Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации «Изонить» (Из опыта работы)
статья по конструированию, ручному труду

занятия изонитью способствуют развитию конструктивного мышления, творческих способностей и таких умственных умений, как анализ, синтез, абстрагирование и обобщение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_izonit.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» г. Козловки Чувашской Республики

Районное методическое объединение дошкольных работников Козловского района Чувашской Республики

Тема: «Художественно-эстетическое развитие - как средство воспитания дошкольников».

Выступление на тему:

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации «Изонить»

(Из опыта работы)

                                                                          Подготовила: Морскова Т.А.

                                                                          воспитатель I кв. категории

                                                                              Дата проведения: 18.04.2019 г

                                                       .

2019г.

   Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А.Н.Леонтьева, это возраст первоначального становления личности.

   Художественно эстетическая деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.
Творя и создавая своими руками собственное произведение, ребенок упорядочивает и отражает свои знания о мире. Предварительно создав что-то, ребенку легче рассказать о нем, вот почему специалисты уточняют: заниматься продуктивной деятельностью детям так же необходимо, как и разговаривать.

  "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" - утверждал В.А.Сухомлинский. 

Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей.

     Изучая литературу по данной теме, собственные наблюдения за воспитанниками во время художественно-творческой деятельности: рисование, аппликации, лепке, ручной труд привели меня к выводу, что использования нетрадиционной техники изонить могут быть доступны, интересны и для детей моей группы. Я приняла решение организовать в своей группе дополнительные занятия «Волшебная иголочка». Занятия интересны как для девочек, так и для мальчиков.

Что же такое изонить?        

       Изонить («ниточный дизайн») - изображение нитью, или ниткография,- как вид искусства впервые появилась в Англии.

 Это оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого - вышивка нитками по бумаге.

Достоинства такого вида работы в том, что изображение выполняется быстро, она не требует особой предварительной подготовки, работу можно выполнить очень быстро и аккуратно, да и фантазии нет предела, отличается доступностью и волшебной для ребенка «возвратностью» - возможностью исправить работу на любой стадии, не повредив ее.

Но работа эта требует точных и ловких мелких движений кисти и пальцев. Особенно полезны занятия этого вида для детей старшего дошкольного возраста.

Изонить расширяет представления об окружающем мире, учит внимательно вглядываться в окружающие предметы, выделять наиболее выразительные и характерные детали, основные конструктивные части, сохраняя при этом целостность восприятия объекта или композиции.

Отсюда вывод: занятия изонитью способствуют развитию конструктивного мышления, творческих способностей и таких умственных умений, как анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.

Техника изонити требует ловких и тонких движений пальцев. Вот почему в процессе занятий рука приобретает уверенность, гибкость и точность, развивается глазомер, чувство пропорциональности (в соотнесении элементов композиции) и дизайнерское видение. Можно сказать: предлагаемый вид деятельности оказывает значительное влияние и на личностное развитие ребенка.

На занятиях дети приобретают практические навыки: владение иглой, ножницами, ниткой,  знакомятся с фигурными трафаретами, опытом рисования и ручного труда,    закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте.

   Работа в технике изонити формирует такие качества личности, как

настойчивость, умение доводить начатое дело до конца , последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующие целенаправленных волевых усилий, усидчивость и аккуратность. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза (зрительно-моторная координация, «осмысленная моторика»).

   Итак, целью моего кружка стало знакомство детей с новым видом художественно - творческой деятельности, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники ручного труда как художественного способа вышивания на картоне.

Развитие творческих способностей и логического мышления у детей.

В ходе проведения занятий по изонити решались следующие задачи:

  Образовательные:

Дети знакомились с основными формами работы с картоном.

Учились  приемам работы с линейкой и трафаретом.

У детей формировались умения следовать устным инструкциям.

Шло знакомства детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.

Дети учились различать острые, прямые и тупые углы, создавать композиции из углов и окружностей.

Обогащался словарь ребенка специальными терминами.

     Развивающие:

Развивается память, внимание, пространственное и логическое воображение.

Развивается глазомер и мелкая моторика пальцев.

Развивается художественный вкус, творческие способности и воображение детей.

Развивается пространственное воображение.

   Воспитательные:

Воспитывается усидчивость, терпение, внимательность, старательность.

Воспитывается интерес к изображению в технике «Изонить».

Формируется культура труда и совершенствуются трудовые навыки.

   Для достижения этой цели я разработала перспективный план кружковой работы на 2 года с использованием нетрадиционной техники - изонить для детей старшей и подготовительной группы.

Основной формой обучения детей является занятие кружковой работы. Значение занятий многосторонне. Здесь я осуществляла систематическое и планомерное развитие каждого ребенка.

Первым делом я провела диагностику (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) изучила отношения детей к выбранной деятельности, достижения в этой области, личностные качества детей. Цель – выявления возможностей и индивидуальных особенностей детей в начале цикла обучения.

