Работа с бросовым материалом в старшей группе ( из опыта работы)
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Беляева Татьяна Владимировна

Конструирование, как один из видов детского творчества обладает широкими возможностями для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам и потребностям детей дошкольного возраста.

Конструирование способствует формированию таких ценных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. На занятиях конструированием у детей воспитывается воля, сдержанность, умение выслушивать объяснения педагога и работать в соответствии с его указаниями, в совместной работе согласовывать друг с другом действия, преодолевать трудности в достижении цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie_v_starshey_gruppe.docx46.82 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования        6

1.1Исторические аспекты разработки вопросов конструктивной деятельности в психологической и педагогической литературе        6

1.2. Задачи и  содержание работы по конструированию из бросового материала в старшей группе детского сада.        9

1.3. Методы и приёмы организации конструктивной деятельности из бросового материала с детьми старшей группы.        12

ГЛАВА 2. Особенности формирования конструктивных умений у детей старшей группы детского сада.        16

2.1. Диагностическое исследование по изучению уровня сформированности конструктивной деятельности из бросового материала детей старшей группы.        16

2.2. Цикл занятий по формированию конструктивных умений из бросового материала у детей старшего дошкольного возраста.        21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        24

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        25

Приложение         27

Приложение 2        36


ВВЕДЕНИЕ

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Конструирование, как один из видов детского творчества обладает широкими возможностями для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам и потребностям детей дошкольного возраста.

Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio - построение [16, с. 204]. Проблему развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста рассматривали: Л.А.Венгер, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков, Г.А. Урунтаева, В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова, Л.В. Куцакова, Г.А. Урадовских.

Конструирование способствует формированию таких ценных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. На занятиях конструированием у детей воспитывается воля, сдержанность, умение выслушивать объяснения педагога и работать в соответствии с его указаниями, в совместной работе согласовывать друг с другом действия, преодолевать трудности в достижении цели.

В процессе конструирования осуществляется физическое совершенствование ребёнка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъёмом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаз. Улучшается согласованная работа отдельных мышц.

Конструирование является и эффективным средством эстетического воспитания: у детей развивается художественный вкус, формируется умение ценить созданное творческим трудом людей.

Целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию способствует формированию у ребят умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений.

В практике дошкольных образовательных учреждений воспитатели часто не достаточно владеют методикой конструирования из бросового материала. В связи с этим, была определена тема работы «Методы формирования конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста»

Объект исследования – формирование конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста.

 Предмет исследования – методы работы по формированию конструктивных умений.

Цель исследования: Разработать рекомендации по исследованию различных методов формирования конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу и обобщить опыт работы по проблеме исследования.

2. Продиагностировать уровень сформированности конструктивных умений у детей старшей группы.

3. Разработать тематику конструктивных работ для детей старшей группы детского сада.

4. Провести 2-3 занятия из разработанного цикла.

5. Сделать выводы.

Методы исследования:

1. Изучение психолого-педагогической, методической литерату и обобщение опыта.

2. Изучение продуктов детской деятельности - конструктивных работ.

База исследования детский сад №18 «Колобок» г. Брянск, старшая группа (7 детей)


ГЛАВА 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

1.1Исторические аспекты разработки вопросов конструктивной деятельности в психологической и педагогической литературе

Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное. В техническом дети в основном отображают реально существующие объекты, а так же придумывают конструкции по ассоциации с образами из сказок, фильмов. В художественном конструировании дети, создавая образы, не столько отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, используя такой прием как «нарушение» пропорций, а также цвет, фактуру, форму. К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и из природного материала.

Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду.

Особенностью конструктивного мышления даже у старших дошкольников является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов (Т.В. Кудрявцев, Э.А. Фарапонова и др.). В работах Л.С. Выготского указывается, что в дошкольном возрасте детям доступна деятельность, в которой ребёнок идёт от замысла к действию. Исследования, посвященные изучению конструирования детей дошкольного возраста (З.В. Лиштван, В.Г. Нечаева), показывают, что под влиянием педагогического руководства дети начинают действовать в соответствии с замыслом. В конструктивном замысле отражается не только конечный результат деятельности, но и способы создания. Конструктивный замысел формируется в процессе конструирования.

