Моделирование из бумаги как один из способов познавательного развития ребенка-дошкольника.
статья по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Смирнова Виктория Владимировна

Дано описание техники изготовления бумажного домика и текст рассказа-сопровождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bumazhnoe_modelirovanie.docx94 КБ

Предварительный просмотр:

«Моделирование из бумаги как один из способов

познавательного  развития ребенка-дошкольника»

Статья в помощь  молодым педагогам.

Составитель: Смирнова В.В.

 

        С большим энтузиазмом дети делают сказочные «бревенчатые» избушки.
Материалы для работы берутся те же, но технология построения такого дома совершенно другая, нежели та, что мы рассматривали в предыдущей теме. Здесь сначала заготавливают строительный материал. Из одинаковых длинненьких бумажных прямоугольников с помощью карандаша делают трубочки — «бревнышки».

    Юные архитекторы или  юные строители

 В очень далекие времена дом прежде всего должен был спасать людей от жары и холода, от дождя и ветра, от диких зверей и недоброжелательных соседей. И строили его люди только из того, что им попадалось под руку. Было дерево –строили из дерева. Были камни- строили из камней.

 Какие бывают дома?

Во всем мире малоэтажные дома считаются естественным жильем для людей. В России они были таковыми до второй половины ХХ века, когда усиленно начало развиваться панельное домостроение, и наша страна превратилась в какие-то скопища унылых панельных домов, между которыми - почти безжизненное пространство. Однако сегодня, мода на малоэтажки возвращается в виде таких западных названий, как таунхаусы и коттеджи.

 Экскурс в историю. (10 мин.)

- Ребята, а теперь мы с вами познакомимся с тем, как же строились русские избы,дома.

Главным, и часто единственным орудием древнерусского зодчего был топор. Пилы, хотя и известны с X века, но применялись исключительно в столярном деле для внутренних работ. Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: "срубить избу". И, хорошо нам сейчас знакомые, гвозди старались не использовать. Ведь вокруг гвоздя дерево гнить быстрее начинает. В крайнем случае применяли деревянные костыли.

 Основу деревянной постройки на Руси составлял "сруб". Это скрепленные ("связанные") между собой в четырехугольник бревна. Каждый ряд бревен почтительно называли "венцом". Первый, нижний венец часто ставили на каменное основание - "ряж", который складывали из мощных валунов. Так и теплее, и гниет меньше.

 По типу скрепления бревен между собой различались и виды срубов. Для хозяйственных построек применялся сруб "в режь" (редко положенные). Бревна здесь укладывались не плотно, а по парам друг на друга, и часто не скреплялись вовсе. При скреплении бревен "в лапу" концы их, прихотливо вытесанные и действительно напоминающие лапы, не выходили за пределы стены снаружи. Венцы здесь уже плотно прилегали друг к другу, но в углах могло все же задувать зимой. 

Самым надежным, теплым, считалось скрепление бревен "в обло", при котором концы бревен немного выходили за пределы стены. Такое странное сегодня название происходит от слова "оболонь" ("облонь"), означающего наружные слои дерева (ср. "облекать, обволакивать, оболочка"). Еще в начале XX в. говорили: "рубить избу в оболонь", если хотели подчеркнуть, что внутри избы бревна стен не стесываются. Однако, чаще снаружи бревна оставались круглыми, тогда как внутри избы обтесывались до плоскости - "выскабливались в лас" (ласом называли гладкую полосу). Теперь же термин "обло" относят более к выступающим из стены наружу концам бревен, которые остаются круглыми, с облом. 

Сами ряды бревен /венцы/ связывались между собой при помощи внутренних шипов. Между венцами в срубе прокладывали мох и после окончательной сборки сруба конопатили льняной паклей щели. Тем же мхом часто закладывали и чердаки для сохранения тепла зимой.

В плане срубы делали в виде четырехугольника /"четверик"/, либо в виде восьмиугольника /"восьмерик"/. Из нескольких рядом стоящих четвериков составлялись, в основном, избы, а восьмерики использовались для строительства деревянных церквей (ведь восьмерик позволяет увеличить площадь помещения почти в шесть раз, не изменяя длину бревен). Часто, ставя друг на друга четверики и восьмерики, складывал древнерусский зодчий пирамидальное строение церкви или богатые хоромы. 

Простой крытый прямоугольный деревянный сруб без всяких пристроек назывался "клетью""Клеть клетью, поветь поветью", - говорили в старину, стремясь подчеркнуть надежность сруба по сравнению с открытым навесом - поветью. Обычно сруб ставился на "подклете"- нижнем вспомогательном этаже, который использовали для хранения запасов и хозяйственного инвентаря. А верхние венцы сруба расширялись кверху, образуя карниз - "повал". Это интересное слово, происходящее от глагола "повалиться", часто использовалось на Руси. Так, например, "повалушей" называли верхние холодные общие спальни в доме или хоромах, куда вся семья уходила летом спать (повалиться) из натопленной избы.

