Главные вкладки

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Волшебные бусинки»
    рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)

    Махрова Татьяна Витальевна

    Программа для организации кружковой работы. Для воспитателей и педагогов ДО.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mahrova_volshebnye_businki.docx43.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    города Москвы «Школа №1002»

    Принята на заседании

    педагогического совета

    ГБОУ Школа № 1002

    от «____» ______________2018г.

    Протокол № _____

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор ГБОУ Школа № 1002

    _______________Солодуха Е.Г.

    «___» ____________ 2018 г.

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

    Художественно-эстетической направленности

    «Волшебные бусинки»

    Возраст учащихся: 5-6 лет

    Срок реализации: 1 год

    Автор-составитель:

    Махрова Татьяна Витальевна,

    воспитатель

    Москва

    2018

    Оглавление

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА        3

    Цель и задачи программы        3

    Формы организации образовательной деятельности и режим занятий        4

    Планируемые результаты        4

    СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ        4

    Учебно-тематический план        4

    Содержание учебно-тематического плана        8

    Календарно-тематический план        10

    ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ        22

    ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  УСЛОВИЯ

    РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ        22

    Учебно-методическое обеспечение        22

    Материально-технические условия реализации программы        22

    Список литературы        23

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа направлена на развитие творческих способностей, творческого воображения и фантазии детей; знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Выполняя поделки и сувениры из бисера, дети развивают художественный и эстетический вкус. Они учатся правильно подбирать и сочетать цвета, применяя различные средства построения композиции.

    В процессе занятий у дошкольников развивается мелкая моторика, вырабатывается устойчивая концентрация внимания, повышается усидчивость, формируется навык работы в составе большой группы. Возникает привычка к осмысленной организации рабочего места.

    Дополнительная программа «Волшебные бусинки» является дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей  программой и разработана в соответствии с Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования науки России № 1008 от 29.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» и методическими рекомендациями Министерства образования науки России от 18.11.2015 г.

    Направленность программы –  художественно-эстетическая

    Уровень освоения программы – ознакомительный

    Актуальность, новизна программы – программа нацелена на обучение основам плетения из бусин, на достижение ребенком такого уровня, который позволит ему создавать изделия самостоятельно. Программа предусматривает привлечение жизненного опыта ребенка и примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения окружающей реальности является важным условием освоения воспитанниками программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником образного мышления воспитанников. Педагогическая целесообразность – заключается в том, что дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность очень схожую с игровой, которая является ведущей, и поэтому оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка-дошкольника. Все учебные занятия направлены на общее развитие ребенка. Расширяется кругозор ребенка о народных традициях, их современной направленности, дается возможность проявить творческие способности воспитанников.

    Цель и задачи программы

    ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

    Обучение различным техникам плетения из бусин и бисера, самостоятельной работе. Воспитание творчески активной личности, поддержание интереса у детей к занятиям декоративно-прикладным творчеством.

    ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

    Обучающие:

    1. Учить детей основам плетения из бусин.

    2. Учить различным техникам плетения.

    3. Учить пользоваться схемами.

     Развивающие:

    1. Развивать мелкую моторику пальцев рук, ловкость, умение управлять своими движениями.
    2. Развивать, мышление, память, повышать общий интеллектуальный уровень.
    3. Развивать трудовые навыки, умение доводить дело до конца.
    4. Формировать эстетический и художественный вкус.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать в детях такие качества, как трудолюбие, усидчивость, внимание, аккуратность, терпение.
    2. Прививать интерес к культуре, истокам народного творчества.
    3. Формировать такие нравственные качества как взаимопомощь и взаимовыручка.

    4. Воспитывать художественный вкус и творческие способности.

    Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

    Форма занятий          -  Подгрупповая

    Количество занятий - 1 раз в неделю

    Количество часов       - 1 час в неделю, 36 часа в год

    Режим занятий соответствует правилам и нормам САНПИН 2.4.4.3172-14   «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

    ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ: 5-6 лет

    СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 год

    Планируемые результаты

    В конце года дети должны знать:

    • правила техники безопасности,
    • основы композиции и цветоведения,
    • классификацию и свойства бусин,
    • основные приёмы бисероплетения,
    • условные обозначения,
    • последовательность изготовления изделий из бусин,
    • уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий, составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цвету,
    • правильно пользоваться ножницами, проволокой, леской, чётко выполнять,
    • владеть способами плетения (петельный, параллельный, игольчатый),
    • читать схемы.

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    Содержание программы ориентировано на знакомство детей с историей плетения из бисера, инструментами и материалами для работы, возможностями освоения разных видов и способов плетения (низание, параллельное и петельное плетение).

    Учебно-тематический план

    № п/п

    Тема занятия

    Количество часов

    Формы контроля

    1

    Вводное. Бисерная азбука. Техника безопасности.

    1

    Текущий контроль

    2

    Цикл занятий «Простое низание»

    5

    Текущий контроль

    3

    Цикл занятий «Петельное плетение»

    4

    Текущий контроль

    4

    Новый год «Новогодняя гирлянда», «Снежинка», «Елочные игрушки»

    3

    Промежуточный контроль

    5

    Цикл занятий «Параллельное плетение»

    19

    Текущий контроль

    6

    Пасха «Пасхальная корзина», «Веточки вербы»

    3

    Текущий контроль

    7

    Итоговое занятие. Оформление выставки.

    1

    Итоговый контроль


    Содержание учебно-тематического плана

    Подразумевает обучение детей без базовой подготовки по предмету. Начальный этап обучения, где закладываются основы и формируются начальные знания, умения и навыки:

    • ознакомление воспитанников с материалом, цветом;
    • обучение чтению схем плетения;
    • изучение основных методов и техник работы с бисером;
    • формирование основных навыков работы;

    Воспитание аккуратности, усидчивости, трудолюбия. Формирование эмоционально-волевой сферы ребенка.

    Календарно-тематический план

    № п/п

    Тема занятия

    Количество часов

    Программное содержание

    Материалы

    1

    Вводное. Бисерная азбука. Техника безопасности.

    1

    Вызвать у детей познавательный интерес к бисероплетению.

    Развивать положительную мотивацию в деятельности кружка.

    Познакомить с правилами техники безопасности при работе с бисером, с организацией рабочего места, с правильным положением рук и туловища при работе.        

    Разнообразные изделия из бисера. Различный по форме, размеру, цвету бисер. Проволока.

    Таблица  «Правила техники безопасности при работе с бисером»

    Цикл занятий «Простое низание»

    2

    «Радужная змейка»

    1

    Учить детей нанизывать бусины чередуя их по схеме.        Упражнять в умении нанизывать бусины на проволоку, учить скручивать концы проволоки в петлю.

    Схемы низания бусин.

    Бусины, разного размера и цвета.

    Проволока.

    Образец.                                    

    3

    «Улитка»

    1

    4

    «Осенние бусы»

    1

    5

    Колье и браслет «Радуга»

    2

    Цикл занятий «Петельное плетение»

    6

    Цветы «Для малышей», «Радужный»

    2

    Познакомить с техникой петельного низания. Закреплять умение нанизывать бусины на проволоку, учить скручивать концы проволоки в петлю.       Учить создавать образы игрушек.

    Схемы низания бусин.

    Бусины, разного размера и цвета (в соответствии со схемой).

    Проволока.

    Образец.                                     

    7

    Насекомые «Стрекозы», «Бабочки»

    2

    Цикл занятий «Параллельное плетение»

    8

    Фрукты «Виноград», «Вишня», «Яблоко»

    3

    Познакомить детей с техникой параллельного плетения.                                                                               Учить работать со схемой.                                           Упражнять в счете.

    Схемы низания бусин.

    Бусины, разного размера и цвета.

    Проволока.

    Готовые фрукты из пенопласта.

