Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно- эстетической направленности «Волшебный фоамиран»
материал (старшая группа)

Миронова Светлана Юрьевна

Пояснительная записка

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В процессе обучения дети получают определенные программой знания, умения, навыки, развивают внимательность, моторику рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественно- эстетической направленности «Волшебный фоамиран».

                         Направленность: имеет художественно-эстетическую направленность

Вид проекта: познавательный, творческий, групповой.

Продолжительность: долгосрочный

Участники проекта:  возраст воспитанников: 5-6 лет

         Срок реализации: 1 год

Автор - составитель: Миронова Светлана Юрьевна

Пояснительная записка

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В процессе обучения дети получают определенные программой знания, умения, навыки, развивают внимательность, моторику рук.

Вид программы: модифицированная, составлена на основании программы дополнительного образования детей «Художественные изделия из фоамирана,

Программа «Волшебный фоамиран» по своей направленности является обще развивающей, так как у учащихся при ее освоении формируются компетенции осуществлять универсальные действия:

-личностные (самоопределение, нравственно-этическая ориентация);

-регулятивные (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка);

-познавательные (обще учебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем);

-коммуникативные (планирование сотрудничества, разрушение конфликтов, управление поведением, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

Новизна программы.

Новизна программы заключается в разработке, изготовлении и применении наглядного и дидактического материала, учитывающего возрастные особенности детей. Это позволяет создать условия для более успешного развития творческого потенциала каждого учащегося.

Актуальность программы.

Актуальность программы состоит в том, что учащийся осваивая разнообразные способы выполнения элементов фоамирна, развивая моторику руки, способствуя своему интеллектуальному развитию. Фоамиран создает среду, в которой живут люди, украшая их повседневный быт, помогая сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Изящные работы, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно, объемные композиции рассказывают о самом авторе, о его внутренним мире. Сегодня фоамиран наиболее тесно связано с самым молодым видом искусства - дизайном.

Педагогическая целесообразность программы.

Занятия фоамираном помогают сформировать у учащихся новое мышление, способствуют развитию визуальной культуры, навыками и умениями художественного творчества. Ребенок                с детских лет учится находиться в гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир.

Цель и задачи программы

Цель: создание условий для всестороннего интеллектуального и эстетического развития ребёнка в процессе овладения элементарными приёмами нетрадиционной техники работы с фоамираном.

Задачи:

Обучающие:

  • знакомить с основными понятиями и базовыми формами «фоамирана»;
  • обучать различным приёмам работы с фоамираном;
  • формировать умения пользоваться схемами и инструментами;
  • Создавать композиции из форм, выполненных в технике холодного фоамирна;
  • расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед.

Развивающие:

  • развивать внимание, память, пространственное воображение;
  • развивать мелкую моторику рук, приучать к точным движениям пальцев, развивать глазомер;
  • развивать творческие способности, художественный вкус и фантазию детей;
  • развивать умения и навыки использования инструментов для фоамирана;
  • развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к искусству работы с фоамираном;
  • воспитывать аккуратность, бережное и экономное использование материалов;
  • формировать коммуникативные способности;
  • формировать культуру труда и трудовые навыки, умению экономно использовать материал.

Принципы:

  • научности (использование литературы, разных методик и технологий);
  • последовательности и системности (от простого к сложному);
  • доступности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей);
  • наглядности (схемы, шаблоны, фотографии);
  • демократичности (взаимодействие педагога и обучающегося);
  • целостности и последовательности изучения.

Отличительные особенности программы.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что:

  • Предварительная подготовка детей к занятиям не имеет значения, и в одной группе могут обучаться разновозрастные дети.
  • Формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во время обучения.
  • В процессе обучения реализуется дифференцированный подход.
  • Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого учащегося для более успешного творческого развития.

