Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Леголенд"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)

Ольга Масунова

Основной целью реализации дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности «Леголенд» (далее - Программа «Леголенд»)   является формирование  у детей эстетического отношения к окружающему миру в процессе создания художественных образов из конструкторов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon legokonstruirovanie_programma.doc491.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  «ЛЕГОЛЕНД»        3

1.Пояснительная записка        3

2. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной Программы «Леголенд»        5

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ЛЕГОЛЕНД»        6

1. Описание образовательной деятельности        6

2. Формы и методы  реализации Программы «Леголенд»        11

3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников        13

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ЛЕГОЛЕНД»        14

1. Материально-техническое обеспечение, обеспеченность методическими материалами        14

2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды        15

ЛИТЕРАТУРА        16

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  «ЛЕГОЛЕНД»

1.Пояснительная записка

Одним из направлений индивидуализации дошкольного образования является реализация в дошкольном учреждении   дополнительных общеобразовательных программ.

Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам для детей дошкольного возраста должна быть направлена на:

- формирование и развитие творческих способностей воспитанников;

- удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также на занятиях физической культуры и спортом;

- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания дошкольников;

- выявление, развитие и поддержку талантливых воспитанников;

- социализацию и адаптацию воспитанников к жизни в обществе;

- формирование общей культуры воспитанников.

Дополнительные общеобразовательные программы могут иметь разную направленность.

Основной целью реализации дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности «Леголенд» (далее - Программа «Леголенд»)   является формирование  у детей эстетического отношения к окружающему миру в процессе создания художественных образов из конструкторов.

Становление эстетического отношения у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности и реализуется в активном участии. Конструирование из лего-конструкторов выступает как один из способов эстетического  воспитания.

Играя и одновременно обучаясь, на занятиях по Лего-конструированию, у детей возникает интерес к моделированию, развивается функция произвольности памяти, внимания. Это в свою очередь, является базой для создания у ребенка мотивации  к обучению – одно из главных условий дальнейшего обучения в школе.

Конструктивная деятельность предполагает развитие таких мыслительных процессов, как анализ и синтез, классификация  и обобщение, а также тесно связана с развитием речи дошкольников. Дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения. Конструирование дают возможность ребенку изучать окружающий мир реальности изнутри, т.е. видеть суть явлений и предметов. Оно предполагает создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, животных. Особое внимание в Программе «Леголенд» уделяется развитию личности ребенка, воспитанию у дошкольников таких качеств, как активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

В мире существует огромное множество детских строительных конструкторов, выполненных из маленьких пластмассовых, деревянных или керамических кирпичиков, колес, окон, крыш и дверей, и, даже, специального цемента. Такой набор конструктора дает ребенку уникальную возможность стать настоящим строителем и дать волю детской фантазии.

В силу своей универсальности наборы «ЛЕГО», «ЛЕГО-ДУПЛО» и «Кроха» оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками, позволяющими разнообразить  процесс обучения, развития и воспитания дошкольников.

Новизна программы. Программа «ЛЕГОЛЕНД» разработана на основании образовательной программы по  внеурочной  деятельности  «ЛЕГО-конструирование» под редакцией Л. Р. Алихановой. Основным отличием от базовой программы является то, что тематическое планирование Программы «ЛЕГОЛЕНД» построено на совокупности знаний по истории, биологии, окружающему миру и основам безопасности дошкольников. Конструирование  является комплексным и интегративным по своей сути. Программа адаптирована на возраст воспитанников 5 – 7 лет.

Задачи Программы «Леголенд»:

  1. Учить детей старшего дошкольного возраста создавать из разных видов конструкторов предметы, поделки, конструкции  различной сложности.
  2. Развивать у детей  логическое и образное  мышление,  умения творчески подходить к решению конструкторских задач.
  3. Расширять знания об окружающем мире: транспорт, техника, строительство, животный мир, космос.
  4. Поддерживать в каждом ребенке желание  выразить посредством конструирования свои представления, переживания, чувства, мысли.
  1. Формировать умение работать коллективно, договариваться о выполнении работы, испытывать удовлетворение от достигнутого результата.
  2. Воспитывать  дисциплинированность, находчивости и устойчивого интереса к проектной деятельности.

      Данные задачи взаимосвязаны и реализуются комплексно.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие.

При практической реализации поставленных задач мы основываемся на следующих основных дидактических принципах:

  • Принцип научности предполагает, что  содержание Программы «Леголенд» включает достоверные знания о фактах и явлениях окружающей действительности, а с другой стороны позволяет представить динамику развития данных явлений во взаимосвязи.
  • Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса обучения и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ.
  • Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
  • Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков.
  • Принцип доступности. Образовательный процесс теряет смысл, если его содержание будет недоступным для усвоения.
  • Принцип учета возрастных особенностей при объяснении и подборе заданий.

