Развитие интеллектуальных способностей в процессе конструирования
презентация по конструированию, ручному труду

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с развитым гибким, пытливым мышлением. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Строительный материал привлекает к себе внимание детей на протяжении всего дошкольного периода. Ни один вид детской деятельности не дает такой четкости образа как стройка. В стройке мысль ребенка направляется на процесс конструирования предмета из уже готовых и правильных по форме частей, находящихся друг с другом в определенном соотношении. Работа со строительным материалом способствует развитию мышления детей (умение проводить анализ и синтез).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №1503» Развитие интеллектуальных способностей детей в процессе конструирования. Подготовила воспитатель Филимонова Василиса Генриховна

Слайд 2

Задачи Дать детям знания о предметах, отображаемых в конструктивной деятельности, об их внешнем виде, структуре, об основных частях, их форме, пространственном расположении, относительной величине, о материалах, с которыми они работают. Научить детей работать целенаправленно, предварительно планировать свою деятельность, что является необходимым условием для успешного выполнения конструктивных задач . Развивать у детей необходимые умения и навыки конструирования . Воспитывать у детей творческую инициативу, самостоятельность в работе, Воспитывать умение контролировать свою деятельность , направлять ее на более рациональный путь решения задачи, предложенной педагогом. Воспитывать у детей чувства коллективизма в работе . Воспитание у детей навыков организованного труда.

Слайд 3

Формы детского конструирования Конструирование по образцу Конструирование по условиям Конструирование по простейшим чертежам и схемам. Конструирование по замыслу. Конструирование по теме.

Слайд 4

Рассмотрим несколько основных приемов обучения конструированию. 1. Сооружение постройки воспитателем с показом детям всех приемов конструирования и пояснением действий. 2. Показ образца готовой постройки, выполненной воспитателем, с последующим анализом входящих в нее элементов. 3. Использование готовой постройки, показывающей, как можно отразить тот или иной предмет в строительном материале. 4. Показ отдельных приемов конструирования, которыми дети овладевают для сооружения построек (как делать перекрытие на высоких устоях, как заменять одни детали другими, как увеличивать плоскость и др.). 5. Предложение образца постройки, выполненной воспитателем частично (заканчивают ее дети сами). 6. Сообщение темы постройки с указанием условий, которые дети должны выполнить, например определить размер постройки, чтобы он соответствовал игрушкам , которые будут размещаться в ней. 7. Выполнение детьми построек по их собственному замыслу.

Слайд 5

Для успешного решения поставленных задач мы используем следующие формы организации детей: Фронтальная; Подгрупповая; Малой подгруппой; Парами; Индивидуальная . Работа по конструированию из строительного материала ведётся в форме: Непосредственно образовательной деятельности; Части интегрированной НОД; Совместной деятельности детей и взрослых; Самостоятельной деятельности.

Слайд 6

Содержание работы по конструированию в дошкольных группах . Вторая младшая группа . Аналитико – синтетические и сенсорные умения: Анализируют простейшие постройки, различают и называют основные строительные детали (кубик, кирпичик, пластина), части постройки по величине (большая-маленькая, длинная-короткая, высокая-низкая, узкая-широкая) Содержание конструкции : строят элементарные предметные конструкции: мебель, горки, грузовые машины, дома (3 варианта каждого вида) Технические навыки : сооружают постройки из деталей разного цвета, используя прикладывание, приставление, накладывание . Располагают пластины и кирпичики вертикально в ряд, по кругу, по четырехугольнику, ставя их плотно друг к другу. Изменяют постройки двумя способами заменяя детали другими или надстраивая их в высоту, длину (высокая-низкая, узкая- широкая). Замысел : развивается желание конструировать по замыслу. Конструируют целенаправленно. Обыгрывают постройки объединяя их по сюжету (кресло, кровать, диван – мебель для куклы)

Слайд 7

Средняя группа Аналитико-синтетические и сенсорные умения : различают и называют: куб, пластину, брусок. Анализируют образец постройки в определенной последовательности, выделяют основные части и различают их по величине и форме. Устанавливают расположение частей в пространстве относительно друг друга (стена-дверь) Содержание конструкции : строят разные конструкции одного и того же объекта (5-6 вариантов). Сооружают по 10 несложных конструкций, передавая форму и детали. Конструируют мосты, гаражи, машины, здания Технические навыки : используют детали с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина ). Самостоятельно преобразуют постройки в вышину, длину , ширину, соблюдая заданные взрослым принцип конструкции (Построй такой же домик, но низкий). Осваивают способы замещения форм, придания им устойчивости и прочности. В конструировании используют перекрытия и другие детали для ограничения пространств. Замысел : Создают замысел конструкции, который может меняться в процессе деятельности.