Возрастная категория детей  5- 6 лет

Срок реализации программы 1 год

Форма проведения занятий

Форма проведения занятий - групповая. Занятия фоамираном требует от учащихся большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки,

Режим занятий

Прогнозируемые результаты обучения:

Пройдя полный курс, предусмотренный данной образовательной программой, формируются навыки работы с разными материалами. Учащиеся учатся самостоятельно задумывать, развивать, осмысливать и выполнять работу.

По итогам изучения программы обучающиеся

должны знать:

  • название основных техник фоамирана, области применения;
  • понимать значение терминов: фоамиран, тонировка, декор, композиция, красители, замысел,               основа для фоамирана;
  • названия инструментов и приспособлений, области их использования;
  • основы композиции, сочетание цветов и оттенков цветового круга;
  • свойства акриловых красок;
  • способы наклеивания мотивов;
  • особенности фоамирана на различных композициях;
  • отличительные черты различных стилей декорирования;
  • различные техники декорирования: воздействие нагрева на фоамиран, формирование изделий скруткой, тонировка и др.
  • способы декорирования изделий;
  • принципы изготовления и декорирования игрушки.

должны уметь:

  • пользоваться инструментами и материалами: красками, кистью, трафаретами, шаблонами

( клей и клей карандаш для фоамирана) , поролоновыми тампонами;

  • использовать цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративного изделия;
  • применять различные виды декорирования;
  • учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом;
  • применять полученные знания на практике;
  • экономно расходовать материалы;
  • качественно с технологической точки зрения выполнять изделия;
  • сочетать элементы из фоамирана с отделкой (бусины, тычинки);

Основными критериями оценки работ детей являются:

  • внешний вид изделия;
  • соблюдение технологии изготовления и декорирования;
  • самостоятельность в выполнении работы;
  • продуктивность (выполнение работы в установленный срок);
  • качество выполненной работы;
  • культура поведения и соблюдения техники безопасности.

Формы подведения итогов реализации программы

• Отчет ( фото работа с детьми )

• Проведение выставок работ учащихся.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методы обучения, используемые педагогом при проведении занятий:

  • Словесный метод - используется на каждом занятии в форме беседы, лекции, рассказа, изложения нового материала, закрепления изученного и повторения пройденного.
  • Самостоятельная творческая работа - развивает самостоятельность, воображение, способствует выработке творческого подхода к выполнению задания, поиску нестандартных творческих решений.
  • Коллективная работа - один из методов. Приучающих обучающихся справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует взаимопониманию между членами группы, созданию дружественной обстановки.
  • Отработка технических навыков работы с художественными материалами и инструментами, способствует повышению качества работы, учит терпению, аккуратности, целеустремленности.
  • Репродуктивный метод - используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных её элементов при объяснении нового материала.

Необходимые условия реализации программы

  • Для организации успешной работы имеется оборудованное помещение (кабинет), в котором представлены в достаточном объеме наглядно-информационные материалы, хорошее верхнее освещение.

Учитывая специфику работы детей с колющими и режущими инструментами, имеются инструкции по технике безопасности.

Материалы и инструменты, необходимые для проведения занятий

  • Фоамирана разной цветовой гаммы.
  • Шпажки.
  • Цветной картон.
  • Ножницы.
  • Термоклей ( клей карандаш для фоамирана)
  • Рамки для оформления работ.
  • Карандаши.
  • Пастель сухая и масляная..
  • Ластик.
  • Бумага для эскизов
  • Шаблоны

Учебный тематический план

  №

Тема занятия

Теоретические

Практические

Всего часов

     Вводное занятие.                                 Знакомство с программой.   Техника безопасности. Инструменты.              .

1

1

Что такое фоамиран?                                      Где его можно применить?

1

1

  Как наносить рисунок на фоамиран. Вырезаем простые фигуры.

1

1

2

Выполнение простых элементов из фоамирана

1

1

2

Основы композиции

1

1

2

       Осеннее дерево (коллективная работа).

    5.

Беседа «Деревья осенью».

Разработка эскиза изделия

1

1

    6.

Техника изготовления листочков.

1

1

    7.

