Проект "Осенние фантазии" совместно с родителями
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Плечкина Светлана Владимировна

Привлечение родителей к совместному творчеству с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osennie_fantazii.docx406.34 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Осенние фантазии»

(совместно с родителями)

C:\Users\Администратор\Desktop\документы\осень\осень фото\выставка осенних букетов\Новая папка (2)\IMG_9902.JPG

                Воспитатель - Плечкина С. В.

Познавательно-творческий проект на тему: «Осенние фантазии»

 

Тип проектапознавательно-творческий

Классификация проекта: длительный 

Состав участников: групповой

Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы.

Образовательные стандарты:

• Активизация познавательной деятельности, развитие речи детей.

• Развитие экологического мышления у детей (воспитывать гуманное отношение ко всему живому, учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности, способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой).

• Развитие творческого воображения в процессе художественной деятельности детей (совершенствовать характер и содержание способов познания с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, учить осуществлять оптимальный выбор эталонов в соответствии с познавательной задачей).

Актуальность выбора темы проекта позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса ДОУ расширить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период (деревья, птицы и животные, грибы, ягоды, овощи, фрукты; сельскохозяйственные работы людей, осенние праздники и особенности их проведения, и применения приобретённых знаний с творческим подходом в практической изобразительной деятельности, развивать при этом познавательные, коммуникативные и творческие способности детей.

 Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.

Краткое содержание проекта.

Данный проект может быть использован в работе с детьми 5-7 лет на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с окружающим миром, по ознакомлению с художественной литературой, по изобразительной деятельности. Структура и содержание проекта отражает его познавательную направленность. Предлагаемые детям задания ориентированы на выражение детской инициативы, проявление которой необходимо для достижения конечного результата. Проект позволяет каждому ребенку увидеть и расширить представления о характерных признаках - это продукт деятельности по проекту.

Цель проекта: расширять представления детей об осени как времени года, развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, помочь детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даровпознакомить с осенними праздниками, создать условия для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.

Задачи:

• Расширить и обогатить представления детей, систематизировать и углубить их знания о сезонных изменениях в природе в осенний период (подготовка деревьев, животных и птиц к зиме, о «дарах осени» (овощах, грибах, ягодах, о труде людей в осенний период.

• Конкретизировать представления об основных группах растений и животных (среда обитания, потребности, приспособление к сезонным изменениям среды).

• Отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, игровой, умственной).

• Способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.

• Закреплять знания детей о подготовке животных к зиме, отлёте птиц.

• Воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту.

• Воспитывать бережное отношение к природе, птицам и животным, желание заботиться о них.

• Приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

1 этап – подготовительный

Методическая работа

-Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов занятий, экскурсий; подбор детской художественной литературы; подбор настольно – печатных и дидактических игр.

- Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения об осенней природе, животных и птицах; загадки и пословицы на осеннюю тему и т. д.)

- Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций (пейзажи и натюрморты) на осеннюю тему.

- Обеспечение наборами игрушек «Овощи»«Фрукты»«Грибы».

- Подбор аудиозаписей по данной теме.

- Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т. д.).

- Формулировка цели, задач, конечного продукта проекта.

Предполагаемый результат:

- Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.

- Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период.

- Осуществление в группе воспитательно-образовательного процесса по обозначенной теме.

- Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.

- Развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания.

- Работа по звуковой культуре речи.

- Развитие продуктивной деятельности детей.

- Плодотворный результат по художественному творчеству детей в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка).

- Развитие детского творчества.

- Чтение наизусть стихотворений об осени.

- Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

2 этап – реализация проекта

Коммуникация,

Развитие речи 

Беседы по теме«Об осени»«Как лесные звери готовятся к зиме»«Дары осени»,

«Природные явления»«В лес за грибами и ягодами»«Перелетные птицы»

Дидактические словесные игры: «Назови по первому звуку, слогу название… (грибов, цветов, деревьев, животных, птиц, овощей и т. д.)»,

Творческое рассказывание детей на темы«Мы гуляли на участке»«Птицы нашего края»

Рассматривание сюжетных картин: И. Левитан «Осенний день»«Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья»«Прогулка в лесу»«Уборка урожая»«Осень в городе»«Осенний парк» и составление описательных рассказов по ним.