Слайд 8

Старший дошкольный возраст Старшая группа 5-6 лет Аналитико-синтетические и сенсорные умения : Самостоятельно анализируют сделанные взрослым постройки. Выделяют части, определяют их назначение и пространственное расположение. Анализируют и используют в конструировании рисунок схему, чертеж на основе анализа находят конструктивное решение. Самостоятельно подбирают необходимый строительный материал. Формируются обобщенные формы обследования образца, предмета и обобщенные способы чтения чертежей, схем, рисунков, фотографий. Содержание конструкции : строят разные конструкции одного и того же предмета с учетом определенных условий. Создают постройки зданий общественного, жилищного, промышленного характера, мосты, транспорт, сюжетные композиции. В конструировании применяют знания, полученные при ознакомлении с архитектурой зданий. Используют архитектурные украшения. Технические навыки : заменяют одни детали другими. Варьируют использование деталей, заменяют, используя имеющийся материал. Усваивают обобщенные способы конструирования. Знают закономерности конструирования прочного и устойчивого сооружения (устойчивость форм в фундаменте , устойчивость их установки, легкость и устойчивость перекрытий). Придают формам устойчивость, заменяя и смещая их. Замысел : Создают и реализуют индивидуальный и коллективный замысел конструкции. Планируют кто и какую часть конструкции будет выполнять. Этапы конструирования на основе анализа образца, схемы . Отбирают детали в соответствии с замыслом.

Слайд 9

Подготовительная группа 6-7 лет Аналитико-синтетические и сенсорные умения : Выделяют и анализируют конструкцию предмета в соответствии с его практическим назначением. Видят основные части устанавливают функциональное значение. Определяют соответствие формы, размера, местоположения этих частей условиям использования конструкции. На основе анализа находят оригинальные конструктивные решения. Формируются обобщенные формы обследования образца, предмета и обобщенные способы чтения чертежей, схем, рисунков, фотографий . Содержание конструкции : строят разные конструкции одного и того же предмета с учетом определенных условий. Создают постройки зданий общественного, жилищного, промышленного характера, мосты, транспорт, сюжетные композиции. В конструировании применяют знания, полученные при ознакомлении с архитектурой зданий. Используют архитектурные украшения. Технические навыки: заменяют одни детали другими. Варьируют использование деталей, заменяют, используя имеющийся материал. Усваивают обобщенные способы конструирования. Знают закономерности конструирования прочного и устойчивого сооружения (устойчивость форм в фундаменте, устойчивость их установки, легкость и устойчивость перекрытий). Придают формам устойчивость, заменяя и смещая их. Замысе л: Создают и реализуют индивидуальный и коллективный замысел конструкции. Планируют кто и какую часть конструкции будет выполнять. Этапы конструирования на основе анализа образца, схемы. Отбирают детали в соответствии с замыслом.

Слайд 10

Интеграция конструирования в другие виды деятельности игровую , как самостоятельные игры со строительным материалом, так и в сюжетно-ролевые – в качестве создания среды, необходимой для воплощения игрового замысла; познавательно-исследовательскую , включенное в моделирование в образовательных ситуациях по формированию элементарных математических представлений (знакомство со схемами, чертежами, ориентировка в пространстве, сравнение объектов по длине, ширине, высоте и т.д.); в музыкальную и двигательную деятельность , как содержание конкурсов, игр, атрибут к подвижным играм, сценкам или театрализованной деятельности (например возведение «Теремка» из крупногабаритных строительных блоков в одноименной сценке)

Слайд 11

Строим, играем, обучаемся



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №1503»

Подготовила воспитатель

 Филимонова Василиса Генриховна

Тема: Развитие интеллектуальных способностей детей в процессе конструирования.

Слайд 1,2

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с развитым гибким, пытливым мышлением. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Строительный материал привлекает к себе внимание детей на протяжении всего дошкольного периода. Ни один вид детской деятельности не дает такой четкости образа как стройка. В стройке мысль ребенка направляется на процесс конструирования предмета из уже готовых и правильных по форме частей, находящихся друг с другом в определенном соотношении. Работа со строительным материалом способствует развитию мышления детей (умение проводить анализ и синтез).