В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д.В. Куцакова, 3.В. Лиштван, Л.В. Пантелеевой и др.) посвященных детскому конструктивному творчеству складыванию из бумаги отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а также совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом.

В настоящее время доказано (Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова), что занятия по конструированию из бумаги способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.

Л.А. Парамонова в статье "Творческое художественное конструирование" освещает новый подход к обучению художественному конструированию, в основу которого положено обобщение способов конструирования из бумаги в процессе их "распредмечивания". Автор, определяя общую стратегию обучения, выделяет цель данного подхода - формирование у детей умения конструировать самостоятельно и творчески. Данная система обучения предусматривает формы конструирования, обеспечивает взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности [15].

Программа Л.В. Куцаковой "Конструирование и художественный труд в детском саду" раскрывает содержание работы с детьми по конструированию и художественному труду и представляет два варианта её реализации, применимых во всех возрастных группах детского сада. Также дана развернутая технология обучения детей конструированию с помощью конструкторов, бумаги, картона, строительного, природного, бросового и других материалов. Подбор учебного материала для творчества отвечает принципам дидактики и возрастным возможностям детей [10]

 Автор программы "Цветные ладошки" И.А.Лыкова в методическом пособии "Экопластика" раскрывает содержание творческих занятий по созданию детьми 4-7 лет оригинальных аранжировок, аппликативных картин, лесных скульптур, флористических композиций из таких материалов, как: листья, ветки и плоды деревьев, садовые и декоративные цветы, ржаная и пшеничная соломка. Акцент делается на том, что в экопластике художественные образы всегда уникальны, потому что создаются в сотворчествеи с великим художником - Природой [12].

Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых.


1.2. Задачи и  содержание работы по конструированию из бросового материала в старшей группе детского сада.

Задачи конструирования, как вида изобразительной деятельности:

1. Научить детей самостоятельности в организации процесса конструирования, а именно:

а)  сформировать представление детей о структуре конструирования как деятельности (цель- предмет- материал- средства- операция- результат);

б) учить самостоятельно, организовывать собственную деятельность (постепенное увеличение степени самостоятельности при изготовлении поделки).

2.Учить создавать образ предмета.

3. Познакомить с возможностями бросового материала, бумаги и природного материала.

4. Познакомить со способами изготовления моделей игрушек из бросового, природного материала и бумаги.

5. Познакомить с техническими приемами конструирования.

Задачи по конструирование из бросового материала (с усложнением)

старшая группа

1. Учить детей работать коллективно.

2. Учить детей выполнять поделки, используя  поролон, пенопласт, ракушки, ягоды шиповника, желуди, шляпки от желудей, кукурузный початок, мочало и так далее.

3. Учить изготавливать игрушки достаточно сложной конструкции, придавая  выразительные черты образа.


Содержание конструирования в старшей группе детского сада

Игры детей старшей группы становятся интереснее, разнообразнее. В них отражается уже более широкий круг знаний, которые они приобретают из непосредственных наблюдений окружающего мира, из обширной информации по радио, телевидению, из книг и рассказов взрослых. Действительность в играх детей отражается значительно полнее. В определении замысла и развитии сюжета появляется большая самостоятельность.

Детям нравится, что воспитатель от них требует значительно большего в работе, чем от малышей. У них появляются элементы самоконтроля: замечают свои ошибки, неточности в изображении и стараются исправить их, понимают, чему еще не научились, чем не овладели.

Они с большим интересом конструируют, когда перед ними поставлена определенная задача, требующая умственного напряжения. Особое удовлетворение и радость вызывает у них успешно выполненная задача.

