Программа по допобразованию "Лего-конструирование для дошкольников"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Ледовская Наталья Вадимовна

Образовательная программа для детей 5-7 лет по LEGO-конструированию,

включает пояснительную записку, учебно-тематический план на 72 часа,

список литературы и план-конспект одного занятия.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Школа № 1387

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

Лего-конструирование для дошкольников

Направленность: техническая

Уровень: ознакомительный.

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Ледовская Наталья Вадимовна,

воспитатель

Место реализации программы:

ГБОУ Школа №1387

г. Москва

2018 г.

Пояснительная записка

     В связи с введением в систему дошкольного образования федеральных государственных требований педагогам открываются большие возможности использования новых педагогических технологий, методик, различных видов дидактического материала. Наиболее популярным оборудованием на сегодняшний день считаются материалы Лего, в которые входят различные виды конструкторов. Материал Лего является универсальным и многофункциональным, поэтому он может использоваться в различных видах деятельности. Внедрение Лего-технологий в образовательный процесс дает возможность осуществлению интегративных связей между образовательными областями. Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.

     Программа «Лего-конструирование в ДОУ» предлагает использование образовательных конструкторов LEGO как инструмента для обучения дошкольников конструированию, моделированию на играх-занятиях Лего. Программа является пропедевтической для подготовки к дальнейшему изучению ЛЕГО-конструирования с применением компьютерных технологий. Программа составлена с учетом методических рекомендаций Л.Г. Комаровой «Строим из ЛЕГО».

Отличительной особенностью программы является использование проектного метода в организации занятий, позволяющего объединять знания и умения детей в разных областях, а также развивает творческие способности, инициативу и самостоятельность дошкольников.

     Цель Программы: развитие у дошкольников конструирования как универсальной умственной способности.

Для реализации поставленной цели определены следующие

задачи:

  развивающие:

1) Развивать произвольность психических процессов, абстрактно- логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, мелкую моторику рук, творческие способности, познавательный интерес, навыки общения.

2) развивать умение  сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить закономерности, отличия и общие черты в конструкциях;

3) развивать умение видеть конструкцию конкретного объекта, анализировать ее основные части;

 4) развивать умение постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;

5) формировать умение осуществлять анализ и оценку проделанной работы;

6) развивать творческие способности, инициативу и самостоятельность.

 воспитательные: 

1) развивать коммуникативные способности и навыки межличностного общения;

2) формировать навыки сотрудничества при работе в коллективе, в команде, малой группе;

3) формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающих людей, необходимых при конструировании моделей;

 4) воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;

5) воспитывать личностные и волевые качества (усидчивость, терпение, самоконтроль).

 образовательные: 

1) познакомить с основными деталями LEGO-конструктора, видами конструкций;

2) учить создавать различные конструкции по образцу, схеме, рисунку, условиям, словесной инструкции;

3)  познакомить с  вариативными способами крепления ЛЕГО-элементов,

4) создавать условия для планирования  процесса создания собственной модели и собственного проекта.

   Срок реализации программы: 1 год.

Возраст детей

Количество занятий в

Продолжительность  занятия (мин.)

неделю

месяц

всего

Старший дошкольный возраст/5-7 лет

     2

     8

     72

             30

 

Форма занятий: групповая

Реализация Программы предполагает организацию как непосредственно организованной деятельности, так и совместной деятельности взрослого и детей два раза в неделю с использованием конструкторов LEGO.

           Предусмотренная Программой деятельность может организовываться, как на базе одной отдельно взятой группы, так и в смешанных группах. Количество детей в группе – мобильное (по 6-13 человек). Календарно-тематическое планирование можно варьировать в зависимости от наличия тематических базовых наборов конструктора LEGO.  

Уровень освоения программы: ознакомительный.

    Планируемые результаты

В результате освоения Программы дети будут:

 знать:

1) основные детали LEGO-конструктора (назначение, особенности);

2) простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);

3) виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;

4) технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.

 уметь:

1) осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету).

 2) конструировать, ориентируясь на образец и пошаговую схему изготовления конструкции;

3) анализировать и планировать предстоящую практическую работу;

 4) самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;

5) реализовывать творческий замысел;

6) осуществлять контроль качества результатов собственной практико- ориентированной деятельности.

Учебный (тематический) план

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации

(контроля)

всего

теория

практика

1.