Ребенок на пятом году жизни достаточно самостоятельный и инициативный. У него активно развиваются мелкая моторика, глазомер. Движения рук уже более точные, ловкие, что помогает ему овладевать умением мастерить. У ребенка возникает интерес к качеству своего труда;  он начинает осознанно стремиться к соблюдению определенных требований, проявляет желание овладеть теми или иными навыками. Ребенок уже в состоянии устанавливать понятные ему причинно-следственные отношения. У него быстро совершенствуются все психические процессы, и особенно память.

У детей шестого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Данный возраст связан с развитием и перестройкой умственной деятельности ребенка. Ребенок данной возрастной группы отличается повышенной потребностью в открытии своего мира. Следовательно, обучение является помощником ребенку в обнаружении изменения окружающего мира по цветовым показателям, обозначению формы, месту расположения в пространстве.

В старшем дошкольном возрасте расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, необходимо обеспечить условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.

Этот возраст является ключевым в развитии воображения. Целенаправленное развитие механизмов творческого воображения существенно влияет на способность детей к адекватному реагированию, на умение различать эмоциональные состояния по внешним проявлениям. Именно поэтому одним из направлений работы с детьми старшего дошкольного возраста является обучение приемам саморегуляции эмоционального состояния средствами целенаправленного творческого воображения.

Главная помощь педагога – научить ребенка видеть форму предметов, поддерживать интерес ребенка к художественному творчеству, учить замечать художественную выразительность и образность окружающих предметов.

2. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной Программы «Леголенд»

  • У детей есть знания и представления о конструируемых объектах;
  • Имеются представления о деятельности людей, связанных со строительством, созданием техники, предметов, вещей;
  • Дети анализируют постройки, конструкции рисунки;
  • У детей сформированы представления о строительных деталях, их названиях и свойствах (форма, величина, устойчивость, способы соединения, крепления)
  • Сформированы конструктивные навыки (комбинируют детали, сочетают по форме, по-разному соединяют, накладывая, приставляя, экспериментируя с ними);
  • Сформированы навыки пространственной ориентации (спереди, сзади, внутри и пр.)
  • Дети создают постройки по индивидуальному и совместному замыслу и играют с ними;
  • Развиты творчество, изобретательство;
  • Сформированы навыки делового и игрового общения детей.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ЛЕГОЛЕНД»

1. Описание образовательной деятельности

Программа «Леголенд» обеспечивает всестороннее развитие детей. Важнейшим условием реализации Программы «Леголенд» является создание предметно - пространственной развивающей и эмоционально комфортной для ребенка среды. Срок реализации Программы «Леголенд» 2 года.

Задачи 1-го года обучения: 

1.        Ознакомление с конструктором ЛЕГО.

2.        Расширение знаний об окружающем мире.

3.        Развитие мелкой моторики рук.

4.        Формирование  умения работать по предложенным схемам.

Задачи 2-го года обучения

1.   Знакомство детей с новыми моделями конструкторов.

  1. Расширение знаний по безопасности жизнедеятельности.
  1. Закрепление умения работать по схемам.
  1. Развитие логического мышления и фантазии путем конструирования различных проектов будущего.
  1. Подготовка к дальнейшему изучению ЛЕГО-конструирования в школе.

Для успешной реализации данной программы образовательный процесс разделен на блоки:

- конструирование по образцу;

- конструирование по схемам;

- конструирование по условиям;

- конструирование по замыслу;

При определении программного содержания занятия идет опора на имеющийся опыт детей, постоянно усложняются учебные задания, развивая способность самостоятельно решать посильные конструктивные задачи.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ «ЛЕГОЛЕНД»

Таблица №1.

Блок

Первый год обучения

Второй год обучения

Конструирование по образцу 

Всего 3 занятия

Знакомство с конструктором ЛЕГО, названия деталей, знакомство с проектными работами из конструктора – 3 занятия

Конструирование по схеме

Всего 5 занятий

Использование  площадки для конструирования и деталей лего, возможность «рисовать» деталями лего узоров –   2 занятия

Расширение знаний о континенте Африка и о животных, обитающих в Африке – 3 занятия

Конструирование по условиям.

Построение по цвету деталей и по величине

Всего 21 занятие

Расширение знаний об окружающем мире: человек, насекомые, животные, птицы – 9 занятий

Расширение знаний о жилище человека: планировка квартиры, комнаты, мебель, зона отдыха (парк) – 4 занятия

Ознакомление со всеми видами транспорта: наземный, воздушный, водный, пассажирский, грузовой и др. Особенности построения транспорта. Правила дорожного движения – 8 занятий

Конструирование по замыслу

Всего 7 занятий

Сказочные постройки. Блок направлен на развитие фантазии и воображения детей – 7 занятий

Конструирование по образцу

Всего 8 занятий

Блок направлен на знакомство с новыми видами конструкторов. Конструирование фантастических построек – 4 занятия

Построение моделей машин военной авиации и космонавтики – 4 занятий

Конструирование по схемам

Всего 7 занятий

Применение схем при построении плоских поделок, животных и транспорта – 7 занятий

Конструирование по условиям

Всего 4 занятия

Знакомство с телефонами при чрезвычайных ситуациях: 01,02,03. Правила поведения при ЧС. Безопасность на дороге – 4 занятия

Конструирование по замыслу

Всего 17 занятий

Проектирование макетов различных сооружений. Знакомство со стилями в архитектуре – 4 занятия

Знакомство с понятием робот. Проектирование роботов для помощи в хозяйстве – 3 занятия

Знакомство с памятниками архитектуры древности и современных сооружений – 4 занятия

Проектирование спортивных сооружений – 2 занятия

Проектирование на две представленные темы: Африка, город детства – 4 занятия

УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Таблица №2.