Программа в этой группе предусматривает следующие виды конструирования: из строительных наборов, бумаги, различных коробок и природного материала. Но задачи в обучении конструированию значительно возрастают.

Дети продолжают учиться анализировать образцы готовых поделок, конструкций, выделять в них существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия основных признаков по форме и размеру зависят от назначения предмета.

У детей вырабатывается умение самостоятельно рассматривать предметы, знать порядок пользования ими без помощи воспитателя. Они должны уметь выделять основные этапы создания конструкций и самостоятельно планировать их изготовление, объективно оценивать качество своей работы и работы товарищей, находить причины неудач.

Большое внимание воспитатель должен уделять играм детей с элементами конструирования, где закрепляются приемы, с которыми они познакомились на занятиях. Необходимо при этом поощрять творческую инициативу, выдумку, фантазию и изобретательность. И в старшей группе дети выполняют работы по образцам, по условиям, предложенным воспитателем, на тему и по собственному желанию.
Например для изготовления игрушек из всевозможных материалов воспитатель должен показать способы скрепления спичечных коробок: склеивание их друг с другом в ряд или одной над другой или вкладывание одной коробки в другую (в горизонтально лежащую коробку вставить вертикально стоящую).

Первый способ можно показать и применить для изготовления письменного стола, вагонов, шкафчиков, второй – для поделки детской коляски, машин, в частности самосвала. Кузов самосвала может быть подвижным. Для этого полоска, согнутая пополам, подклеивается под кузов и сверху к основе. Катушки можно использовать для изготовления мебели, подставки для флажков. Дети старшей группы продолжают мастерить игрушки из природного материала.

Любые изделия, которые изготавливают дети, должны находить применение в их играх. Можно устроить музей, рассматривать и анализировать с детьми их же работы. При этом надо выделять наиболее интересные, выразительные изделия, обращать внимание на удачное использование материала, на творческое отношение к работе.

Необходимо, чтобы в игре дети использовали навыки изобразительной деятельности, которые они приобрели (лепка, рисование, аппликация). Так, при создании зоопарка дети сооружают из бросового материала клетки для животных, самих животных лепят, затем раскрашивают, делают из природного материала зеленые насаждения. Выполняя задание коллективно, ребята учатся согласованно и дружно работать.

1.3. Методы и приёмы организации конструктивной деятельности из бросового материала с детьми старшей группы.

Методика конструирования выстраивается в контексте разных видов художественной деятельности и активно включается в целостный воспитательно-образовательный процесс (в ознакомлении с окружающим, в развитии речи, в формировании математических представлений и др.).

Организуя работу с детьми, воспитатель должен ставить перед собой задачу научить их конструировать и рассматривать художественно-интеллектуальное развитие в этой деятельности как средство нравственного воспитания.

Основное направление работы с детьми - создание условий для расширения их знаний, умений, опыта. Необходимо расширять знания ребят о конструируемых объектах. С этой целью проводятся наблюдения, экскурсии, в ходе которых дети получают возможность делать карандашные зарисовки, которые впоследствии можно использовать как образцы для создания конструкции.

В старшей группе конструирование по образцу уже не является основным обучающим приёмом. Если образец и даётся то примерный, чтобы показать основные части конструкции. Детям предлагается больше заданий на преобразование образцов, особое внимание уделяется созданию ребятами своих замыслов, поскольку это способствует развитию умений самостоятельно намечать тему постройки, подбирать нужный материал, устанавливать порядок действий, ориентироваться на плоскости, намечать очертания будущей конструкции и пр.

В старшей группе начинают уделять особое внимание совместному конструированию, которое предполагает умение планировать общую деятельность, договариваться, добиваться общей цели. [11].

Основные приемы обучения конструированию

Для обучения детей конструированию необходимо пользоваться разнообразными приемами.

Выбор приемов зависит от требований программы для данной возрастной группы, от материала, с которым работают дети, от имеющегося у них опыта в знании предметов и существующих связей между ними, от умения и навыков в конструировании.