Подготовка деталей. Обрисовка по шаблону на фоамиране.  Вырезание.

1

1

    8.

 Завершение формовки и тонировки листьев. Сборка изделия.

1

1

       Украшение интерьера «Сердечко »

   8.

Выполнение шаблона из картона. Обрисовка по шаблону на фоамиране. Вырезание.

1

1

   9.

Изготовление сердечек .

Сборка изделия.

1

1

          Коллективная работа к Дню матери

   10.

Разработка эскиза.

Заготовка шаблонов. Вырезание деталей. Обработка.

1

1

   11.

Окончательное оформление и сборка композиции.

               1

       1

           

    Украшение интерьера Птичка

   12.

Обрисовка по шаблону на фоамиране. Вырезание.

            1

1

    13.

Вырезание деталей. Обработка. Сборка

          1

1

             Зимушка-Зима (коллективная работа)

    14

  Беседа о зиме, о красоте природы зимой, как передать это в поделке.

1

1

   15.

Разработка зимних эскизов. Заготовка шаблонов.

1

1

  16.

Вырезание деталей. Обработка. Сборка

1

1

              Новогодние сувенир

     17.

Разработка эскизов новогодних игрушек.

1

1

    18.

 Обрисовка по шаблону на фоамиране. Вырезание.

1

1

    19

 Сборка новогодних изделий.

1

1

     20.

Окончательное оформление

1

1

         

            Композиция «Аквариумные рыбки»

   21

Подготовка материалов к работе.

1

1

    22.

Обрисовка по шаблону на фоамиране.  Вырезание элементов композиции.

1

1

   23.

Тонирование и декорирование.

1

1

   24.

Сборка композиции

1

1

           

           Украшение интерьера Магнитик

   25.

Жираф. Обрисовка по шаблону на фоамиране. Вырезание.

1

1

    26.

Изготовление. Окончательное оформление и сборка

1

1

   27.

Пингвиненок. Обрисовка по шаблону на фоамиране. Вырезание.

 

1

1

  28

Изготовление. Окончательное оформление и сборка

1

1

   29.

Солнышко. Обрисовка по шаблону              на фоамиране. Вырезание.

1

1

    30.

Изготовление. Окончательное оформление и сборка

1

1

                       Композиция «Павлин»

  27.

 Разработка эскиза.

1

1

  28

Подготовка материалов. Заготовка шаблонов.

1

1

  29

Вырезание деталей. Обработка.

1

1

  30.

Окончательное оформление и сборка композиции. Декорирование.

1

1

                     подарок 23 февраля

    31.

Ракета. Подготовка материалов к работе. Обрисовка по шаблону на фоамиране. Вырезание.

1

1

    32.

Изготовление. Окончательное оформление и сборка

1

1

               Подарок для бабушки (рамочка)

     33.

 Разработка эскиза.

1

1

     34.

Подготовка материалов. Заготовка шаблонов.

1

1

    35.

Вырезание деталей. Обработка.

1

1

    36.

Окончательное оформление и сборка композиции. Декорирование.

1

1

                 Украшение интерьера

37.

Бабочка.  Подготовка материалов к работе. Обрисовка по шаблону на фоамиране. Вырезание.

1

1

38.

Изготовление. Окончательное оформление и сборка

1

1

Божья коровка. Подготовка материалов к работе. Обрисовка по шаблону на фоамиране. Вырезание.

1

1

39.

Изготовление. Окончательное оформление и сборка

1

1

                    Коллективная работа «Волшебный сад»

40.

 Разработка эскиза.

1

1

41.

Подготовка материалов. Заготовка шаблонов.

1

1

42.

Вырезание деталей. Обработка.

1

1

43.

Окончательное оформление и сборка композиции. Декорирование.

1

1

Закладки для друзей

44

Подготовка материалов к работе. Обрисовка по шаблону на фоамиране. Вырезание.

1

1

45.

Изготовление. Окончательное оформление и сборка

1

1

Композиция «Сова на ветке»

46

 Разработка эскиза.

