Проект "Мастерская природы"
проект по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)

Старкова Надежда Сергеевна

Система занятий, направленных на развитие мелкой моторики рук старших дошкольников, через совместную продуктивную творческую деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_masterskaya_prirody.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №484 комбинированного вида»

ПРОЕКТ

 «Мастерская природы»

Автор-составитель: Старкова Надежда Сергеевна,

 воспитатель

Новосибирск, 2018

Краткая аннотация проекта

Проект «Мастерская природы» стал результатом наблюдений  автора за детьми, посещающими комбинированную логопедическую группу для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР). Диагнозы нарушение развития речи тесным образом связаны с недостатком развития мелкой моторики руки у этих детей. Целью проекта является создание системы занятий, направленных на развитие мелкой моторики рук старших дошкольников, через совместную продуктивную творческую деятельность.

Проект рассчитан на 2 года и является практико-ориентированным. Реализация данного проекта предполагает сбор и обработку автором информации по данному вопросу; создание дидактического комплекса и материально-технической базы; разработку сценариев-конспектов занятий, организацию совместной продуктивной деятельности с детьми в детском саду, побуждение родителей к организации такой деятельности в семье, оформление  выставок детских работ, создание фотоальбомов,  а также последующий анализ и обобщение опыта работы.

  Основным принципом работы проекта является опора на природное окружение детей.

В реализации проекта участвуют 2 воспитателя, дети старшей – подготовительной комбинированной логопедической группы; руководитель изостудии; учитель-логопед, родители.

Мы рассчитываем, что благодаря предлагаемому проекту будет разработана система занятий совместной продуктивной творческой деятельностью,  создающая условия для развития мелкой моторики рук дошкольников.

Постановка проблемы

Сегодня становятся привычными тревожные данные о систематическом ухудшении уровня развития речи у детей дошкольного возраста. Количество таких детей ежегодно увеличивается в силу ухудшения экологических и социально-экономических условий, негативно влияющих на наследственность и состояние здоровья населения.

Взаимосвязь развития речи и уровня развития мелкой моторики общеизвестна. Как правило, у этих детей отмечается и слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью.  Учитывая особенности развития этих детей, можно прогнозировать сложности дальнейшей адаптации к условиям обучения в школе и в будущем – социализации в общество. Но и у детей с показателями речевого развития в пределах нормы, все чаще отмечается низкий уровень сформированности ручной умелости. Современные исследования  объясняют такое явление техническим прогрессом и современным темпом жизни. Все больше человека окружает техника, выполняющая часть работы, требующей ручной умелости. Нам же остается только нажимать на кнопки.

Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика». Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с паззлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.

Эффективность работы специалистов детского сада с такими детьми общепризнанна, однако в этой системе может занять достойное место разработанный нами проект «Мастерская природы», который направлен на организацию совместной продуктивной творческой деятельности детей с целью развития мелкой моторики руки, как одного из условий преодоления речевых дефектов и формирования графо-моторных навыков. Такой вид деятельности кажется нам наиболее оправданным для данного возраста детей, поскольку позволяет не только развивать мелкую моторику в более непринужденной форме, нежели на специально организованных занятиях, но и формировать навыки общения, умение работать в команде, учить слушать и слышать другого, выражать собственную точку зрения и считаться с мнением окружающих. Другими словами, совместная деятельность позволяет создать психологически комфортные условия для преодоления недостатков развития мелкой моторики, формировать и развивать коммуникативные умения и навыки, необходимые личности для успешной социализации в общество, предстоящей учебе в школе.

Неслучайно выбрана и тематика проекта. Природа – мощное средство воспитания. С первых дней появления на свет ребенок начинает познавать законы окружающего природного мира, с его помощью он совершенствует свои чувства, развивает ум и волю. Это утверждали все классики педагогической науки: Ж-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Я.А. Каменский. Об этом в свое время говорили Л.Н. Толстой и К.Д. Ушинский. Важное значение природы в развитии и воспитании ребенка подчеркивал В.А. Сухомлинский. Через любовь к природе воспитываются такие нравственные качества личности, как толерантность, милосердие, забота; закладываются любовь к Родине, родной культуре; формируется чувство прекрасного. Опора на природное окружение ребенка обогащает и расширяет детские представления об окружающем мире. Непосредственное общение с природой, ее преобразование (реальное и мыслительное) позволяют ребенку получать информацию о предметах, с которыми он взаимодействует, и использовать ее в своих практических действиях.