Раздел 1. Знакомство с конструктором

8

1.1

 Путешествие по стране Лего

2

1

2

1.2

Волшебные узоры

2

20 мин

40 мин

1.3

Веселые кирпичики

2

30 мин

60 мин

1.4

Таинственный гость

1

10 мин

20 мин

1.5

Конструирование по замыслу

1

10 мин

20 мин

Дидактическая игра «Запомни и построй»

2.

Раздел 2. Юный архитектор

9

2.1

Крепкие стены

1

10 мин

20 мин

2.2

Крыши

1

10 мин

20 мин

2.3

Одноэтажные домики

1

5 мин

25 мин

2.3

Многоэтажные дома

2

20 мин

40 мин

2.4

Чудо-домики

3

20 мин

70 мин

Выступление перед группой

2.5

Конструирование по замыслу

1

10 мин

20 мин

3.

Раздел 3. Ферма

4

3.1

Хозяйственные постройки

1

10 мин

20 мин

3.2

Семья фермера

1

10 мин

20 мин

3.3

Животные на ферме

1

10 мин

20 мин

3.4

Конструирование по замыслу

1

10 мин

20 мин

Выступление перед группой

Раздел 4. Конструирование на плоскости

6

4.1

Бабочки (симметричные узоры)

1

5 мин

25 мин

4.2

Сердечко для мамы

1

5 мин

25 мин

4.3

Галстук для папы

1

5 мин

25 мин

4.4

Настольные игры. Крестики-нолики

1

10 мин

20 мин

4.4

Мини-проект Лабиринт

1

10 мин

20 мин

4.5

Буквы и цифры

1

5 мин

25 мин

5.

Раздел 5. Первые механизмы

8

4.1

Вертушка

1

10 мин

20 мин

4.2

Волчки

1

10 мин

20 мин

4.3

Качели

1

10 мин

20 мин

4.4

Плот

1

10 мин

20 мин

4.5

Пусковая установка для машинок

1

10 мин

20 мин

4.6

Измерительная машинка

1

10 мин

20 мин

4.7

Хоккеист

1

10 мин

20 мин

4.8

Собачка

1

10 мин

20 мин

6.

Раздел 6. Проект «Новый год у ворот»

6

5.1

Снеговик

1

10 мин

20 мин

5.2

Коллективная работа

Новогодняя елка

1

10 мин

20 мин

Участие в Новогодней выставке в детском саду

5.3

Новогодний подарок

1

5 мин

25 мин

5.4

Коллективная работа

«Дед Мороз спешит на праздник»

2

15 мин

45 мин

5.5

Конструирование по замыслу

1

10 мин

20 мин

Раздел 7. Наш город

5

6.1

Наш детский сад

1

10 мин

20 мин

6.2

Детские площадки

1

10 мин

20 мин

6.3

Городские парки

1

10 мин

20 мин

6.4

Магазины

1

10 мин

20 мин

6.5

Улица города

1

10 мин

20 мин

Выступление перед группой

Раздел 7. Городские службы. Транспорт

8

7.1

Пожарная часть

2

15 мин

45 мин

7.2

Скорая помощь

2

15 мин

45 мин

7.3

Полиция

1

5 мин

25 мин

7.4

Грузовой транспорт

1

5 мин

25 мин

7.5

Ремонтная мастерская для автомобилей

1

10 мин

20 мин

7.5

Конструирование по замыслу

1

10 мин

20 мин

Раздел 9. Зоопарк

3

9.1

Животное по выбору

1

10 мин

20 мин

9.2

Змеи

1

10 мин

20 мин

9.3

Мини-проект Зоопарк

1

10 мин

20 мин

Защита проекта

Раздел 10. Космическая станция

8

10.1

Космическая станция

2

25 мин

35 мин

10.2

Космический корабль

2

20 мин

40 мин

10.3

Ракета

1

10 мин

20 мин

10.4

Луноход

1

10 мин

20 мин

10.5

Мини-проект Космос

2

20 мин

40 мин

Защита проекта

Раздел 11. Простые механизмы

7

11.1

Принципиальная модель: зубчатые колеса

1

15 мин

15 мин

11.2

Карусель

1

15 мин

15 мин

11.3

Мини-проект Миксер

1

15 мин

15 мин

Открытое занятие

11.4

Принципиальная модель: колеса и оси

1

15 мин

15 мин

11.5

Машинка

1

15 мин

15 мин

11.6

Мини-проект Колодец

1

10 мин

20 мин

Защита проекта

11.7

Конструирование по замыслу

1

5 мин

25 мин

Выставка работ

4. Организационно-педагогические условия реализации программы

1. Учебно-методическое обеспечение: 