При определении программного содержания занятия следует опираться на имеющийся опыт детей, постоянно усложняя учебные задания, развивая способность самостоятельно решать посильные конструктивные задачи.

Основными приемами обучения являются следующие:

1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки. Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия, общий порядок работы.

Прежде чем приступить к практическому выполнению задания, необходимо рассмотреть предмет или образец, выделить основную и дополнительные части, затем продумать процесс изготовления, отобрать нужный материал, подготовить его (например, сделать выкройку из бумаги, подобрать и наклеить отдельные элементы оформления и т. д.) и только затем сложить и склеить игрушку. При этом определяют, из какого материала нужно выполнить конструкцию, в какой последовательности.

Образец или картинка с изображением предмета могут быть использованы на занятиях, на которых дается лишь объяснение, или когда возникает необходимость помочь детям проконтролировать свою работу, уточнить представление о предмете, или в конце занятия в качестве модели наиболее удачного и правильного решения конструктивной задачи для сравнения с работами детей.

2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы.

3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций, поделок. Например, в постройке – как сделать перекрытие на высоких устоях, как добиться устойчивой конструкции; в бумажном конструировании – как склеивать стороны закрытого куба или бруска; в работе с конструктором – как крепить колеса на осях с помощью гайки; в работе с природным материалом – из какого материала лучше сделать отдельные части, в каких случаях лучше применить для скрепления пластилин, клей, как пользоваться шилом и т. д.

4. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.

Элементы анализа и контроля могут иметь место в ходе выполнения детьми работы или по окончании той или иной операции.


Выводы по первой главе

На основании изученной психолого-педагогической, методической литературы и обобщения опыта работы по проблеме обучения конструированию из бросового материала детей 5 – 6 лет мы сделали следующие выводы:

●вопросами разработки методики обучения дошкольников конструктивной деятельности занимались  педагоги: Л.А.Венгер, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков, Г.А. Урунтаева, В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова, Л.В. Куцакова, Г.А. Урадовских.

 ● конструктивная деятельность, из бросового материала в частности, оказывает большое влияние на всестороннее развитие личности ребёнка-дошкольника;

● рассматривая проблему обучения детей 5 – 6 лет конструированию, мы будем опираться на исследования Л.В.Куцаковой в силу их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотнесенности с дошкольным возрастом (см.гл.1, параграф 1.3);

● разрабатывая практическую часть работы, мы будем опираться на задачи по обучению конструированию детей старшей группы, представленные в программе  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы., Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  (см. гл.1, параграф 1.2);

● разрабатывая цикл мероприятий по обучению  детей 5 – 6 лет конструированию мы будем учитывать методические рекомендации, представленные в  работе в первой главе в параграфе 1.3.


ГЛАВА 2. Особенности формирования конструктивных умений у детей старшей группы детского сада.

2.1. Диагностическое исследование по изучению уровня сформированности конструктивной деятельности из бросового материала детей старшей группы.

Практическая часть курсовой работы  проводилась на базе МДОУ детский сад № 18 «Колобок»  в старшей группе (7человек).

Никита  – ребёнок общительный, любознательный, с удовольствием занимается конструктивной деятельностью. Легко вступает  в контакт со взрослыми и сверстниками.

 Лиза  – девочка весёлая, ласковая, несколько стеснительная. Любит заниматься конструктивной деятельностью.

Игорь  – мальчик очень подвижный, общительный, любит заниматься и конструктивной деятельностью в частности.

Мария  – ребёнок малообщительный, неуверенный в себе, но очень старательный, усидчивый. Любит заниматься конструктивной деятельностью.

Илья  – мальчик активный, уверенный в себе, подвижный. Легко вступает в контакт со взрослыми и сверстниками. Любит заниматься конструктивной деятельностью.

Ира  – ребёнок общительный, не очень уверенный в себе, но очень старательный, усидчивый. Любит заниматься конструктивной деятельностью.

