Лего
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Лысенко Лариса Павловна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Бальзинский детский сад «Василек»

 

 

 

Педагогический проект

«LEGOконструирование как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»

 

  

 

 

Воспитатель: Лысенко Лариса Павловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Бальзино.

 

2019 год

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Краткая аннотация проекта……………………………………………..3 стр.

2.Обоснование необходимости проекта………………………………….3 стр.

3. Цели и задачи проекта…………… …………………………………….3 стр.

 4.Основное содержание проекта………………………………………….4 стр.

 5. Ресурсы…………………………………………………………………..7 стр.

 6. Партнёры…………………………………………………………………8 стр.

 7. План реализации проекта………………………………………………8 стр.

8. Результаты и социальный эффект проекта……………………………9 стр.

 9. Перспективы дальнейшего развития…………………………………..10 стр.

Приложение

 

 

 

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Краткая аннотация проекта

Проект составлен на основе интегративного подхода организации образовательного процесса с учётом метапредметных связей  (развитие речи, коммуникативных способностей, воображения). Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников, основной материал дается с помощью словесных, наглядных и практических методов и приемов конструктивной деятельности, способствующих развитию творчества. Реализация проекта способствует формированию способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности, развитию творческого воображения.

2.Обоснование необходимости проекта

Природа подарила детям любознательность как инструмент развития. Им свойственен творческий подход ко всему новому. Ребенка увлекает интересный процесс создания и проектирование изделия, включая множество предметных мелочей. При этом он разыгрывает сцены воображаемой жизни, наслаждается возможностью жить в собственном рукотворном мире.  В середине прошлого века появился первый конструктор «LEGO», в свою очередь, произведя революцию и положив начало в  развитии конструкторов. Отличительной чертой LEGO от других строительных комплектов послужило то, что  LEGO предложил скрепляющиеся между собой детали, которые в ходе постройки оставались крепкими и сбалансированными. Именно оригинальность LEGO конструкторов оценили по достоинству дети всей планеты.

 LEGO – это совершенно новые технологии в образовании. Нет ни одной области деятельности человека, которая бы не требовала творческих поисков. Поэтому развитие творчества  есть важнейшая проблема, от решения которой в значительной степени зависит общественный прогресс. Методы развивающего обучения направлены на то, чтобы организовать и поддержать творческую активность воспитанников, обеспечивающую достижение целей обучения.

Одна из основных целей в LEGOконструировании – научить детей эффективно работать вместе. Сегодня совместное освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер взаимодействия востребованы как никогда раньше. При групповой деятельности дети могут не просто общаться, но и обмениваться советами о способах крепления, деталями или даже объединять свои модели для создания более масштабной конструкции.  Легоконструирование – одна из самых известных и распространённых ныне педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Тематические наборы (конструкторы, типа «Лего», с помощью которых можно создавать различные объекты с помощью блоков, к примеру, «Лего – пожарная часть», «Лего – ферма», «Лего – пиратский корабль»). Помимо строительных пластмассовых блоков,  такие конструкторы содержат и тематические детали – фигурки людей, животных. Отличительной чертой этих конструкторов является совместимость деталей из разных наборов.

3. Цели и задачи проекта

Цель: развитие творческих способностей детей среднего дошкольного  возраста в процессе конструктивно-игровой деятельности.

Объект - процесс внедрения технологий LEGOконструирования в дошкольных образовательных учреждениях.

Предмет - психолого-педагогические условия внедрения технологий легоконструирования в дошкольные образовательные учреждения.

Гипотеза: повышение уровня развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста будет обеспечено если:

- будут созданы педагогические условия, позволяющие организовать образовательный процесс развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста, средствами конструктивной деятельности;

- будут определены критерии оценивания развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами  конструктивной деятельности;

- будет разработана система развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности, направленная на активизацию деятельности субъектов образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) и обеспечения их коллективного творчества.

Задачи:

  1. Создать педагогические условия, позволяющие организовать образовательный процесс развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности.
  2. Определить критерии оценки развития творческих способностей детей   среднего дошкольного возраста, средствами конструктивной деятельности.
  3. Разработать и апробировать систему развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста, средствами конструктивной деятельности.
  4. Определить степень эффективности системы развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста, средствами конструктивной деятельности. Создать педагогические условия, позволяющие организовать образовательный процесс развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности.
  5. Определить критерии оценки развития творческих способностей детей   среднего дошкольного возраста, средствами конструктивной деятельности.
  6. Развивать воображение и любознательность детей.
  7.  Продолжать формировать мелкую моторику пальцев рук.

