Конспект занятия по "Экологии" - "Знакомство с животными жарких и холодных стран"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тарасова (Леващева) Елена Владимировна

Конспект занятия по "Экологии" - "Знакомство с животными жарких и холодных стран"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekol-znakomstvo_s_zhivotn_zhark_i_holodn_stran.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по «Экологии» в старшей группе

Тема: «Животные холодных и жарких стран»

Доминирующая ОО: Познавательное развитие

Интеграция ОО: Художественно – эстетическое развитие. Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитие. Речевое развитие.

Цель: Систематизировать представления детей об умение животных приспосабливаться к среде обитания.

Программное содержание: Формировать представления детей о диких животных холодных и жарких стран, уточнять и расширять словарь по теме.

Продолжать учить определять место обитания животного по внешнему виду.

Развивать любознательность, внимание, мышление, общую моторику. Развивать связную речь и умение правильно строить предложение, используя прилагательные.

Воспитывать чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру. Воспитывать инициативность, навыки сотрудничества, дружелюбие.

Материалы и оборудование: Сюжетные картинки: Тундра, Арктика, Африка.

Предметные картинки: олень, волк, рысь, лось, бурый медведь, белый медведь, белая полярная сова, гага, песец- полярная лиса, нерпа, морж, тюлень, кит, касатка, белуха, слон, верблюд, жираф, носорог, крокодил, зебра, обезьяна, попугай, лев.

Предварительная работа. Беседы о климате и животных Тундры, Арктики, Африки.

Структура занятия

1.Водная часть

Психологический настрой

3мин

2.Основная часть

Остановка «Тундра»

Остановка «Арктика»

Физминутка

Остановка «Африка»

Загадки

20 мин

3.Заключительная часть

2 мин

Длительность занятия 25 мин

Ход занятия

1.Вводная часть.               

Воспитатель: Ребята, хотите отправиться в увлекательное дальнее путешествие?

-Тогда, уважаемые пассажиры! Пристегните ремни! Завести мотор! Взлет!

- Мы отправляемся в путешествие. Наш самолет пролетит над холодными странами, а потом мы сделаем посадку в Африке и вернемся домой.

II Основная часть

Воспитатель: Ребята, скажите, а наша Россия жаркая или холодная? (ответы детей)

Воспитатель: Наш самолет набрал заданную высоту и отправляется на север.

- Посмотрите в иллюминаторы.

-Внизу под нами серая, унылая, седая равнина. И небо над  ней серое, скучное, сырое. Мох, кочки все плоско и бесконечно. Если и встретишь лес - то высотой по колено!

-Ребята, как называется земля, над которой? (Тундра)

-Правильно, эта земля называется Тундра.

-Воспитатель вывешивает картину «Северные олени». Кого мы еще видим? (оленей)

Послушайте стихотворение Б. Заходера

Быстрые ноги не вязнут в снегу,

Голову вскинул олень на бегу-

Вскинул высоко, как будто гордится,

Что человеку сумел пригодиться!

Воспитатель: Ребята, предлагаю всем достать свои волшебные фотоаппараты и сфотографировать оленей на память (имитация фотографирования)

Воспитатель: Ребята, а как приспособился олень к жизни в тяжелых условиях тундры, что помогает ему выжить? (ответы детей.)

-Оленю помогает выжить выносливость, у него сильные ноги, толстая шкура с теплым мехом.

-А чем питается олень? (мхом)

-Совершенно верно, олень питается мхом-ягелем, он своими копытами разгребает снег и лед, под которым и растет мох. Так что холод и голод ему не страшны.

-Ребята, а какую пользу приносит олень человеку, как он служит ему?

(ответы детей)

-Человек передвигается на оленях, это "самый удобный транспорт" в тундре.

Из теплых шкур животных люди шьют одежду, обувь, утепляют свои дома-жилища- чумы, яранги (показываю картинки), а мясо и жир животного употребляют в пищу.

- А каких животных, живущих в тундре вы знаете еще? (волк, рысь, бурый медведь, лось, - показываю картинки)- дети " фотографируют" животных.

Воспитатель: Летим дальше.  С Тундрой граничит Арктика. (картинки Арктики)

-Это большая часть земного шара, в центре которой находится Северный Ледовитый океан, покрытый льдами. Здесь царствует вечная мерзлота.

-Как вы думаете,  каких животных можно встретить среди мерзлоты, льда и воды?

(выслушиваю ответы детей, показывая картинки животных, которых они называют, напоминаю о том, чтобы "фотографировали" своими волшебными фотоаппаратами животных (белый медведь, белая полярная сова, песец, нерпа, морж, тюлень, кит, касатка, белуха, гага)

Воспитатель: Обратите внимание на белого медведя. Каких медведей вы еще знаете?

Выставляю картинку, с изображениями бурого медведя.

-Ребята, посмотрите на эти картинки и скажите, кого вы на них видите (чьи изображения)(ответы детей)

- Верно, на одной картинке изображен белый медведь, а на другой картинке изображен бурый медведь.

-Не забудьте их " сфотографировать"

-Белый медведь- житель Арктики. Бурый медведь - житель Тундры.

- Воспитатель: давайте рассмотрим и сравним этих животных.

-Белый медведь- хищный зверь. Он- хищник. Питается рыбой, тюленями, морскими котиками.