№п/п

Наименование темы занятия

Кол-во занятий

Предполагаемый результат

Блок конструирование по образцу

1.

ЛЕГО-фестиваль. Возможности Лего-конструирования

1

-познакомить с понятиями «конструирование»

«конструирование из ЛЕГО»;

-показать фотографии роботехники и лего-конструирование

2.

Знакомство с конструктором ЛЕГО

1

-название деталей лего: кубик, кирпичик, брусочек;

-построение простейшего забора

3.

Исследователи кирпичиков

1

-закрепление знаний по деталям лего (вытягивание из мешочка нужного кирпичика)

-построение столбов из разных деталей

Блок конструирование по схеме

4.

Нарисованный цветок

1

-умение работать по схеме;

Построение цветка по распечатанной схеме

5.

Украсить домик Пятачка

1

-рассмотреть понятие симметрии;

-подборка цвета

6.

Животные Африки

3

Жираф, лев, верблюд

Блок конструирование по условиям

7.

Человек и природа

1

-рассмотреть понятие человек, природа;

Построение фигуры человека

8.

Кто такие насекомые

2

Построение плоских гусениц, бабочек, жуков

9.

Кто такие птицы

2

Построение страуса, петуха

10.

Домашние животные

2

Построение щенка, кошки

11

Лесные животные

2

 Ежик, олень

Блок конструирование по условиям

12.

Жилище человека

1

- расширение знаний о различных домах и истории человеческого жилища

13.

Конструирование квартиры

1

название комнат в квартире

14.

Моя любимая комната

1

Построение своей комнаты с мебелью

15.

Любимый парк

1

Построение зоны отдыха: детских площадок и деревьев

16.

Какой бывает транспорт

1

-расширение знаний о видах транспорта: наземный, воздушный, водный, пассажирский, грузовой и др.

17.

Пассажирский транспорт

2

Построение автомобиля, транспорт будущего

18.

Воздушный транспорт

2

Построение вертолета и самолета

19.

Водный транспорт

1

Построение корабля

20.

Космический транспорт

1

Построение космической ракеты

21.

Улица полна неожиданностей

1

Моделирование дорожной ситуации

Закрепление знаний ПДД

Блок конструирование по замыслу

22.

Жилища сказочных героев

2

-познакомятся с особенностями архитектуры сказочных домов;

-построение избушки и замка Кощея.

23.

Сказочная башня

1

-построение необычной сказочной башни

24.

Роботы будущего

1

-создание робота-помощника;

25.

Марсоход

1

-расширение знаний о космосе, о планетах;

-построение марсохода

26.

Парк динозавров

1

-расширение знаний о динозаврах;

27.

Итоговое занятие

1

-построение домика для вытянутой из мешка игрушки

Итого:

36

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Таблица №3.

№п/п

Наименование темы занятия

Кол-во занятий

Предполагаемый результат

Блок конструирование по образцу

1.

Лего-конструктор

1

-вспомнить детали Лего

Соревнования по конструированию

2.

Волшебный транспорт

1

-построение фантазийного средства передвижения

3.

Зазеркалье

1

-построение волшебной комнаты

4.

Любимый сказочный герой

1

-построение фигуры героя сказки

5.

Авиация и космонавтика

2

-построение ракеты и спутника

6.

Военная техника

2

-построение военных машин

Блок конструирование по схеме

7.

Открытка «Бабочки-красавицы»

1

-понятие симметрии

-построение бабочки

8.

Чудесная мозаика

1

-знакомство с понятием мозаики

-построение симметричного узора

9.

Построение животных

2

-построение фигур тигра, носорога

10.

Построение птиц

2

жар-птица, лебедь

11.

Построение транспорта

1

вертолет

Блок конструирование по условиям

12.

Телефон 01

1

-правила поведения при пожаре;

-моделирование ситуации возгорания;

13.

Тел 02

1

-телефон полиции при опасных ситуациях

-опасные ситуации в городе

14.

Тел 03

1

-телефон скорой медицинской помощи

15.

Безопасность на дороге

1

-опасные ситуации на автомобильной дороге

Блок конструирование по замыслу

16.

Детская площадка

1

-проектирование макета детской площадки

17.

Новейшая постройка

1

-построение архитектурного сооружения

18.

Карусели будущего

1

-проектирование макета детской карусели

19.

