Использование логических блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми раннего возраста.
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Садаева Зульфия Талиповна

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического развития, мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного детства, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического развития, мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного детства, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.

«Что такое блоки Дьенеша?»

В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические блоки», «логические фигуры», «логические кубики», но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления.

Что же представляет собой этот материал?

Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.

Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.

В набор блоков входят: 12 кругов - по 6 толстых и тонких, больших и маленьких кругов красного, синего, желтого цвета, а также 12 таких же квадратов, 12 прямоугольников, 12 треугольников.

В плоском комплекте 24 фигуры. Они отличаются только тремя свойствами: цветом, формой, размером.

Блоки Дьенеша изготавливаются из дерева или пластика разной толщины. Толстые блоки должны быть толще тонких по меньшей мере в два раза. Наборы плоских фигур можно сделать из картона или пластика по примеру логических блоков. Отличительная особенность таких наборов — одинаковая толщина всех фигур. Если невозможно изготовить набор объемных фигур-блоков, то можно во фронтальных и подгрупповых упражнениях пользоваться более крупными плоскими логическими фигурами.

Для проведения некоторых игр и упражнений возникнет необходимость приготовить еще некоторый дополнительный материал (игрушки-персонажи и др.), но это не потребует больших усилий и времени.

 Для детей раннего возраста, можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 штук). А это очень важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.

Поскольку блоки Дьенеша представляют собой эталоны форм – геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами, при решении многих других развивающих задач.

С помощью блоков мы не только играем с ребёнком, но и развиваем его творческие способности. Для самых маленьких деток в возрасте 2-3-х лет предлагаем альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких 2-3 г.», с помощью которого ребёнок осваивает первые ступени конструирования. Накладывая блоки на альбом, ребёнок не только выстраивает композиции из блоков (например, ракета, слоник, зайчик с воздушными шарами), но и начинает мыслить логически (какой блок нужен для построения ракеты – круглый, квадратный, какого цвета и т.д.). Ребенок раннего возраста проходит сложный путь от хаотичных действий с предметами к перцептивным ориентировочным.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.), несколько позже - по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от избушки медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другой - чтобы не было рядом блоков, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами), третий - чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами).

Сенсорное восприятие является очень сложным и активным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. В процессе сенсорного восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информационные точки; пропевание или проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока).

Таким образом, блоки Дьенеша являются эффективным дидактическим

материалом для использования в образовательном процессе сенсорного развития детей раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию по теме "Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста"

Актуальность:Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым инт...

Использование логических блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми раннего возраста.

Игры с логическими блоками Дьенеша для детей раннего возраста (2-3 года)....

Использование логических блоков Дьенеша в работе воспитателя с детьми с ОВЗ

Использование блоков Дьенеша в работе с детьми с ОВЗ...

План по самообразованию на тему: «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»

Цель работы: активное изучение и внедрение технологии «Блоки Дьенеша» в образовательный процесс детей дошкольного возраста.Задачи: 1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и м...

«Логические блоки Дьенеша как средство сенсорного развития детей раннего возраста»

Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей....