Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Пластилиновая Бусинка»
рабочая программа (средняя группа) на тему

Некрасова Наталья Евгеньевна

«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Художественно-эстетической направленности

«Пластилиновая Бусинка»

Программа разработана в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, в основу положена технология и методические разработки  автора Давыдовой Г.Н.                          «Детский дизайн пластилинография», «Пластилинография» 1,2 ч.

Срок реализации программы 2016-2018 гг

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение "Детский сад № 28 комбинированного вида"

457100 Челябинская область, г. Троицк, ул. Крупской,20, тел. (35163) 3-34-35

ИНН 7418012519  КПП 742401001

ПРИНЯТО

На педагогическим советом учреждения, номер протокола № 6 от 28.03.2017

УТВЕРЖДЕНО

Заведующей МБДОУ

___________Гончарова Г.В.

 (29.03.2017г, приказ № 17)

«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Художественно-эстетической направленности

«Пластилиновая Бусинка»

Программа разработана в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, в основу положена технология и методические разработки  автора Давыдовой Г.Н.                          «Детский дизайн пластилинография», «Пластилинография» 1,2 ч.

Срок реализации программы 2016-2018 гг

                         

Троицк.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Краткая аннотация………………………………………………………………. 3

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………... 4           Направленность программы, актуальность…………………………………..4

1.1. Пояснительная записка………………………………………………..... 5

1.2. Цель и задачи ………………………………………………………..….. 8

Характеристики развития творческих способностей детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..11

Планируемые результаты программы………………………………………13

1.3. Этапы формирования навыков ……….……………………………....15

1.5. Связь с разделами программы …………………………………………16

1.5. Работа с родителями…………………………………………………….16

1.6. Консультация для родителей «Пластилиновая живопись» …………. 17

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ: ……………………………………19

2.1. Учебно-тематический план …………………………………………… 19

2.2. Формы и методы занятий. ……………………………………………...19

Мониторинг освоение программы………………………………………  21

2.3. Календарно – тематическое планирование работы с детьми ………. .25

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ  ……………………………………36

3.1. Техническое оснащение занятий. …………………………………….  36

Правила техники безопасности……………………………………………..36    3.2. Структура занятия ………………………………………………………  37

Программно- методическое обеспечение образовательного процесса …. 45                                          


                                        КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ

          Программа  «Пластилиновая бусинка» составлена воспитателем на 2 года обучения (младший и средний дошкольный возраст)  разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.

          Программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми  и содержит:

  • пояснительную записку;
  • задачи (творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья детей);
  • диагностические материалы;
  • тематические планы;
  • учебно-тематические планы;
  • ожидаемые результаты на каждый учебный год.

Программа  разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»;
  •  постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"»;
  • приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
  • приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • основная образовательная программа дошкольной образовательной организации.
  • Устав  ДОУ.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ

В Федеральном законе от 29.12.2012 года №273 - ФЗ «Об образовании

РФ» п.10, статья 75 «Дополнительное образование детей и взрослых» говорится о том, что оно направлено на формирование и развитие творческих способностей детей; удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, а так же на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а так же выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Актуальность программы. 

        В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Актуальность программы состоит в том, что  развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.

        Пластилинография - это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Занятия пластилинографией способствуют        интеллектуальному развитию детей. Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие                   способности ребенка, делают детский мир красочнее и духовно богаче.

 Создание  программы  дополнительного  образования  обосновано   Отсутствием пластилинографии  в образовательной программе

с дополнительным количеством времени по развитию ручных умений у детей младшего дошкольного возраста. Также данная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

Практическая значимость: Программа предназначена для воспитателей ДОУ, учителей-логопедов. Подробное учебно-тематическое планирование  поможет  педагогам свободно внедрять программу в своих дошкольных учреждениях.

Педагогическая целесообразность:  Программы «Пластилиновая бусинка»  объясняется тем, что в ней основной материал - пластилин, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Программа дополнительного образования  «Пластилиновая бусинка»

 «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, тянутся тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой нити. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.    (В.А.Сухомлинский)

Пояснительная записка.

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественной направленности «Пластилиновая бусинка»- основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.) .

Такое построение занятий кружка «Пластилиновая бусинка»  способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети:

Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Создание программы дополнительного образования обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей младшего дошкольного возраста. Так – же данная образовательная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты. Направленность программы «Пластилинография» по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению - художественно –прикладной;  по форме организации - кружковой; по времени реализации - годичной.

Программа разработана в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, в основу положена технология и методические разработки  автора Давыдовой Г.Н. «Детский дизайн пластилинография», «Пластилинография» 1,2 ч.

Новизна программы состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.

«Пластилинография» помогает подготовить руку ребенка к письму. Чем чаще ребенок моделирует из различных материалов (пластилин, тесто, глина), тем активнее у него развиваются общие и изобразительные задатки.

1.2. Цель, задачи и принципы  программы дополнительного образования

«Пластилиновая бусинка»

Цель: совершенствовать изобразительные умения, навыки и собственного творчества детей через продуктивную деятельность с применением нетрадиционных приемов работы с пластилином в технике пластилинографии.

Задачи для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года):                   Обучающие:Освоение передачи простейших образов предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

 Освоение основных приемов пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание). Формировать устойчивый интерес к художественной лепке

       Развивающие: Развивать изобразительные умения посредством пластилинографии

Способствовать развитию познавательной активности, развитию  

творческого мышления, воображения, фантазии.                                        

         Воспитательные:Содействовать воспитанию интереса к художественно-творческой деятельности,

Стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с пластилином.

      Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Задачи для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет):

 Обучающие: Освоение передачи простейших образов предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.                                                          Освоение основных приемов пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание). Дать теоретические знания и формировать у воспитанников, практические приемы и навыки с пластилином. 

 Развивающие: Развивать координацию и согласованность руки и глаза.

Воспитательные: Воспитывать усидчивость, аккуратность, желанию доводить начатое дело до конца

 Задачи:

- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

- Учить работать на заданном пространстве.

- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

- Развивать изобразительную деятельность детей.

Развивать сюжетно – игровой замысел.

Развивать интерес к процессу и результатам работы.

- Развивать интерес к коллективной работе.

Данная программа разработана для детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет).

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ

  • Принцип научной обоснованности и практической применяемости.

  • Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки,

которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

  • Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения.
  • Принцип интеграции.

  • Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка.
  • Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
  • Принцип свободы выбора.

  • Принцип успешности.

  • Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.
  • Принцип системности.

ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Возрастная группа

Особенности развития творческих способностей детей

1.

Младший дошкольный возраст 3-4 года

Четвертый год жизни – время становления предметного рисунка (узнаваемого не только самим ребенком, но и другими людьми), изобразительных движений, действий с воображаемыми объектами,

основе чего лежит способность к воображению. Исследования показали, что воображение проходит ряд этапов. Для младшего дошкольного возраста характерны самые первые действия воображения – «опредмечивание» (наполнение значением, смыслом). Наряду со способностью к «опредмечиванию» методом ассоциирования (каракулей, пятен и пр.) появляется возможность к «дополнению» (дорисовыванию, договариванию, дополнению действием и пр.).

В норме воображение активируется в трёхлетнем возрасте, остаётся активным в детстве, отрочестве и юности, а во взрослом состоянии сохраняется у небольшого числа особенно одарённых людей. Воображение – это способность создавать новые чувственные или мыслительные образы. Формировать такие образы способны не только фантазия, но и восприятие, представление, мышление. Воображение есть процесс преобразующего отражения действительности. Это не придумывание из ничего. Уже говорилось, что новое создаётся только из материала внешней действительности или внутреннего мира ребёнка в процессе деятельности.

2.

Средний дошкольный возраст детей 4-5 лет

Творческая деятельность возникает не сразу, а медленно и

постепенно,  развиваясь  из  более  простых  форм.  На  каждой

возрастной ступени она имеет своё выражение, каждому периоду

детства свойственна своя её форма. С этой точки зрения творчество

– не  исключительный процесс,  касающийся  только  отдельных

личностей, оно пронизывает жизнь каждого человека, особенно в

детстве.                        

Существуют        некоторые        возрастные        закономерности

выраженности воображения. Дети от трёх до пяти лет строят новый

образ, основываясь на некоторых элементах реальности, которые

становятся центральной частью нового образа. В возрасте четырёх

–  пяти  лет  заметно  снижается  продуктивное  воображение,

поскольку дети активно усваивают нормы и правила социума.

Для ребёнка характерно в это время «вариативное мышление»,

когда он обнаруживает и раскрывает массу возможностей, создаёт

много видов одного и того же решения, но одинаково привязан к

каждому.  Пока  он не  способен  отделить  удачный  вариант  от

неудачного – с точки зрения культуры, в которой он развивается.

Взрослое творчество, напротив. Предполагает именно отбор и отсев

с позиций вкуса, принятого в обществе, непосредственный диалог с культурой, в которой творчество рождается.

  • Программе учитываются:

  • индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности детей;

  • возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста

  • учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

По окончании совместной деятельности по данной программе дошкольники:

  • Овладеют теоретическими знаниями и навыками по курсу обучения.

  • Будут свободно пользоваться инструментами и материалами необходимыми для работы с пластилином.

  • Будут владеть различными техническими приемами и способами лепки.

  • Научатся самостоятельно изготавливать из пластилина игрушки и картины.

  • Научатся украшать изделия из пластилина различными природными и декоративными материалами.

  • Разовьют познавательные, творческие и художественные способности, творческую активность, самостоятельность.

  • Выработают усидчивость, терпение, трудолюбие, научатся ценить ручной труд.

  • Получат навыки совместной работы.

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, И ОВЛАДЕНИЕМ ПЛАСТИЛИНОГРАФИЕЙ ПО ОСВОЕНИЮ ПРОГРАММЫ

Младший дошкольный  возраст 3-4 года

По итогам освоения программы творческой мастерской дети освоят основные приемы пластилинографии( надавливние, размазывание, отщипывание, вдавливание. создавая при помощи взрослого выразительные образы хорошо знакомых предметов. окружающего мира, сформируются навыки ручной умелости: дифференцированные движения кистей и пальцев рук

Средний дошкольный возраст 4-5 лет

По итогам освоения программы творческой мастерской дети умеют:

скатывают пластичный материал прямыми движениями;

скатывают круговыми движениями;

расплющивают в лепешку;

соединяют в виде кольца;

защипывают края формы;

лепят из нескольких частей;

видят и отражают правильные пропорции;

осуществляют оттягивание части от основной формы;

сглаживают поверхность формы;

присоединяют несколько частей;

примазывают;

вдавливают для получения полой формы;

используют стеку и другие приспособления.

1.3. ЭТАП Задача перед ребёнком.

1. Подготовительный

- Освоить прием надавливания.

- Освоить прием вдавливания.

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

- Освоить правильную постановку пальца.

- Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

-Научиться работать на ограниченном пространстве

2. Основной

- Научиться не выходить за контур рисунка

- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- Использовать несколько цветов пластилина

- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

- Научиться доводить дело до конца

- Научиться аккуратно, выполнять свои работы

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

- Научиться действовать по образцу воспитателя

- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

3. Итоговый - Самостоятельно решать творческие задачи.

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

1.4. Связь с разделами программы:

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:

- «Художественная литература», где используются произведения познавательной направленности.

- «Развития речи», где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.

-«Продуктивные» занятия, где осуществлялась закрепление образов.

-«Познавательные»' занятия, где осуществляется закрепление образов и

понятия о живой и не живой природе.

- «Музыкальные занятия».

1.5. Работа с родителями.

В рамках реализации программы дополнительного образования «Пластилиновая бусинка» определена система работы с родителями (законными представителями) воспитанников.

* Ежегодно изучается статус семьи, проводится анкетирование опрос родителей.

* Изучение запросов родителей на воспитательные, образовательные услуги.

* Организованна систематическая работы родительского комитета.

Рассматриваются вопросы привлечения дополнительного финансирования на развитие и укрепление материальной базы группы, воспитательно-образовательного процесса.

Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений и др.

Организуются разные формы работы с родителями, разработана тематика родительских собраний, консультаций по вопросам развития ручной умелости у детей младшего возраста, мастер – класс, беседы.