Познание 

Ежедневные наблюдения во время прогулок за сезонными изменениями, за листопадом, за ветром, за дождем,

Развивающая среда -трафареты листьев, грибов и овощей

Ведение календаря природы

Альбом для рассматривания«Осень»

Чтение художественной литературы - пословицы, поговорки, загадки об осени, грибах, ягодах, животных, птицах, явлениях природы.

Чтение и заучивание стихотворений об осени.

Чтение стихотворений об овощах, грибах, ягодах.

Чтение энциклопедий про насекомых, животных, птиц, ягоды, грибы.

Чтение русских народных сказок «Колосок»«Вершки и корешки».

Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей».

Чтение книг о природе (В. Бианки, М. Пришвин, К. Ушинский).

Художественно-творческая деятельность 

Рисование«Хмурый ветреный день»«Золотая осень»«Осень глазами ребенка»«Корзина с грибами»«Осеннее дерево»«Летят перелетные птицы»

Аппликация«На лесной полянке выросли грибы»«Дары осени»«Что нам осень принесла»;

Лепка«Лукошко с ягодами и грибами»«Овощи и фрукты – дары осени»

Ручной труд«Волшебные превращения» (поделки из природного материала)

Изготовление гербария из осенних листьев.

Музыкальное творчество 

Слушание П. И. Чайковского «Времена года».

Разучивание песен об осени.

Слушание аудиозаписей «Голоса природы»«Пение птиц»«Шум леса».

Хоровод под музыку М. Сидоровой «Листопад»

Песни«Пожелтели листья вдруг…»«Дождик»«До свиданья, Осень»

Трудовая деятельность

Уход за растениями в уголке природы

Уборка участка детского сада от опавших листьев

Сбор семян

Сбор природного материала на участке

Дежурство в уголке природы.

Безопасность

 Беседы о вреде и опасности ядовитых растений, ягод и грибов.

Беседы о правильном поведении на природе.

Беседы о бережном отношении к растениям, насекомым, птицам и животным.

Праздник «Прощание с Осенью»

Совместная деятельность детей и родителей. Подбор художественной литературы, открыток на осеннюю тему.

Конкурс поделок из природного материала «Чудеса осени».

3 этап – подведение итогов

1.Совместное творчество детей и родителей «Осенняя мастерская» в средней группе «Гномики»

2. Подготовка и проведение праздника  «Прощание с Осенью».

3.Совместное творчество детей и родителей «Чудесные превращения овощей и фруктов»  (старшая группа)

4. Конспект занятия  в старшей группе по аппликации совместно с родителями на тему: «Осенние инсталяции».

5.КВН «Осенняя викторина» в подготовительной группе.

                                   

                                       Результаты нашей работы

1. В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем же интересна осень.

2. В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, где выражали свои чувства, свое позитивное отношение к миру. Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.

3. Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание: дети знакомились с художественными произведениями осенней тематики различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны. Стали более умело передавать свои ощущения:

• в своих рассказах;

• в рисунках;

• в музыкально-ритмических движениях.

Используемая литература:

1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию

2. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности.

3. Кондратьева Н. Н. Программа экологического образования детей «Мы»

4. Макарова Л. П. Театрализованные праздники для детей

5. Николаева С. Н. Юный эколог 2004г.

6. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр

7. Скоролупова О. А. Занятия с детьми по теме «Осень»

8. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет

9. Щёткин А. В. Театрализованная деятельность в детском саду

Конспект занятия  в старшей группе по аппликации совместно с родителями на тему:

«Осенние инсталяции»

Цель:

Взаимодействие с родителями ;

Задачи :

1. Вовлечь родителей в творческий процесс; познакомить с разными способами вырезывания из бумаги.