     Практическая значимость определяется возможностью внедрения системы работы по развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности, возможность применения критерий и показателей, позволяющих определить уровень развития творческих способностей детей среднего дошкольного  возраста средствами конструктивной деятельности.

Новизна проекта состоит в использовании проектного метода в виде разработанной системы и структуры действий для реализации процесса развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности в условиях имеющихся ресурсов. Проект ориентирован на вступивший в силу новый федеральный государственный образовательный стандарт.

4. Основное содержание проекта

Развитие творческих способностей детей непосредственно связано с их деятельностью, в результате которой создаётся что- то новое – это может быть предмет внешнего мира или новая мысль, приводящая к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Творческие способности это индивидуальные способности качества ребенка, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Конструктивная деятельность, на наш взгляд, наиболее подходящий процесс для развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста, потому что их ведущим видом деятельности является игра.    Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

Развитие образовательного процесса идет по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника. Поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт предлагает интеграцию образовательных областей, которая способна сделать развитие способностей и умений детей дошкольного возраста более успешным. Интеграция гармонично объединяет образовательные области в единый образовательный процесс, что гарантирует высокие результаты в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Результатом образовательной деятельности ДОУ ныне считается не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность.

Любая образовательная деятельность немыслима без развития речевых навыков, поэтому легоконструирование интегрируется с образовательной областью «Речевое развитие»: беседа, разъяснение различных явлений или описание объектов. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и отвечают на вопросы по ходу строительства, причем на вопросы не только сверстников, но и педагогов, и, естественно, сами их задают. Это развивает коммуникативные навыки, так как в совместной деятельности дети могут не только поинтересоваться тем, что и как делают другие, но и получить или дать совет о способах крепления, обменяться деталями или даже объединить свои модели для более масштабной конструкции.

Перед началом конструктивной деятельности дети обсуждают, что именно они будут моделировать, каково назначение той или иной конструкции, помогает ли она человеку в решении тех или иных задач. Так у детей развиваются социальные навыки: самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, необходимые для взаимодействия с другими детьми.

Художественно-эстетическое направление образовательной деятельности в легоконструировании реализуется при оформлении и преобразовании уже готовых моделей, когда может использоваться не только конструктор, но и бумага, карандаши, бросовый материал для создания целостного образа произведения.

В легоконструировании предусматривается участие родителей, которые способны повлиять на развитие способностей детей и выявление их талантов.

Из всего вышеперечисленного мы можем выделить критерии оценивания:

1.  Сформированы конструкторские умения и навыки, умение     анализировать предмет, выделять его характерные особенности.

2. Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива.

3.Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

Выделенные критерии позволяют нам целенаправленно воздействовать на детей среднего дошкольного  возраста в процессе решения поставленных задач, используя проектный метод.

Педагогический проект по развитию творческих способностей у детей среднего дошкольного  возраста с помощью конструктивной деятельности, осуществляется на основе программы «Из детства в творчество» (Т.Н. Доронова)

Методы и приемы, используемые для реализации проекта:

  • наглядные (просмотр фрагментов мультипликационных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций,  дидактические игры, организация выставок, личный пример взрослых);
  • словесные (чтение художественной литературы, загадки, пословицы¸ минутки размышления, проблемные вопросы, беседы, дискуссии,  моделирование ситуации);
  • практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), обыгрывание постройки, моделирование ситуации, конкурсы, физминутки).

Формы работы

1.Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что      нужно построить (например, изображение или схема дома).

2. Конструирование по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

3.Конструирование по замыслу -  предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.

 

 

Этапы работы

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

«Организационный»

- формирует проблему;  

- вводит игровую  (сюжетную) ситуацию;  

- формирует задачу. 

- вхождение в проблему;

- вживание в игровую ситуацию;

- принятие задачи.

2 этап

«Практический»

- помогает в решении задачи;

- помогает спланировать деятельность;

- организует деятельность;

- оказывает практическую помощь (при необходимости);

- направляет и контролирует осуществление проекта.

- объединение в рабочие группы;

- распределение действий;

- формирование знаний, умений и навыков.

 

3 этап

«Заключительный»

 

 

- обмен опытом с педагогами.