Воздушный транспорт

1

-построение необычного средства передвижения по воздуху

20.

Робот-уборщик

1

Виды роботов.

-построение робота с функциями уборщика

21.

Робот-официант

1

-построение робота-официанта

22.

Робот-садовод

1

-построение робота-садовника

23.

Египетские пирамиды

1

-знакомство с древней архитектурой

-построение пирамиды

24.

Лабиринты

1

-построение лабиринта

25.

Колизей

1

-построение большого стадиона наподобие Колизея

26.

Эйфелева башня

1

-построение ажурной башни

27.

Футбольный стадион

1

-построение футбольного стадиона

28.

Атлетический стадион

1

-построение атлетического стадиона со снарядами

29.

Проект «Африка»

2

-построение животных, природы Африки

30.

Проект «Город детства»

2

-построение ярких домиков, фигурок человека, деревьев для участия в ЛЕГО-фестивале.

Итого:

36

2. Формы и методы  реализации Программы «Леголенд»

Образовательная деятельность проводится в следующих формах:

  • Инсценировка различных ситуаций. Разыгрывается какая-либо ситуация. Дети учатся детей ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку ситуации. Например, инсценировка опасных ситуаций: пожар, дорожно-транспортное происшествие; инсценировка сказки «Три поросенка».
  • Познавательная игра. Творческие способности лучше всего развиваются у дошкольников в игре. Познавательная игра представляет собою НАБОР ЗАДАЧ, которые ребенок решает с помощью деталей конструктора. Например, построение квартиры, мебели для маленькой куклы, для большой куклы; построение детской площадки определенного цвета.
  • Проект. Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе “делания”. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Например, построение животных Африки, окружающая среда Африки; проект «Город детства» - построение ярких домиков, фигурок человека, деревьев.
  • Конкурсы и фестивали. Направлены на общее развитие детей и на стимулирование к дальнейшей работе.

Формы организации детей:

 На первом этапе реализации Программы «Леголенд» используются  индивидуальные задания всей группы детей (для 8 человек), и задания, выполняемые в парах. Например, какой бывает транспорт?

По мере приобретения навыков конструирования применяется форма выполнения заданий подгруппой (3-4 человека). Например, жилища сказочных героев; построение роботов.

Методы обучения:

Исходя из возрастных особенностей и возможностей дошкольников применимы следующие методы:

Беседа, проводится в первой части занятия. Состоит из 3-4 вопросов. Беседа предполагает раскрытие темы занятия, рассмотрение образца, схемы построения. Происходит изучение и закрепление знаний по окружающему миру, транспорту, миру животных и др.

Художественное слово (загадки, скороговорки). Вызывает интерес к теме занятия, помогает привлечь внимание детей дошкольного возраста к занятию. Например, при построении животных, птиц, насекомых.

Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т. д.; с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей; должно быть выразительным, эмоциональным, доступным детям.

Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь.

При реализации  Программы «Леголенд» используются наблюдения разного вида:

I) распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т. д.);

2) за изменением и преобразованием объектов - дает знания о процессах, объектах окружающего мира;

3) репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливается состояние объекта, по части - картина всего явления.

Метод демонстрации, включает различные приемы:

А) Показ предметов: дети рассматривают кукольную мебель, игрушечные машинки, игрушки животных, игрушечных роботов и др;

Б) Показ образца. Образцом может быть готовая поделка из конструктора;

В) Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

Схемы. Использование схем построения развивает самостоятельность детей, логическое и пространственное воображение. Схемы могут быть рисованными и печатными.(Приложение № 3).

Пальчиковая гимнастика. Развитие мелкой моторики пальцев, обучение сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, выработка воздушной струи, различение звуков на слух – основные методы формирования правильной речи ребёнка. Проводится в начале или в середине занятия.

Творческая деятельность используется в активизации познавательных способностей детей, в поддержке творчества, самовыражении детей в разное время в различных видах деятельности: познавательной, игровой, театрализованной деятельности, в физическом воспитании.

Помимо форм и методов реализации программы применяются и способы поддержки детской инициативы:

На мотивацию и эффективность выполняемых ребенком действий влияют те отдельные удачи и неудачи, с которыми он сталкивается. Поэтому Программа «Леголенд» использует способы:

  • Поощрение исследования окружающей среды у дошкольников;
  • Прививание у детей начальных способностей к исследованию, таких как: определение предметов, упорядочение, сортировка, сравнение;
  • Похвала ребёнка за совершённые достижения;
  • Оказание детям помощи в развитии и тренировке навыков построения
  • Стимулирование к языковому и символическому общению.

3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

В законе «Об образовании в Российской Федерации» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков, помощь педагогов родителям в семейном воспитании. Для обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания детский сад предлагает дополнительные образовательные услуги.

Успешное взаимодействие с родителями возможно лишь в том случае, если семья имеет полное представление о дополнительной общеобразовательной программе «Леголенд», ее содержании, изучаемом материале и результатах. Для ознакомления родителей с Программой в начале года проводится собрание, где сообщается об актуальности направления Лего, целях и задачах, реализуемых на занятиях и ожидаемых результатах. В конце года проходит отчетное собрание по результатам деятельности Программы.