В работе со строительным материалом большая роль принадлежит деятельности руки, связанной с активной работой сознания.

В процессе обучения конструированию из строительного материала  мы ставим следующие задачи:
1. Дать детям знания о предметах, отображаемых в конструктивной деятельности, об их внешнем виде, структуре, об основных частях, их форме, пространственном расположении, относительной величине, о материалах, с которыми они работают.
Дети должны уметь группировать предметы по их общим признакам, понимать зависимость между особенностями их формы и теми функциями, которые они выполняют. Усвоить правильные названия материалов в их геометрических или технических определениях: в игровых строительных наборах - кубики, пластины (квадратные, прямоугольные, узкие, широкие и т. д.), арки, бруски, цилиндры и т. д. Различать их по величине и по устойчивости.

2. Научить детей работать целенаправленно, предварительно планировать свою деятельность, что является необходимым условием для успешного выполнения конструктивных задач.

3.Развивать у детей необходимые умения и навыки конструирования.
4. Воспитывать у детей самостоятельность в работе, творческую инициативу.
5. Воспитывать умение контролировать свою деятельность, направлять ее на более рациональный путь решения задачи, предложенной педагогом, не прибегая к механическому подражанию приемам работы товарищей или ранее усвоенному способу, который в данном случае не может быть применен.
Научить понимать, что целью занятий конструированием является не столько практический результат, сколько усвоение новых знаний и навыков, т. е. формировать у детей умение учиться, готовность к обучению в школе.
6. Необходимо также использовать богатые возможности конструктивной деятельности для воспитания у детей чувства коллективизма в работе.
Мы учим своих воспитанников работать коллективно, предварительно вместе обсуждать замысел, четко распределять обязанности в процессе выполнения построек, игрушек, согласовывать свою работу с действиями товарищей. При этом следует воспитывать у детей способности мотивировать свои предложения, осмысливать предложения товарищей и умение выбрать лучший вариант, отказавшись от своего, если он окажется не совсем удачным. В процессе совместного выполнения конструкции ребята должны оказывать помощь друг другу, доброжелательно откликаться на просьбы товарищей, быть чуткими и внимательными к их работе.
7. Воспитание у детей навыков организованного труда. Конструктивная деятельность требует аккуратного пользования материалами, порядок на рабочем месте - необходимое условие для успешного выполнения любого задания. С самых первых дней обучения необходимо, чтобы дети выполняли соответствующие правила: перед занятием раскладывали материал в удобном порядке, после занятия или окончания игры не разрушали, а разбирали постройки, и аккуратно, в определенном порядке укладывали его на постоянное место хранения.

Слайд 3


В своей работе мы используем следующие формы детского конструирования:

1) Конструирование по образцу. Этот вид конструирования заключается в том, что детям предлагают образцы построек, как правило показывают способы их, воспроизведения. Обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. В качестве образца  можно использовать фотографии, рисунки. Предлагаем детям преобразовывать образцы с целью получения новых конструкций. Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа — умением определить в любом предмете основные части, установить их пространственное расположение, выделить отдельные детали в этих частях и т.д.

2) Конструирование по условиям. Во время конструирования по условию детям не даётся ни образца постройки, ни способов её возведения. Мы определяем только условия, которым должна соответствовать постройка и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т. п.). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры.

3) Конструирование по простейшим чертежам и схемам. В процессе у детей развиваются образное мышление и познавательные способности, т. е. они начинают строить и применять внешние модели «второго порядка» — простейшие чертежи — в качестве средства самостоятельного познания новых объектов.

4) Конструирование по замыслу. В конструировании по замыслу развивается творчество детей,  проявляется   самостоятельность: они сами решают, что и как будут конструировать. Вместе с тем, создание замысла будущей конструкции и его осуществление — достаточно трудная задача для дошкольников: их замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности. Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, мы даём ребятам обобщенные представления о конструируемом объекте, учим владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы.

5)  Конструирование по теме   Детям предлагаем общую тематику конструкций («Птицы», «Город» и т.п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу — с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой.