1.6. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

ПЛАСТИЛИНОВАЯ ЖИВОПИСЬ

СМЫСЛ  РАБОТЫ В ЭТОЙ ТЕХНИКЕ:

Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это еще и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветовым фоном поверхность картона, стекла или пластмассы.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:
Начинать лучше с размера в четверть альбомного листа: такой формат ребенок в состоянии покрыть тонким слоем пластилина, размазывая его большим и указательным пальцами правой руки (для левшей, соответственно, левой руки) попеременно. Иногда, если основная рабочая рука устала, можно часть работы переложить на другую руку. Основой может служить картон или пластмасса. Стекло с обработанными краями можно предложить ребенку в качестве основы только в том случае, если он уже освоил технику рисования пластилином и умеет работать аккуратно.

Цветовой фон выбирается в соответствии с задуманным сюжетом. Можно научить детей смешивать пластилин. Для этого есть два способа. Первый – смешивать прямо на основе, накладывая мазки попеременно. А можно взять несколько кусочков пластилина разного цвета,  перемешать в одном колобке и потом начинать рисовать.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

- твердый пластилин разогреть перед занятием в емкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком).

- пластилин – материал объемный, имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходила деформация основы при выполнении приемов примазывания, сглаживания поверхностей создаваемого изображения.

- поверхность выполненной из пластилина работы следует покрыть бесцветным лаком. Под лаковой пленкой пластилин со временем затвердеет, изделие станет более ярким.

- на рабочем столе ребенка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

МАТЕРИАЛ:  картон, простой графитный карандаш, набор пластилина, стеки, салфетки для рук.

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ЭТОЙ ТЕХНИКЕ:

Сделайте рисунок простым карандашом.

Мелкими кусочками пластилина заполнить пространство рисунка, разглаживая поверхность пальцами, предварительно смоченными водой.

Пластилин можно смешивать, добавляя нужные оттенки цвета в рисунок.

Чтобы  контур рисунка сделать объемнее, раскатайте тонкие колбаски, выложите их по контуру.

Можно нанести рельефный рисунок с помощью стеки.

ПОСЛЕДУЮЩИЙ  РИСОВАНИЮ ЭТАП:

Барельефную картинку легко изменить, дополняя деталями, варьируя приемы пластического изображения. Например, из зимнего пластилинового дерева легко создать весеннее, добавив на голые веточки зеленые листочки и розовые цветы, а к лету заменить цветы на яблоки. Пластилиновую картину можно раскрасить гуашью. Но следует учитывать, что пластилин отталкивает от себя водорастворимые краски. Чтобы этого избежать, предварительно обработайте готовое изделие мыльной пеной или добавьте немного жидкого мыла в гуашь. Набирать краску на кисть следует без предварительно обильного смачивания водой – только в этом случае пластилиновая поверхность будет окрашена равномерно.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ:

Особенность обучения заключается в том, что детям предлагается нетрадиционный вид декоративно-прикладного искусства (пластилиновая живопись - пластилинография)

2.1. Учебно – тематический план

Временной период младший возраст

Количество занятий

Количество занятий в месяц

2

Количество занятий в год

18

Временной период средний возраст

Количество занятий

Количество занятий в месяц

2

Количество занятий в год

18

Занятия проводятся в вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми - 15 минут во 2 младшей группе, 20 минут в средней группе. Программа рассчитана на работу с группой в количестве 8-10 человек.

2.2. Формы и методы занятий.

При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук.

Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.

Занятия целиком проходят в форме игры.

Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.)

- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и т. д.)

- практический.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию,

- репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности,

- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом,

- исследовательский – самостоятельная творческая работа воспитанников.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятии:

- фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками,

- индивидуально-фронтальный чередование индивидуальных и фронтальных форм работы,

- групповой – организация работы в группах,

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Виды нетрадиционной техники работы с пластилином-

 пластилинографии:

- прямая пластилинография- изображение лепной картины на горизонтальной

  поверхности;

- обратная пластилинография (витражная)  - изображение лепной картины с

  обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура);

- контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с  

  использованием «жгутиков»;

- многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины с на  

  горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев;

- модульная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной

  поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков;

- мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной

  поверхности с помощью шариков из пластилина  или шарикового пластилина;

- фактурная пластилинография -  изображение больших участков  картины на горизонтальной и придание им фактуры (барельеф, горельеф, контррельеф).

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения

Мониторинг

Ребенок, овладевший программой дополнительного образования «Пластилиновая бусинка»:

  • Хорошо умеет рисовать ладошкой, пальчиками и ватными палочками
  • Отщипывает пластилин и аккуратно наносит его на поверхность картона: прижимая, размазывая и сглаживая его
  • Создает выразительные образы использую изученные техники лепки
  • Использует сочетание цветов и оттенков для создания выразительного образа
  • Плодотворно взаимодействует с другими детьми и педагогом во время выполнения коллективных работ
  • Может комбинировать в своей работе несколько видов нетрадиционных техник в одной работе
  • 3 балла- ребёнок правильно и самостоятельно выполняет работу;
  • 2 балла - ребёнок испытывал затруднения, но с помощью педагога выполнил задание;
  • 1 балл - ребёнок и с помощью педагога не справился с заданием.
  • Шкала уровней:  0-8 – низкий уровень;  9-16 – средний уровень;                17-21 – высокий уровень.  

Ф.И.

ребенка

Работает с пластелином

Создание необычных образов

Сочетание цветов и оттенков

Создание выразительных образов.

композиция

Комбинирование в работе различных техник

Общее количество балов

Н.гК.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

календарь тематических недель для детей младшего дошкольного возраста

Сроки

Примерные темы

1-я неделя сентября

Вводное занятие.

Беседа с детьми на тему:  «Что такое пластилинография? Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

3-я неделя сентября

«Фрукты»

1-я неделя октября

«Золотая рыбка»

3-я неделя октября

Коллективная работа «Домики из брёвнышек»

1-я неделя ноября

Коллективная работа «Золотая осень»

3-я неделя ноября

«Солнышко лучистое»

1-я неделя декабря

«Снегирь на ветке рябины»

3-я неделя декабря

Коллективная работа «Новогодняя ёлочка»

1-я неделя января

«Снеговик»

3-я неделя января

Коллективная работа «Ветка рябины»

1-я неделя февраля

«Барашек»

3-я неделя февраля

«Парусник»

1-я неделя марта

«Подарок маме цветок мимоза»

3-я неделя марта

«Слоник»

1-я неделя апреля

«Тюльпаны в вазе»

3-я неделя апреля

«Бабочки»

2-я неделя мая

«Божья коровка»

4-я неделя мая

«Цветочная полянка»


Календарно – тематическое планирование работы с детьми младшего дошкольного возраста

Месяц

Тема занятия

Педагогические цели

Программное содержание занятия

Виды детской деятельности

Сентябрь,  1 неделя

Вводное занятие.