2. Продемонстрировать значимость продуктивной деятельности в воспитании у детей чувства прекрасного и развитии творческого потенциала;

3. Вызвать желание заниматься творчеством совместно с ребенком, интересно организовывать досуг ребенка.

Оборудование:  презентация, демонстрирующая разные варианты поделок на тему «Осень», клей, ножницы, кисточки, бумага разного цвета, формата, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает загадку:

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это…» (осень)
(Показ презентации и чтение стихотворения А. С. Пушкина):

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
затем воспитатель предлагает родителям вместе с детьми сделать свою осеннюю картинку.

(Все трудятся под осенние детские песни).

Любое время года прекрасно по своему, но детям не всегда просто запомнить признаки каждого времени. Лучше всего запоминается то, что ты сделаешь, почувствуешь, ощутишь на своем опыте. Сейчас идет осень, чтобы закрепить знания детей мы провели мастер-класс с родителями. Родители совместно с детьми приняли активное участие, проявили творчество в изготовлении аппликации.

С детьми нужно заниматься не только в детском саду, но и дома. Дети требуют большого внимания к себе. И это внимание необходимо им давать. И пусть родители не думают, что творческие занятия являются лишь развлечением для малышей или приятным времяпрепровождением, ведь все, что дошкольники выполняют своими руками, формирует их личность. Когда ребенок работает руками, будь то лепка или рисование, или поделки «Осень» своими руками, у него развивается мелкая моторика рук, что стимулирует все центры в головном мозге дошкольника, в том числе, и центр, отвечающий за речь. Творческий процесс настолько увлекает ребенка, что он становится сосредоточенным, усидчивым, более целеустремленным, ведь с помощью родителей он обязательно доведет дело до конца.

А мы, воспитатели, всячески пытаемся сблизить родителей с детьми.

 

«Осенняя викторина» в подготовительной группе «Гномики»

Цель: обобщить и расширить знания детей о времени года – осень. 
Задачи:

закрепить знания детей о характерных приметах осени, закономерностях в природе; 

расширить кругозор воспитанников, развивать логику, воображение, умение работать в команде; 

прививать любовь к природе. 

Под музыку «Осень милая, шурши» дети входят в зал ,танцуют и садятся (Катя- Артем М., Диана- Артем Н., Маша-Федя, Вероника-Денис, Ника- Костя, Вика-Ваня, Саша, Света- Дима)
Ведущий:

Плащ золотой она надевает,

теплое лето она провожает,

Птиц отправляет в теплые страны,

нам оставляет дожди и туманы… (осень)

Дети читают хором стих «Осень»

Осень - одно из прекрасных времён года. Сегодня мы проведем викторину, где вы проявите свои знания об осени, смекалку и сообразительность. Сегодня будут соревноваться 3 команды, команда – Листики, команда – Грибочки  и команда -  Ягодки. 

Команды, представьте нам своих капитанов – Дима, Артем и Вика.

А судить наши соревнования будет жюри - Валентина Ивановна и Галина Алексеевна.  И так начнём…

Наши команды представят свои девизы –

1. Мы - осенние листочки,

Расписные, золотые , и конечно, озорные!

2. Мы  - грибочки хоть куда,

Крепкие и дружные,

Людям очень нужные!

3. Мы- ягодки полезные,

Соком налитые,

Вкусные, ароматные,

Садовые, лесные!

1задание - «Расхвалите осень, она какая?» (золотая, дождливая, солнечная, пасмурная и т.д.)

2 задание - «Мой вопрос – ваш ответ»

-Какое дерево никто не пугает, а лист у него дрожит (осина)

-Какой гриб дружит с деревом береза?

-Как называют птиц, которые улетают в теплые края?

-Назовите первый осенний месяц. 

-Какой лесной житель сушит себе на деревьях грибы? (Белка.)

-Назовите второй осенний месяц.

-Листья каких деревьев осенью краснеют? (Осина, клен.)

-Как правильно взять из леса гриб?

 -У какого овоща есть «глазки»? (Картофель.)

-Кто из животного мира впадает в зимнюю спячку?

-Перечислите перелетных птиц.