Слайд 4

Приемы обучения детей конструированию :
1. Сооружение постройки воспитателем с показом детям всех приемов конструирования и пояснением действий.
2. Показ образца готовой постройки, выполненной воспитателем, с последующим анализом входящих в нее элементов.
3. Использование готовой постройки, показывающей, как можно отразить тот или иной предмет в строительном материале.
4. Показ отдельных приемов конструирования, которыми дети овладевают для сооружения построек (как делать перекрытие на высоких устоях, как заменять одни детали другими, как увеличивать плоскость и др.).
5. Предложение образца постройки, выполненной воспитателем частично (заканчивают ее дети сами).
6. Сообщение темы постройки с указанием условий, которые дети должны выполнить, например определить размер постройки, чтобы он соответствовал игрушкам, которые будут размещаться в ней.
7. Выполнение детьми построек по их собственному замыслу.

8. Анализ и оценка процесса работы и готовой продукции.

В применении приемов обучения стройке нельзя установить прямую последовательность: сначала, например, пользоваться образцом, затем показывать лишь некоторые приемы в стройке, после чего переходить к предложению темы. Применение того или иного приема зависит от сложности постройки, от способа соединения деталей (знаком ли он детям, сложен или прост), от того, насколько знаком детям способ действий.

Например, Образец широко используется на занятиях в группах раннего возраста, младших, средней и старшей группах, но это не значит, что от занятия к занятию конструктивные задачи, выдвигаемые перед детьми, не усложняются. Так, в старшей группе постройка домика по образцу значительно сложнее, чем постройки по образцу в предыдущих группах: детям предлагается различное пространственное расположение основания, несколько вариантов крылечка домика, украшений на крыше, на фасаде, разные детали для изображения одних и тех же частей. Таким образом, решение каждой постройки будет индивидуально.
Один и тот же прием может быть использован по-разному. Это в первую очередь относится к показу образца: в одном случае мы показываем образец и процесс его выполнения, в другом образец даем только для того, чтобы дети разобрались, что и из чего строить. Можно, наконец, предлагать незаконченный образец постройки, показав лишь новый прием или то, что самим детям сделать трудно, заканчивают же постройку дети самостоятельно.

Слайд 5

Для успешного решения поставленных задач мы используем следующие формы организации детей:

Фронтальная;

Подгрупповая;

Малой подгруппой;

Парами;

Индивидуальная.

Работа по конструированию из строительного материала ведётся в форме:

Непосредственно образовательной деятельности;

Части интегрированной НОД;

Совместной деятельности детей и взрослых;

Самостоятельной деятельности.

Слайд 6

Содержание работы по конструированию в дошкольных группах.

Вторая младшая группа.

В младшем дошкольном возрасте конструирование начинается с рассматривания с детьми элементарных построек, выделения их частей; мы рассказываем, из каких деталей построена каждая часть, называя детали строительного набора: кубик, кирпичик, пластина, призма. Помогаем овладевать элементарными конструкторскими навыками: приставлять, прикладывать, делать простые перекрытия, обстраивать плоскостные модели, огораживать небольшие пространства деталями, чередуя их, устанавливая на разные грани, плотно друг к другу и на определенном расстоянии. Ребята учатся изменять постройку способом надстраивания, заменять детали, создавать постройки с внутренним свободным пространством. В процессе стройки и обыгрывания объекта развиваются элементарные навыки пространственной ориентации (в домике, около него, за ним, далеко, близко и т.д.). Продолжают развиваться представления о форме, величине, цвете. Учим ребят соотносить нарисованные детали с реальными – подготавливаем к конструированию по простейшим схемам. Побуждаем конструировать по замыслу. Так как дети четвёртого года жизни предпочитают строить поодиночке, строительному материалу должно выделяется в   группе довольно обширное свободное пространство. Педагогические условия, организации конструирования во второй младшей группе: – любой результат положительно нами оцениваться, даже если участие малыша было минимальным; – сделанная ребёнком постройка должна стать его собственностью, чтобы он мог распоряжаться ею по своему усмотрению; – о результатах продуктивной деятельности детей мы о рассказываем их родителям, приходящим в группу взрослым, показываем постройки, публично выражая своё одобрение и похвалу. Совместная продуктивная деятельность в данной возрастной группе можно организуется как с подгруппой, так и индивидуально, но обязательно с учётом желаний детей, т.е. необходимо подбирать содержание, интересное всем детям.