    Образец.                                    

    9

    Новый год «Новогодняя гирлянда», «Снежинка», «Елочные игрушки»

    3

    Закреплять умения детей работать в разных техниках плетения. Познакомить с историей новогодней игрушки. Создавать елочные украшения своими руками и украшать елку в группе.

    Схемы низания бусин.

    Бусины, разного размера и цвета.

    Проволока.

    Образцы елочных игрушек из бусин и бисера.                                    

    Цикл занятий «Параллельное плетение» (продолжение)

    10

    Транспорт «Светофор», «Машина»,  «Самолет», «Корабль»

    4

    Продолжать упражнять детей в параллельном плетении и нанизывании на проволоку.                                  Упражнять в счете.                                              Закреплять умение работать со схемой, выбирать самостоятельно цвет бисера.

    Воспитывать творческое отношение к труду.  Помочь составить коллективную композицию на тему «Транспорт».

    Схемы низания бусин.

    Бусины, разного размера и цвета.

    Проволока.

    Образцы готовых работ.                                    

    11

    Цветы «Подснежник», «Аленький цветочек», «Ромашка»

    3

    Предоставлять ребятам возможность проявить свои творческие способности для изготовления подарка для мамы.                                                                  Закреплять ранее полученные навыки

    Схемы низания бусин.

    Бусины, разного размера и цвета.

    Проволока.

    Композиции из цветов, сделанных из бусин и бисера.                                    

    12

    Пасха «Пасхальная корзина», «Веточки вербы»

    3

    Познакомить детей с историей праздника Пасха. Рассказать о традициях подготовки и проведения праздника.

    Изготовить подарки для близких используя умения в разных техниках плетения.

    Схемы низания бусин.

    Бусины, разного размера и цвета.

    Проволока.

    Образцы готовых работ.                                    

    13

    Грибочки

    2

    Закреплять умения детей работать в технике параллельного низания.

    Упражнять в счете.                                              Закреплять умение работать со схемой, выбирать самостоятельно цвет бисера.

    Схемы низания бусин.

    Бусины, крупный бисер разного размера и цвета.

    Проволока.

    Образец.                                    

    14

    Подводный мир

    3

    Продолжать упражнять детей работать в технике параллельного низания.

    Учить подбирать бусины и бисер в соответствии со своим замыслом.

    Создать композицию на тему «Подводный мир»

    Схемы низания бусин.

    Бусины и крупный бисер разного размера и цвета.

    Проволока.

    Образцы готовых работ.                                    

    15

    Животный мир «Щенок Дружок», «Котенок Гав», «Совушка»

    4

    Продолжать знакомить с особенностями параллельного плетения. Продолжать учить читать схемы и упражнять в счете, подбирать бусины и бисер в соответствии со схемой.

    Изготовление игрушек животных в технике параллельного плетения и создание коллективной композиции.

    Схемы низания бусин.

    Бусины, разного размера и цвета.

    Проволока.

    Образцы готовых работ.                                    

    16

    Итоговое занятие. Оформление выставки.

    1

    Повторение пройденного материала. Подготовка выставки выполненных за год игрушек. Выдача грамот лучшим воспитанникам.

    Готовые работы, выполненные в течении года. Дополнительный материал для оформления выставки (вазочки, корзинки, панно и др.).


    ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

    Отслеживание результатов направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках воспитанников. Для их проверки используются следующие формы контроля:

    • Текущий контроль
    • Промежуточный контроль
    • Итоговый контроль

    Периодич-

    ность

    Формы контроля

    Оценочные материалы

    Способы фиксации результа-тов

    Критерии оценива-ния

    Текущий контроль

    На каждом занятии

    Опрос, задания, педагогическое наблюдение

    Наблюдение во время занятия

    Фиксация результатов не предусмот-рена

    Оценка не предусмотрена

    Промежуточ-ный контроль

    2 раза в год

    Тестовые задания

    Карта наблюдений

    Результат фиксиру- ется в оценочной таблице

    Уровень:

    высокий,

    средний,

    низкий

    Итоговый контроль

    В конце

    учебного года

    Выполнение итоговых

    диагностичес-ких заданий

    Карта наблюдений

    Результат фиксиру- ется в оценочной таблице

    Уровень:

    высокий,

    средний,

    низкий

    Педагогический контроль знаний, умений и навыков воспитанников предусматривает несколько уровней:

    • Высокий уровень - продуктивный
    • Средний уровень – репродуктивный без помощи педагога
    • Низкий уровень – репродуктивный с помощью педагога.

    ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

    РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

    Учебно-методическое обеспечение

    Все разделы программы обеспечены необходимыми методическими и дидактическими материалами. В процессе обучения используются:  

    • Информационная и справочная литература по плетению из бусин и бисера;
    • Наглядные пособия по темам;
    • Демонстрационные и раздаточные схемы плетения изделий из бусин и бисера;
    • Образцы изделий, выполненные в разных техниках плетения (простое низание, петельное и параллельной плетение);
    • Индивидуальный иллюстративный материал по каждой теме.

    Материально-технические условия реализации программы

    • бисер мелкий, средний, крупный;
    • бусины, разные по форме, размеру и цвету;
    • проволока гибкая (диаметр 0,28- 0,32 мм);
    • клей ПВА;
    • ножницы;
    • цветная бумага;
    • нитки капроновые разных цветов;
    • фурнитура для бижутерии (швензы, застежки);
    • лоскуты ткани и оберточной бумаги;
    • вазочки, корзинки, рамки и т.д.;
    • цветные карандаши, фломастеры;
    • тетрадь в клетку (для схем).

    Список литературы

    1. Дошкольная педагогика №8(49) ноябрь 2008. И. Г. Титова «Коррекция мелкой моторика через работу с бисером».

    2. Дошкольная педагогика №2 (59) февраль 2010. С.Г. Овчинникова «Занятия бисероплетением для развития мелкой моторики рук ребенка».

    3. Лыднина Ю. Фигурки из бисера. – Тверь: Культура и традиции, 2008.

    4. Кузьмина Т. А., Кузьмина Е.В. Бисер для девочек. - М.: ООО ТД «Издательство мир книги», 2010.

     5. Кузьмина Т. А., Кузьмина Е.В., Морозова Ю. Н. Игрушки из бисера.          – М. : ООО ТД « Издательство мир книги», 2010.

    6. Журнал «Рукоделие» №3, 2010.

    7. Ануфриева М.Я. «Искусство бисероплетения», «Радуга из бисера» – Культура и традиции, 1999г.

    8. Романова Л.А. «Магия бисера» - Ростов на Дону, Феникс, 2005г.

    9. Белов Н.В. «Фигурки из бисера» - Минск, Харвест 2007г.

    10. Виноградова Е.. Бисер для детей: Игрушки и украшения

    11. Котова И.Н. ,Котова А.С. Бисер. Гармония цветов.

    12. Татьянина Т.И.-М Бисер.Маленькие фигурки

    13. Стародуб К. И., Ткаченко Т. Б. Сказочный мир бисера// Плетение на проволоке.

    10. Булычева Л.В. Материалы курсов «Практико-ориентированная технология организации занятий дошкольников и младших школьников» - Москва 2018г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Пластилиновая Бусинка»

    «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности«Пластилиновая Бусинка»Программа разработана в соответствии с требованиями программы «От рождения...

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» (квиллинг)

    Программа "Волшебный завиток направлена на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники «бумагокручение», как художе...

    Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа Художественно эстетической направленности «ЧУДЕСА ИЗ ПЕСКА»

    Песочное рисование – удивительное рисование на песке. Дети создают неповторимые шедевры только своими руками и песком. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо...

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В гостях у сказки»

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В гостях у сказки"  имеет художественно-эстетическую  направленность, направлена    на развитие эстети...

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)

    Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...