Алексей  – мальчик  подвижный, общительный, любит заниматься  конструктивной деятельностью.

На данном этапе работы была поставлена следующая цель: выявить уровень сформированности  умений детей 5 – 6 лет в конструировании из бросового материала.

Диагностическое исследование проводилось следующим образом:

  • детям было предложено конструировать грузовик из спичечных коробков;
  • детям было предложено конструировать «сказочный городок» из пластиковых бутылок.

Были проанализированы работы детей с занятий по конструированию из бросового материала на темы:

1. «Грузовик»

2.  «Сказочный городок».

Результаты анализа детских работ были сопоставлены с требованиями Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, раздел конструктивно-модельная деятельность, старшая  группа (от 5 до 6 лет).  

Задачи звучат так:

  • Развивать умение устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что дети видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции ( дома, спортивное и игровое оборудование и т. п. ).
  • Учить выделять основные части и характерные детали конструкций.
  •  Поощрять самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие.
  • Помогать анализировать сделанные воспитателем поделки; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной поделки.
  • Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, и др. Учить заменять одни детали на другие.
  • Учить строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый материал.
  • Продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общем замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

Оценка детских работ проводилась по трехбалльной шкале:

3 балла – правильная передача параметров

2 балла – допущены ошибки в передаче параметров

1 балл – неправильно переданы параметры

На основе анализа  Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы нами были выведены уровни сформированности умений детей 5 – 6 лет  в конструировании из бросового материала.

Высокий уровень (12-15 баллов) – ребенок правильно скрепляет детали изделия, передаёт пропорции, умеет заменять детали одни на другие. Проявляет творческую инициативу.

Средний уровень (9-11 баллов) –  правильно скрепляет детали изделия, передает пропорции, но при этом работы отличаются бедностью деталей. Работа не аккуратна.

Низкий уровень (8 и ниже баллов) –  ребенок правильно передает пропорции, ошибается при скреплении деталей, не умеет заменять одни детали на другие. Не проявляет творческую инициативу.

Таблица №1. - Обследование уровня  умений и навыков детей старшей группы в конструировании из бросового материала

Номер №

Имя

инициалы

Техника скрепления деталей (вырезывает, склеивает, скрепляет)

Пропорции

Умение выделять части конструкции

Умение работать по образцу

Умение заменять детали одни на другие

1

Никита

1

2

3

3

1

2

Лиза

3

3

3

2

2

3

Игорь

1

2

2

3

2

4

Мария

2

3

3

2

1

5

Илья

1

1

2

2

1

6

Ира

2

3

2

3

2

7

Алексей

2

3

3

2

2

57% детей имеют средний уровень сформированности умений в конструировании из бросового материала;

29% детей имеют высокий уровень сформированности умений в конструировании из бросового материала;

14% детей имеют низкий уровень сформированности умений в конструировании из бросового материала;

Для некоторых детей наибольшую трудность составляла необходимость самостоятельно, без помощи педагога выполнить задание. Дети постоянно обращались за помощью к педагогу. Многие дети затруднялись в техники скрепления деталей и умение заменять детали одни на другие. Педагогу приходилось идти на помощь детям, направлять их дальнейшие действия.


2.2. Цикл занятий по формированию конструктивных умений из бросового материала у детей старшего дошкольного возраста.

На основании изученной литературы, обобщения опыта работы по проблеме исследования, а так же с учетом данных обследования детей был разработан цикл мероприятий по формированию конструктивных умений из бросового материала у детей старшего дошкольного возраста  детского сада.

Таблица №2 - Цикл мероприятий по обучению конструированию из бросового материала детей старшей группы детского сада

Содержание деятельности

Время проведения(месяц)

1.

Наблюдение за грузовым автомобилем (с открытым кузовом) в повседневной жизни

Сентябрь

2.

Рассматривание игрушки грузового автомобиля

Сентябрь

3.