Методологической основой данного проекта являются работы В.С. Мухиной, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна о психическом развитии в дошкольном возрасте; О.С. Бот, Т.А. Ткаченко, И.С. Лопухиной, В.В. Цвынтарного,  С.Е. Большаковой  о формировании мелкой моторики рук в системе коррекционной работы по преодолению речевой патологии в дошкольном возрасте,   Л.С. Выготского о связи развития речи ребенка с творчеством; М.И. Лисиной, С.Н. Цейтлин о закономерностях развития речи дошкольников.

Цель проекта: создание системы работы с детьми старшего дошкольного возраста, направленную на развитие мелкой моторики через продуктивную совместную деятельность.

Задачи проекта:

  • Изучить теорию вопроса об особенностях и способах развития мелкой моторики рук у детей с ТНР и речевым развитие в норме.
  • Обеспечить дидактический комплекс для реализации проекта.
  • Подготовить материально-техническую базу для реализации проекта.
  • Диагностировать развитие мелкой моторики дошкольников
  • Разработать перспективный план совместной деятельности
  • Создать условия для развития мелкой моторики через продуктивную деятельность.
  • Привлечь родителей к организации совместной продуктивной творческой деятельности в семье.
  • Проанализировать, оценить и внести коррективы и спланировать дальнейшую работу с учетом полученного опыта.

Стратегия достижения поставленных целей и задачей

Этап реализации проекта

Ответственный

Сроки

  • Подготовительный этап 
  1. Сбор и анализ литературы по данной теме.
  2. Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ (педагогу-психологу, учителю-логопеду, преподавателю изодеятельности). 
  3. Планирование предстоящей совместной деятельности (систематизация форм и методов работы).
  4. Приобретение расходных материалов, инструментария, сопутствующих аудио- и видео-  материалов.
  5. Оборудование предметно – развивающей среды, необходимой для реализации проекта.
  6. Подбор методических пособий.

Воспитатели группы, педагог-психолог, учитель-логопед

                                 Июнь-август 2018г.

  • Диагностический этап
  1. Диагностика ручного праксиса.
  2. Диагностика ручной умелости.

Воспитатели, педагог-психолог.

1,2 неделя сентября 2018г.

  • Основной этап (практический)
  1. Организация систематической совместной продуктивной творческой деятельности с детьми (см. план).
  2. Опрос родителей о совместных занятиях с детьми.
  3. Проведение семинара для родителей по теме: «Значение мелкой моторики в развитии речи детей. Способы развития мелкой моторики».
  4. Оформление сменной выставки детских работ в группе для детей и в приемной для родителей.
  5. Проведение серии мастер-классов для родителей «Умелые руки не знают скуки».
  6. Оформление папки-передвижки «Творческая копилка» с идеями для организации совместной продуктивной деятельности ребенка и родителей дома.
  7. Проведение выставок семейных поделок.

  1. Сбор материалов для фотоальбомов и выставок.

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели, преподаватель изодеятельности

Родители, воспитатели.

Воспитатели, родители

2018-2019,

1неделя сентября.

Сентябрь 2008г.

в ходе проекта.

2 раза в год

посезонно

посезонно

систематически

  • Заключительный этап 
  1. Итоговая диагностика развития мелкой моторики.
  2. Анализ результативности проведенной работы.

  1. Анализ и обобщение опыта работы в форме мультимедийной презентации.

  1. Презентация детских работ на родительском собрании группы.
  2. Создание фотоальбомов детского творчества.

Воспитатели

Воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед.

Воспитатели, родители.

Воспитатели.

Воспитатели, родители.

Апрель-май 2019 май2019г

май2019г.

в ходе проекта.

в ходе проекта.

Ожидаемые результаты

При условии реализации данного проекта основным результатом  будет разработанная и апробированная система занятий совместной продуктивной творческой деятельностью детей, направленная на развитие мелкой моторики руки.

В ходе реализации данного проекта будут созданы оптимальные условия, способствующие развитию мелкой моторики и творческих способностей дошкольников как в ДОУ, так и в семье.

По окончании  реализации проекта педагогической общественности в форме мультимедийной презентации будет представлен перспективный план, отражена результативность проведенной работы (динамика развития мелкой моторики у детей), сформулированы рекомендации по применению результативных техник в продуктивной творческой деятельности и их адаптации для детей с ТНР.

Практическая значимость результатов

Результаты данного проекта значимы не только для детей с ТНР, выражающемся в нарушениях формирования всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, но и для детей с нормой в речевом развитии. Спроектированная система работы позволяет ребенку усовершенствовать моторику руки, являющуюся необходимым условием дальнейшего развития речи и формирования графо-моторных навыков для успешного обучения ребенка в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...