-Кого называют лесным доктором. 

 

3.А сейчас конкурс капитанов «Мимикой изобрази вкусовые качества плода»  (капитанам раздаются картинки)

Ведущий - Поиграть пришла пора, улыбайся, детвора!

Игра «Овощи для супа, фрукты для компота» ( муляжи овощей и фруктов), звучит осенняя музыка - песня «Ласковая осень»

4.Ведущий – Следующее задание- игра «Четвертый – лишний» (презентация)

-Береза, осина ,ель, дуб

-Воробей, аист, журавль, ласточка

-Картофель, огурец, морковь, свекла

-Клюква, черника, яблоко, брусника

-Груша, помидор, банан, лимон

-Роза, тюльпан, одуванчик, георгин.

5.Ведущий- 

Игра «Рассортируй». На столах у вас разложены - У одной команды-цветы, у другой – ягоды, у третьей – грибы. Нужно разделить их на 2 группы.

 Цветы – полевые и садовые,

грибы – съедобные и ядовитые,

ягоды – лесные и садовые.

 Работаем дружно ! (песня «Осень наступила» )

Игра «Грибы»

Меж еловых мягких лап,

Дождик кап, кап, кап! (щелкают пальцами)

Где сучок давно засох,

Серый мох, мох, мох! (трут ладошками)

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб! (медленно поднимаются)

Вед.- Кто нашел его, друзья?

Дети- Это я! Я! Я! (грибы разбегаются, корзинки ловят съедобные грибы)

6.А сейчас мы вспомним осенние месяца. Я буду читать стихи, а вы по описанию будите определять, о каком месяце я говорю. Отвечает та команда, которая первой поднимет руку.


Все мрачней лицо природы: 
Почернели огороды, 
Оголяются леса, 
Молкнут птичьи голоса, 
Мишка в спячку завалился. 
Что за месяц к нам явился? (октябрь)


 Опустел колхозный сад, 
Паутинки вдаль летят, 
И на южный край земли 
Потянулись журавли. 
Распахнулись двери школ. 
Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)


Поле черно-белым стало: 
Падает то дождь, то снег. 
А еще похолодало - 
Льдом сковало воды рек. 
Мерзнет в поле озимь ржи. 
Что за месяц, подскажи! (ноябрь)

Родители читают заранее подобранные осенние приметы.

  1. Если ж листья, осыпаясь

Лягут лицевой сторонкой,

То зимою будет зябко,

Жди зимы холодной.

2.Перелетные птицы летят очень низко к земле,

Это к морозной зиме.

Если птицы летят высоко от земли, то дождешься ты теплой зимы.

3 Птицы поздно улетают,

Зиму теплую предвещают.

4Если поздний листопад,

То никто ему не рад,

Продолжительная зима

Ожидается тогда.

Игра на внимание «Копешка, тропинка, картошка» - Копешка – стоя, поднять руки вверх, тропинка – приседаем, картошка – приседаем и прячем голову в колени. Кто ошибся, приглашается в круг для исполнения осеннего танца.

7.Конкурс «Золотая книга сказок»

Этот конкурс  по осенним сказкам, т. е. по тем сказкам, в которых рассказывается про урожай или про осенние заботы.

1.В какой сказке рассказывается о вершках и корешках? («Мужик и медведь».)

2.Она уродилась большая – пребольшая. (Репка.)

3.Назовите сказку, в которой одной холодной осенью, некоторые бездомные лесные звери нашли себе общий дом. («Теремок».)

4.В какой сказке полевая мышь поздней осенью пригласила к себе на зимовку маленькую девочку? («Дюймовочка».)

5.Как называется сказка, в которой хитрая лиса, поселившись на зиму в доме медведя, съела весь запас меда да его же в этом и обвинила? («Медведь и лиса».)

6.Вспомните и назовите сказку, где три веселых братца осенью решили построить себе домики? («Три поросенка».)

Жюри подводит итоги викторины, всем вручаются медали и подарки.

Дети танцуют под песню «Дождик льет по крышам»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...