Слайд 7

Средняя группа 

В среднем дошкольном возрасте у детей интерес к конструированию уже достаточно высок. Мы продолжаем учить анализировать постройки, выделяя основные части, рассматриваем их функциональное назначение. В среднем дошкольном возрасте так же продолжается формирование представления о строительных деталях, их названиях, свойствах (форма, величина, устойчивость). Совершенствуются элементарные навыки пространственной ориентации (спереди, сзади, посередине, внутри). Ребята учатся строить по элементарным чертежам, преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать постройки по словесной инструкции. Мы учимся сооружать постройки по замыслу, планировать последующие действия.

Наша совместная деятельность (меня, как педагога и детей) представлена разнообразной работой, направленной на закрепление пройденного материала. В работе обязательно учитываем интересы мальчиков и девочек, их потребности и желания, а также уровень их умений и навыков. Работу по обучению детей конструированию в этом возрасте мы организовываем как с подгруппой, так и индивидуально, но обязательно с учётом желаний и интересов детей.

Слайд 8

Старший дошкольный возраст Старшая группа 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте продолжаем закреплять представление о строительных деталях, их свойствах, упражнять в комбинировании, гармоничном сочетании деталей. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Ребята овладевают обобщенным способом обследования образца. Мы учимся выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность осуществляется на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется коллективное конструирование в ходе совместной игровой и образовательной деятельности.

Слайд 9

Подготовительная группа 6-7 лет 

В подготовительной к школе группе мы используем все предложенные формы конструирования из строительного материала. У детей сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать, развивается способность к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, рисунков, фотографий с точки зрения практического назначения объектов. Помимо использования готовых чертежей, ребята учатся вносить в них свои изменения, упражняются в создании собственных чертежей построек в трёх плоскостях. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям. Ребята учатся строить коллективно, планируя замысел, ход стойки, выбор деталей, учатся согласовывать свою работу с работой товарища, отстаивать свою точку зрения.

Наше время не стоит на месте и хочется сказать, что в планировании тематики занятий, наряду со стандартными темами «Мебель для кукол», «Гаражи для машин», «Мосты» сейчас целесообразно включать и актуальные современные темы, например, «Москва – город будущего», «Космический город», «Аквапарк».

Слайд 11

И в завершении своего выступления хочу отметить, что конструирование из строительных материалов с успехом мы интегрируем и в другие виды деятельности: игровую, как самостоятельные игры со строительным материалом, так и в сюжетно-ролевые – в качестве создания среды, необходимой для воплощения игрового замысла; познавательно-исследовательскую, включенное в моделирование в образовательных ситуациях по формированию элементарных математических представлений (знакомство со схемами, чертежами, ориентировка в пространстве, сравнение объектов по длине, ширине, высоте и т.д.); в музыкальную и двигательную деятельность, как содержание конкурсов, игр,  атрибут к подвижным играм,  сценкам или театрализованной деятельности (например возведение «Теремка» из крупногабаритных строительных блоков в одноименной сценке)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие интеллектуальных способностей в процессе ознакомления с растительным миром"

В статье раскрываются методы и приемы, позволяющие пробудить у детей чуткое и бережное отношение к живой природе, основанное на знаниях о растительном мире. Даны примеры игр, вопросов для интеллектуал...

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в процессе формирования музыкальной культуры детей

Интеллектуальное развитие дошкольников на музыкальных занятиях осуществляется в разных видах музыкальной деятельности. •Слушание•Пение•Песенное творчество•Музыкально – ритмические движения•Музыка...

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие интеллектуальных способностей Детей дошкольного возраста с помощью лего-конструирования».

Каждый ребенок - прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности. Конструирование ...

Наш помощник - светофор»Открытое мероприятие, непосредственно – образовательной деятельности по развитию интеллектуальных способностей дошкольников посредством LEGO - конструирования

Выступление, районное методическое объединение педагогов дошкольного образования по теме «Формирование интеллектуальных способностей детей»Открытое мероприятие, непосредственно – обр...

Лего-конструирование как средство развития интеллектуальных способностей дошкольников.

Лего-конструирование специалисты относят к особому виду детской деятельности, к базовому виду творческой деятельности, в ходе которой у дошкольника развиваются все основные мыслительные процессы....

Развитие интеллектуальных способностей в процессе патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Проблема патриотического воспитания одна из сложнейших в педагогике вообще, и в дошкольной педагогике в частности. Сложность ее связана с определением понятия «патриотич...