Двери в клети делали как можно ниже, а окна располагали повыше. Так тепло меньше уходило из избы. 

Кровлю над срубом устраивали в древности безгвоздевую - "самцовую".

ехника выполнения домика

                                  1. Этапы выполнения домика.

Рисунок 1. Такой домик – это сочетание простейшего оригами и аппликации. Для его «постройки» нужны: любого цвета бумага, ножницы, клей и немного цветной бумаги для окон и двери.

Рисунок 2. Из листа бумаги, выбранного цвета, делаем квадрат, а его складываем – пополам. Цвет верхней стороны бумаги – крыша, обратный – стены. 
Рисунок 3. Полученный прямоугольник еще раз складываем пополам, но теперь по вертикали, не забыв обозначить центр. 
Рисунок 4. К центру загибаем крайние прямоугольники, в итоге получается – квадрат. 
Рисунок 5. Наш квадрат аккуратно разворачиваем, сохраняя линии сгиба.
Рисунок 6. Раскрываем сначала одну из боковых частей домика, как показано на схеме.

Рисунок 7. Затем проделывает те же действия с другой частью домика.
В результате стараний получается вот такой чудесный домик. Если развернуть боковые его стенки, то домик хорошо будет стоять на плоскости.

А вот теперь – полный простор фантазии! Можно заштриховать крышу, сделать домику дверь и окна (любой формы), раскрасить или украсить его. Просто отдайте домик малышу, а уж он быстро разберется, что именно делать с такой красотой.

Приложение 1. Инструкция выполнения «Домика»

Оригами: Домик

Образец.

http://345-games.ru/wp-content/uploads/2013/01/kvadrat.jpg

Из листа бумаги, выбранного цвета, делаем квадрат, а его складываем – пополам. Цвет верхней стороны бумаги – крыша, обратный – стены. 

http://345-games.ru/wp-content/uploads/2013/01/pryamougolnik.jpg

Полученный прямоугольник еще раз складываем пополам, но теперь по вертикали, не забыв обозначить центр.

http://345-games.ru/wp-content/uploads/2013/01/kvadrat2.jpg

К центру загибаем крайние прямоугольники, в итоге получается – квадрат.

http://345-games.ru/wp-content/uploads/2013/01/kvadrat3.jpg

Наш квадрат аккуратно разворачиваем, сохраняя линии сгиба.

http://345-games.ru/wp-content/uploads/2013/01/domik2.jpg

Раскрываем сначала одну из боковых частей домика, как показано на схеме.

http://345-games.ru/wp-content/uploads/2013/01/domik3.jpg

Затем проделывает те же действия с другой частью домика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного мероприятия по ФЭМП и техническому моделированию из бумаги "Космический букет"

Конспект интегрированного мероприятия по формированию элементарных математических представлений и техническому моделированию из бумаги полностью соответствует федеральным государственным требован...

Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по техническому моделированию из бумаги

Представляю вашему вниманию конспект мероприятия по техническому моделированию из бумаги в технике "Модульное оригами". Дети с помощью модульного конструктора из бумаги в течение мероприятия соберут с...

Бумагопластика и моделирование из бумаги

Консультация для родителей детей дошкольного возраста об оригами, как средстве формирования творческих способностей и развития мелкой  и общей моторики рук....

"Цветочная композиция", художественное моделирование из бумаги.

  В нашем современном мире, мире технических новинок, бумага стала популярным материалом  для декоративно – прикладной деятельности.Обычный лист из альбома – самый доступный материал ...

методическая разработка "Космический корабль будущего. Моделирование из бумаги"

Цель урока:    Привить интерес у учащихся к космическим исследованиям, познакомить с историей освоения космоса, развить чувство гордости за героический подвиг космонавта Ю. А. Гагарина,...

Моделирование из бумаги, как средство развития личности ребенка-дошкольника.

В этом материале рассмотрим  на что влияет конструирование из бумаги - аппликация плоскостная и объемная, бумагопластика и оригами на ребенка дошкольного возраста....

Программа краткосрочной образовательной практики «Волшебная бумага» (изготовление атрибутов для игры методом моделирования из бумаги (картона)) для детей 6-7 лет с ОВЗ (ТНР)

В качестве методической разработки представлена программа краткосрочной образовательной практики для детей с ОВЗ (ТНР) 6-7 лет....