Также для родителей и педагогов ДОУ проводятся открытые занятия в начале и в конце года.  Цель открытых занятий – показать изначальную подготовку дошкольников по данному направлению и результаты, к чему пришли за год обучения.

Для информирования родителей о деятельности программы «Леголенд» каждый месяц проходят фотовыставки в форме отчета о проделанной работе. Что ребенок конструировал за месяц обучения. В свободной форме выставляется в информационный уголок детского сада.

В канун празднования нового года проходит выставка поделок из конструктора, посвященная зимней тематике, на которой родители могут посмотреть результаты по конструированию за первое полугодие обучения, а  ребенок с гордостью похвастаться своими фигурами.

В сценарии праздников включаются конкурсы, аттракционы для родителей с детьми из лего-конструкторов, что позволяет сплотить родителей и ребенка общим делом.

В конце учебного года идет подготовка к участию в городском «Лего-фестивале». Педагогом совместно с детьми создается проект, сценарий презентации проекта по тематике фестиваля. Родители, как активные участники педагогического процесса, заинтересованы в успешности своих детей. Они выдвигают идеи, предлагают разнообразить материалы к проекту, форму для участников фестиваля. Семьи организуют подготовку и поддержку команды детей  во время проведения фестиваля.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ЛЕГОЛЕНД»

1. Материально-техническое обеспечение, обеспеченность методическими материалами

Программа «Леголенд» материально обеспечена:

техническими средствами обучения: музыкальный центр, проектор, экран для использования ИКТ в образовательной деятельности, ноутбук, магнитная доска, полки для детских поделок.

Для конструирования по блокам:

  • Конструирование по образцу – конструкторы «Кроха», «Лего». Презентация «Народные орнаменты»;
  • Конструирование по схеме – схемы поделок из конструкторов «Кроха», «Лего». Презентации: «Животные», «Герои сказок»;
  • Конструирование по условиям – конструкторы «Лего», «LEGO Technik». Презентации: «Транспорт», «Город», «Спорт»;
  • Конструирование по замыслу – тематические картотеки построек из конструкторов «Кроха», «Лего», «LEGO Duplo», «LEGO Technik», картотеки словесных и пальчиковых игр.

Для более эффективной организации рабочего места обучающегося применяются индивидуальные пластины большие и маленькие, сортировочные контейнеры для деталей на каждого ребенка.

Для эффективной реализации программы имеется дидактическое обеспечение, которое включает в себя:

  1. наличие альбомов, журналов, фотографий для лего-конструирования и робототехники,  иллюстрации к сказкам, картинки с изображениями предметов и объектов;
  2. литературный ряд: подборка поэтических и прозаических произведений для  более глубокого эмоционального погружения в тему занятия; тематическая пальчиковая гимнастика, загадки по темам.
  3. музыкальный ряд: подборка музыкальных произведений для усиления эмоциональной выразительности занятия. Например, смена времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – это можно передать в музыке. Классические мелодии и современные детские песенки

Методическое обеспечение:

  1. Алиханова Л.Р. Программа по внеурочной деятельности «Лего-конструирование» С.Писклово, 2011
  2. Комарова Л.Г. Строим из Lego- М, 2011.
  3. Ушаков, К. Как сконструировать сказку. -- CIO, № 9, 18 октября 2007 года.

В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049 – 13 № п.п 11.10 Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей от 5 до 6-ти лет – не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет – не более 30 минут.

П.п. 11.11. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в старшей и подготовительной группе не превышает 45 минут и 1,5 часа соответственно.

П.п. 11.12. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день.

Образовательная деятельность по Программе «Леголенд» проводится 1 раз в неделю (по пятницам). Проводится в ИЗО-студии, количество участников – 8 детей.

2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Развивающая предметно-пространственная среда Программы «Леголенд» обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Она трансформируемая, полифункциональная, содержательно-насыщена, доступна и безопасна.

Образовательная деятельность по Программе «Леголенд» проходит в кабинете ИЗО, а самостоятельная деятельность  детей, по их желанию, проходит  в групповой ячейке.

Для зоны конструирования отводится хорошо освещенная часть групповой комнаты, удаленная от игрового уголка. На открытых полочках ближайшего шкафа, на столах находится принадлежности рисования схем, для конструирования. Рядом стоят ящики с конструктором «Кроха» и «Лего-Дупло». В нескольких небольших контейнерах насыпан конструктор Лего с колесиками, с окошками. Среди конструкторов есть тематические («Архитектор», «Подъемные краны», «Мосты» и др.), которые используют как самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда и в качестве дополняющего основной строительный набор.

Педагогическая диагностика

      Педагогическая диагностика проводится  в форме наблюдения за детьми в самостоятельной деятельности конструированием.

Результаты педагогической диагностики используются исключительно для индивидуализации обучения и оптимизации работы с группой детей.