Беседа с детьми на тему:  «Что такое пластилинография?

Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

В доступной форме объяснить детям, что такое «пластилинография» Ознакомление детей с режимом работы кружка, содержанием предстоящей работы. Познакомить с техникой безопасности при работе с инструментами.

Используя нетрадиционную художественную технику – пластилинографию научить детей созданию на основе пластилина лепных картин на горизонтальной поверхности. Развивать у детей моторику пальцев рук.

Обучающая, воспитывающая, развивающая.

Сентябрь,

3 неделя

«Фрукты»

Создать условия для обучения создания выразительного образа предмета – фрукты – посредством передачи объема и цвета на горизонтальной плоскости;

Учить отщипывать, скатывать колбаску, шарик, пальцами разглаживать готовую поверхность

Игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, изобразительная, двигательная.

Октябрь, 1 неделя

«Золотая рыбка»

Создать условия для обучения изображению объекта – рыбки в движении на горизонтальной плоскости, с использованием для создания нескольких цветов пластилина. Выразительный образ объекта в технике «Пластилинография»Изображение рыбки в движении с использованием для создания объема разного сочетания цвета пластилина.

Учить отщипыванию, скатыванию пальцами, размазыванию на основе, разглаживанию готовых поверхностей.

Восприятие произведений художественной литературы, познавательно- исследовательская, изобразительная, коммуникативная.

Октябрь, 3 неделя

Коллективная работа «Домики из брёвнышек»

Создавать условия для обучения созданию сюжетной картины на плоскости – посредством сочетания разных приемов техники «пластилинография». Изготовление объемной работы. Самостоятельный выбор цветов пластилина и деталей, разглаживание готовых поверхностей.

Учить отщипывать, скатывать колбаску пальцами, прижимать и размазывать на основе картон, создавая композицию.

Игровая, восприятие произведений художественной литературы, познавательно- исследовательская, изобразительная, коммуникативная.

Ноябрь, 1 неделя

Коллективная работа «Золотая осень»

Создать условия для обучения созданию на плоскости пейзажа «Золотая осень» с передачей характерных особенностей внешнего строения деревьев посредством пластилинографии. Эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи. Жанр изобразительного искусства - пейзаж.

Приемы работы: придавливание, примазывание, разглаживание границ соединения частей.

Игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, изобразительная, двигательная

Ноябрь, 3 неделя

«Солнышко лучистое»

Создать условия для обучения созданию в технике «пластилинография» природного объекта - «солнца- с использованием нетрадиционного материала: ознакомление с приемом «смешивания» двух цветов пластилина»

Приемы лепки: отщипывание, разглаживание по готовой поверхности, не выходя за контры рисунка, скатывании пластилина в колбаски.

Игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, изобразительная, двигательная

Декабрь, 1 неделя

«Снегирь на ветке рябины»

Создать условия для обучения технике создания изображения «птицы» и «веточки рябины» на плоскости при помощи пластилина. Техника создания изображения на плоскости при помощи пластилина.

Использование цвета в передаче внешних особенностей птицы.

Приемы работы в технике «пластилинографии»: придавливание деталей к основе, примазывание, приглаживание, границ соединения отдельных частей.

Восприятие произведений художественной литературы, познавательно- исследовательская, изобразительная, коммуникативная.

Декабрь, 3 неделя

Коллективная работа «Новогодняя ёлочка»

Создать условия для обучения созданию на плоскости в полуобъеме целостного объекта из отдельных деталей. Создание знакомого образа с опорой на жизненный опыт. Создание целостности объекта из отдельных деталей с использованием имеющихся навыков.

Придавливание деталей к основе, отщипывание, размазывание, приглаживание готовых поверхностей

Игровая, восприятие произведений художественной литературы, познавательно- исследовательская, изобразительная, коммуникативная

Январь, 3 неделя

«Снеговик»

Создать условия для обучения созданию на плоскости в полуобъеме целостного объекта из отдельных деталей. Создание знакомого образа с опорой на жизненный опыт. Создание целостности объекта из отдельных деталей с использованием имеющихся навыков.

Придавливание деталей к основе, отщипывание, размазывание, приглаживание готовых поверхностей

Восприятие произведений художественной литературы, познавательно- исследовательская, изобразительная, коммуникативная

Январь, 4 неделя

Коллективная работа «Ветка рябины»

Создать условия для обучения созданию целостной композиции; способствовать развитию эстетического восприятия, мелкой моторики

Приемы работы в технике «пластилинографии»: придавливание деталей к основе, примазывание, приглаживание, границ соединения отдельных частей.

Восприятие произведений художественной литературы, познавательно- исследовательская, изобразительная, коммуникативная

Февраль, 1 неделя

«Барашек»

Создать условия для обучения изображению на плоскости «барашек» моделируя образ барашка с помощью пластилина. Барашек в технике «пластилинографии». .Использованием цвета в передаче внешних особеностей, характера животного.

Приёмы лепки: отщипывание, скатывание колбасок пальцами, скручивание в колечки. размазывание на основе картона, разглаживание готовых поверхностей

Восприятие произведений художественной литературы, позновательно - исследовательская, изобразительная, коммуникативная

Февраль, 3 неделя

«Парусник»

Пластилинография – нетрадиционная техника, изображения. Выразительный образ через передачу объёма и цвета. Создавать условия для обучения созданию парусника на плоскости посредством сочетания разных приемов техники «пластилинография». Изготовление объемной работы. Самостоятельный выбор цветов пластилина и деталей, разглаживание готовых поверхностей.

Приёмы лепки: отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе картона, разглаживание готовых поверхностей.

Игровая, коммуникативная, позновательно- исследовательская, изобразительная, двигательная

Март, 1 неделя

«Подарок маме цветок мимоза»

Создать условия для обучения созданию на плоскости «мимозы» Развития умения отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения с помощью пластилина. Нетрадиционная техника изображения - пластилинография. Выразительный образ посредством передачи цвета и объема.