   Методы обучения:

репродуктивный (воспроизводящий);

объяснительно–иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

практический

метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

предполагаемые результаты:

   Дети должны знать:

правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами;

правила заполнения угла, круга, завиток;

правила нанесения проколов для вышивания;

историю возникновения техники Изонить.

    Дети должны уметь:

заполнять угол, круг, завиток,

подбирать нитки нужного цвета,

выполнять вышивки, содержащие в себе основные фигуры,

делать разбивку любого изображения на основные фигуры,

аккуратно выполнять вышивку,

оформлять свои изделия,

анализировать свою работу.

   Занятия по технике изонить проводилось 4 раза в месяц, длительность зависит от возраста детей (25-30 минут). При планировании учитывала возрастные особенности, подготовленность детей, доступность.  Дети не только вышивали, но и дорисовывали не достающие детали. Дети работали не более получаса. Дольше заниматься не имеет смысла - ребенок устает, его внимание станет рассеянным или вообще охладеет к занятию.

    Структура занятия включала в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.

Вводная часть - каждое занятие начиналось с организационного момента. Именно здесь я создавала эмоциональное настроение у детей, и объясняла новый материал. Использовала художественное слово, загадки, игровые упражнения.

  Каждый раз, прежде чем начать работу с острыми и опасными инструментами, мы с детьми обговаривали правила работы и технику безопасности.

    В основной части или практической дети выполняли задание, а при необходимости помогала советом, проводила индивидуальную работу.

Очень важна заключительная часть, в ней подводился итог занятия, и анализировалась работа.

    Просмотр и анализ детских работ в конце занятия - важное условие успешного развития детского продуктивного творчества. Во - первых, детям это нравится, а во - вторых, позволяет ребёнку  28 сл   полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задуматься над тем, что у него получилось, как его поделка выглядит среди работ других детей и как оценивается.

    Развивая интерес к занятию, предоставляла детям, как можно больше самостоятельности, помогала в выполнении поставленных задач.

Свою работу строила на следующих принципах:

    От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

   Принцип наглядности выражался в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

     Принцип индивидуализации - обеспечивало развитие каждого ребенка.

Когда работа была закончена, я просила ребят рассказать, что они хотели изобразить. Дети ждали  одобрения. Им очень хотелось, что бы его работа всем понравилась.

   Одним из важных средств поощрения являются разнообразные выставки детских поделок.

Выставка - очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает другие. Такие выставки очень радуют детей и их родителей.

     Таким образом, в процессе работы по своей теме, я поняла, что уровень развития мелкой моторики – один из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе и самостоятельной жизни; ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь.

Считаю, что работа с детьми по ручному труду является важной и значимой для воспитанников ДОУ.

    Для проведения занятий я использовала методическую литературу:

  • Белашова А.В. Юрченко Н.В. 
    Веселая паутинка. Пособие для детей. Просвещение;  2010.
  • Бурундукова Л. Волшебная изонить. АСТ- Пресс Книга., 2009.
  • Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми / Авт.-сост. А.В. Белошистая, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2007. – 32с., ил. – (Мастерилка)
  • Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. – СПб.: «Детство-Пресс», 2000. – 40с., ил.
  • Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. М.: Легпромбытиздат, 1993.
  • Леонова О. Рисуем нитью. Ажурные картины. - С.-П.: Литеро, 2001 г.
  • Дошкольное воспитание: №3.2010г. стр.68-72
  • Маргарита Максимова,  Марина Кузьмина. Вышивка первые шаги. –
    М.:      2001.
  • Сотникова Н. Вышиваем вместе с детьми. – М.: Эксмо, 2007.
  • Торгашова  В. Рисуем нитью.
    Скрипторий-2003; 2009.
  • Журналы из серии « Вышивка».
  • Журналы из серии «Веселые петельки».
  • Интернет ресурсы.

hello_html_4fc7daa8.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ РИСОВАНИЯ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ РИСОВАНИЯ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ....

Опыт работы по теме : Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра

Обобщение педагогического опыта по теме: Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра...

Проект «Народные промыслы, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста в условиях реализации ФГОС»

Актуальность проекта: Проблема  развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о ва...

Презентация «Народные промыслы, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста в условиях реализации ФГОС»

Наблюдая за детьми, за их играми, беседуя с ними, мы заметили, что наши дети мало знают традиции русского народа и их промыслы. Это неудивительно, ведь в своем окружении современные дети очень редко с...

Опыт работы по теме «Музыкально- ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

     Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях,  с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельно...

Нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ...

Мастер-класс по ниткографии «Полёт фантазии или нетрадиционные методы рисования как способ развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО»

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками, как способ развития художественно-творческих способностей в условиях реализации ФГОС. Показать ...