        

ЛИТЕРАТУРА

1.Алиханова Л.Р. Программа по внеурочной деятельности «Лего-конструирование». – с. Писклово, 2011.

2.Григорьева Г.Г. Игровые приемы. - М.: Педагогика, 2010.

3.Доронова Т.С. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей.- М., 2010.  

4.Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.

5.Комарова Л.Г. Строим из Lego- М, 2011.

6.Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. - М., 2012.

7.Лыкова И. Цветной мир//Обруч. - 2008. - №3. – С.30 – 31.

8.Мельничук А.П. Рыкова Е.А. Прищепенок О.Б. Образовательная программа Лего-конструирование.- С-Пб.: Гимназия №56., 2008.

9.Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников// Дошкольное воспитание. - 1996. -  № 5. - С. 21 - 27.

10.План-программа педагогического процесса в детском саду/Под ред. Михайловой 3.- С-Пб.,2001.

11.Смолярчук И. Развивать творческие способности// Дошкольное воспитание. - 1993.- № 8. – С. 15 - 19.

12.Страунинг А. Методы активизации творческого мышления// Дошкольное воспитание. -  1997. -  № 3.– С. 46 - 55.

13.Ушаков К. Как сконструировать сказку. -- CIO, № 9, 18 октября 2007 года.

14.Черных А. Коллекция успехов// Обруч. - 2012. - № 4. - С. 20 - 22.

15.Шадрина Л.Г. Учимся общению// Детский сад: теория и практика. – 2014.- № 3. – С. 28-30.

16.Центр Информационных Технологий  и Учебного Оборудования http://www.9151394.ru- дата обращения 13.09.2012

17. http://www.rebenokdogoda.ru/lego.html

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Пальчиковая гимнастика

На моей руке пять пальцев, 
Пять хватальцев, пять держальцев. 
Чтоб строгать и чтоб пилить, 
Чтобы брать и чтоб дарить. 
Их не трудно сосчитать: 
Раз, два, три, четыре, пять! 
Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках. 

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
-Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.

Этот пальчик большой —

(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)

Это папа дорогой.

Рядом с папой — наша мама.

Рядом с мамой — брат старшой.

Вслед за ним сестренка —

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш —

Это славный наш малыш.

Дружная семейка!

(Сжать руку в кулак несколько раз.)

Под грибом - шалашик-домик, (соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним. (ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены);
средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол, (ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем - дубовый стол. (левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом - стул с высокой спинкой.(направить левую ладонь вертикально вверх,
к ее нижней части приставить кулачок правой руки
большим пальцем к себе)
На столе - тарелка с вилкой.(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, 
изображая тарелку, правая рука изображает вилку:
ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены
и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят - 
Угощенье для ребят. 

Мама мишек будит рано.

 Не встают они с дивана.

 -Эй, Большак, вставай скорей!

 Ждут друзья уж у дверей!

 -Ну, а ты, лентяй Указка!

 У тебя засохла краска!

 Вы должны с Середняком

 Побелить амбар и дом.

 -Безымянный, мой бедняжка!

 Знаю, болен был ты тяжко.

 Пожалею я тебя,

 Полежи ещё два дня.

 Ты, Мизинчик – малышок,

 Роста у тебя – вершок!

 Но зато проказ и драк

 Сосчитать нельзя никак!

Повстречались два котёнка:

 Мяу-мяу!

 Два щенка: ав-ав!

 Два жеребёнка: иго-го!

 Два тигрёнка: р-р-р!

 Два быка: му-у!

 Посмотри, какие рога!

Дружат в нашей группе

 Девочки и мальчики,

 Мы стобой подружим

 Маленькие пальчики.

Раз, два,три, четыре, пять,

Будем снова мы считать.

 Раз, два,три, четыре, пять,

Мы  закончили считать.

Как живёшь? Вот так!

 Как идёшь? Вот так!

 Как берёшь? Вот так!

 Как даёшь? Вот так!

 Как грозишь? Вот так!  Ночью спишь? Вот так!

Ждёшь обед? Вот так!  А шалишь? Вот так!

Загадки

Царь зверей – большая кошка
Порычит со зла немножко.
Спит он в логове, поев,
Носит гриву, грозный …

С огромными ушами и бивнями дугой,
Гуляет по саванне, как великан большой,
И хоботом сумеет себя почистить он,
Нет никого сильнее, чем африканский …

Всем известный тихоход,
По делам она ползет,
В панцирь прячется от страха
Долгожитель…

Мчатся, мчатся по саванне
К водопою утром ранним
Полосатые лошадки –
Кто быстрее, без оглядки.

Тихо к берегу подплыл,
Притаился он, застыл.
Кто бы в пасть не угодил,
Вмиг проглотит …

Достает своей макушкой
У деревьев до верхушки,
Шея, как высокий шкаф,
Добрый, в пятнышках…  

Скороговорки

Из кузова в кузов сгружали арбузы.