Просмотр видеороликов по сборке машин

Сентябрь

4.

Конструирование грузовика из спичечных коробков

Октябрь

5.

Чтение сказок

Октябрь

6.

Рассматривание иллюстраций с изображением сказочных дворцов.

Октябрь

7.

Конструирование сказочного дворца

Октябрь

Фрагментарно, разработанный цикл мероприятий был апробирован. Было проведено два  занятия.

В работе по изготовлению грузовика мы преследовали следующие задачи:

  1. Расширять представления о специальных машинах и их значении в жизни человека.
  2. Знакомить детей с приёмами конструирования из бросового материала (спичечные коробки).
  3. Формирование обследовательских умений предметов.
  4. Учить создавать модели транспорта по схеме.

В работе по изготовлению  «Сказочного городка» выделены следующие задачи:

  1. Учить создавать поделки из бросового материала, складывать полукруг в конус.
  2. Упражнять в работе с ножницами и бумагой.
  3. Развивать самостоятельность, творчество в выборе материала, цветовом решении работы, элементов декорирования.
  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  5. Активизировать речь детей.

Начали мы свою работу с обучения детей конструированию из бросового материала (спичечные коробки)  грузовика. С этой целью проводили  наблюдения за грузовиками на целевых прогулках по улицам города, рассматривали иллюстраций, игрушек – грузовиков и, наконец, обучающее занятие по конструированию из бросового материала грузового автомобиля.

При проведении занятия нами соблюдались гигиенические требования к проведению занятий: рабочие места располагали  вблизи окна, что давало хорошую освещенность; перед занятием проводилась влажная уборка, помещение проветривалось; используемое оборудование соответствовало возрасту детей и теме занятия.

Во время проведения  занятия мы учитывали уровень знаний детей о транспорте и индивидуальные особенности детей.

Во время конструирования дети испытывали определенные трудности: не правильно скрепляли детали предмета, испытывали трудности в передаче пропорций, часто спрашивали, какой использовать материал, а некоторые дети вообще забывали о деталях, что делало все работы похожими одна на другую.

При обучении конструированию мы использовали следующие методы: показ образца, объяснение, вопросы, напоминания, индивидуальные и общие указания. Если ребенок затруднялся в передаче строения предмета или пропорций,  мы предлагали обвести форму частей, измерить растяжкой пальцев сколько раз одна часть укладывается в величине другой.

На основании проделанной работы, нами были составлены рекомендации для воспитателей  по обучению детей старшей группы конструированию из бросового материала.

Рекомендации для воспитателей  по обучению детей старшей группы конструированию из бросового материала

● Работу по обучению конструированию из бросового материала детей 5 – 6  лет следует проводить систематически;

● Необходимо использовать вариантные  образцы для занятий по обучению конструированию из бросового материала, чтобы избежать шаблонных  работ;

● Очень тщательно  с детьми следует рассматривать предмет или образец, выделять детали, обговаривать с детьми, зачем нужна каждая деталь; чем больше ребёнок знает о предмете, тем интереснее  поделка;

 Анализ предмета должен быть проведен за несколько дней до занятия и в начале его.

● В процессе анализа детских работ следует поощрять творческую инициативу детей, самостоятельность.

● Во время занятия надо разрешать детям подходить к образцу, чтобы лучше рассмотреть какие-то части.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе выполнения работы была изучена методическая, психолого-педагогическая литература и обобщён опыт работы по проблеме обучения детей 5 – 6 лет конструированию из бросового материала.

Практическая часть работы  проводилась на базе МДОУ детский сад № 18 «Колобок»  в старшей группе (7человек).

На первом этапе работы был изучен уровень сформированности  умений детей 5 – 6 лет конструированию из бросового материала. Результаты обследования, количественный и качественный анализ детских работ находятся на страницах 19– 20.

На основании изученной литературы, обобщения опыта работы по проблеме исследования, а так же с учетом данных обследования детей был разработан цикл мероприятий по обучению конструированию из бросового материала в старшей группе. Цикл занятий по обучению конструированию  расположен в курсовой работе на странице 22.

