Развитие интеллектуальных способностей в процессе патриотического воспитания детей дошкольного возраста
проект

Кашина Вера Борисовна

Проблема патриотического воспитания одна из сложнейших в педагогике вообще, и в дошкольной педагогике в частности. Сложность ее связана с определением понятия «патриотическое воспитание», с тем содержанием, которое вкладывается в него в определенный период развития общественного сознания и которое определяет методы, средства, формы работы с детьми. Патриотическое воспитание востребовано всегда, актуально оно и в наши дни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_patrioticheskoe_vospitanie.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие интеллектуальных способностей в процессе патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Развитие интеллектуальных способностей в процессе патриотического воспитания детей дошкольного возраста

на тему«Патриотическое воспитание»

Кашина В Б

г Еманжелинск

2022

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Введение.

Проблема патриотического воспитания одна из сложнейших в педагогике вообще, и в дошкольной педагогике в частности. Сложность ее связана с определением понятия «патриотическое воспитание», с тем содержанием, которое вкладывается в него в определенный период развития общественного сознания и которое определяет методы, средства, формы работы с детьми. Патриотическое воспитание востребовано всегда, актуально оно и в наши дни.

Патриотизм – это любовь к Родине, к ее природе, людям, культуре, к своему дому. Каждый человек рождается в определенной среде, он биологически связан с матерью, которая по- своему стремится создать для него условия эмоционального благополучия, спокойствия. Так, в семье формируется основа патриотического воспитания. Жизнь в определенной среде позволяет ребенку «воспитывать» культуру своего народа: мама поет ему народные песни, он играет народные игры, следует народным традициям и обычаям. Это базовый компонент патриотического воспитания.

Основная часть

Мысль о народности воспитания являлась главнейшей в педагогической теории К. Д. Ушинского. Система воспитания детей в каждой стране, подчеркивал он, связана с условиями исторического развития народа, с его нуждами и потребностями [4].

Человек привязан к своей родине, и это связь определяет его мировоззрение. Патриотизм как личностное образование включает в себя привязанность, сочувствие, сопереживание, ответственность и другие качества, без которых не может состояться как личность. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Ему нужно научиться жить среди себе подобных. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, за что хвалят.

Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенка окружали взрослые, способные передать нравственные ценности, необходимые ему в настоящей и будущей жизни.

Патриотическое воспитание осуществляется через понятие «Родина», понятие как страны, так и того конкретного места на земле, где стояла колыбель человека; через разговор о природе родного края; путем приобщения ребенка к богатствам родного края; разговором матери.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определенно нескольким словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности ко всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой жизни народа.

Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, к детскому саду, затем - к городу, ко всей стране. Помимо любви к родителям в детях также нужно воспитывать нравственные чувства любви к старшему поколению и заботы о них, чувство восхищения родной природой, заботливого отношения к ней [2].

Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним - все это важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности. Но для того, чтобы эти чувства стали началом любви к родному дому, необходимо, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников вносящих свой вклад в общее дело.

Дети должны понять, что их город, село, лес, река, поле, его дом- частица Родины. Хорошо если дошкольники будут знать, какие заводы, фабрики есть в городе, узнают о лучших людях, которые трудом прославляют не только свой город, но и всю страну. Знакомя детей с родным городом, селом, нужно обращать их внимание и на достопримечательности, памятники, музеи. Мысль, что родной город село, дороги интересны всем, пробуждает гордость за родной край.

Важным средством воспитания любви к родному краю является приобщение детей к традициям народа, а также обычаи, которые неизменно повторяются в его семье из года в год. Детям необходимо знать, какая обстановка в стране на сегодняшний день. Они все смотрят телевизор и уже сами могут сделать выводы о том, что происходит в стране, да и во всем мире. Нужно рассказать детям и о будущем нашей страны, о том, какие будут построены дома, машины. Такие знания научат их мечтать.

Родителям также нужно рассказать детям о своей работе, о том, что они делают, для чего это нужно. Родители также могут раскрыть ценную роль труда и в домашних условиях, они могут приобщать детей к труду вместе с собой, могут дать им поручения и тем прививать любовь к родному дому.

Научить ребенка с уважением относится к близким - матери, отцу, бабушке, дедушке - значит заложить в нем зерно человечности, чувство долга и сыновней ответственности. Ведь трудно себе представить, что плохой сын, став взрослым, может быть чутким отцом, верным другом, хорошим семьянином, преданным гражданином своей Родины.

Задача педагога – показать родителям, насколько важна активная позиция ребенка, как члена семейного коллектива: с малого возраста человек должен ощущать, что он не только объект внимания близких, но и сам должен проявлять внимание к ним.

Заключительная часть.

Однако какую бы работу не проводил детский сад в воспитании у ребенка уважения и любви к матери и другим близким, решающее слово тут за самими родителями, многое зависит от их умение строить отношения с ребенком на разумной требовательности к нему. Постоянное общение педагога с детьми и их родителями дает ему возможность изучать, как строятся отношения матери и ребенка, позволяет находить работе педагогов должна учитываться очень верное и прекрасное в жизни человека – это мать.

Ценным средством воспитания являются семейные традиции, передающиеся из поколения поколении обычаи, нормы поведения. Их надо изучать, чтобы разумнее использовать в воспитании. Есть традиции семейные (интересное проведение дней рождений. день памяти родных и др.); поучительные национальные традиции, которые формируют любовь и уважение к своей нации; ценны традиции страны (возложение цветов к памятникам воинов, погибших в боях с фашизмом, празднование праздников).Когда ребенка постепенно приобщают к существующим традициям и создают условия для сопереживания, соучастия в них, то воспитательная сила традиций значительно возрастает. Приобщая детей к этим традициям, мы тем самым приобщаем их к жизни народа, всей страны. Приобщение к традициям происходит постепенно. Сначала ребенок воспринимает отдельные факты, затем с помощью взрослых обобщает их.

Таким образом, через участие детей в общих делах, через воспитание любви к родной природе и заботливого отношения к ней, мы, взрослые, формируем в них привязанность и любовь к родному краю, который является первоначальной ступенью патриотического воспитания.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : Изд-во ЦГЛ, 2008.

2. Жуковская Р. И. Родной край. - М. : Айрис-Пресс, 2005

3. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. - М. : Линка- Пресс, 2006

4. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения/Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (1861). — М. : Изд-во Академии наук РСФСР, 1945. — С. 461

5. Шорыгина Т. А. Родные сказкиНравственно-патриотическое воспитание. - М. : Прометей; Книголюб, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ состояния воспитательно -образовательного процесса по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Анализ состояния воспитательно -образовательного процесса по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста...

Перспективный план НОД по теме Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры

Перспективный план НОД по теме Нравственно-патриотическое воспитание детей   дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Опыт применения технологии «Интеллектуальные карты» в гражданственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

В настоящее время очень остро встала проблема духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека,...