Конспект занятия в старшей группе "Знакомство с животными жарких и холодных стран"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Орлова Наталья Николаевна

Дать представление о диких животных жарких и холодных стран.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_zharkie_strany.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 16 « Ёлочка»

Ступинского муниципального района

__________________________________________________________________

К О Н С П Е К Т      З А Н Я Т И Я

по ознакомлению с окружающим

в старшей группе

«Знакомство с животными жарких и холодных стран»

                                                     

                                                              Воспитатель:

                                                             Орлова Наталья Николаевна

Программные задачи:

Воспитательные:

- воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру.

- воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.

Образовательные:

- углублять представления детей о диких животных жарких и холодных стран.

- уточнять и расширять словарь по теме.

- систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания, определять место обитания животного по внешнему виду.

Коррекционно-развивающие:

- развивать любознательность, внимание, мышление, память, общую моторику.

- развивать связную речь и умение правильно строить предложение.

Работа со словарём:

- активизировать словарь: мерзлота, баобаб, пустыня, климат.

- ввести в активный словарь: Арктика, Северный Ледовитый океан,

Африка, тропический лес, тундра.

  Материал:

- демонстрационные картины: «Тундра», «Бурый медведь»,

 «Пустыня»

  Предварительная работа:

- чтение художественной литературы,

- беседы,

- рассматривание картин, иллюстраций,

- заучивание стихотворений, пословиц,

- отгадывание загадок,

- дидактические игры.

                           Ход занятия.

Дети сидят на стульях, расположенных как в салоне самолёта.  Перед ними – три демонстрационные картины, накрытые тканью. Педагог предлагает отправиться в дальнее путешествие и говорит, что сначала самолёт пролетит над холодными странами, потом сделает посадку в Африке и, наконец, вернётся домой.

Педагог. Уважаемые пассажиры! Пристегните ремни! Взлёт !... Наш самолёт набрал заданную высоту и направляется на север. Посмотрите в иллюминаторы.

Педагог открывает первую картину и предлагает детям описать природу, изображённую на ней.

Педагог. Внизу под нами серая, унылая и седая равнина. И небо над ней серое, скучное, седое. Мох, кочки – всё плоско и бесконечно. Если и встретишь лес – то высотой по колено. Как называется эта земля, над которой мы летим?

Дети. Тундра.

Далее дети рассматривают изображённых на картине оленей. Педагог читает стихотворение:

                            Быстрые ноги не вязнут в снегу,

                            Голову вскинул олень на бегу –

                            Вскинул высоко, как будто гордится,

                            Что человеку сумел пригодиться!

                                                               ( Б. Заходер)

(Дети обсуждают, как приспособился олень к жизни в суровых условиях тундры, что помогает ему выжить и как олень служит человеку.)

Педагог. Услышали олени гул нашего самолёта, испугались, побежали далеко в тундру. Давайте не будем им мешать. Наш самолёт продолжает полёт! … Мы подлетаем к Арктике. Это большая часть земного шара, в центре которой находится  северный Ледовитый океан, покрытый льдами.

Здесь царит вечная мерзлота. Как вы думаете, каких животных можно встретить среди мерзлоты, льда и воды?

Дети. Белых медведей.

Педагог открывает вторую картину, на которой изображены бурый и белый медведи.   Далее идёт обсуждение и сравнение бурого и белого медведей по следующим вопросам:

- Как приспособился белый медведь к жизни на Крайнем Севере?

- Что общего между бурым и белым медведями?

Обсуждение сопровождается выкладыванием на наборное полотно соответствующих моделей.

- Какие между этими зверями различия?

(Бурый медведь – всеядный зверь, а белый – хищник.   У них разное строение лап, у белого – когти короткие, а у бурого – длинные. Различается у них и строение головы: у бурого – большая круглая голова на короткой шее с круглыми торчащими ушами, а у белого – голова с маленькими ушками, вытянутая, на длинной шее.)

Педагог. Теперь наш самолёт берёт курс на юг. Путь у нас длинный, есть время поиграть. В Петербургский зоопарк поступили новые звери. Придумайте и загадайте, какие это звери.

(Ребёнок – ведущий изображает позой и движением задуманного зверя, остальные дети отгадывают.)

Педагог открывает третью картину и предлагает детям рассмотреть её и догадаться, где сейчас летит самолёт. В ходе обсуждения дети приходят к выводу, что это  Африка.

Педагог. Разнообразна природа Африки. Здесь и сплошная стена тропического леса с буйной зеленью,  и травянистые равнины с громадными деревьями баобабами, и огромные пространства пустынь, где нет никакой зелени. А каких животных можно встретить в Африке? (Дети называют слонов и верблюдов и обсуждают, как эти животные приспособились к жаркому климату Африки.)

Педагог. У нас с вами было долгое путешествие, а сейчас мы возвращаемся домой.   Путь неблизкий , и пока мы летим обратно, я загадаю вам загадки о животных,  а вы отгадаете и скажите,  где они живут.

                                               Загадки

Хозяин лесной

Просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)                                                    Трав копытами касаясь,

                                                                      Ходит по лесу красавец.

                                                                      Ходит смело и легко,

                                                                       Рога раскинув широко. (Лось)

                                                                                       

Вот это случай очень редкий –

На голове растут две ветки.

(Олень)                                                           Он решил, что он жираф,

                                                                        И ходит голову задрав.

                                                                        Говорят, из разных блюд

                                                                        Лишь колючки ест …(Верблюд)

С копытами, а не лошадь,

С рогами, а не козлик,

Высокий, как подъёмный кран. (Жираф)

Педагог.  Уважаемые пассажиры,  наше путешествие заканчивается. Самолёт прибывает в Санкт-Петербург.  Экипаж самолёта благодарит и прощается с вами.  Всего вам доброго!