 

- презентация деятельности

Цель: оформление выставки «Всё из  LEGO».

 

- представление продукта деятельности.

 

5. Ресурсы

Сроки реализации проекта: 2018-2019 год.

Педагогические условия, позволяющие организовать образовательный процесс развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности:

- Развивающая среда ДОУ.

- Система работы с детьми.

- Компетентность педагогов.

- Сотрудничество с родителями.

Кадровое обеспечение проекта.

  1. Заведующий МБДОУ
  2. Заместитель заведующего по ВМР.
  3. Музыкальный руководитель.
  4. Воспитатель по ИЗО.
  5. Воспитатель по ФИЗО.
  6. Педагог-психолог.
  7. Воспитатели в группе.

Материально-техническое обеспечение проекта:

  • столы, стулья (по росту и количеству детей);
  • демонстрационная магнитная доска;
  • демонстрационный столик;
  • ковер;
  • технические средства обучения (мультимедийное устройство);
  • презентации  с  учебными фильмами.
  • Наборы LEGO «Первые конструкции», игрушки для обыгрывания ситуации.

Методическое обеспечение проекта:

-  Перспективно-тематическое планирование проекта.

-  Конспекты занятий.

- Учебно-дидактические пособия (наглядно-демонстрационный материал,  схемы по легоконструированию).

- Диагностический инструментарий.

- Перспективное планирование работы с родителями.

- Консультации для педагогов.

- Памятки для родителей «Юный конструктор».

6. Партнёры

1. Воспитатель в группе – разработка, реализация, руководство проектом.

3. Воспитанники – осваивают программу (непосредственные участники проекта).

4. Родители способствуют реализации проекта, через поддержку детей.

7. План реализации проекта

Работа над проектом проходила в 3 этапа.

 

1 этап. Подготовительный (сентябрь, 2018 год)

Задачи

Формы реализации

- Разработать систему развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности.

- Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме.

-определить критерии оценки развития творческих способностей детей, средствами конструктивной деятельности.

- Разработать перспективные планы работы с детьми, родителями, педагогами.

-Создать предметно-развивающую среду.

 

- Анализ психолого-педагогической и методической литературы.

- Классификация диагностического аппарата согласно критериям оценки.

- Разработка перспективных планов работы с участниками проекта.

- Создание предметно-развивающей среды в группе.

 

 

 

2 этап. Диагностический (сентябрь 2018 года)

- Выявить уровень конструкторских умений и навыков.

- Выявить уровень развития творческой  активности.

-Выявить уровень развития основ коллективной  деятельности исследуемых дошкольников.

Диагностика уровня развития выделенных критериев.

 

3 этап. Основной (2018-2019 уч. год)

- Апробировать систему развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности.

- Развивать творчество детей среднего дошкольного  возраста средствами конструктивной деятельности.

- Повысить профессиональную компетентность воспитателей по вопросам творческого развития детей среднего дошкольного возраста через конструктивную деятельность.

- Повысить компетентность и активность родителей по вопросам развития творчества у дошкольников.

 

- Организация и проведение мероприятий согласно перспективному плану работы с детьми.

- Привлечение родителей к совместной творческой деятельности.

- Проведение семинаров для педагогов в детском саду.

4 этап. Итоговый (май 2019 года)

- Выявить степень эффективности системы развития творческих способностей детей среднего дошкольного  возраста средствами конструктивной деятельности.

- Выявить уровень развития конструктивных умений и навыков после апробирования данного проекта.

- Выявить уровень развития основ коллективной творческой деятельности исследуемых дошкольников после апробирования данного проекта.

- Мониторинг выявления уровня развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста, средствами конструктивной деятельности.

8. Результаты и социальный эффект проекта

Эффективность работы по творческому развитию детей среднего дошкольного  возраста средствами конструктивной деятельности показал сравнительный анализ мониторинга творческого развития воспитанников за период  2018 - 2019 учебного года.

9. Перспективы дальнейшего развития проекта

- Продолжать конструктивную деятельность, способствующему развитию творческих способностей дошкольников.

- Пополнять практическую и теоретическую базу проекта.

- Расширять сеть взаимодействия с другими группами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego.pptx2.99 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

LEGO конструирование как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста Подготовила воспитатель МБДОУ Бальзинский детский сад «Василек» Лысенко Л.П.

