"Радуга творчества"
опыты и эксперименты по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Гузева Елена Викторовна

     Я считаю, что воспитание чувств ребенка начинается с красоты.  Ведь красота -  это, прежде всего  многоцветие красок, это способность создавать новое, оригинальное, нетрадиционное. Каждый ребенок по своей природе – творец.  Очень  важно пробудить  в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_kruzhkovoy_deyatelnost1.docx31.08 КБ

Предварительный просмотр:

                                        «Радуга творчества»

                    (Из опыта работы кружковой деятельности)                                

Известно,  что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. «Рука – развивает мозг» - это утверждение уже многократно доказано.  Ещё В. А. Сухомлинский говорил, что  от пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли -  чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

 Я работаю по программе  «Радуга творчества» художественно – эстетической направленности, целью  которой является развитие художественных способностей дошкольников путём экспериментирования с  различными материалами и обучение приёмам нетрадиционной техники рисования. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве. Мой девиз «Чувствовать!  Познавать!  Творить!»

 Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А.В. Никитиной, И.А. Лыковой, Т.Н. Дороновой,   Р.Г.Казаковой,  я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой  следующие задачи:

1.Знакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционными способами  рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.

2.Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами. Развивать  активность  и самостоятельность детей.

3.Развивать  мелкую моторики рук, координацию движений, глазомер.

4. Развивать  воображение, творческие способности у детей.

5. Воспитывать отзывчивость, доброту, взаимопомощь, аккуратность при выполнении работ.  Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Функции кружковой деятельности:

Образовательная – каждый воспитанник  имеет возможность развить свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;

Социально-адаптивная – занятия в кружке позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться  самоутверждаться;

Коррекционно-развивающая  –  воспитательно - образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;

Воспитательная – содержание и методика работы в кружке оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма.

Методы и приемы: Наблюдение за реальными объектами; Вариативные образцы; Частичный показ способов изображения.  Рассматривание разнообразных иллюстраций; Упражнения. Все методы интуитивно понятны и легки в применении детьми дошкольного возраста. Использование игровых приемов: Внесение образных игрушек; Создание игровых ситуаций; Развлечения…

Я считаю, что воспитание чувств ребенка начинается с красоты.  Ведь красота -  это, прежде всего  многоцветие красок, это способность создавать новое, оригинальное, нетрадиционное. Хочу  отметить, что очень  важно пробудить  в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

 Мы экспериментируем с красками, смешиваем  и получаем новые цвета и оттенки. Ребятам доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, привлекая внимание взрослого к своим достижениям. Рисование  в нетрадиционных техниках  способствует развитию творческих способностей,  детской одаренности. Работы детей оригинальны, выразительны и очень нравятся самим детям и окружающим, доставляют всем истинную радость.

  Организация работы нетрадиционного рисования  является одной из актуальных проблем, в частности она актуальна и в нашем детском саду. Почему?   Да потому что,  очень важно, что изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник,  способствует развитию у ребёнка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги;
  • Глазомера и зрительного восприятия;
  • Внимания и усидчивости;
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности;
  • Эстетического восприятия;
  • Эмоциональной отзывчивости;
  • Формируются навыки контроля и самоконтроля.

Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.

Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. В своей деятельности,  я широко использую игры, упражнения, пальчиковые разминки. Могу с уверенностью сказать, что рисование нетрадиционной техникой в раннем возрасте:

  • способствует снятию детских страхов;
  • развивает уверенность в своих силах;
  • развивает пространственное мышление;
  • учит детей свободно выражать свой замысел;
  • побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • учит детей работать с разнообразным материалом;
  • развивает чувство композиции, ритма, цвета - восприятия;
  • развивает мелкую моторику рук;
  • развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
  • во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

 Каждая из техник – это весёлая игра. Детям доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения работы и в результате получаются самые настоящие шедевры.  

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Рисование пальчиками Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Каждому ребёнку это интересно!

Да ещё,  если весело проговаривать:

Нету кисточки, пропала,

Только я грустить не стала,

Обмакну я пальчик в краску,

Нарисую пальцем сказку.

Рисование ладошкой. Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.  делать рисунок собственной ладошкой. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

Рисование по трафарету тампоном.

Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.

Отпечатки листьев.

Листик краской покрываю

Отпечаток получаю…

Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок.

Рисование жесткой кистью Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности..

Рисование ватными палочками Ватными палочками рисовать очень просто. Опускаем палочку в воду, затем в краску и ставим на листе точки. Что рисовать? Да что угодно! Небо и солнышко, домик в деревне, речку, автомобили, куклы. Главное в этом деле – желание!

«Кляксография»

 На альбом упала краска,

 На листе осталась клякса.

 Пририсую ей глаза,

Пусть летает стрекоза.