- А чем питается бурый медведь? (орехами, медом, ягодами, насекомыми, кореньями растений, рыбой)

-Какой он зверь? (всеядный)

-Правильно, бурый медведь - всеядный зверь.

Воспитатель: А какое различие есть еще между этими зверями? (окрас меха - под климат, строение тела)

- Мех белого медведя – белого  цвета, под цвет снега, чтобы быть незаметным.

- Опишите мех бурого медведя? (мех бурого медведя – коричневый - "маскировка" под цвет леса).

Воспитатель: У белого медведя лапы с короткими когтями, соединены специальной пленкой - мембраной, благодаря чему он очень хорошо плавает. У бурого медведя большие лапы с длинными когтями, для того, чтобы лазить по деревьям за медом, выкапывать коренья, быстро бегать.

-Различается у них и строение головы.

Голова у белого медведя небольшая на длинной шее с маленькими ушками, у бурого медведя голова большая, круглая на короткой шее с круглыми торчащими ушами.

-Ребята, медведи убежали, каждый к себе домой, белый медведь убежал куда? (в Арктику)

- А бурый медведь убежал куда? (в Тундру)

Воспитатель: Мы продолжаем наше путешествие (выставляю картинки с природой Африки- пустыни, тропический лес, пальмы, баобабы.)

-Разнообразна природа Африки. Здесь можно увидеть и зеленые тропические леса, и равнины с громадными деревьями - баобабами,  пустыни, где нет никакой зелени, одни пески и колючки.

-А какие деревья еще растут в Африке? (пальмы) - выставляю картинки пальм.

-Пальмы бывают разные: на одних растут бананы- это банановая пальма, на другой растут кокосы - это кокосовая пальма, на которой растут финики - это  финиковая пальма.

-Посмотрите-ка, что за птица прилетела к нам? (птица попугай) -"сфотографировать"

-Давайте рассмотрим и опишем ее (ответы детей)

Обобщение: Попугай очень красивая птица, у нее яркое, разноцветное, красочное оперенье, большой клюв, круглые глаза и сильные лапы с длинными когтями.

Физминутка " Попугай"

Жил на свете попугай руки в стороны

Крылья шире расставляй. Влево, вправо

Он любил летать всех выше, подтянуться на носках

Выше пальм, жирафов выше. руки вверх

В гости к деткам прилетал, приседания

Вместе с детками играл.

Прыгал, кланялся, шалил, прыжки

Ребятишек веселил.

- Ребята, а каких животных можно встретить в Африке (слонов, верблюдов, носорогов, крокодилов, зебр, жирафов, обезьян, попугаев, львов, гиен и т. д. - показываю картинки, напоминаю, не забывать "фотографировать" животных).

Воспитатель: Я загадаю вам загадки о животных, а вы постараетесь отгадать, что это за животное и где оно живет, и по каким признакам вы догадались, что это именно оно, а не другое животное.

Загадки.

№ 1 Вот это случай редкий

На голове растут две ветки. (олень, живет в тундре)

№ 2 Сев на ледяную глыбу,

 Я ловлю на завтрак рыбу

Белоснежным я слыву

И на севере живу.

А мой бурый брат

Меду и малине рад. (белый медведь, Арктика)

№ 3 С копытами, а не лошадь, 

С рогами а не козлик,

Высокий, как подъемный кран. (жираф, Африка)

 

№ 4 Хозяин лесной

 Просыпается весной

 А зимой под вьюжный вой.

 Спит в избушке снеговой. (бурый медведь, Тундра)

№ 5 Носом-шлангом великан

 Моется как в душе.

Это житель жарких стран 

Всех крупней на суше. (слон, Африка)

№ 6 На полярном берегу

Все законы строгие.

Но Морозы и пургу

Терпят ластоногие.

Хоть от края и до края

Ледяной суровый мир,

Но от холода спасает

Их подкожный толстый жир. (тюлень, морж, Арктика)

- Молодцы! Справились с заданием.

III Заключительная часть

-Ребята, в каких странах мы сегодня побывали?

-Каких животных и растений вы видели?

- Что общего у животных холодных стран?

-Что общего у животных жарких стран?

-Как по внешнему виду животного можно определить, откуда оно?

-Что нового и интересного вы узнали? (выслушиваю ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия "Животные жарких и холодных стран" для детей подготовительной к школе группы

Это занятие направлено на творчество детей  и свободу  выбора техники  исполнения....

Конспект занятия в старшей группе "Знакомство с животными жарких и холодных стран"

Дать представление о диких животных жарких и холодных стран. ...

Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме: “ Животные жарких и холодных стран"

Конспект занятия в старшей группе для детей с ТНР  по лексической теме: “ Зоопарк”.Данное занятие было проведено для ПМПК.В ходе занятие отмечалась динамика развития детей с ТНР....

Конспект занятия по окружающему миру. Тема: «Знакомство с животными жарких и холодных стран»

Конспект занятия по окружающему миру.Тема: «Знакомство с животными жарких и холодных стран»Цели: Расширить и систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к ср...

Презентация к занятию по лексической теме "Животные жарких и холодных стран"

Данная презентация предназначена для проведения логопедического или общеобразовательного занятия в разных возрастных группах....

Конспект занятия по лексике и грамматике Животные жарких и холодных стран

Конспект занятия по лексике и грамматике Животные жарких и холодных стран для детей старшей группы...