Моделирование из бумаги, как средство развития личности ребенка-дошкольника.
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Недельковская Лариса Владимировна

 В этом материале рассмотрим  на что влияет конструирование из бумаги - аппликация плоскостная и объемная, бумагопластика и оригами на ребенка дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Моделирование из бумаги, как средство развития личности ребенка-дошкольника .  

Подготовила Недельковская Л.В.

Мир ребенка – это сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребенке с рождения.

В развитии мышления дошкольника существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития конструктивных способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности.

 Для формирования умственных, творческих способностей дошкольника, для становления его нравственных представлений, трудовых умений, художественного вкуса имеет большое значение один из распространенных видов изобразительного искусства – конструирование из бумаги (аппликация плоскостная и объемная, бумагопластика и оригами).

Одним из любимых детьми видов творческой деятельности являются занятия   конструирование из бумаги. Конструирование развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Не возможно перечислить все возможности оригами. Это искусство является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развитие мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кисти рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи ведь еще Сухомлинский В.А. сказал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошки, тем умнее ребенок»

  Бумага – удивительный материал, один из самых доступных. Ребенок с удовольствием открывает для себя возможности бумаги : рвет, мнет, сгибает, режет, образует спирали, пластичные формы. Знакомясь с материалом, техникой и способами обработки бумаги , ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают в объемной и силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром.    

В своей практической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста часто использую моделирование и конструирование .  

 Данная тема ставит широкие задачи, направленные на общее развитие детей:                      -формирование художественного вкуса,                                                                                               - активизацию творческого воображения                                                                                     -конструктивного мышления                                                                                                                       -изобретательности                                                                                                                                          -развитие цветового восприятия                                                                                                                      -служит развитию мелкой моторики, а значит стимулирует развитие памяти, речевую и умственную деятельность ребенка.

Учитывая, что занятия оригами – довольно кропотливый труд, я применяю различные формы работы с детьми. Объяснение начинаю с загадки, вношу готовую модель поделки, провожу дидактические игры. Занятия интересны детям ещё и потому, что данная деятельность имеет практический результат. Чтобы процесс  складывания поделок в технике оригами постоянно вызывал у детей интерес, в свободной деятельности предлагаю смастерить уже известную модель. Это позволяет освоить последовательность основных приёмов и расширить базу для творческих изысканий в дальнейшем.

Также, занятия оригами провожу, используя межпредметную связь с занятиями по окружающему миру (знакомство с животными и растительным миром), математики (изучение геометрических фигур – составные части конструкций), изобразительного искусства (подбор цвета, умение располагать фигуры в пространстве: ближе, дальше), развития речи (составление рассказов по сделанным иллюстрациям), чтение (сочинение небольших стихотворений к поделкам). 

 Большое внимание работа с бумагой уделяет развитию ручной умелости, глазомера, координации движения рук под контролем сознания, способствует расширению активного и пассивного словаря, созданию игровых ситуаций, воспитывает терпение, усидчивость, аккуратность, самостоятельность, умение доводить начатое до конца.

Список использованной литературы6
   Вертгеймер М. Продуктивное мышление: пер. с англ. /общ. ред. С.Ф.                         Горбова и В.П. Зинченко. - М.: Прогресс, 1987.Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. – М.:ТЦ «Сфера», 2001. – 144с.Выготский Л.С. Воображение и творчеств

в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1980. – 80 с.

Гульянц, Э.К. Учите детей мастерить: методическое пособие для воспитателей / Э.К. Гульянц. -М.: Просвещение, 1984. - 159 с.Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. / Худож. А.Ю. Долбишева, В.Н. Куров. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 144 с.                                                             Дорохова E.С. Программа по знакомству с изобразительным искусством и изобразительной деятельностью. // Дошкольное воспитание. - № 2. – 1998. – С. 40.

22https://rusrokers.ru/origami-kak-metod-razvitiya-tvorchestva-rebenka-doshkolnogo-vozrasta/

https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=120


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ручной труд – средство всестороннего развития личности ребенка дошкольника

Сегодня проблема творческого развития и саморазвития  личности ребенка  дошкольника приобрела особую актуальность. Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию дей...

Программа проведения семинара "Игра как средство развития личности ребенка-дошкольника"

Представлен план проведения  Городского семинара "Игра как средство развития личности ребенка-дошкольника"...

Семинар-практикум для родителей. Тема:«Ритмическая гимнастика как средство всестороннего гармоничного развития личности ребенка-дошкольника»

laquo;Мы не знаем более могущественного и болееблагоприятного средства воздействия на жизньи процветание всего организма,чем чувство радости… Урок ритмической гимнастики должен приносить детям...

План проведения семинара для специалистов и воспитателей дошкольного образования «Игра как средство развития личности ребенка –дошкольника»

Семинар для специалистов и воспитателей дошкольного образования «Игра как средство развития личности ребенка –дошкольника»Дата проведения: 3 декабря 2015 годВремя проведения: 9.30 ...

Консультация «Влияние личности педагога на развитие личности ребенка дошкольника»

Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как профессия – педагог. Именно она является фундаментом всех профессий в мире. Эта профессия по состоянию души, по зову с...

"Культурно-досуговая деятельность как эффективное средство развития личности ребенка-дошкольника"

Особенности организации и принципы культурно-досуговой деятельности для дошкольников...