Оттиск мятой бумагой Ребёнок мнёт в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик, который окунается в блюдце с клеем и приклеиваются на бумагу.

Рисование пробкой Ребенок прижимать пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу;

«Монотипия» Монотипия такая, Рисовать нам помогает, Нарисую полстранички, А сложу, как две сестрички.

«Набрызг» Ребенок набирает краску на зубную щётку , которую держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Рисование втулкой от туалетной бумаге ( например рисуем цветок, салют, сову) Ребенок берет по очереди штампы, начиная с того, у которого полосочки самые длинные, обмакивает в краску и ставит штамп на бумаге. Если краска жидкая - лучше обзавестись несколькими листами бумаги; пока на одном краска подсыхает, ребенок будет работать со следующим. Затем нужно выбрать штамп с более короткими полосками и оставить след поверх первого, но уже другого цвета.

 Оттиск печатками из картофеля, моркови,  лука, яблока 

 Средства выразительности – пятно, фактура, цвет. Способ – вырезать печатки из этих перечисленных материалов.  Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу.

Работая с детьми, я  отметила, что рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, а, напротив, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Также применение нетрадиционных техник рисования позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.

Какие  же нетрадиционные способы изобразительной деятельности я ещё использую в кружковой работе с детьми? Всем ребятам в кружке  очень нравится лепить. Лепка – самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Я считаю, чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Ребенок ставит перед собой серьезные задачи, и у него развивается конструктивная мысль.

Моя задача, чтобы ребенок с близкого расстояния, без торопливости увидел, что происходит с пластическим материалом, когда он в руках взрослого; Дети знакомы с такими техниками как:

«Пластилиновая живопись" - рисование  пластилином на  картоне.   «Пластилинография» – это создание лепкой картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

Проделанная работа положительно отразилась на успехах детей. Они стали активнее, эмоциональнее, обогатился их словарный запас. У детей увеличился интерес к художественному творчеству.

Один из  любимых видов изобразительной техники кружковцев – это  аппликация.  Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например, бумага, вата,  засушенные растения, прикрепляются к фону различными клеями; ткани, кожа, мех, тополиный пух накладывается на бархатную бумагу без клея.

Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию для изготовления   открыток  к  праздничным датам.  В своей деятельности я широко  использую такие техники как:

«Конструирование из бумаги»;

«Аппликация  из бумажных шариков».  

Таким образом, нетрадиционные техники я  применяю  во всех видах изобразительной деятельности: рисовании, аппликации и лепке.

Подводя итоги работы кружка можно сделать вывод, что дети за прошедший период не только познакомились, но и научились владеть различными техниками рисования, составлять композиции, работать в коллективе. У детей развились такие психические процессы как: внимание, мышление, память, речь, воображение.

 Все кружковцы знают основные цвета и их оттенки, различают, и называют формы, дифференцируют предметы (изображение) по размеру. У ребят заметно возрос интерес к изобразительному искусству, они стали более уверенными и самостоятельными, более активными в образовательной деятельности.

Меня очень радует, что вместе мы рисуем, лепим, мастерим-

красоту в саду творим!

Рекомендации родителям

  • Материалы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые  карандаши, пластилин) необходимо располагать в поле зрения малыша, чтобы у него возникло желание творить;

  • Знакомьте его с окружающим миром вещей, живой и неживой природой, предметами изобразительного искусства, предполагайте рисовать все, о чем ребенок любит говорить. И беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать.

  • Не критикуйте ребенка и не торопите, наоборот, время от времени стимулируйте занятия ребенка рисованием; Хвалите своего ребенка, помогайте ему, доверяйте ему, ведь ваш ребенок индивидуален! Пусть он   творит, фантазирует, растёт с душой художника!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Радуга творчества"

Материал для воспитателей. Творческий отчёт о работе кружка "Самоделкин"...

"Радуга творчества" проект по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников

Проект по художественно-эстетическому развитию старших  дошкольников...

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Радуга творчества: Мастерская пчелки"

Одна из задач программы дополнительного образования детей по ручному труду в «мастерской пчелки» - помочь ребенку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и в...

Перспективно-тематическое планирование на год кружковой работы "Радуга творчества" в подготовительной к школе группы.

Перспективно-тематический план на год для детей подготовительной группы по нетрадиционным техникам лепки, рисования, аппликации....

Кружок «РАДУГА ТВОРЧЕСТВА»

старшая логопедическая группа «Радужки» в старшей группеКружок «РАДУГА ТВОРЧЕСТВА» Цель: формирование творческих способностей у детей в процессе изодеятельности...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Радуга творчества»

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Поэтому развити...

Программа для дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста «Радуга творчества»

                                          Занятия лепкой комплексно воздействуют на разв...