («Коммуникация»).
3. Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол («Познание»).
4. Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов, координация речи с движением, согласованности действий, ловкости («Физическая культура»).
5. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции. Развивать восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе. Развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально - положительное отношение к исполнению образных движений под музыку. («Художественное творчество», «Музыка»).
Методы и приемы:
- практические: изготовление куклы, физкультминутка «Чтобы дети не шалили»;
- наглядные: рассматривание кукол, материал для изготовления кукол;
- словесные: народные пословицы и поговорки, загадки, вопросы, игра-песня.
Раздаточный материал:
Ткань белого цвета 20*30 см для туловища, цветная ткань в форме треугольника для косыночки, цветная ткань для пеленки, цветная нить, красная узкая ленточка.
Предварительная работа:
Беседа «Откуда к нам пришли игрушки?».
Чтение сказки «Василиса Премудрая».
Ход непосредственно - образовательной деятельности:
1. Организационный момент:
- Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!
- Очень рада снова встретиться с вами.
-Давайте по приветствуем друг друга и наших гостей.
Утреннее приветствие.
- С добрым утром! С новым днем!
- С новым солнцем за окном!
- Утро доброе встречай!
- День хороший начинай!
Педагог подводит детей к стеллажу с современными игрушками.
- Посмотрите и скажите какие игрушки стоят на полках и из какого материала они сделаны? ( ответы детей: «Лего» сделано из пластмассы, машина из металла, кукла из резины, пирамидка из дерева и т. д.).
- А кто знает, где делают такие игрушки? (на фабрике игрушек).
-А вот моя бабушка игрушки делала своими руками и меня научила. А я хочу научить мастерить игрушки вас.
Дети заходят в мини – музей «Деревенская изба».
2. Знакомство с мастерской :
-Проходите, гости дорогие, не стесняйтесь, будьте как дома! Присаживайтесь.
(на фоне рассказа педагога звучит спокойная русская народная мелодия)
-Это моя мастерская, здесь я делаю свои поделки.
Педагог показывает корзину.
-Здесь у меня много разной яркой ткани, ленточки, тесемки, кружева, разноцветные клубочки ниток.
-А, игрушки, которые я сделала, лежат в моем волшебном сундуке.
-Но его так просто не открыть, нужно ласково попросить.
«Сундучок, сундучок, приоткрой нам свой бочок.
В просьбе нам не откажи,
Что хранишь – покажи!» (открыть сундук).
-Посмотрите, как много кукол хранит сундучок!
Педагог показывает детям кукол и говорит, как они называются.
-Эти куклы тряпичные, их не купишь в магазине, сделаны они своими руками.
-Игрушки, которые сделаны своими руками, называются - рукотворные.
-Ребята, а чем эти куклы отличаются от наших современных кукол? (нет лица)
-Безликой куклу делали потому, что боялись уподобить ее человеку, так как в старину считали, что кукла с лицом обретала душу и могла повредить ребенку.
- Такая «безликая» кукла выполняла роль оберега. Оберег – это волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей. Мама помещала такую куклу в колыбель к ребенку. Люди верили, что она отгоняет дурные сны.
3. Рассказ воспитателя:
-А вы хотели бы научиться делать кукол своими руками?
-Сегодня мы с вами сделаем куклу «Пеленашку».
-Посмотрите, какая она нарядная, яркая.
-А знаете, почему ее так называют? (Она похожа на младенца в пеленках, ее можно качать, нянчить, кормить).
Прежде чем приступить к изготовлению куклы мы немного разомнем наши ручки и ножки.
-Я приглашаю вас встать в круг повторять за мной слова и движения:
4. Физкультминутка «Чтобы дети не шалили».
я приглашаю вас в круг, повторяйте за мной слова и движения:
- Чтобы дети не шалили (грозить пальчиком).
- Мамы кукол мастерили (поочередно перекладывать ладошку на ладошку).
- Сукно рвали и крутили (соединить кулачки, затем развести в стороны).
- В ткани яркие рядили (мотать пряжу в клубок).
- Дети с куклами играли
- Их под песенки качали (качать куклу).
- Чтобы с ними станцевать (качать головой вправо, лево).
- Надо сесть (присесть).
- И надо встать (встать).
- Как же весело играть (хлопать в ладоши).
5. Продуктивная деятельность:
- Проходите и садитесь за стол. Сейчас мы будем учиться делать куклу «Пеленашку» своими руками.
1 этап: начинаем изготовление куклы с туловища. Для этого нашу заготовку белого цвета складываем пополам, а затем сворачиваем ее в столбик.
2 этап: затем берем косыночку, она у нас треугольной формы. На косыночку кладем нашу заготовку – туловище и закладываем стороны косынки. Обматываем косынку нитью, чтобы она держалась на туловище.
3 этап: теперь берем пеленку и пеленаем. Заворачиваем туловище и перевязываем ленточкой, чтобы она не распеленалась. Вот и готова наша «Пеленашка».
-А сейчас вы сами сделаете такую куклу.
(на фоне работы детей звучит спокойная русская народная мелодия)
Дети работают самостоятельно (воспитатель помогает по мере необходимости).
-Давайте споем нашим куколкам колыбельную песенку:
Люли – люли - люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули ворковать,
Надо деткам засыпать.
Люли – люли - люленьки,
Улетели гуленьки…
Итог:
-Ребята, вам понравилось мастерить игрушки своими руками? (да)
А, как называются игрушки, которые сделаны своими руками? (называются - рукотворные).
- Народная мудрость гласит : «Кто в куклы не играл – тот счастья не видал».
- Мы, с вами часто в них играем, и значит мы – счастливы! Вечером, когда вы придете домой, вы можете поиграть с мамой, сестрой или бабушкой и подарить им немного радости и счастья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Знакомство с животными жарких и холодных стран"
Дать представление о диких животных жарких и холодных стран. ...

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с русским народным костюмом»
Интегрированное занятие (беседа+рисование)...

Конспект занятия в старшей группе "Знакомство со звуком С"
Конспект занятия в старшей логопедической группе Знакомство со звуком [С] и его правильной артикуляцией и произношением. Упражнение в определении места согласного звука в слове....

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с русским народным костюмом»
Познакомить детей старшего дошкольного возраста с элементами русского национального костюма посредством исследовательской деятельности....

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с народной тряпичной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки»».
Цель: Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа....

Конспект занятия в старшей группе . «Знакомство с народной тряпочной куклой.Изготовление куклы «Пеленашки»».
«Знакомство с народной тряпочной куклой ....

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с народной тряпичной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки»».
Предложенный материал представляет собой подробный конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста, направленного на ознакомление с традициями русской народной культуры и искусства изготовлен...