1

1

47.

Подготовка материалов. Заготовка шаблонов.

1

1

48

Вырезание деталей. Обработка.

1

1

49.

Окончательное оформление и сборка композиции. Декорирование.

1

1

 

ИТОГО

11

               48

59

  • Содержание учебного (тематического) плана

Месяц, неделя

Тема занятия

Краткое содержание

Количество часов

Октябрь

1 неделя

     Вводное занятие. Давайте познакомимся

Беседа по технике безопасности и охране труда.  Знакомство с правилами поведения во время занятий. Техника безопасности.

1

2 неделя

Что такое фоамиран?                                      Где его можно применить?»..

Знакомство с историей возникновения фоамирна. Использование этого вида искусства в жизни человека. Знакомство с необходимыми материалами и инструментами.

1

3 неделя

Как наносить рисунок на фоамиран.

Как наносить рисунок на фоамиран. Вырезаем простые фигуры из фоамирана.

2

4 неделя

 Основы композиции. Выполнение простых элементов из фоамирана.

Основные законы композиции, изготовление простейших элементов. Знакомство с основными законами композиции: расположение элементов. Роль композиции для декоративного произведения.

2

Ноябрь

1 неделя

Осеннее дерево (коллективная работа).

Осенние Листочки.

Беседа : время года осень. Как запечатлеть эмоции в нашей работе.  Наносим контуры наших будущих заготовок на фоамиран.

Аккуратно вырезаем все детали, придаем им необходимую форму. Формируем нашу работу. Декорируем.

2

2 неделя

2

3 неделя

Особенности создания аппликации из фоамирана. Наносим рисунок на фоамиран, вырезаем его, пробуем формировать листок

. Формируем нашу работу. Декорируем.

2

4 неделя

Украшение интерьера «Сердечко»

Как будет проходить работа? В чем могут возникнуть трудности? Как их избежать? Наносим контур стилизованного сердца. Вырезаем его. Формируем в заготовку. Декорируем.

2

Коллективная работа к Дню матери Букет для наших мам...

Особенности создания аппликации из фома.  Наносим рисунок на фоамиран, вырезаем его, пробуем формировать цветок Собираем цветы в букет. Оформляем работу.

      2

Декабрь

1 неделя

   Украшение интерьера Птичка.

   Обрисовка по шаблону на фоамиране. Вырезание.  Изготовление птичек. Тонировка заготовок для придания естественного вида.

2

2 неделя

 Зимушка-Зима (коллективная работа)

  Беседа о зиме, о красоте природы зимой, как передать это в поделке. Разработка зимних эскизов. Заготовка шаблонов .Вырезание деталей. Обработка. Сборка композиции.

      3

3 неделя

 Новогодние игрушки

  По трафаретам обводим заготовки, вырезаем. Используем глитерный фоамиран.. Нарезаем полосочки, квадратики, кружочки. Собираем елочную игрушку. Привязываем веревочку.

     4

4 неделя

Январь

1 неделя

Картина «Аквариумные рыбки»

 

Подготовка материалов к работе. Обводим  по шаблону на фоамиране.  Вырезаем элементы композиции.

      2

2 неделя

   Тонируем детали, придаем нужную форму. Собираем композицию. Декорируем .

     2

3 неделя

 Украшение интерьера Пингвиненок

Обрисовываем  по шаблону на фоамиране. Вырезаем.  Накладываем детали на основу и собираем нашу поделку.

       2

4 неделя

Украшение интерьера   Жираф

Обрисовываем  по шаблону на фоамиране. Вырезаем.  Накладываем детали на основу и собираем нашу поделку.

        2

Февраль

1 неделя

 Коллективная работа «Павлин»

Беседа  кто такой павлин. Разрабатываем  эскиз. Заготовка шаблонов .Вырезание деталей. Обработка. Сборка композиции.

     3

2 неделя

3 неделя

 Поделка на 23февраля. Ракета.