Приемы работы с пластилином: отщипывание, скатывание колбасок, шариков пальцами, размазывание на основе, прижимание, разглаживание готовых поверхностей.

Восприятие произведений художественной литературы, познавательно- исследовательская, изобразительная, коммуникативная

Март, 3 неделя

«Слоник»

Создать условия для обучения изображению на плоскости «слоника», моделируя его образ с помощью пластилина

Приемы работы с пластилином: отщипывание, скатывание колбасок пальцами, составление композиции из отдельных элементов.

Игровая, коммуникативная, позновательно- исследовательская, изобразительная, двигательная

Апрель,                 1 неделя

«Тюльпаны в вазе»

Создать условия для обучения созданию натюрморта, развития умения передавать форму предмета и природные особенности растения с помощью пластилина. Изображение вазы.

Приемы работы с пластилином: отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание готовых поверхностей .

Игровая, коммуникативная, позновательно- исследовательская, изобразительная, двигательная

Апрель,                                   3 неделя

«Бабочки»

Создать условия для обучения передаче природной красоты бабочки посредством художественной техники - пластилинографии. Передача природной красоты бабочки посредством художественной, техники «пластилинография».

Приемы работы в технике «Пластилинографии»: отщипывание, раскатывание шариков, соединение

Игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, изобразительная, двигательная

Май, 2 неделя

«Божья коровка»

Создать условия для обучения передаче природной красоты божьей коровки посредством художественной техники - пластилинографии. Насекомые классификация насекомых. Передача природной красоты божьей коровки посредством художественной, техники «пластилинография.

Приемы работы с пластилином: отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовой поверхности. Создание композиции.

Восприятие произведений художественной литературы, позновательно- исследовательская, изобразительная, коммуникативная

Май, 4 неделя

«Цветочная полянка»

Создать условия для обучения созданию на плоскости «мимозы» Развития умения отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения с помощью пластилина. Выразительный образ посредством передачи цвета и объема.

Приемы работы с пластилином: отщипывание, скатывание колбасок пальцами, скатывание в улитку, составление композиции из отдельных элементов.

Игровая, коммуникативная, позновательно- исследовательская, изобразительная, двигательная


календарь тематических недель для детей среднего дошкольного возраста

Сроки

Примерные темы

1-я неделя сентября

Вводное занятие. Беседа с детьми на тему:  «пластилинография-это?!»  Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

3-я неделя сентября

«Овощи»

1-я неделя октября

«Золотая рыбка»

3-я неделя октября

Коллективная работа «Домики из брёвнышек»

1-я неделя ноября

Коллективная работа «Золотая осень»

3-я неделя ноября

«Солнышко лучистое»

1-я неделя декабря

«Снегирь на ветке рябины»

3-я неделя декабря

Коллективная работа «Новогодняя сказка»

1-я неделя января

«Снеговики»

3-я неделя января

Коллективная работа «Ветка рябины»

1-я неделя февраля

«Мой друг-щенок»

3-я неделя февраля

«Парусник»

1-я неделя марта

«Подарок маме»

3-я неделя марта

«Слоник»

1-я неделя апреля

«Тюльпаны в вазе»

3-я неделя апреля

«Бабочки»

2-я неделя мая

«Божья коровка»

4-я неделя мая

«Здравствуй, лето»


Календарно – тематическое планирование работы с детьми среднего дошкольного возраста

Месяц

Тема занятия

Педагогические цели

Программное содержание занятия

Виды детской деятельности

Сентябрь,  1 неделя

Вводное занятие.

Беседа с детьми на тему: «Пластилинография!?»

Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

В доступной форме напомнить детям, что такое «пластилинография» Ознакомление детей с режимом работы кружка, содержанием предстоящей работы. Ппродолжатьзнакомить с техникой безопасности при работе с инструментами.

Используя нетрадиционную художественную технику – пластилинографию продолжать учить детей созданию на основе пластилина лепных картин на горизонтальной поверхности. Развивать у детей моторику пальцев рук.

Обучающая, воспитывающая, развивающая.

Сентябрь,

3 неделя

«Овощи»

Создать условия для обучения создания выразительного образа предмета – овощи – посредством передачи объема и цвета на горизонтальной плоскости;

Продолжать учить отщипывать, скатывать колбаску, шарик, пальцами разглаживать готовую поверхность

Игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, изобразительная, двигательная.

Октябрь, 1 неделя

«Золотая рыбка»

Создать условия для обучения изображению объекта – рыбки в движении на горизонтальной плоскости, с использованием для создания нескольких цветов пластилина. Выразительный образ объекта в технике «Пластилинография» Изображение рыбки в движении с использованием для создания объема разного сочетания цвета пластилина.

Продолжать учить отщипыванию, скатыванию пальцами, размазыванию на основе, разглаживанию готовых поверхностей.

Восприятие произведений художественной литературы, познавательно- исследовательская, изобразительная, коммуникативная.

Октябрь, 3 неделя

Коллективная работа «Домики из брёвнышек»

Создавать условия для обучения созданию сюжетной картины на плоскости – посредством сочетания разных приемов техники «пластилинография». Изготовление объемной работы. Самостоятельный выбор цветов пластилина и деталей, разглаживание готовых поверхностей.

Продолжать учить отщипывать, скатывать колбаску пальцами, прижимать и размазывать на основе картон, создавая композицию.

Игровая, восприятие произведений художественной литературы, познавательно- исследовательская, изобразительная, коммуникативная.

Ноябрь, 1 неделя

Коллективная работа «Золотая осень»

Создать условия для обучения созданию на плоскости пейзажа «Золотая осень» с передачей характерных особенностей внешнего строения деревьев посредством пластилинографии. Эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи. Жанр изобразительного искусства - пейзаж.

Приемы работы: придавливание, примазывание, разглаживание границ соединения частей.

Игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, изобразительная, двигательная

Ноябрь, 3 неделя

«Солнышко лучистое»

Создать условия для обучения созданию в технике «пластилинография» природного объекта - «солнца- с использованием нетрадиционного материала: с приемом «смешивания» двух цветов пластилина»

Приемы лепки: отщипывание, разглаживание по готовой поверхности, не выходя за контры рисунка, скатывании пластилина в колбаски.

Игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, изобразительная, двигательная

Декабрь, 1 неделя

«Снегирь на ветке рябины»

Создать условия для обучения технике создания изображения «птицы» и «веточки рябины» на плоскости при помощи пластилина. Техника создания изображения на плоскости при помощи пластилина.

Использование цвета в передаче внешних особенностей птицы.

Приемы работы в технике «пластилинографии»: придавливание деталей к основе, примазывание, приглаживание, границ соединения отдельных частей.

Восприятие произведений художественной литературы, познавательно- исследовательская, изобразительная, коммуникативная.

Декабрь, 3 неделя

Коллективная работа «Новогодняя сказка»

Создать условия для создания на плоскости в полуобъеме целостного объекта из отдельных деталей. Создание знакомого образа с опорой на жизненный опыт. Создание целостности объекта из отдельных деталей с использованием имеющихся навыков.

Придавливание деталей к основе, отщипывание, размазывание, приглаживание готовых поверхностей

Игровая, восприятие произведений художественной литературы, познавательно- исследовательская, изобразительная, коммуникативная

Январь, 3 неделя

«Снеговики»

Создать условия для создания на плоскости в полуобъеме целостного объекта из отдельных деталей. Создание знакомого образа с опорой на жизненный опыт. Создание целостности объекта из отдельных деталей с использованием имеющихся навыков.

Придавливание деталей к основе, отщипывание, размазывание, приглаживание готовых поверхностей

Восприятие произведений художественной литературы, познавательно- исследовательская, изобразительная, коммуникативная

Январь, 4 неделя

Коллективная работа «Ветка рябины»

Создать условия для создания целостной композиции; способствовать развитию эстетического восприятия, мелкой моторики

Приемы работы в технике «пластилинографии»: придавливание деталей к основе, примазывание, приглаживание, границ соединения отдельных частей.

Восприятие произведений художественной литературы, познавательно- исследовательская, изобразительная, коммуникативная

Февраль, 1 неделя

«Мой друг-щенок»

Создать условия для изображения на плоскости «щенка» моделируя образ щенка с помощью пластилина. Щенок в технике «пластилинографии». Использованием цвета в передаче внешних особеностей, характера животного.

Приёмы лепки: отщипывание, скатывание колбасок пальцами, скручивание в колечки. размазывание на основе картона, разглаживание готовых поверхностей

Восприятие произведений художественной литературы, позновательно - исследовательская, изобразительная, коммуникативная

Февраль, 3 неделя

«Парусник»

Пластилинография – нетрадиционная техника, изображения. Выразительный образ через передачу объёма и цвета. Создавать условия для создания парусника на плоскости посредством сочетания разных приемов техники «пластилинография». Изготовление объемной работы. Самостоятельный выбор цветов пластилина и деталей, разглаживание готовых поверхностей.

Приёмы лепки: отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе картона, разглаживание готовых поверхностей.

Игровая, коммуникативная, позновательно- исследовательская, изобразительная, двигательная

Март, 1 неделя

«Подарок маме»

Создать условия для обучения созданию на плоскости «подарка» Развития умения отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения с помощью пластилина. Нетрадиционная техника изображения - пластилинография. Выразительный образ посредством передачи цвета и объема.

Приемы работы с пластилином: отщипывание, скатывание колбасок, шариков пальцами, размазывание на основе, прижимание, разглаживание готовых поверхностей.

Восприятие произведений художественной литературы, познавательно- исследовательская, изобразительная, коммуникативная

Март, 3 неделя

«Слоник»

Создать условия для  изображения на плоскости «слоника», моделируя его образ с помощью пластилина

Приемы работы с пластилином: отщипывание, скатывание колбасок пальцами, составление композиции из отдельных элементов.

Игровая, коммуникативная, позновательно- исследовательская, изобразительная, двигательная

Апрель,                 1 неделя

«Тюльпаны в вазе»

Создать условия для создания натюрморта, развития умения передавать форму предмета и природные особенности растения с помощью пластилина. Изображение вазы.

Приемы работы с пластилином: отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание готовых поверхностей .

Игровая, коммуникативная, позновательно- исследовательская, изобразительная, двигательная

Апрель,                                   3 неделя

«Бабочки»

Создать условия для передачи природной красоты бабочки посредством художественной техники - пластилинографии. Передача природной красоты бабочки посредством художественной, техники «пластилинография».

Приемы работы в технике «Пластилинографии»: отщипывание, раскатывание шариков, соединение

Игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, изобразительная, двигательная

Май, 2 неделя

«Божья коровка»

Создать условия для передачи природной красоты божьей коровки посредством художественной техники - пластилинографии. Насекомые классификация насекомых. Передача природной красоты божьей коровки посредством художественной, техники «пластилинография.

Приемы работы с пластилином: отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовой поверхности. Создание композиции.

Восприятие произведений художественной литературы, позновательно- исследовательская, изобразительная, коммуникативная

Май, 4 неделя

«Здравствуй, лето»

Создать условия для создания на плоскости «различные цветы» Развития умения отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения с помощью пластилина. Выразительный образ посредством передачи цвета и объема.

Приемы работы с пластилином: отщипывание, скатывание колбасок пальцами, скатывание в улитку, составление композиции из отдельных элементов.

Игровая, коммуникативная, позновательно- исследовательская, изобразительная, двигательная


3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Техническое оснащение занятий:

Для рисования пластилином понадобятся следующие материалы:

- картон или плотная бумага (22 комплекта);

- деревянная или пластиковая доска для раскатывания пластилина (22 штуки);

- емкость с водой для смачивания рук (22 штуки);

- набор разноцветного пластилина (22  набора);

- влажные салфетки для рук (22 штуки);;

- набор стеков разной формы (22 штуки); .

Организация рабочего места:

Нужен рабочий стол, на котором можно расположить коробку с пластилином, картинки, эскизы, коробку с неоконченными работами, если такие есть, и рабочие инструменты. Должно быть хорошее освещение. Следите за тем, чтобы тень от рук и головы не падала на рабочую поверхность стола. Можно использовать музыку, хорошая музыка настроит на творчество. Очень важно при работе следить за осанкой детей. Пластилин должен лежать в закрытой коробке. Картон должен в специальной папке. Стеки должны храниться в футляре или специальном пенале. Подкладная доска должна лежать в специальной папке. Во время работы необходимо следить затем, чтобы пластилин не попадал на одежду и на стул .

Правила техники безопасности при работе с пластилином: 

 - Приобретать только качественный пластилин.

 -Лепку пластилином выполняй только на специальной  подложке. Нельзя класть пластилин на стол.

-Перед началом работы нужно смочить руки водой, тогда пластилин не будет к ним прилипать.

-Перед работой разогреть пластилин.

   -Не нужно разминать сразу весь кусок пластилина. Можно отделить маленькую часть, размять, потом прибавить еще и т.д.

   -Храните пластилин в коробочке отдельно от другого материала.

   -После работы вытирать руки салфеткой и вымыть их теплой водой с мылом.

 -По окончании работы, убрать рабочее место, протереть стол.

-Подкладную доску и стеки нужно хорошо протереть салфеткой, а если есть необходимость, то вымыть теплой водой.

    -Готовые работы можно оформить в рамочки, неоконченные- убрать в специальные коробки, чтобы ничего не терялось.

Материал, находящийся в кружке художественного творчества должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных заданий, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

3.2. Структура занятия:

1. Организационный момент.

2. Беседа.

3. Художественное слово.

4. Показ образца.

5. Создание поделки (операции).

6. Индивидуальная помощь.

7. Поощрение.

8. Обыгрывание, анализ детских работ.

9. Итог.

Создание поделки (5) в технике пластилинография состоит из следующих операций:

1. Выбираем рисунок-основу для создания картины из пластилина. Для самых маленьких художников начать рисование пластилином лучше всего с радуги. Переносим эскиз понравившегося изображения на картон, обращая внимание на то, на каком фоне будет лучше смотреться выбранная картинка: белом или цветном.

2. Отделяем от брусков пластилина небольшие кусочки и наносим их на основу в соответствии с задумкой. При этом используем различные

приемы лепки:

раскатывание – кусочек пластилина, находящийся между ладонями или ладонью и доской, раскатывается при помощи прямолинейных движений кистей, приобретая при этом цилиндрическую форму;

скатывание – кусочек пластилина приобретает шарообразную форму при помощи кругообразных движений кистей;

заглаживание – используется для создания плоских и гладких поверхностей;

сплющивание – сдавливание шарика из пластилина в лепешку;

прищипывание;

оттягивание.

3. Для создания картин из пластилина с большим количеством деталей, а также более выразительной прорисовки предметов можно использовать медицинский шприц без иглы. Внутрь шприца помещают брусочек пластилина и осторожно нагревают, а затем аккуратно выдавливают длинными тонкими «нитями». Для более толстых нитей можно использовать кондитерский шприц. Нагреть шприц можно погрузив его в емкость с горячей водой, или положив на батарею отопления.

4. Для получения более мягких переходов между цветами и получения необходимых оттенков пластилина, различные цвета пластилина смешивают просто в руках. При этом нужно помнить о следующих нюансах:

- не стоит смешивать более двух цветов пластилина одновременно, иначе цвет получится тусклым;

- добиться более яркого и глубокого оттенка можно путем примешивания к любому цвету черного пластилина;

- получить пастельные оттенки можно примешивая к любому цвету белого пластилина.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

 КОМПЛЕКС КОНТРОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ТЕСТОВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Обследование уровня развития творчества детей проводится два раза в год:

начальное - в сентябре месяце, итоговое в мае месяце в форме тестов.

Методика определения уровня творческого воображения дошкольников (авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)

Цель – выявить способность придумывать и изображать по замыслу что-нибудь необычное, при помощи дополнительных элементов создавать различные оригинальные образы.

«Свободный рисунок».

Материал: лист бумаги, набор фломастеров.

Задание: придумать что-либо необычное. На выполнение задания отводилось 4 минуты. Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям: 8 -10 баллов – ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении; рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны. 5-7 баллов – ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне. 3-4 балла – ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали. 0-1 балла – за отведенное время ребенок так и не сумел нечего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии Выводы об уровне развития: 8-10баллов – высокий; 5-7 баллов – средний; 3-4 балла – низкий; 0-2 балла – низший.

«Неоконченный рисунок».

Материал:

1) Лист бумаги с изображением 12-ти кружков, не касающихся друг друга (расположены в 3 ряда по 4 кружка).

2.)На  листе  бумаги  изображен  неоконченный  рисунок  собаки,

повторяющийся 12 раз. Простые карандаши.

Задание: На первом этапе: из каждого кружка изобразить с помощью

дополнительных элементов различные образы. На втором этапе: необходимо


последовательно дорисовать образ собаки, так чтобы каждый раз это была разная собака. Изменение образа идет вплоть до изображения фантастического животного. Оценка результатов: 0-3 балла – низший; 4-6 баллов – низкий; 7-9 баллов – средний; 10-12– высокий; Подсчитывается, сколько кружков превратил испытуемый в новые образы, сколько нарисовал разных собачек. Результаты, полученные за 2 серии, суммируются.

Тест «Составление изображений объектов» (Л.Ю.Субботиной)

Тест позволяет диагностировать воображение и образное мышление. (Для

детей дошкольного и младшего школьного возраста)

Цель: выявить уровень развития воображения и творческого мышления при

составлении изображения с помощью геометрических фигур

Задание: нарисовать заданные объекты, пользуясь следующим набором

фигур: круг, треугольник, прямоугольник, трапеция (прилагаются) Объекты для рисования: лицо, клоун, дом, кошка, дождь, радость. Каждую фигуру можно использовать многократно, менять ее размеры, но нельзя добавлять другие фигуры и линии.

Оценка результатов проводится по ряду параметров:

  1. Изображены ли все заданные объекты, -1 балл, но они не похожи.
  2. Использование в изображении всех предложенных фигур: -2 балла
  3. Реалистичность изображения (степень похожести на заданный объект) – 3

балла

  1. Изображения всех заданных объектов с использованием всех предложенных фигур в оригинальной и остроумной комбинации: - 4 балла

Методика «Дорожки» (по Л.А.Венгеру).

Методика представляет собой задание на проведение ребенком линий, соединяющих разные элементы рисунка. Методика позволяет определить уровень развития точности движений, степень подготовленности руки к овладению письмом, сформированность внимания и контроля за собственными действиями. На рисунке изображены дорожки, у одного конца которых стоят машины, у другого – дом. Машина должна “проехать” по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожек усложняется от первой к последней.