Для реализации Программы используются следующие материалы:

 учебно-тематический план;

 календарно-тематический план;

 ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору схем изготовления конструкций;

  схемы пошагового конструирования;

  комплекты заданий;

 таблицы для фиксирования результатов образовательных результатов;

 тематические иллюстрации: «Транспорт», «Зоопарк», «Город», «Детская площадка», «Космос», «Игрушки» и др.;

 методическая литература для педагогов по организации конструирования.    

2. Материально-техническое обеспечение: 

Для реализации проекта в детском саду созданы необходимые материальные условия:

1. Помещение со свободным пространством, где можно заниматься 6-15 участникам.

3. Стандартные наборы Лего Duplo, Лего Dacta, технические карты.

4. Тематические наборы Лего education: 

- Кирпичики Лего Duplo для творческих занятий 45020

- Большая ферма Лего Duplo 45007

- Первые конструкции 9660

- Первые механизмы 9656

- Городские жители 45022

- Простые механизмы 9689

- Космос и аэропорт 9335

- Космос 9320

- Город 9389

- Общественный и муниципальный транспорт 9333

5. Компьютер, медиапроектор, экран.

6. Пластилин, цветная бумага, фломастеры, ножницы.

Список литературы

1. Журба Н.Н., Педагог дополнительного образования:

нормативные и методические основы организации деятельности:учебно-

методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации

/Н.Н. Журба, Ю.В. Ребиков, Г.С. Шушарина. – Челябинск: Цицеро, 2010.

2. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических

отношений объектов реального мира средствами конструктора LEGO):

методическое пособие /Л.Г. Комарова – М.: Линка-Пресс, 2001.

3. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой

деятельности у детей с помощью ЛЕГО: пособие для педагогов-

дефектологов/ Т.В Лусс, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. - М.: ВЛАДОС,

2003г.

4. Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для

ДОУ. Методические рекомендации: методическое пособие /С.Д. Сажина.

– М.: ТЦ Сфера, 2008.

5. Шайдурова В.Н. Развитие ребёнка в конструктивной

деятельности: справочное пособие /В.Н. Шайдурова. – М.: ТЦ Сфера,

2008

6. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с

использованием конструктора LEGO // Дошкольное воспитание. - 2009. -

№ 2. - С. 48-50.

7. Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие

/ Л. А. Венгер. - М.: Академия, 2009. -230 с.

8. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. -

М.: Гардарики, 2008. – 118 с.

9. Кузьмина Т. Наш LEGO ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. -

С. 52-54.

10. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.:

Эксмо, 2010. – 114 с.

11. LEGO -лаборатория (Control Lab): Справочное пособие. - М.: ИНТ, 1998. –

150 с.

12.Петрова И.А. LEGO -конструирование: развитие интеллектуальных и

креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007.

- № 10. - С. 112-115.

13. Фешина Е.В. LEGO конструирование в детском саду: Пособие для

педагогов. - М.: Сфера, 2011. – 243 с.

14. LEGO  Книга идей. – М.:Эксмо, 2018.-200с.

15. Наумова М.В. Лего в преподавании математики в начальной школе. – М.:ИНТ, 2003.

16. Ольга Мельникова: Лего-конструирование. 5-10 лет. Программа, занятия. 32 конструкторские модели. – М.:Учитель, 2009. – 51с.

                                           Интернет-источники

1. Официальный сайт производителя Lego [Электронный ресурс]  http://www.lego.com/ru-ru/ (Дата обращения 10.08.2018)

2. Образовательные решения Lego Education [Электронный ресурс] http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school (Дата обращения 10.08.2018)

3. Модели конструкций [Электронный ресурс]  http://creative.lego.com/en-us/games/firetruck.aspx?ignorereferer=true (Дата обращения 10.08.2018)

4. Материалы и инструкции для первоначального обучения в детском клубе Лего  [Электронный ресурс] http://www.liveinternet.ru/users/timemechanic/rubric/1198273 (Дата обращения 10.08.2018)

5. Примеры конструкций из Лего [Электронный ресурс] https://www.pinterest.ru/pin/298082069066708938/ (Дата обращения 10.08.2018)

6. Примеры развивающих игр [Электронный ресурс] https://melkie.net/detskoe-tvorchestvo/lego-konstruirovanie-v-detskom-sadu.html (Дата обращения 10.08.2018)

7.  Лего-сказки для малышей [Электронный ресурс]  https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2012/04/24/lego-skazki (Дата обращения 10.08.2018)


План-конспект образовательной деятельности

в рамках проекта «Новый год у ворот»

Коллективная работа «Дед Мороз спешит на праздник»

Цель: создавать условия для того, чтобы дети, используя накопленные знания и опыт, конструировали объекты по иллюстрации, без простейших чертежей и схем.