Поезд мчится, скрежеща:

«Же-ча-ща, же-ча-ща!»

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно, 
Чтоб было всем понятно.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Конспект занятия по Лего-конструированию

Тема: Животные Африки. Жираф.

Методическая тема: Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях Лего.

Цель: Создать условия для творческого воплощения воспитанниками образа жирафа посредством конструктора Лего.

Задачи:

- познакомить с животными, которые обитают в Африке;

- закреплять названия элементов лего-конструктора;

- расширять знания по окружающему миру;

- соблюдать технику безопасности при работе с конструктором;

- развивать мелкую моторику пальцев, конструктивное мышление, творчество;

- воспитывать бережное отношение к животным, желание помочь, эмпатия.

Ожидаемый результат: изготовление с помощью конструктора жирафа.

Методы: словесные, наглядные, практические, творческие.

Приемы: рассказ, беседа, обследование образца, обыгрывание персонажей.

      Материалы к занятию:

Демонстративные: ЛЕГО-человечек, образец жирафа из конструктора и отдельные элементы работы, игрушки африканских животных,  

Раздаточные:  конструктор.

       План занятия:

  1. Оргмомент (2 мин)
  2. Инсценировка (6 мин)
  3. Физминутка (3 мин)
  4. Практическая работа (8 мин)
  5. Подведение итогов (4 мин)
  6. Уборка рабочего места (2 мин)

Ход занятия.

Оргмомент(2 мин).

Здравствуйте, ребята!

Деятельность педагога

Деятельность детей

Инсценировка (6 мин).

Педагог: ребята, сегодня к нам пришел наш лучший друг – ЛЕГО-мастер. Он предлагает отправиться на самый жаркий континент Земли – в Африку.

(Подойти к столу с картой Африки).

ЛЕГО-мастер: Как много животных в Африке:

Царь зверей – большая кошка
Порычит со зла немножко.
Спит он в логове, поев,
Носит гриву, грозный …

С огромными ушами и бивнями дугой,
Гуляет по саванне, как великан большой,
И хоботом сумеет себя почистить он,
Нет никого сильнее, чем африканский …

Всем известный тихоход,
По делам она ползет,
В панцирь прячется от страха
Долгожитель…

Мчатся, мчатся по саванне
К водопою утром ранним
Полосатые лошадки –
Кто быстрее, без оглядки.

Тихо к берегу подплыл,
Притаился он, застыл.
Кто бы в пасть не угодил,
Вмиг проглотит …

Достает своей макушкой
У деревьев до верхушки,
Шея, как высокий шкаф,
Добрый, в пятнышках…  

(Обращаясь к жирафу): Вот мой друг – жираф. Жираф, а почему ты такой грустный? Он говорит что у него нет друзей. Почему нет друзей? Ведь столько животных в  Африке, да, ребята. Почему ты ни с кем не дружишь:

Жираф: Со мной никто не хочет дружить. Вот, посмотри!

(Зебра бегает по карте, жираф подходит к ней).

Жираф: Давай дружить!

Зебра: Посмотри на меня. У меня полоски черно-белые. Я вся такая нарядная. А у тебя какая  расцветка?

Совсем не похож на меня, я не буду с тобой дружить.

(Зебра убегает крокодил плавает по рекам.)

Жираф: Давай с тобой дружить

Крокодил: А что ты любишь кушать? А знаете, что я ем?  Не буду с тобой дружить. АМ!

(Жираф убегает поскорее, встречает слона).

Жираф: Давай с тобой дружить.

Слон: дружить с тобой не получиться, мы очень разные.

У меня шея короткая, а у тебя какая?

У меня хобот длинный, а у тебя нос какой?

У меня уши большие, а у тебя?

Мы слоны дружим со слонами!

Жираф (расстроенный): Ну вот, весь я такой не складный, никто не хочет со мной дружить.

ЛЕГО-мастер: не расстраивайся. Ребята, давайте сядем и подумаем для чего жирафу такая шкура пятнистая? А для чего такая длинная шея А такие длинные ноги?  И совсем ты не нескладный.

Как мы можем помочь найти друзей? Что вы думайте?

Я, кажется, знаю, как помочь жирафу. Мы построим жирафов из конструктора.

Вы все знаете правила обращения с конструктором.

Молодцы. Раздача конструктора.

Физминутка (3 мин)

Песенка: у жирафа пятна, пятна, пятнышки везде.

Практическая работа(8 мин).

Строить будем снизу вверх. Обратите внимание. У жирафа 4 ноги. Но сейчас он стоит боком и мы видим 2 ноги, и строим 2 ноги. Одна нога состоит из 4 кубиков.

Туловище – длинный кирпичик,

Шея состоит из 4 кубиков, голова и глаз.

Чем мог бы питаться ваш жираф? Листиками с пальмы.

Подведение итогов(4 мин).

ЛЕГО-мастер: давайте отправим жирафов на континент.  (Танец «Чунга-чанга»)

Жираф: спасибо ребята, вы нашли мне новых друзей. И как их много, и как они на меня похожи.