Инструкция для ребенка: «Здесь нарисованы машинки и дорожки с домиками. Попробуй соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки».

Инструкция педагогу и обработка экспериментального материала аналогичны предыдущей методике (Домик).


Результаты теста:

высокий уровень выполнения считается, если выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от листа не более 3 раз;

низкий – три и более выходов за пределы “дорожки”, неровная, дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, рвущим бумагу, многократное проведение по одному и тому же месту рисунка.

Оценка мелкой моторики по шкале Н.И. Озерецкого

Методика представляет собой тестовую батарею исследования уровня развития двигательных умений, отдельных компонентов моторики у детей и подростков. Методика предложена Н. И. Озерецким в 1923 г. под названием «Метод массовой оценки моторики у детей и подростков» [3]. Шкальный принцип построения аналогичен традиционным тестам интеллекта. Предусматривается возможность как индивидуального, так и группового обследования. Тесты объединены в пять групп (по 5 тестов в каждой). Состав

  • направленность тестов по отдельным компонентам развития двигательной сферы следующие:
  • Статическая координация (способность стоять с закрытыми глазами в течение 15 с; то же поочередно на правой и левой ногах; на цыпочках, на носках, при различных положениях туловища).

  • Динамическая координация и соразмерность движений (передвижение прыжками на правой и левой ногах; прохождение лабиринтов попеременно правой и левой руками; вырезание кружка из бумаги (время ограничено: 1 мин. для правой руки и 1 ,5 для левой); прочерчивание линий; прыжки с места в высоту).

  • Скорость движений (укладывание 20 монет по одной копейке в коробку (время 15 с); рисование вертикальных линий; раскладывание спичек; прокалывание отверстий в листе бумаги с нанесенным на нем кружками (бланк пробы внимания по Россолимо, см. Россолимо «Психологические профили»); нанесение точек на бумагу

  • Сила движений (сгибание, распрямление различных предметов). Сопровождающие движения (синкинезии) — поднимание бровей; наморщивание лба; движения кистями рук. Тесты считаются невыполненными, если наряду с требуемыми у испытуемого отмечаются другие движения, например, движение кистью вместе с движением всей руки, поднимание бровей и движения губами и т.д.


Испытания начинаются с тестов на динамическую координацию, затем следует оценка скорости движения, силы, синкинезии и статической координации. В протоколе обследования фиксируется количество выполненных тестов по всем пяти группам моторных качеств (за каждый выполненный тест — 1 балл) и суммарная оценка. Продолжительность процедуры обследования — 45-65 мин. По суммарному результату в соответствии с таблицами норм для испытуемых определяется тот или иной возрастной уровень моторного развития. Нормативные данные установлены на материале обследования 1200 детей (в нормативную группу включены также дети и подростки с отклонениями в умственном развитии). Имеются возрастные нормы и для выполнения каждой группы тестов, что позволяет производить ориентировочную оценку профильную уровня развития отдельных компонентов двигательных навыков. Возрастная шкала норм разделена на шесть уровней (4-6, 7-8, 9-10, 11-12, 13-14, 15-16 лет). В результате теста отчетливо выявляется общий фактор моторного развития. Коэффициент надежности (по методу. расщепления) для разных групп испытуемых колеблется от 0,8 до 0,9. Показатель надежности ретестовой достигает 0,7. Шкала оценки моторики по Н.И. Озерецкому широко используется в зарубежной психодиагностике. Методика считается особенно полезной при обследовании умственно отсталых детей, у которых часто наблюдаются дефекты развития моторики. В настоящее время применяется шкала моторного развития Линкольна – Озерецкого (Lincoln – Oseretsky Motor Development Scale, 1955), представляющая собой новую стандартизацию оригинальной шкалы с некоторым изменением системы оценки результатов, введением дополнительных заданий.

Таблица оценки результативности работ детей (начало, конец года).

Фамилия,

Технические навыки

Проявление

Развитие

Проявление

имя

творчества в

мелкой

аккуратности и

Раскат

Сплющ

Размаз

ребенка

.

.

.

декоре

моторики

трудолюбия


Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

1. Доронова Т.Н. , Якобсон С.Г.  Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре/ Т.Н.Доронова. – М.: Гуманитарный издательский центр: Владос, 2004

2.Комарова Т.С..Занятия по изобразительной деятельности/ Т.С.Комарова,– М.: Мозаика-Синтез, 2008

3.Кожохина С.К. Панова Е.АСделаем жизнь наших малышей ярче/ С.К.Кажохина. – Ярославль, 2007

4.Куцакова Л.В. Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника/ Л.В.Куцакова – М.: Гуманитарный издательский центр: Владос, 2003

5.Лыкова И.А.. Программа художественного воспитания,обучения и иразвития детей 2-7лет « Цветные ладошки»/ И.А.Лыкова – М.: творческий центр «Сфера»2009

6.Лыкова И.А.Изобразительная деятельность в детском саду/ И.А.Лыкова М: Издательский дом» Цветной мир»,2012г

7.Майорова Ю.А. идеи для творчества Поделки из солёного теста и пластелина/ Ю.А.МайороваНижний Новгород:ООО                 « Издательство «Доброе слово» ,2011

8.Швайко Г.С.Занятия по изобразительной деятельности в детском саду/Г.С.Швайко. – М.: Гуманитарный издательский центр: Владос, 2003

9.Штейнле Н.Ф Изобразительная деятельность средняя группа разработки занятий/ Н.Ф.Штейнле : Волгоград -Издательско-торговый дом Корифей,2008г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЁЛЫЕ ЛОЖКАРИ»

Актуальность программы и её новизна определяются её направленностью на способность импровизировать, фантазировать, самому увлечённо играть. Реализация данной программы поможет развить у детей па...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности. Бисероплетение. «Бусинка».

       Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Оно сохраняет свое значение и ...

Дополнительная Общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Пластилиновая сказка"

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Пластилиновая сказка"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности " Пластилиновая фантазия" 2018 -2019 учебный год.

Рабочая программа по пластилинографии. Цель:  развитие у детей творческих способностей посредством нетрадиционной техники - пластилинографии....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная бусинка»

Кружок по бисероплитению - Возраст обучающихся 5-7 лет. Срок реализации  2 года...