Фрагментарно, разработанный цикл мероприятий был апробирован. Было проведено два занятие и проанализировано. Описание работы представлено на странице 23.

На основании проделанной работы, нами были составлены рекомендации для воспитателей  по обучению детей старшей группы конструированию из бросового материала. Рекомендации представлены в  работе на страницах 24.

Таким образом, цель и задачи, обозначенные в  работе, выполнены.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Богуславская, З.М. Конструирование для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О.Смирнова. - М.: Знание, 2010. – 177 с.
  2. Веракса, Н.Е. Комплексные занятия по программе "От рождения до школы". Старшая группа / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.:Учитель,2015. – 400 с.
  3. Вераксы, Н.Е. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательноя программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.- 336 с.
  4. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет / А.Н. Веракса. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-128 с.
  5. Давидчук, А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества./ А.Н. Давидчук. - М.: Просвещение, 2010. - 790 с.
  6. Давыдова Г.Н. Детский дизаин / Г.Н. Давыдова // Поделки из бросового материала. Вып. 2. - Москва,  2011. – С. 80.
  7. Дронова Т. Н. Художественное творчество детей 2-7 лет: Метод.  пособие для воспитателей. / Т.Н. Дронова. -  М.: Просвещение, 2011. - 240 с.
  8. Елжова, Н.В. Формы работы в дошкольном образовательном учреждении: педсоветы, семинары, методические объединения [Текст] / Н.В. Елжова. - Ростов Н/Д: Феникс,2010. -  245 с.
  9. Ерофеева, Е.М. Конструирование для дошкольников [Текст]: Книга для воспитателя детского сада. / Е.М. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 339 с.
  10. Козлова С.А. Дошкольная педагогика /  С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2011. – 416 с.
  11. Косминская, В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст]: Учебное пособие для студентов пед.ин-тов. / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 255 с.
  12. Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду [Текст]: Программа и конспекты занятий. / Л.В. Куцакова. -  М.: ТЦ Сфера, 2010. -  240 с.
  13. Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала. Система работы в старшей группе детского сада / Л. В. Куцакова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,  2014. – 64 с.
  14. Лыкова, И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала [Текст] / И.А. Лыкова. - М.: Издательский дом "КАРАПУЗ", 2010. - 160 с.
  15. Сакулина,  Н.П. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст]: учебное пособие / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 2011. - 272 с.
  16. Парамонова, Л.А. Творческое художественное конструирование [Текст]// Дошкольное воспитание. - 2011. - № 10. - С.76-84.
  17. Мусина, Л. Ф. Развитие конструктивно-модельных действий у детей старшего дошкольного возраста / Л.Ф. Мусина. Режим доступа: [http://dohcolonoc.ru 23/08/2013], свободный.
  18. Хабибулина, Р.Я. Статья по конструированию, ручному труду (старшая группа) / Р.Я. Хабибулина. Режим доступа: [http://nsportal.ru/detskiy-sad  08/11/2012], свободный.
  19. http://stranamasterov.ru/taxonomy
  20. http://adalin.mospsy.ru
  21. http://www.dissercat.com/content/konstruirovanie
  22. http://www.vseodetishkax.ru
  23. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=565051


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма индивидуальной работы с детьми второй младшей - средней группы (из опыта работы)

Циклограмма помогает календарному планированию. Мы работаем по Васильевой. Буду рада, если кому пригодится....

Консультация для воспитателей "Из опыта работы по теме "Конструирование" в старшей группе"

В консультации отражён опыт  работы  в старшей группе по конструированию из строительного материала и геометрических фигур, конструированию из бумаги и модульного оригами. Обобщён опы...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...

Картотека поэтапных элементов работы с природным материалом в старшей группе

Картотека поэтапных элементов работы с природным материалом в старшей группе...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....