Уборка рабочего места.

Включим кнопочку пылесоса. По детали разобрать жирафа.

Дети переходят к зоне с картой Африки

Ответы детей

Ответ детей:  желтый, в пятнышку.

Ответы детей

Дети сравнивают, в чем разные жираф и слон.

- длинная

 - короткий

- маленькие ушки

Ответы детей: с такой шкурой пятнистой можно прятаться в природе. Длинная шея – можно доставать свежие листочки сверху. Длинные ноги – помогают убегать от хищников.

Ответы детей: нельзя брать в рот, нельзя ломать, нельзя бросать.

Действия согласно тексту

Дети строят жирафа по этапам:

одна нога, вторая нога, туловище, шея и голова.

Дети строят деревья.

Танец «Чунга-чанга»

Воспитанники разбирают по детали свои работы.

Конспект занятия по лего-конструированию

Тема: Животные Африки.

Методическая тема: Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях Лего.

Цель: Создать условия для творческого воплощения воспитанниками образов  животных Африки посредством конструктора Лего.

Задачи:

- закреплять название животных, геометрических фигур, элементов лего-конструктора;

- расширять знания по окружающему миру;

- соблюдать технику безопасности при работе с конструктором;

- развивать мелкую моторику пальцев, конструктивное мышление, творчество;

- воспитывать бережное отношение к животным, желание помочь, эмпатия.

Ожидаемый результат: изготовление с помощью конструктора животных: верблюда, жирафа, носорога.

Методы: словесные, наглядные, практические, творческие.

Приемы: показ мультфильма, игровая ситуация, обследование образца.

      Материалы к занятию:

Демонстративные: ЛЕГО-человечек, экран и проектор, мультфильм «Бармалей» 1941 г., образец животных из конструктора и отдельные элементы работы, игрушки африканских животных.

Раздаточные:  конструктор.

       План занятия:

  1. Оргмомент (2 мин)
  2. Просмотр мультика(2 мин)
  3. Инсценировка (2 мин)
  4. Практическая работа (6 мин)
  5. Физминутка (3 мин)
  6. Практическая работа (5 мин)
  7. Подведение итогов (3 мин)
  8. Уборка рабочего места (2 мин)

Ход занятия.

Оргмомент(2 мин).

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, родители! Сегодня к нам пришел наш лучший друг – ЛЕГО-мастер. Он говорит, что пришло электронное письмо из Африки. Давайте посмотрим.

Деятельность педагога

Деятельность детей

Показ мультика (2 мин).

Ребята, похоже надо отправляться на помощь и спасать зверей. Но вы знаете, кого мы будем спасать? Вы знаете животных Африки?  

ЛЕГО-мастер: Вы действительно знаете животных. Тогда можно отправляться на помощь. По пути топаем ногами и хлопаем руками, так мы прогоним Бармалея.

(Подойти к столу с картой Африки. На карте ни одного животного, стоит сундук с кладом).

Африка стала пустой, все животные разбежались. Что же делать? Надо вернуть животных. А что это за сундучок, давайте посмотрим.

(В сундуке схемы построения животных)

ЛЕГО-мастер: Ребята, что это такое?

Я предлагаю построить животных из конструктора. Разделимся на три команды. Каждый достает из мешочка фишки. Первая команда строит крокодила, вторая команда строит жирафа, а третья – льва.

Вы все знаете правила обращения с конструктором. Молодцы. (Раздача конструктора.) Не открываем коробки, я скажу, когда их можно будет открыть.

Практическая работа(6 мин).

Строить будем снизу вверх. Обратите внимание. У животных сколько ног? 4 ноги. Но сейчас он стоит боком и мы видим 2 ноги, и строим 2 ноги.  

Туловище – длинный кирпичик,

Шея, голова и глаз.

(Текущий инструктаж)

Физминутка (3 мин)

Песенка: у жирафа пятна, пятна, пятнышки везде. 

Подведение итогов (3 мин).

Рефлексия:

Давайте посмотрим на всех животных.

Уборка рабочего места.

Включим кнопочку пылесоса. По детали разобрать животное.

Ответы детей

Дети переходят к зоне с картой Африки

Ответы детей

Ответы детей: схемы построения

Дети строят животных по этапам:

одна нога, вторая нога, туловище, шея и голова.

Действия согласно тексту

Дети переносят животных на стол  с картой.

Разбирают свои работы

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Технической направленности «Простые механизмы»

Цель программы: создание благоприятных условий для развития у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» для детей 5 - 7 лет

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» - это пространственная система познаний окружающего мира....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности по робототехнике «Электроник»

Дополнительная общеразвивающая программа "Электроник" предлагает использование образовательных конструкторов ЛЕГО, как инструмента для обучения дошкольников конструированию....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа технической направленности «Юный конструктор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа технической направленности «Юный конструктор»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа технической направленности "ЛЕГО- конструктор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа технической направленности «ЛЕГО- конструктор»...