 Подготовка материалов к работе. Обрисовка по шаблону на фоамиране. Вырезание.

     2

4 неделя

Март

1 неделя

Подарок для бабушки (рамочка)

 Ддя поделки берем любую рамку. Вырезаем заготовки. Приклеиваем на рамку. Украшаем декоративными элементами.

     4

2 неделя

3 неделя

  Украшение Бабочка

Обрисовываем  по шаблону на фоамиране. Вырезаем.  Накладываем детали на основу  и собираем нашу поделку.

      2

4 неделя

  Украшение Божья коровка

Обрисовываем  по шаблону на фоамиране. Вырезаем.  Накладываем детали на основу    и собираем нашу поделку.

     2

Апрель

1 неделя

Коллективная работа «Волшебный сад»

  Беседа о весне, о красоте природы весной как передать это в работе. Разрабатываем  эскиз. Обводим заготовки по шаблону.

    2

2 неделя

Волшебный сад

  Какие цветы можно добавить в композицию. Повторяем название весенних цветов. Вырезаем детали.. Обрабатываем. Сборка композиции.

     2

3 неделя

Закладки для друзей

 Обрисовываем  по шаблону на фоамиране.  Вырезаем. заготовки.  Накладываем детали на основу  и собираем нашу поделку.

   2

4 неделя

  Композиция «Сова на ветке»

  Беседа  , где живет сова, как выглядит.  Разрабатываем  эскиз. .Вырезаем детали по шаблонам. Обрабатываем, тонируем. Сборка композиции.

    2

Дидактические материалы:

- Наглядные пособия, изготовленные педагогом.

- Работы педагога.

- Работы учащихся.

- Фотографии с различных выставок.

-Инструкции по технике безопасности.

-Правила поведения в образовательном учреждении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Букина С. Букин М. Фоамиран. Шаг вперед. - «Феникс», Ростов-на-Дону: 2011
  2. Букина С.Букин М. Фоамиран: волшебство бумажных завитков. - «Феникс», Ростов-на-Дону: 2011
  3. Волосова Е.Е. Букеты в винтаж- «Феникс», 2015.
  4. Волосова Е.Е. Букеты в стиле шебби-шик - «Феникс», 2015.
  5. Воробьёва О.С. Цветы из фоамирана М.: «Феникс», 2015г.
  6. Герасимова Е.Е Брошь-букеты: красота в деталях - «Феникс»,2015.
  7. Грушина О.С. Занимательные поделки из фоамирна-«Феникс»,2015.
  8. Грушина О.С. Занимательные поделки из фоамирна-«Феникс»,2015.
  9. Ляхновская Н.О. Куклы из фоамирана- «Формат-М», 2015.
  10. Писарева, Е.С. Цветы для девочек [Текст] / Е.С. Писарева. – М.: Издательство АСТ Олимп Премьера, 2000.- 192 с.
  11. Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: «Титул», 2015.
  12. Чербанова Л.М. Волшебные цветы-«АСТ»,2016.
  13. Чербанова Л.М. Цветы из фоамирна- «АСТ»,2015.

Электронные ресурсы

https://podelki-doma.ru/rukodelie/podelki-iz-foamirana/elochnye-igrushki-iz-foamirana

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=5135393943658584902&text=изготовление+сердечка+из+фоамирана+

            www.livemaster.ru/masterclasses/lepka/rabota-s-foamiranom

           http://stranamasterov.ru/content/popular/inf/2176%2C451


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная нить»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяПрограмма художественной направленности«Волшебная нить» Возраст обучающихся: 6-7 летСрок реализации 1 год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный завиток»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный завиток»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная клякса» 2018 - 2019 уч.год

Цель: Развитие у детей художественно-творческих способностей, посредством нетрадиционных техник рисования и формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная бусинка»

Кружок по бисероплитению - Возраст обучающихся 5-7 лет. Срок реализации  2 года...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная бумага»

Цели и задачи программы: Цель программы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых....

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»

Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...