Слайд 2

LEGO - это самая любимая игра девчонок, но особенно мальчишек в моей группе. Но что они о нем знают? Оказалось, немного. LEGO - это конструктор, в котором много деталей разных по цвету и форме. - В него можно играть и девочкам и мальчикам.

Слайд 3

Актуальность : 1 . Большая популярность игры у детей во всем мире. 2. Дети в группе мало знают о истории создания конструктора LEGO. 3. Конструктор LEGO представляет большой потенциал для развития творческих способностей детей. 4. Более глубокое и подробное знакомство с конструктором и его частое использование поможет педагогам ДОУ решать трудные задачи посредством увлекательной игры.

Слайд 4

Цель: развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе конструктивно-игровой деятельности.

Слайд 5

Объект - процесс внедрения технологий LEGOконструирования в дошкольных образовательных учреждениях.

Слайд 6

Гипотеза : повышение уровня развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста будет обеспечено если: - будут созданы педагогические условия, позволяющие организовать образовательный процесс развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста, средствами конструктивной деятельности; - будут определены критерии оценивания развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности; - будет разработана система развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности, направленная на активизацию деятельности субъектов образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) и обеспечения их коллективного творчества .

Слайд 7

Задачи проекта : Создать педагогические условия, позволяющие организовать образовательный процесс развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности. Определить критерии оценки развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста, средствами конструктивной деятельности. Разработать и апробировать систему развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста, средствами конструктивной деятельности. Определить степень эффективности системы развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста, средствами конструктивной деятельности . Развивать воображение и любознательность детей. Продолжать формировать мелкую моторику пальцев рук.

Слайд 8

Планируемый результат : 1. Дети расширят знания о конструкторе LEGO. 2. Дети узнают историю возникновения конструктора LEGO. 3. У ребят сформируется представление о возможностях игры с конструктором LEGO. 4. Оформление выставки «Всё из LEGO ».

Слайд 9

Реализация проекта 1 этап «Организационный» - формирует проблему; - вводит игровую (сюжетную) ситуацию; - формирует задачу. - вхождение в проблему; - вживание в игровую ситуацию; - принятие задачи.

Слайд 10

2 этап «Практический» - помогает в решении задачи; - помогает спланировать деятельность; - организует деятельность; - оказывает практическую помощь (при необходимости); - направляет и контролирует осуществление проекта. - объединение в рабочие группы; - распределение действий; - формирование знаний, умений и навыков.

Слайд 11

3 этап «Заключительный» - обмен опытом с педагогами. - презентация деятельности Цель : оформление выставки «Всё из LEGO». - представление продукта деятельности.

Слайд 13

История Лего начинается еще с 1932 года. В Дании в это время некий человек по имени Оле Кирк Кристиансен основал небольшую компанию, которая производила различные товары из дерева для хозяйственных нужд: начиная от прищепок и заканчивая стремянками. Детские игрушки в то время почти не выпускались. Кристиансен решил создать развивающую игру, которая будет интересна, прежде всего, его собственному ребенку .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лего-конструированию "Путешествие в Лего-град"

Цель: Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО – конструктор.Задачи: Развивать зрительное и пространственное восприятие, активизировать внимание, направленное на продолжение ри...

Конспект родительского собрания «С ЛЕГО легче все уметь, с ЛЕГО легче поумнеть».

Данный материал будет полезен педагогам ДОУ при проведении родительских собраний...

Консультация на тему: Особенности образовательной деятельности в приобщении дошкольников к лего-конструированию. Значение Лего-конструирования в жизни ребенка дошкольника.

Среди разных видов технического конструирования- конструкторы Лего вызывают особый интерес и популярность у детей дошкольного возраст. Конструирование из конструкторов Лего полностью отвечает их интер...

Творческий проект по лего-конструированию "Лего и космос"

Проект рассчитан на детей 7-го года жизни....

Авторская дополнительная образовательная программа «Я моделирую мир. Лего-технологии (лего-конструирование и лего-дизайнерство)»

Авторская дополнительная образовательная программа «Я моделирую мир.  Лего-технологии (лего-конструирование и лего-дизайнерство)».Лего-технологии (лего-конструирование и лего-дизайнер...

«Развитие интеллектуальных и математических способностей дошкольников посредством лего-конструирования» «Изучаем ЛЕГО математику»

     Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных инте...

Конспект ОД по Лего-конструированию «Путешествие по ЛЕГО стране»

Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО – конструктор....