Задачи:

- образовательные: подвести к пониманию различия между Санта Клаусом и Дедом Морозом, помочь увидеть характерные особенности наряда Деда Мороза, саней, тройки лошадей.

- развивающие: развивать коммуникативную культуру, навыки работы в команде, творческую инициативу.

- воспитательные: приобщать детей к основам народной культуры, воспитывать взаимоуважение и умение оказать поддержку товарищам.

Материалы и оборудование: иллюстрации Санта Клауса, летящего в санях, запряженных оленями, и Деда Мороза, мчащегося в санях, запряженных тройкой лошадей; цветные фишки; клавесы по числу детей; наборы Lego.

Ход образовательной деятельности

Педагог: Ребята, к какому празднику мы готовимся? Кто главный герой этого праздника?

Дети: Дед Мороз.

Педагог: Посмотрите на картинку (Изображение Санта Клауса)

Кто это?

Деит: Дед Мороз

Педагог: Во что он одет? На чем сидит? Кто запряжен в сани? (Олени) Где находятся сани? (в воздухе)

Педагог убирает картинку и показывает другую с изображением Деда Мороза и   задает те же вопросы. Дети отвечают и в процессе ответов понимают, что изображения отличаются.

Педагог показывает две картинки сразу: Так где Дед Мороз? (На второй картинке)

Педагог рассказывает, что в разных странах к детям в Новогоднюю ночь приходят разные сказочные герои. Рассказывает об особенностях Санта Клауса и Деда Мороза (где живет, во что одет, как передвигается и т.д.)

Проводится игра «В чем сходство, в чем различие». За правильный аргумент ребенок получает фишку. Выигрывает то, кто набрал больше фишек.

Физкультминутка с клавесами «Скачут, скачут три лошадки».

Педагог предлагает сконструировать Деда Мороза, спешащего на праздник к детям.

Договариваемся, кто что будет конструировать. Педагог помогает детям наводящими вопросами.

После окончания работы педагог просит рассказать о постройке. Постройка обыгрывается.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА – СИНТЕЗ «НЕИССЯКАЕМЫЙ РОДНИК» Ознакомление дошкольников с культурными общечеловеческими ценностями, обычаями, обрядовыми праздниками народов России и Европы в условиях детского сада. Ч.3

Русские с интересом осваивают европейскую и мировую культуру, но и богатейшая российская культура, одна из наиболее своеобразных и богатых культур Евразии, не должна оставаться тайной за семью п...

Программа развития эмоционально-личностной сферы дошкольников, воспитывающихся в детском доме

Для многих  воспитанников детских домов характерны неразвитость произ­вольных форм поведения, повышенная конфликтность, агрес­сивность. Программа коррекционно-развивающих занятий направле...

Учебная программа "Формирование позитивной самооценки у дошкольников"СОГЛАСИЕ"

Заниженная самооценка может привести к нарушению поведения ребенка. Проявления негативной самооценки могут быть самые разные: от снижения работоспособности, до проявления агрессии.Негативная самооценк...

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ОБЩЕНИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ДОШКОЛЬНИКОВ»

Коррекционо-развивающая программа составлена для детей старшего дошкольного возраста. Направлена на развитие эмоциональной сферы и формирования навыков общения....

Проект программы по развитию психологического здоровья дошкольников.

Проект программы «Краски Природы» по реализации антропологической модели психологического здоровья в детском саду.  Проект программы  «Краски Природы» разрабатывался с использованием...

Из опыта работы. Реализация программы "Родничок" по патриотическому воспитанию дошкольников

Мероприятия, проводимые в ДОУ в целях выполнения намеченного по патриотическому воспитанию. Результаты....

Формирование финансовой культуры дошкольников по программе «Азы финансовой культуры для дошкольников»

Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования....